On the issue of alcoholic psychoses in children and alcoholism among young people

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

While on a business trip for agricultural health care. workers in the spring sowing campaign in 1931 (Kolpakovsky state farm Sakhkombpnata "Collectivist" Ivaninsky district Ts. Ch. O), I observed a case of acutely developed alcoholic psychosis in a peasant boy of 3 years of age.

Full Text

Будучи в командировке по медицинскому обслуживанию сельско- хоз. рабочих в весенне-посевную кампанию в 1931 г. (Колпаковский совхоз Сахкомбпната „Коллективист“ Иванинского района Ц. Ч. О), я наблюдал случай остро развившегося алкогольного психоза у крестьян­ского мальчика 3-х летнего возраста. В детском возрасте алкогольные психозы встречаются редко, как видно из доступной мне литературу вопроса. Алкоголизм п алкогольные психозы у детей еще мало изучены. Поэтому описание каждого случая алкогольного психоза в детском воз­расте с учетом бытовых условий развития его имеет большую научную и практическую ценность. Это заставляет меня сделать о нем сообщение. Переходим к описанию случая.

Мальчик М. 3-х лет, села Любицкого Иванинского района, во время моего посещения находился в состоянии сильного возбуждения. Он все время стремился бежать с кровати, смотрел в сторону выходной двери из избы, оглядывался по сторонам, к чему-то прислушивался, кричал, пугался надвигающихся на него, как ему казалось, коров, лошадей и диких зверей. По временам закрывал глаза и уши. Говорил, что „звери лезут в хату,—хотят его загрызть“. Предметы домаш­него обихода, висевшие на стенах, иконы и портреты, принимал за движущихся животных. В темноте галлюцинации усилились. В первое время своих родных не узнавал, принимая их за незнакомых людей.

Из расспросов матери выяснилось, что в день заболевания отец во время пьянки дал ребенку выпить около четверти чайного стакана водки. Мальчик быстро опьянел и сейчас же уснул, спустя 4—5 часов проснулся и стал куда-то бежать и кричать „держите этих лошадей“. Накануне ребенок был здоров, все время играл с детьми. Указаний на какую-либо инфекцию не было.

При осмотре ребенка со стороны внутренних органов изменений не обна­ружено. Пульс 120 ударов в минуту, ритмичный, хорошего наполнения. Темпера­тура 37,1°, общее дрожание всего тела.

Галлюцинации продолжались до следующего дня, часов 12, постепенно сла­бея. На следующий день 22/Ѵ—утром температура 36,6°, пульс 90 ударов в ми­нуту, хорошего наполнения. Ребенок пугливый, все время вздрагивает. Сознание ясное. В окружающем, собственной личности отдает себе ясный отчет. 23/V ре­бенок был здоров. Родители больного после моего объяснения причины болезни ребенка убедились во вредном влиянии спиртных напитков на здоровье и больше детям не давали пить водки. Ребенок находился под моим наблюдением около 3.x месяцев. Все время был здоров.

Мальчик происходит из пьющей семьи. Отец, мать и старшие братья часто пьянствуют. Особенно много пьют в праздничные дни „Водка в доме не выводится“. „Так заведено“ говорит отец. „Отцы наши пили и мы пьем“. Мальчика с грудного возраста отец приучил к водке. Во время выпивок пьяный отец угощал его водкой, говоря „На выпей для закалки организма“. По словам матери у ребенка в двух­летнем возрасте после спаиванья водкой были несколько раз подобные, только более легкие, состояния. Мать думала, что он дурачится и не обращала на это внимания, так как скоро все проходило, и ребенок успокаивался. Последнее время ребенок стал нервным, легко раздражался, плохо спал, часто во сне вздрагивал.

В наследственности по линии отца отмечаются алкоголики и психопатиче­ские личности (эпилептоидного круга).

Данные объективного обследования и анамнеза дают основание считать, что мы в данном случае имеем дело с алкогольным психозом, остро развившимся после спаивания ребенка водкой. Отсутствие каких- либо данных, указывающих на наличие инфекции, развитие заболевания непосредственно после опьянения, характер течения психоза, не оставляют никакого сомнения в диагнозе.

Профессор Ziehen считает детскую нервную систему чрезвычайно чувствительной к алкоголю „Я прямо таки считаю преступлением, у меня нет мягче выражения для этого, говорит профессор Ziehen, когда дают детям ежедневно некоторое количество алкоголя“.

Профессор Крепелин приводит случай 4-летнего мальчика, до­ставленного в тяжелом состоянии опьянения, „пропавшего“ у своих ро­дителей во время их пьяных похождений. По мнению проф. Крепели­на, даже умеренные однократные приемы вина ослабляют умственные, духовные силы детей.

