Adrenal lipase, its relation to poisons and clinical significance

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The science of lipolytic organ enzymes has made a great step forward in the last five years. This is mainly due to Roua and his collaborators, who for the first time established a very interesting fact of selective effect of different poisons on lipase of different organs. Thus, studies by Rona, Bach and Reinicke showed that while blood serum lipase is extremely sensitive both to quinine and to atoxyl, being quite paralyzed by very small doses of these substances, liver lipase, being extremely sensitive to atoxyl, does not lose its enzymatic properties even from large doses of quinine (Rona and Pawlovic); The same is true of the kidney lipase (Rona, Retow and Schreiber) and of the pulmonary lipase to quinine.

Full Text

Учение о липолитических ферментах органов за последние пять лет сделало большой шаг вперед. Этим мы главным образом обязаны Roua и его сотрудникам, впервые установившим весьма интересный факт избирательного влияния различных ядов на липазу разных органов. Так, исследования Rona, Bach’a и Reinicke показали, что в то время, как липаза сыворотки крови является крайне чувствительной и к хинину, и к атоксилу, вполне парализуясь весьма малыми дозами этих веществ, липаза печени, будучи крайне чувствительной к атоксилу, не теряет своих ферментативных свойств даже от больших доз хинина (Rona и Pawlovic); точно таким же образом относится к указанным ядам и липаза почек (Rona, Реtow и Schreiber), а равным образом и легочная липаза—к хинину.

Совершенно обратными свойствами обладает панкреатическая липаза: она очень чувствительна к хинину и весьма устойчива по отношению к атоксилу (Rona и Pavlovié). Липаза щитовидной железы, по данным Неrzfеld’a и Engelʹя, резистентна как по отношению к хинину, так и по отношению к атоксилу. Наконец, липаза селезенки является, повидимому, чувствительной к хинину (Krömeke).

Кроме хинина и атоксила Brockmeyer, изучая влияние на органолипазы кокаина и стрихнина, нашел, что яды эти, даже в небольших сравнительно дозах, действуют задерживающим образом на сывороточную липазу, не влияя совершенно, даже при применении больших доз, на липазу печени и почек; что же касается панкреатической липазы, то только большие дозы стрихнина, оказалось, действуют на нее тормозящим образом 1).

Эти чрезвычайно интересные биологические факты открыли широкие горизонты и для клинициста, давая новые возможности в деле функциональной диагностики заболеваний различных органов. Представлялось весьма вероятным, что при повреждении того или иного органа в сыворотке крови появятся жирорасщепляющие ферменты этого именно органа, а пользуясь фактом различного отношения органолипаз к различным ядам, можно было надеяться определить принадлежность данной липазы тому или иному органу. И действительно, клинические исследования подтвердили эти предположения: Рetow и Schreiber, Block. Brokmeyer, Ковязин и Картамышев показали, что печеночная липаза обнаруживается в крови почти во всех случаях, где клинически имеется нарушение функции печени. Petow и Schreiber находили хининрезистентную липазу при болезнях почек, a Simon, Marcus и Ковязин обнаружили в крови панкреатическую липазу, т. е. липазу чувствительную к хинину и устойчивую к атоксилу, при заболеваниях поджелудочной железы.

Мы со своей стороны поставили своей задачей возможно полнее изучить свойства надпочечниковой липазы, имея своей конечной целью найти способ дифференцировать ее от других органолипаз, дабы таким образом подойти к клинике, т. е. к вопросу о возможности функциональной диагностики заболеваний надпочечников.

При своих исследованиях мы пользовались экстрактами надпочечников человека, барана и теленка. Экстракты всегда приготовлялись нами одинаковым образом, именно, по способу Ro па, применяемому им для приготовления печеночных экстрактов, ибо мы убедились, что при этом способе получаются наиболее чистые и четкие результаты. Методика приготовления экстрактов такова: полученные от свеже убитого барана или теленка надпочечники тщательно очищались от жира и соединительной ткани и, взятые в количестве 50 grm., превращались в мелкоизрубленную кашицу. Кашицеобразная масса тщательно промывалась в мелком сите под струей текущей воды втечение 2—3 часов, пока оттекающая жидкость не становилась совершенно прозрачной. Промытая таким образом масса помещалась в колбу, куда приливалось 30 куб. с. физиологического раствора поваренной соли. Содержимое колбы затем энергично встряхивалось втечение 10 минут и потом фильтровалось через кусок марли. Снятая после фильтрования с марли масса снова собиралась в колбу, вновь встряхивалась с 30 куб. с. физиологического раствора влечение 10 минут и опять фильтровалась через марлю. Эта процедура повторялась 3—4 раза до тех пор, пока профильтрованная жидкость не теряла окончательно розоватого оттенка, и, следовательно, можно было быть уверенным в том, что ее удалось освободить от минимальных следов крови. Затем кашица надпочечников снова весьма энергично встряхивалась в колбе втечение 30—40 минут с 30 куб. с. физиологического раствора, после чего содержимое колбы выжималось через фильтр из тонкого полотна, и фильтрат центрифугировался втечении 15 минут Полученная опалесцирующая жидкость отсасывалась от осадка и сливалась в сосуд, куда приливался, в целях консервирования, толуол. Приготовленный таким образом экстракт, будучи храним при низкой температуре, мог продолжительное время сохранять свои ферментативные свойства.

Таким же образом приготовлялся нами и экстракт из надпочечников человека, причем необходимым условием получения его является доставление их от трупа, вскрытие которого произведено вскоре после смерти.

Мы особенно хотим подчеркнуть здесь значение способа приготовления экстракта: методика здесь—все. Недостаточное промывание кашицы из органа или иная погрешность при приготовлении экстракта могут совершенно извратить ход опыта. Мы сами неоднократно могли убедиться, как недостаточно внимательное и пунктуальное отношение к приготовлению экстракта влекло к самым разноречивым результатам; так, напр., получались печеночные экстракты, липаза которых оставалась нечувствительной к атоксилу, или панкреатические экстракты, липаза которых индифферентно относилась к хинину. Потому то мы и считаем своим долгом лишний раз подчеркнуть здесь все значение применяемой методики.

Липолитическую силу и действие экстракта мы определяли сталагмометрическим путем, пользуясь для этого сталагмометром Тraube в видоизменении Ronа и Michaelis’a (на 79 капель воды при 20° С).

Постановка опытов была всегда такова: бралось 1,0 и 2,0 экстракта (в зависимости от ферментативной силы его), к нему прибавлялось 3,0 буферной смеси (Ph 7.5), а затем 50,0 свежеприготовленного трибутирина. При изучении влияния ядов экстракты предварительно подвергались действию этих последних втечение 50—60 минут, а затем уже прибавлялись регулятор и трибутирин.

Наши исследования мы начали с изучения влияния солянокислого хинина на надпочечниковую липазу. Следовательно, к атоксилу надпочечниковая липаза относится так же, как липаза печени и почек. Что касается кокаина и стрихнина, к каковым ядам крайней чувствительной является липаза кровяной сыворотки, то яды эти, даже в больших дозах не оказывают никакого влияния на липазу надпочечников.

Таким образом из этой части наших опытов явствует, что надпочечниковая липаза является весьма чувствительной к атоксилу и вполне резистентной по отношению к хинину, стрихнину и кокаину. Этим своим свойством она отчетливо отличается от липазы сывороточной, панкреатической, селезеночной и липазы щитовидной железы, но дифференцировать ее от липазы печени и почек только на основании ее отношения к указанным ядам не представляется возможным, ибо все эти три липазы (надпочечниковая, печеночная и почечная) одинаковым образом реагируют на все эти четыре яда (хинин, атоксил, стрихнин, кокаин).

В виду этого мы стали продолжать наши изыскания, пытаясь найти такое вещество, при помощи которого мы могли-бы дифференцировать между собой липазы этих трех органов. Мы испытали действие целого ряда веществ, напр., рвотного камня, препаратов салициловой кислоты, экстракта беладонны, дифтерийного токсина и некоторых других, но безуспешно.

Наконец, после долгих изысканий мы напали на вещество, которое оказало избирательное действие на липазу надпочечников: таким веществом оказался хлорал-гидрат: уже в небольших дозах (0,2 mlg., 0.1 mlg. и даже 0,05 mlg.) он проявил резкое тормозящее влияние на надпочечниковую липазу.

Являясь сильным ядом для надпочечниковой липазы, хлорал-гидрат в то же время оказался безразличным для липазы печени, почек и панкреатической железы: липаза этих органов оказалась резистентна по отношению к этому яду. Отметим только, что липаза печени человека несколько менее резистентна, чем печеночная липаза других животных.

Устойчивой к хлорал-гидрату оказалась, далее, и липаза кровяной сыворотки человека (см. таблицу VII).

Таким образом в хлорал-гидрате мы имеем вещество, позволяющее, по нашему мнению, дифференцировать надпочечниковую липазу от липаз других органов.

Эти данные, думается нам, открывают известные перспективы и возможности в деле клинической функциональной диагностики заболеваний надпочечников.

В настоящее время мы предприняли соответствующие клинические исследования, которые надеемся опубликовать по их завершении. Сейчас же нам хотелось-бы сообщить только об одном случае Addisоn’овой болезни из нашей клиники, где мы сделали попытку открыть в крови у больной надпочечниковую липазу, пользуясь полученными нами экспериментальными данными.

Из этого опыта с несомненностью явствует, что в сыворотке нашей больной находилась липаза резистентная к хинину и чувствительная к атоксилу и хлорал-гидрату, а такой липазой является, на основании наших наблюдений, одна только липаза надпочечников.

ВЫВОДЫ:

1) Надпочечниковая липаза резистентна к хинину, стрихнину, кокаину, рвотному камню, салициловому натру, экстракту белладонны и дифтерийному токсину.

2) Надпочечниковая липаза, чувствительна к атоксилу и хлоралгидрату.

3) На основании этих отношений к ядам, особенно к хлорал-гидрату, надпочечниковую липазу можно дифференцировать от других известных нам органолипаз.

4) Имея в виду отношение надпочечниковой липазы к хинину, атоксилу и хлорал-гидрату, можно расчитывать на возможность использования метода определения надпочечниковой липазы в крови у больных в целях клинической диагностики заболеваний надпочечниковых желез.

1) Надо иметь в виду, что указанные отношения к ядам свойственны далеко не всем животным: приведенные данные относятся преимущественно к органолиназам человека, барана, свиньи, теленка и собаки. У других животных, напр., морской свинки, кролика и кошки, отношения иные.

×

About the authors

M. N. Cheboksarov

Kazan University

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

Z. I. Malkin

Kazan University

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1927 Cheboksarov M.N., Malkin Z.I.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies