VII Областной С’езд врачей Татреспублики
- Авторы: Казанцев И.А.
- Выпуск: Том 23, № 3 (1927)
- Страницы: 371-381
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 17.08.2021
- Статья одобрена: 17.08.2021
- Статья опубликована: 15.03.1927
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/78233
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj78233
- ID: 78233
Цитировать
Полный текст
Аннотация
С 13 по 18 января 1927 г. в Казани состоялся VII Областной С’езд врачей ТP. Всех делегатов па С'езде было 119 чел., в том числе из кантонов—25 чел. Работа С’езда носила исключительно-деловой характер и привлекла к себе внимание не только делегатов С’езда, но и очень большого количества гостей, число которых в день открытия С’езда доходило до 200 чел.; в остальные дни посещаемость С’езда также была для Казани небывало высока, из чего можно сделать один вывод, - врачебная масса выросла, за последнее время она шагнула вперед, о чем свидетельствует и рост ее профессионального актива: из 119 делегатов С’езда несут профессиональную работу 69,5%.
Ключевые слова
Полный текст
С 13 по 18 января 1927 г. в Казани состоялся VII Областной С’езд врачей ТP. Всех делегатов па С'езде было 119 чел., в том числе из кантонов—25 чел. Работа С’езда носила исключительно-деловой характер и привлекла к себе внимание не только делегатов С’езда, но и очень большого количества гостей, число которых в день открытия С’езда доходило до 200 чел.; в остальные дни посещаемость С’езда также была для Казани небывало высока, из чего можно сделать один вывод,- врачебная масса выросла, за последнее время она шагнула вперед, о чем свидетельствует и рост ее профессионального актива: из 119 делегатов- С’езда несут профессиональную работу 69,5%.
Бюро Врачебной Секции перед С’ездом проделало довольно серьезную работу,—с участков им было получено большое количество анкет, полно характеризующих положение врача на селе, что позволило, с цифрами в руках, объективно, выступить на С’езде с докладом «Условия участковой работы врача». Многие- врачи города,—к сожалению, далеко не все,—также заполнили анкеты, цифровой материал которых послужил основанием для доклада «О материальном и правовом положении врачей». Программные вопросы С’езда были заранее намечены и получили некоторое освещение на страницах газеты «Красная Татария». Наконец, получение делегатами тезисов по ряду докладов дало им возможность вполне ознакомиться с предстоящими занятиями и принять в работе С'езда то активное участие, которое отмечено выше, значительно сократив время по многочисленным выступлениям.
В итоге за 6 дней С’езда на последнем был проработан огромный материал по 10 докладам и 4 содокладам. Особенной полнотой отличался доклад секретаря Центрального Бюро Врачебных Секций, д-ра Воробьева, «О работе Центрального Бюро Врачебных Секций». Вопросы заработной платы, правового и материального положения врачей, охраны врачебного труда, усовершенствования врачей, вопросы взаимопомощи, мастерски освещенные докладчиком, вполне гармонировали с настроением делегатов С’езда и, будучи детализированы в ряде последующих самостоятельных докладов по указанным вопросам, вызвали оживленные прения и получили свое отражение в приводимых ниже резолюциях.
В широко развернувшихся прениях по основным докладам С’езда «О работе Татотдела Союза Медсантруд и Бюро Врачебной Секции», все выступавшие делегаты фиксировали внимание С’езда на необходимости большего участия врачей в работе месткомов, производственных совещании, в культработе, и т. д. Это дает основание думать, что работа Бюро Врачебной Секции за межс’ездный период не прошла даром; она в корне изменила отношение врачебной массы к вопросам общественно-политического характера; она внедрила в сознание врачей здоровую» мысль, что только привлечение общественного мнения вокруг вопросов здравоохранения и его постоянных, подчас незаметных работников способно создать ту благоприятную атмосферу, которая позволит врачу плодотворно нести его по истине- героическую работу по оздоровлению труда и быта трудящегося населения.
По докладу Наркомздрава д-ра Мухамедъ ярова впервые на С’езде, как об этом указывалось на страницах «Красной Татарии», во всей полноте встал вопрос о постановке зубоврачебного дела в Татреспублике. Вопросы все еще хромающей сельской медицины были ярко освещены в прениях кантонными представителями. Не останавливаясь на целом ряде других докладов, не менее интересных и важных в практической жизни врача, деловой и серьезной проработке которых С’езд уделил много внимания, необходимо отметить, что на последнем заседании С’ездом был заслушан весьма интересный доклад д-ра Эпштейна «О правовом положении и судебной ответственности врачей». Жаль, что, за недостатком времени, прений по этому наболевшему вопросу не было.
В процессе текущей работы С’езд был посещен председателем Совета Народных Комиссаров Татреспублики, тов. Габидуллиным, и дважды —председателем Татпрофсовета, тов. Боярским, которые в своих обширных выступлениях подробно остановились на задачах и роли врачей в деле советского строительства и профессионального движения, на что С’езд единодушно ответил посылкой приветствия ЦИК’у и Совнаркому Татреспублики, выразив готовность отдать все свои силы Советской Власти на проведение в жизнь задач нового строительства и процветание Татреспублики.
6 дней напряженной работы С’езда показали, что ликвидаторское настроение в отношении врачебных секций изжито, врачи все более и более втягиваются в общественную работу. Остается пожелать, чтобы они не остановились на полдороге, а продолжали шаг за шагом завоевывать позиции в общественно-политической жизни, и тогда, с ростом культурно-экономического положения страны, с проводимой Правительством политикой по вовлечению трудовой интеллигенции в активную работу по новому строительству, их лучшее будущее обеспечено.
Приветствие ЦИК у и Совнаркому Татреспублики
VII Областной С’езд врачей Татарии шлет горячий привет Правительству ТССР. Улучшение культурно-экономического состояния СССР, Татарской Республики в частности, проводимая Советской властью политика по вовлечению трудовой интеллигенции в активную работу по новому строительству—для советского врача создают благоприятные условия для широкого оздоровления трудового населения, для успешной и плодотворной борьбы за новый, здоровый быт и за поднятие производительных сил страны, как необходимая предпосылка нового социалистического строительства. С’езд уверен в том, что Правительство ТССР, по мере роста экономики края, примет меры к дальнейшему улучшению условий труда и быта врачей, в лице которых Советская Власть найдет убежденных и преданных проводников задач нового строительства. Президиум Съезда.
Резолюции С’езда.
Резолюция по докладу Центрального Бюро Врачебной Секции.
- VII Областной С’езд врачей ТР, заслушав доклад тов. Воробьева о работе Центрального Бюро Врачсекции за период от III С’езда Врачебных Секций, одобряет деятельность ЦБ и проводимую линию признает правильной.
- С’езд констатирует достижения ЦБ в следующих областях работы: а) в мероприятиях по улучшению материального и правового положения врачей: б) в мероприятиях по привлечению внимания Советской Общественности к жизни n нуждам врачей и установлению тесной связи ЦБ с прокуратурой, что позволило ЦБ вступить в защиту отдельных врачей и добиться отмены ряда приговоров: в) в разработке ряда законоположений, регулирующих права, обязанности и ответственность врачей: г) в усилении связи с местами, как живой, так и письменной: д) в ряде мероприятий по обслуживанию культурных нужд врачей.
- С’езд выдвигает следующие положения, которые должны быть будущим ЦБ проведены в жизнь:
А) В области организационной: а) необходимо сконцентрировать внимание на работе У/отделений и К/отделений; б) на лучшем обслуживании врачей железнодорожного и водного транспорта; в) на большем вовлечении зубврачей в работу Секции и изучении их труда и специфических нужд.
Б) В области экономической: а) ЦБ должно принять все меры по проведению в жизнь декрета Совнаркома РСФСР от 2/ХІІ 1925 г.—1) относительна более полного урегулирования норм труда врачей, особенно на участках; 2) относительно декретирования для участковых врачей на ближайшие годы месячных отпусков, б) ЦБ необходимо стремиться к окончательному изжитию руководящими органами убеждения о побочном приработке врача, настаивая на предоставлении ему зарплаты, которая из года в год должна повышаться и быть уравнена с зарплатой специалистов промышленности, в) Зарплата зубных врачей должна быть доведена до минимума, установленного для медицинских врачей, г) ЦБ следует поставить вопрос перед соответствующими организациями об оплате ординаторов клиник наравне с оплатой штатных ординаторов, работающих в лечебных учреждениях органов здравоохранения, д) С’езд считает необходимым бронирование через ЦБ курортных мест для врачей, ибо места на курорты, поступающие в порядке общей разверстки, врачами не используются, так как использование их могло-бы вызвать нарекания масс, могущих рассматривать поездку врача на курорт, как использование служебных прав в личных интересах, е) ЦБ должно установить еще более тесную связь с местами и усилить свое внимание по отношению к страховым органам, ибо на местах несогласованность работы часто вредит делу здравоохранения и обостряет взаимоотношения между, медперсоналом и обслуживаемым населением.
В) В области культурного обслуживания: ЦБ должно поставить вопрос перед местными организациями о создании культурных центров для врачей на. местах, в виде домов врачей или клубов, и добиваться от органов здравоохранения обеспечения врачебных участков соответствующей медицинской литературой.
Резолюция по докладу Правления Татотдела Союза и Бюро Врачебной Секции Медсантруд.
1) Областной С’езд врачей АТССР, заслушав доклад о деятельности Правления и Бюро Врачебной Секции, констатируя, что за истекший год Правлением и Бюро проделана значительная работа по налаживанию связи с врачами кантонов, защите правовых интересов врачей и участию в производственной работе ТНКЗ’ва признает работу Правления и Бюро удовлетворительной.
2) С’езд считает необходимым добиваться дальнейшего улучшения материального положения врача и увеличения зарплаты, еще значительно отстающей от зарплаты других специалистов, широко используя прессу, бюджетные кампании и т. д.
3) Признавая особые условия труда зубврачей, С’езд поручает Бюро Врачебной Секции провести необходимую работу об изучении этих условий и охране труда зубврачей. В отношении зарплаты зубврачей С’езд считает необходимым подтянуть ее до уровня врачебного минимума ТССР.
4) Отмечая недостаточную связь с врачами транспорта, находящимися в специфических производственных и бытовых условиях, С’езд считает необходимым провести работу по вовлечению их в работу Бюро Врачебной Секции.
5) Отмечая интерес и активность врачей в разрешении вопросов производственного характера и считая активное участие врачей в здравоохранении чрезвычайно целесообразным и полезным как с производственной, так и с профессиональной точки зрения, С’езд считает необходимым поручить Бюро Врачсекции углубить работу по вовлечению широких масс врачей в строительство здравоохранения.
6) В виду своеобразных условий сельской жизни, условий географических и социально-бытовых, сильно отличающихся от таковых в городе, необходимо на каждом С’езде врачей уделять достаточно внимания докладам участковых врачей о постановке здравоохранения на селе.
7) В виду того, что размер стипендии врачей-стажеров не соответствует прожиточному минимуму, С’езд признает необходимым поручить Бюро Врачебной Секции возбудить перед соответствующими организациями вопрос об увеличении ее и своевременной выплате.
8) Врачи-стажеры в отношении всех видов лечебной и социальной помощи должны пользоваться правами застрахованных.
Резолюция по докладу Татнаркомздрава.
1) Заслушав отчетный доклад Наркомздрава тов. Мухамедьярова, с содокладом зав. Отделом медпомощи застрахованным тов. Луцакова, VII Областной С’езд врачей ТССР, констатируя качественное и количественное улучшение лечебно-санитарного обслуживания населения г. Казани и кантонов за межс’ездный период, считает работу ТНКЗ’а удовлетворительной и общее направление в ней правильным.
2) Наряду с этим С’езд отмечает крайне недостаточное ассигнование средств на дело здравоохранения, в особенности по местному бюджету (города и кантонов), вследствие чего мы имеем слабую постановку дела на участках, весьма тяжелые условия труда медработников (низкую зарплату, отсутствие нормального рабочего времени), чрезвычайно слабый темп развития больничного строительства и ремонтно-восстановительных работ, в особенности в кантонах, недостаточную обеспеченность кантонов врачами и средним медперсоналом и невозможность проведения необходимых мероприятий по борьбе с эпидемическими заболеваниями и улучшению санитарного состояния Республики.
3) В целях улучшения постановки дела здравоохранения и устранения вышеуказанных недочетов С’езд считает первоочередной задачей органов здравоохранения ТР: а) добиться увеличения доли участия здравоохранения в местном бюджете, хотя-бы до уровня соседних республик и областей (от 15,2% до 17,1%), которые в экономическом отношении мало отличаются от ТР; б; принять все меры к увеличению зарплаты всему медперсоналу; в) принять все меры к проведению нормальных штатов в лечебно-санитарных учреждениях и повсеместному осуществлению Кодекса законов о труде, обратив внимание на установление правил внутреннего распорядка в учреждениях; г) следить за проведением декрета ТСНК от 18/VIII 1926 г. об улучшении материально-бытового положения участкового медицинского персонала ТР; д) принять меры к увеличению нормы расходов на содержание лечебно-санитарных учреждений; е) принять меры к усилению трудовой дисциплины в лечебно-санитарных учреждениях, уточнив права и обязанности возглавляющих их врачей в соответствии с постановлением Пленума Ц. К. Медсантруд по Докладу НКЗ т. Семашко «О мерах к устранению непорядков в лечебных учреждениях».
4) Придавая большое значение участию трудящихся в деле здравоохранения, С’езд обращает внимание органов здравоохранения на необходимость оживления работ административно-хозяйственных совещаний и обязательного участия администрации в работе производственных совещаний.
5) Признавая в целом недостаточность существующей больничной сети в кантонах и отмечая крайне неравномерное распределение этой сети по национальному признаку (19,5 % в татарских, 8 % в нацменовских, 72,5 % в русских селениях), С’езд одобряет проводимую НКЗ-м линию по развертыванию больничной и врачебно-амбулаторной сети в татарских районах, одновременно обращая особое внимание на качественное улучшение существующей; С’езд считает, что ТНКЗ’ву необходимо разработать план нового больничного строительства в кантонах с учетом национально-бытовых и культурно-экономических условий кантонов.
6) Констатируя неудовлетворительное состояние зубоврачебного дела как в городе, особенно на его окраинах, так и в кантонах, С’езд считает необходимым усилить зубопомощь; в частности необходимо: а; расширение сети зуболечебных учреждений, б) оборудование зубоамбулаторий инвентарем и инструментарием— в первую очередь в кантонах и на окраинах города, в) возглавление их квалифицированным персоналом, путем полного использования мест для усовершенствования зубоврачей в ГИЗ’ах и созданием при Казанском Клиническом Ин-те курсов для зубоврачей и одонтологов, г) создание при ТНКЗ’ве должности консультанта на зубоврачеванию, д) усиление профилактической работы по зубоврачеванию.
7) Придавая большое значение профилактике, С’езд одобряет план проведения диспансеризации лечебного дела и организации амбулаторных об’единений в Казани, причем обращает внимание органов здравоохранения на более рациональное проведение профилактической работы на участках, усиление работы смешанных диспансеров, лечебно-обследовательских отрядов и передвижных выставок и более энергичное проведение оспопрививательной кампании на местах, а равно на улучшение дезинфекционного дела на местах и на упорядочение санитарной статистики.
8) Отмечая тяжелое состояние санорганизации ТР, выразившееся в хронически пустующих местах санврачей в части кантонов, усиленном уходе на лечебную работу и ничтожном пополнении их кадров врачами последних выпусков, С’езд находит необходимым: а) улучшение материально-правого положения санврачей, б) усиление общественной работы в санорганизациях, в) возобновление созыва сансоветов в обще-республиканском масштабе и периодических сансовещанип в кантонах, г) ускорение издания мед.-санитарного журнала при ТНКЗ’ве, д) обеспечение жил.-сан. инспекции надлежащим количеством работников, е) приравнение кантональных санврачей в пользовании коммунальными услугами к участковым врачам.
9) В виду того, что санорганизации в кантонах является молодой, а бюджет кантонов недостаточно окрепшим, необходимо ТНКЗ'ву и в дальнейшем добиваться перед соответствующими организациями оставления ее на госбюджете.
10) Отмечая, что недостаточное число работников в аппаратах кантздравов и частая смена заведующих отделами весьма отрицательно отражаются на постановке дела в кантонах, С'езд поручает НКЗ’ву, при поддержке Правления Союза, провести твердые штаты кантздравов через соответствующие органы и урегулировать этот вопрос, а равно принять меры к урегулированию взаимоотношений лечебно-санитарных учреждений с ВИК’ами, в соответствии с постановлением ЦК Союза Медсантруд по докладу НКЗ т. Семашко. «О мерах к устранению непорядков в лечебных учреждениях».
11) В виду специфических особенностей в работе здравотделов, последние должны возглавляться по возможности врачами; медицинские совещания, устраиваемые при здравотделах для проработки вопросов здравоохранения по мере надобности, должны созываться, как правило, регулярно; действующее положение о медицинских совещаниях, как устаревшее, должно быть в ближайшее время пересмотрено.
12) С’езд считает ненормальною загрузку ТНКЗ’ва и его учреждений большой отчетностью и рекомендует взять на себя инициативу перед соответствующими советскими организациями о необходимости ее сокращения, а равно принять меры к изжитию недостатков в работе аппарата ТНКЗ’ва, каковы: несвоевременное начало работы комиссий, продолжительное ожидание некоторых заведующих отделами, задержка в разрешении финансовых вопросов и пр.
13) С’езд подчеркивает необходимость усиления влияния ТНКЗ’ва при проведении тех или иных мероприятий по линии здравоохранения в кантонных отделах здравоохранения.
14) Необходимо усилить обследование, инструктирование и всестороннее изучение сельского здравоохранения путем выезда представителей ТНКЗ’ва в плановом порядке.
15) Необходимо усилить работу по продвижению участковых медработников на свободные городские должности через конкурсные комиссии, на основе нового положения ЦБ Врачсекции о конкурсных комиссиях.
16) Отмечая крайне незначительное ассигнование на раз’ездные и суточные участковому медперсоналу, а также отсутствие раз’ездной летней и зимней спецодежды, при весьма недостаточном количестве спецодежды вообще, С’езд считает абсолютно необходимым добиваться в самом непродолжительном времени, вполне достаточных денежных средств на удовлетворение означенных надобностей.
17) Необходимо приступить в самом непродолжительном времени к обеспечению наиболее мощных врачебно-больничных участков собственным транспортом, в целях более планомерной и продуктивной лечебно-профилактической работы.
18) С’езд считает обеспечение участков вторыми врачами задачей вполне назревшей, для разрешения которой необходимо стремиться создать в самом непродолжительном времени соответствующие материальные, трудовые, бытовые и правовые условия.
19) Отмечая чрезвычайно низкий процент служащих из татар и нацменов, С’езд обращает внимание органов здравоохранения на необходимость вовлечения в производство большого количества работников из татар и нацменов и принятия соответствующих мер к подготовке высшего и среднего персонала из них, согласовав эту работу с союзными организациями.
20) С’езд обращает внимание органов здравоохранения на проведение режима экономии в мечсанучреждениях,—следует рационально расходовать отпущенные средства, избегать нецелесообразных расходов и стремиться к наиболее упрощенным методам работы—с условием, чтобы эти мероприятия отнюдь не отражались отрицательно на обслуживании больных и на положении персонала.
21) В целях рационализации лекарственного отпуска для застрахованных и всего населения, в особенности в кантонах, необходимо вновь пересмотреть список правил лекарственного отпуска в сторону его расширения в пределах финансовых возможностей, улучшить постановку аптечного дела в сельских местностях, а также урегулировать учет медикаментозного отпуска за счет страховых сумм, путем регулярных обследований аптек Татмедторга.
Резолюция по докладу о материальном и бытовом положении врачей.
1) Материальное положение врачей улучшается в связи с общим экономическим ростом государства; отсталость этого положения в сравнении с довоенным временем находится в связи с тяжелым экономическим положением страны в эпоху гражданской войны, разрухи и голода; оно начинает постепенно улучшаться после окончания гражданской войны и связано с эпохой строительства страны. При этом улучшение материального положения участковых врачей идет более медленно, чем городских, в связи с более медленным ростом местного бюджета; в городских условиях у отдельных врачей, кроме того, имеется возможность дополнительного заработка.
2) Это улучшение материального положения врачей, однако, недостаточно пропорционально в сравнении с улучшением экономического положения страны вообще и других работников трудовой интеллигенции в частности (инженеры, архитекторы, землемеры и т. д.). Указанное явление зависит от недостаточной пропорциональности роста бюджета здравоохранения в сравнении с общим бюджетом вообще и в ТР в частности; кроме того, имеется частичная недооценка значения здравоохранения в общем строительстве страны.
3) Безработицы среди врачей ТР нет, так как имеются незамещенные участки, но в Казани среди врачей имеются желающие получить работу только в городе и отказывающиеся от работы в кантонах. Борьба с этим явлением затрудняется неудовлетворительным материальным положением участковых врачей и местами ненормальным правовым положением врачей в кантональных условиях, а также бытовыми причинами.
4) Совместительство среди врачей—крайне ненормальное явление, приносящее вред самим врачам, делу здравоохранения, населению и государству. Большинство случаев совместительство обусловливается недостаточной основной зарплатой и наблюдается, главным образом, среди семейных врачей. Для борьбы с совместительством Бюро Врачебной Секции должно изучить причины этого явления: в дальнейшем, кроме того, всякое совместительство должно быть согласовано с Бюро Врачебной секции.
5) Бытовые условия врачей складываются крайне ненормально, вредя их врачебной, научной и общественной работе. Работа по хозяйству, перегруженность работой, отсутствие отдельных комнат, неудовлетворительные жилищные условия вообще, а также недостаточный, урезанный бюджет врачебной массы мешают повседневной подготовке врачей и их нормальной работе для общества; отсутствие средств на культурные нужды отягощает это положение.
6) Те же условия,—перегруженность работой и стремление остаток времени употребить на подготовку к повседневной врачебной деятельности и усовершенствование,—отрывают врачебную массу от широкой общественной деятельности, ограничивая ее работой в жилтовариществах и т. п.
7) Значение частной практики в бюджете врачей минимально. Только у небольшой группы врачей частная практика ощутительно подкрепляет бюджет, у большинства же врачебной массы она отсутствует совершенно. Значение частной практики обывательски преувеличено.
8) Необходимо создать широкое общественное мнение вокруг дела здравоохранения, постоянно выясняя роль здравохранения в общем строительстве Союза и роль врачей в деле здравоохранения. Улучшение материального положения врачей является необходимой базой дальнейшего развития дела здравоохранения.
Резолюция по докладу о профилактической работе и санитарном просвещении д ра Биккенина и содокладчика д-ра Гринберга.
1) С’езд считает правильной линию советской медицины относительно превращения медицинских участков в здравпункты, путем последовательного и систематического проведения профилактических начал лечебного дела в работе участка.
2) С'езд отмечает, что уже сделан первый сдвиг в отношении поворота лечебной организации в сторону профилактики (начало работы по диспансеризации в г. Казани, введение профилактического дня в целом ряде участков ТР) и констатирует усиление санитарно-просветительной работы, а также расширение деятельности по охране матмлада и повышение активности населения в вопросах здравоохранения.
3) В интересах проведения плановости в работе и ее дальнейшего усиления на участке, С’езд считает нужным: а) обследование и изучение санитарно-бытовых условий населения и проведение надлежащих мер с целью оздоровления труда и быта последнего; б) планомерное проведение регистрации и статистического учета детской смертности, эпидемических заболеваний и социально-бытовых болезней; в) в целях рациональной борьбы с эпидемическими заболеваниями—устройство заразных отделений при б-цах, где таковых нет, и улучшение дезинфекционного дела в кантонах (в частности, в борьбе с натуральной оспой должны принимать участие не только санитарная организация, но и участковый персонал, крайне заинтересованный в оздоровлении своего участка); г) использование в целях учета социально-бытовых болезней и борьбы с ними материалов комиссий по приему на действительную военную службу; д) дальнейшее углубление и расширение работы по охране материнства и младенчества; е) проведение в жизнь, в целях оздоровления школы, положения о сельских комиссиях по охране здоровья детей и подростков с обращением в первую очередь внимания на нагрузку учащих и учащихся, на профилактику школьных заболеваний и распространение tbc и остро-заразных заболеваний в школе и через школу; ж) признание вопросов оздоровления сельской школы вообще программными вопросами будущего очередного с’езда врачей ТР, для чего необходима проработка этих вопросов на местах; з) в виду культурной отсталости сельского населения и чрезвычайно широкого распространения знахарства—усиление санитарно-просветительной работы, которая должна проводиться в тесном контакте с учителем, агрономом, ветврачем, опираясь на сельский актив, на медучастках, в избах-читальнях, а главным образом через школу; и) для успешности проведения санитарно-просветительной работы на селе—усиление снабжения кантонов санпросветительной литературой и наглядными пособиями, отражающими местный быт, а также и организацию передвижных выставок в большем количестве; при этом к) в условиях работы среди татарского и нацменского населения, при недостаточном числе медработников, владеющих местными языками, наглядность проведения санпросветработы должна быть особенно оттенена.
4) С’езд подчеркивает необходимость усиления самодеятельности населения путем оживления работы сельских санитарных комиссий и об’единения в организационно-оперативном отношении всех медико-санитарных учреждений на территории участка, под непосредственном руководством участкового врача.
5) Сʹезд еще раз указывает, что необходимым условием для проведения всех вышеуказанных мероприятий является приглашение второго врача на участок, а также налажение транспорта, как фактора смычки сельского медперсонала с бедняцкой средой крестьянства.
6) С’езд считает необходимым усиление участия медико-санитарных организаций в деле жилищного строительства, в особенности школьного.
7) С’езд считает необходимым уделять большее внимание на санацию полости рта среди организованных групп как взрослого, так и детского населения.
8) С’езд считает необходимым, по вопросу о нагрузке учащихся, обратить серьезнейшее внимание на таковую в ВУЗ’ах, в смысле уменьшения существующих норм ее.
9) В виду целого ряда специфических условий ТР С’езд считает своевременным и целесообразным организацию ТНКЗ’вом Института Социальной Гигиены, который должен стать научно-практическим центром профилактической деятельности как для города, так и для деревни.
10) С’езд считает необходимым, чтобы НКЗ оказывал всяческое содействие работе Научно-Консультативной Комиссии и непосредственную помощь в проведении диспансеризации медработников.
Резолюция по докладу проф. Р. А. Лурия об усовершенствовании врачей.
1) Систематическое усовершенствование врачей является государственной задачей органов здравоохранения, как предпосылка для осуществления и проведения в жизнь задач советской медицины, обеспечивающая удовлетворение наростающей в населении потребности в квалифицированной медицинской помощи, как лечебной, так и профилактической.
2) Усовершенствование врачей имеет своими задачами: а) пополнение знаний периферического врача в различных отраслях теоретической и практической медицины и б) выработку научно-образованного врача-специалиста как в области клинической, так и в области санитарно-общественной медицины.
3) Систематическое пополнение знаний периферических врачей, или усовершенствование их в тесном смысле слова, осуществляется путем периодических командировок их либо институты для усовершенствования, либо в специальные научные институты НКЗ сроком на 4 месяца, причем командировку для этого могут получать только врачи, прослужившие на периферии не менее 3 лет. Командировки должны быть периодическими, повторяясь пе реже, чем через 5 лет, причем врачи, прослужившие в данной местности (уезд, кантон) 3 года, получают их без каких-либо обязательств отслуживания за предоставление командировки. Командировки врачей с периферии желательно организовать с определенным уклоном, в зависимости от конкретных заданий органов здравохранения в данном районе и с расчетом иметь либо на одном участке, либо на соседних— врачей, прошедших командировку в различных циклах клинической или общественной медицины, согласуя разверстку с пропускной способностью институтов для усовершенствования врачей.
4) Основной учебный план института для усовершенствования должен строиться так, чтобы теоретические курсы, освещающие достижения медицинской науки и определяющие мышление современного врача, были выделены в сжатые, укладывающиеся в немного часов лекции-обзоры, доступные большинству командированных врачей. Учебный план практических дисциплин должен строиться по циклам, в которые следует об’единять наиболее соприкасающиеся клинические и лабораторные занятия. Однако работа на цикле не может иметь целью специализацию врача в отдельной дисциплине.
5) Внутри каждого цикла учебный план должен предусматривать небольшое число руководящих лекционных курсов, а главным образом практическую проработку материала у постели больного, в лаборатории, в операционной, в амбулатории и в профилактическом учреждении; эта практическая работа ведется небольшими группами врачей, со строгим ограничением числа участников, под руководством профессоров и ассистентов института и с возможно большим активным участием самого врача-курсанта.
6) Разработка учебного плана по циклам, число которых может быть расширено, в зависимости от заданий периферическим врачам, не исключает свободного выбора врачом курсов и практических работ, причем, однако, врачи, желающие работать по различным дисциплинам, должны все же вначале семестра предъявить определенный план занятий, согласовав его с учебной частью института.
7) При составлении учебного плана необходимо выделить ряд практических курсов, имеющих значение для всех циклов, как в области методики исследования (лабораторные исследования, клинические и санаторные, рентгенодиагностические), так и в области терапии (физиотерапия, рентгенотерапия и т. л.).
8) Кроме общих курсов в институтах для усовершенствования врачей могут быть организованы и специальные курсы (главным образом по заболеваниям, имеющим социальный характер—по охране матмлада, по tbc, по трахоме, по венерическим болезням и т. д.), для выработки врачей-общественников для периферических практических учреждений. На эти курсы командируются только врачи, проработавшие уже определенный срок (год—два) практически в данной отрасли и имеющие командировки с определенным с мест заданием.
9) Кроме усовершенствования врачей, необходимо углубить работу по выработке специалистов, различных отраслей клинической и общественно-профилактической медицины. Помимо медицинских факультетов, это задание выполняется научными институтами НКЗ’ва, вырабатывающими для этого специальные программы и учебные планы. В эти институты командируются врачи, уже имеющие практический стаж по данной специальности и на срок не меньше года. Кроме того, для предоставления врачам периферии возможности специализироваться, при институтах должны быть учреждены ординаторские вакансии. Эти ординатуры, а также ординатуры в университетах, должны предоставляться при прочих равных условиях врачам, имеющим не менее 3—4 лет работы в условиях кантона. Из лиц, окончивших эти ординатуры, могут формироваться кадры преподавателей институтов.
10) Для научных работников НКЗ по усовершенствованию врачей устанавливаются периодические командировки как в специальные исследовательские институты СССР, так и заграницу, с целью практического ознакомления их с современной постановкой дела данной дисциплины в лучших учреждениях Европы и Америки и углубления знаний в своей специальности.
11) Чтобы связать практическую работу командированных врачей с условиями их повседневной деятельности, соответственные учреждения НКЗ, как лечебные, так и профиликтические, должны предоставляться институтам для преподавания врачам, без всякого нарушения размера и плана производимой в этих учреждениях работы.
12) При осуществлении вопросов усовершенствования и специализации врачей обращается особенное внимание на выработку врачей для национальных меньшинств, владеющих языком и знающих быт отсталых народностей.
13) Командируемые в институты врачи сохраняют все без исключения виды получаемой ими на местах по основной должности зарплаты: квартиру, коммунальные услуги и т. д., обеспечиваются госстипендией и проездными деньгами в оба конца. Для создания нормальных условии работы институты обеспечиваются кредитами на организацию достаточно оборудованного общежития, па приобретение научных пособий, книг и т. п. для командируемых врачей.
Резолюция по докладу д-ра Лифшица о здоровье медработников.
1) Доложенный докладчиком материал представляет значительный интерес в отношении выявления профзаболеваний всех групп медработников.
2) Вместе с тем С’езд считает необходимым дальнейшее изучение профвредностей медработников, обследуя врачей, как местных (города), так и прикомандированных.
3) С’езд предлагает Бюро Врачебной Секции усилить внимание к работе Научно-Консультативной Комиссии при Союзе, оказывая ей всемерное содействие и помощь.
Резолюция по докладу д-ра Батунина о кассе взаимопомощи врачей.
1) Отсутствие твердого финансового базиса общих касс взаимной помощи, недостаточный охват союзными кассами врачей, малый размер пособий, ограничение ссудами врачебного персонала, слабая постановка отчетности и популяризации касс среди врачей, усиленное внимание профсоюзных и советских органов к нуждам и правовому положению враней,—все это заставляет широкие врачебные массы актуально и справедливо поставить вопрос о взаимной товарищеской материальной поддержке через отдельные врачебные кассы взаимной помощи.
2) Союзные органы, больше, чем кто-либо, заинтересованные в поднятии самодеятельности масс, особенно врачей, должны всемерно содействовать этому движению, помня, что оживление деятельности врачебной массы через самостоятельные (врачебные) кассы взаимопомощи в значительной степени усилят общесоюзную работу.
3) Кассы взаимной помощи до сих пор являлись организациями, работавшими под непосредственным руководством союзных органов, и только согласно решениям VI Всесоюзного С’езда и организационного совещания ВЦСПС они должны быть самостоятельными организациями, находясь лишь под идейно - организационным руководством Союза, что должно быть строго проведено в жизнь при организации касс взаимопомощи врачей. Это создаст обстановку, которая заставит врача помнить, что судьба кассы в его собственных руках и зависит от всей массы врачей в целом и каждого врача в отдельности. Все это поставит кассу на твердую финансовую базу, даст действительную поддержку своему товарищу-врачу и усилит самодеятельность врачебной массы в целом.
4) Самостоятельные кассы взаимопомощи врачей не должны играть роли отвлечения внимания врачебной массы от профсоюзных вопросов и от широкой союзной массы.
5) Касса взаимопомощи врачей должна быть областной—единой.
Резолюция по докладу д-ра Гордеева од условиях участковой работы врача.
1) Большой радиус медучастков (в среднем—23 версты), большая цифра обслуживаемого медучастком населения (около 30,000 в среднем), необходимость работать среди малокультурного, экономически-бедного, пестрого по своему национальному составу населения (татары, чуваши, мордва, черемисы и вотяки) со своими специфическими заболеваниями, как трахома, чесотка, парша,—все это ставит участкового врача ТР в особо-трудные условия труда и существования.
2) Перегрузка врачей лечебной и профилактической работой доходит почти до 100%. Переработку эту необходимо компенсировать, если нет возможности осуществить норму рабочего дня.
3) Отсутствие транспорта и невозможность получения последнего от виков и сельсоветов лишают участкового врача возможности правильно наладить обслуживание своего участка как в лечебном, так и санитарном направлении.
4) Недостаток больничного белья, а частью и инвентаря, хирургического инструментария, перевязочного материала и самых ходовых лечебных средств, недостаточность хозяйственных кредитов и местами встречающаяся неналаженность в их выдаче—создают весьма неблагоприятные условия и без того уже полной трудностей работы участкового врача.
5) Оторванность от культурного центра, отсутствие материальных возможностей выписывать научно-медицинскую литературу, отсутствие микроскопов, лабораторных принадлежностей и др. предметов, необходимых для мало-мальски сносной научной и практической работы, заставляют участкового врача отставать от современной научно-практической жизни.
6) Низкая зарплата, не удовлетворяющая самых насущных жизненных потребностей культурного человека, несомненно не может поднять продуктивности и производительности труда врачей и создать желаемую тягу последних на участок.
7) С’езд единодушно полагает, что только приличная зарплата, нормальный радиус обслуживаемого участка, надлежащее оборудование больниц, обязательное введение в штат участковых больниц второго врача и налаженность транспорта могут создать более пли менее нормальное существование и работу участкового врача.
Список членов Бюро Врачебной Секции, избранных на VII Областном С'езде врачей ТР.
1) Августинов. 2) Аксянцев. 3) Биккенин. 4) Гринберг. 5) Дрягин. 6; Дыхно. 7) Еникеев. 8) Еналеев. 9) Казанцев. 10) Кузнецов. 11) Лавров. 12) Лукьянов. 13) Мухамедьяров. 14) Майборода. 15) Мишанин. 16) Охот и н. 17) Плещицер. 18) Попов. 19) Рахлин. 20) Фридберг. 21) Эпштейн. Кандидаты: 1) Славин. 2) Касимов. 3) Кугушев. 4) Тихонов, 5) Шифрина. 6) Чудносоветов. 7) Гольдштейн. 8) Тихомирова. 9) Мухитова.
Данные Мандатной Комиссии VII Областного О'езда врачей ТР
Всего делегатов 119 чел., из них женщин 27, мужчин 92,—с правом решающего голоса 94 (в том числе городских 79, кантональных 15), с правом совещательного голоса 25.
По национальностям делегаты распределялись так: русских 67, татар 8, евреев 38, латышей 1, поляков 2, армян 1, немцев 2; по партийности: членов ВКТ1 10, кандидатов 4, остальные беспартийные; по профсоюзному стажу: со стажем до 3 лет —5, до 6 лет—19, свыше 6 лет—98; по врачебному стажу: со стажем до 1 года— 7, до 3 лет—21, до 6 лет—21, свыше 6 лет—40 (из них свыше 15 лет—12; и свыше 25 лет—4 (из них один свыше 35 лет); по специальности: санврачей 8, гинекологов 12, терапевтов 21, хирургов 11, ортопедов 1, окулистов 4, невропатологов 2, психиатров 1, педиатров 6, без указания специал. 3, одонтологов 1, зубврачей 6; по должности: администраторов 13, ассистентов 13, ординаторов 35, страховых врачей 3, безработных 4, санитарных врачей 3, стажеров 2.
Список литературы
Дополнительные файлы