В литературе отмечены случаи припадков у детей и юношей, раз­вившихся в связи с употреблением спиртных напитков. Soltman при­водит случай, когда ребенок с 14-го дня жизни до 8 недель ежедневно подвергался судорожным припадкам, не уступающим никакому лечению. С удалением из прежнего жилища ребенок выздоровел. Родители зани­мались дестилляризацией спирта, и воздух жилища был постоянно насы­щен парами спирта. Bourneville приводит подробное описание слу­чая падучей болезни и слабоумия, развившихся у ребенка 4-х лет вслед­ствие повторного употребления вина. До 3-х лет ребенок был здоров. Только после того как он был взят на воспитание к деду-трактирщику развились припадки. Профессор Demme наблюдал 7 случаев тяжелого опьянения у детей. Самому младшему не было еще 1½ лет. Е m е г і с h отметил случай повторных судорог у ребенка 4 лет. после того как он. благодаря недосмотру родителей, выпил много вина. Судороги пподолжались 10 часов. До этого ребенок был здоров. Jacoby приводит случай алкогольного полиневрита у мальчика 4½ лет, получавшего пиво от ½ до целого стакана с 6 месячного возраста. Collins тоже отметил два подобных случая алкогольного полиневрита у детей.

В литературе имеются также случаи алкогольных психозов у детей. Так, Weiss и Stadler наблюдали белую горячку у детей 4—5 лет­него возраста. Ma'ddew лечил 8-летнего мальчика, страдавшего белой горячкой. Legrain наблюдал приступа алкогольного бреда у 18 месяч­ной девочки. Conrads приводит случай острого алкогольного психоза у 2 ½летнего, совершенно здорового мальчика. Из анамнеза выяснилось, что накануне мальчику на крестинах гости давали то пиво, то вино- Галлюцинации продолжались несколько часов. Förster наблюдал слу­чай воспаления легких у 3½ летнего мальчика, осложненный типичной белой горячкой. Мальчик, сын ресторатора, получал регулярно пиво и коньяк с молоком и яйцами. Kossowitz приводит 12 случаев пора­жения центральной нервной системы алкогольного происхождения у детей в возрасте от 11 м-цев до 12 лет. У некоторых из них была типичная белая горячка. Millon наблюдал у 3 месячного ребенка явления тяже­лого опьянения, вызванные вдыханием паров алкоголя в то время, когда его кормилица смочила своей подруге волосы крепким ромом. Этот случай лишний раз подтверждает большую чувствительность маленьких детей к алкоголю. Футер наблюдал в Москве из каждых 100 беспризорных детей, ночевавших в ночлежке, 35—40 детей, которые пили и нюхали кокаин. Некоторые из них уже страдали в связи с постоянным потреблением алкоголя и кокаина явлениями душевной болезни. Одному мерещились крысы, выползающие из угла, другому бумажки на дне мусорного ящика казались червонцами, третьего преследовали на улице и т. д., т. е. на­блюдались явление алкогольного психоза. Профессор Гиляровский приводит 3 случая детей алкоголиков 10, 6 и 3 лет, леченных в психиат­рической клинике II М. Г. У., причем двое старших обнаружили все явления привыкания: у девочки 6 лет наблюдались судорожные при­падки.

В литературе отмечены также смертельные случаи у детей от одно-. кратных небольших доз алкоголя. В 1854 году Uhde наблюдал смер­тельное отравление 2-хлетнего ребенка небольшим количеством водки (около 3 унц.). Hönerkopf описал случай смертельного алкогольного психоза у 3½ летнего мальчика. Смерть наступила спустя 12 часов после того, как отец дал ему выпить 2 полных столовых ложки водки. Seydel приводит 7 случаев острого смертельною отравления алкоголем в детском возрасте. Maschka наблюдал 2 случая смертельного отрав­ления от 5 столовых ложек водки у 7¼-летнего и 3½-летнего мальчи­ков. Д-р Якубович приводит случай, когда ребенок, получив для ус­покоения 2 чайных ложки водки, умер спустя полсуток. Из приведенных литературных данных видно, как беспощадно алкоголь даже и в малых дозах отражается на растущем организме детей и подростков.

Что касается алкоголизма вообще среди детей и подростков, то в этом отношении имеется довольно большая, как иностранная, так и русская литература. Несмотря на это, вопрос алкоголизма среди моло­дежи недостаточно изучен. Профессор Крепелин считает, что в на­стоящее время большинство детей школьного возраста более или менее получает алкоголь. Так, Bayer нашел, что из 591 ребенка только 134 никогда не пили спиртных напитков, зато 219 принимали алкоголь ежедневно, а 74 даже несколько раз в день (цит. по Крепелину). Hecker показал, что из 4589 учеников народных школ в Германии 66% пили пиво ежедневно, 30,1% лишь иногда, а около—8% получали кроме того водку; только 13,9% совсем не получали алкоголя (цит. по Крепелину). По данным доктора Коровина, обследовавшего 22617 детей начальной школы, оказалось, что из каждых 100 мальчиков уже употребляли спиртные напитки—67 и из каждых 100 девочек—46 (цит. по Тяпугину). Т. Богомолова при обследовании школьни­ков в возрасте от 6 до 16 лет отметила около 14% детей, втянутых в бытовой алкоголизм. Розенблюм И. И. среди юношей 15—19 лег насчитывает 71,5% пьющих. ПоН. Озерецкому несовершеннолетние правонарушители начинают пить в возрасте: 12—14 лет—53,4%, 8—11 лет—28,3%. Почти такие же данные получены и другими авторами, изучавшими алкоголизм среди молодежи (Агол, Чучелов, Вольф­сон, В. Липский и И. Тетельбаум).

С целью изучения алкоголизма среди молодежи мною подробно об­следовано 426 человек детей и подростков в возрасте от 2 лет до 21 года. Обследование производилось путем опроса во время моих амбулаторных приемов на врачебном пункте при Колпаковском совхозе Сахкомбината „Коллективист“ Иванинского района Ц. Ч. О. Относительно алкоголизма малолетних детей опрашивались родители.

Из 426 чел. (106 м.+320 ж ) детей и юношей оказалось пробовавших когда-либо, хоть раз, спиртные напитки—306 (71%) чел., причем боль­шой разницы между мужчинами (74,5%) и женщинами (70,9%) нет. Из 79 мужчин, когда-либо пивших спиртные напитки, напивались хоть раз до опьянения—51 (64,6% ч.). Из 227 женщин, пробовавших когда- либо спиртные напитки, напивались хоть раз до опьянения—82 (36,1%). Отмечались также случаи первого опьянения в грудном возрасте. Так, среди мальчиков до 5 лет первое опьянение наблюдалось в 2 (3,9%) случаях, среди девочек—в 3 (3,7%) случаях.

При тщательном распросе матерей выяснилось, что первое знаком­ство со вкусом спиртных напитков начинается в большинстве случаев рано. Так, до 5-летнего возраста были знакомы со вкусом алкоголя: мальчиков—25 (31,7%) человек из 79 ч., когда-либо пробовавших спирт­ное, девочек 43 (19%) чел. из 227 челов.

В отношении потребления спиртных напитков за последний год, по данным моего обследования—пьют: 33 юношей, т. е. 42,0% и 37 девушек, т. е. 16,3% по отношению к числу лиц когда-либо пробовав­ших спиртные напитки. В большинстве случаев пьют редко и мало: после получки (сезонные рабочие и работницы), в торжественные дни; юноши—для храбрости во время гулянья с девушкой.

Необходимо отметить, что % раннего знакомства детей со спирт­ными напитками резко преобладает в пьющих крестьянских семьях. Вне' пьющих же или мало пьющих семьях дети пьют редко и знакомятся со вкусом алкоголя в более позднем возрасте.

По нашим сведениям алкоголизм среди крестьянской молодежи но­сит бытовой характер.

Первое знакомство детей со спиртными напитками, первое опьяне­ние детей в большинстве случаев является результатом спаивания детей родными и знакомыми в дни попоек. Часто во время самогонокурения отец, пробуя качество самогона, давал попробовать и малолетнему сыну. Мною наблюдались случаи, когда матери-крестьянки, уходя на полевые работы, давали грудным детям в небольшом количестве водку с моло­ком, чтобы они хорошо и долго спали. Приходилось много тратить сил и времени, чтобы разъяснить родителям пагубное влияние спиртных на­питков на развитие и здоровье детей.

На основании приведенных литературных данных и нашего наблю­дения можно сделать следующие выводы:

  1. Нервная система юного развивающегося организма чрезвычайно чувствительна к алкоголю.
  2. Алкогольные психозы в детском возрасте встречаются сравни­тельно редко, развиваются на почве бытового алкоголизма.
  3. Среди крестьянской молодежи имеется значительный % потребляющих алкоголь, причем первое знакомство со вкусом спиртных на­питков обычно падает на молодой возраст.
  4. Наблюдается сравнительно частое спаивание водкой грудных детей родителями.
  5. Процент раннего знакомства детей со вкусом алкоголя пьющих родителей резко преобладает по сравнению с детьми непьющих родителей.
  6. Необходимо вести энергичную борьбу с алкоголизмом среди мо­лодежи и родителей.
×

About the authors

I. M. Vish

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies