Лечение переливанием крови острых отравлений анилином и СО

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Переливание крови, как лечебный метод в настоящее время применяется во многих областях патологии человека. Заняв должное место в лечении острых и хронических кровопотерь, переливание крови в последнее время применяется с успехом при лечении больных с острыми и хроническими интоксикациями. Последнее имеет особо важное значение, т. к. развитие химической промышленности в нашей стране и задачи, стоящие в связи с охраной здоровья рабочих в промпредприятиях, выдвигают на первый план метод лечения переливанием крови острых (и хронических) интоксикаций, связанных с различного рода химическими вредностями. В частности, острое отравление анилином и СО в тяжелых случаях является чрезвычайно серьезным состоянием и все имеющиеся в нашем распоряжении терапевтические средства (кислород, стрихнин, атропин, камфара, кодеин, лобелии и др.) оказываются мало действительными при лечении таких больных, поэтому вполне понятно, что описание даже отдельных случаев острого тяжелого отравления анилином и СО, леченных переливанием крови с положительным результатом, представляет интерес не только с точки зрения накопления фактического материала, но имеет целью пропагандировать лечебное переливание крови в этих случаях, как метод, дающий быстрый и верный терапевтический эффект.

Полный текст

Переливание крови, как лечебный метод в настоящее время применяется во многих областях патологии человека. Заняв должное место в лечении острых и хронических кровопотерь, переливание крови в последнее время применяется с успехом при лечении больных с острыми и хроническими интоксикациями. Последнее имеет особо важное значение, т. к. развитие химической промышленности в нашей стране и задачи, стоящие в связи с охраной здоровья рабочих в промпредприятиях, выдвигают на первый план метод лечения переливанием крови острых (и хронических) интоксикаций, связанных с различного рода химическими вредностями. В частности, острое отравление анилином и СО в тяжелых случаях является чрезвычайно серьезным состоянием и все имеющиеся в нашем распоряжении терапевтические средства (кислород, стрихнин, атропин, камфара, кодеин, лобелии и др.) оказываются мало действительными при лечении таких больных, поэтому вполне понятно, что описание даже отдельных случаев острого тяжелого отравления анилином и СО, леченных переливанием крови с положительным результатом, представляет интерес не только с точки зрения накопления фактического материала, но имеет целью пропагандировать лечебное переливание крови в этих случаях, как метод, дающий быстрый и верный терапевтический эффект. Между тем существуют различные мнения о показаниях к переливанию крови при острых интоксикациях анилином и СО.

Так, Центральный институт переливания крови в случаях острого отравления анилином и СО считает показанным переливание крови и по их опыту в этих случаях получается блестящий терапевтический эффект. Американская же комиссия считает противопоказанным переливание крови при отравлениях СО.

Токсическое влияние анилина и СО на живой организм изучалось, как в лабораториях на животных, так и в клинике довольно подробно, но все же действие анилина и СО на отдельные ткани и органы не совсем ясно. При вскрытиях погибших от острого отравления анилином находят резкие изменения в периферической крови—кроветворных органов с одной стороны и изменения центральной нервной системы с другой. При чем по Куршману анилин действует первично на периферическую кровь путем выщелачивания НЬ и превращения внутри эритроцитов Нb в Met Hb, вследствие этого происходит образование цианотической окраски кожи. В дальнейшем образуется распад эритроцитов и продукты распада эритроцитов являются причиной регенеративных процессов в костном мозгу, изменения же в центральной нервной системе по Куршману являются вторичными. Некоторые авторы (Фальхенгейт и Гейбнер) оспаривают односторонность действия анилина на кровь, считая, что анилин непосредственно действует на центральную нервную систему. Своеобразная цианотическая окраска кожных покровов при отравлении анилином по Родэ Met Hb объясняется не только образованием в эритроцитах Met Hb, но и отложением в коже черного красящего вещества {черный анилин).

Исследования крови у рабочих, подвергающихся хроническому воздействию анилина (Цветков и Плещицер) показали, что анилин при длительном воздействии ведет к гипорхромной анемии и раздражению костного мозга, что выражалось в повышении количества ретикулоцитов в периферической крови. По Гейбнеру и Мейеру анилин действует промежуточным веществом (фенилгидроксиламином C6H4NO2NH.OH), который вызывает образование метгемоглобина. Подкожная клетчатка является -складочным местом анилина, который при благоприятных условиях поступления его в ток крови (физические напряжения, горячие ванны, работа в горячих цехах и т. д.) может вызвать острое отравление (Н. Розенбаум). Анилин выделяется из организма с мочей в виде пара-амидофенола в соединении с серной кислотой (Шмидеберг). Острое отравление СО сводится по Xебнер‘у и Тельки исключительно к недостатку О2, вследствие вытеснения его СО из эритроцитов и образованию Met Нb, вследствие недостатка О2 и накопления ядовитых продуктов в тканях, происходят самые разнообразные изменения функции различных тканей и органов, нарушения питания, воспалительные процессы и некрозы. По Любушу действие СО более сложно и сводится не только к недостатку О2, но и непосредственному действию СО на все органы и ткани, последнее ведет к нарушению основных физико-химических свойств крови и сопровождается повышением резистентности Er и свертывания крови. В связи с открытием глютациона и тионина в красных кровяных шариках (Гопкинс), изучение роли этих серо-содержащих веществ, как переносчиков кислорода на гемоглобин в эритроцитах (Габбе) увеличение этих веществ в эритроцитах при анемиях и уменьшение при бронхиальной астме, при диспное у сердечных больных, позволяет предполагать, что при острых отравлениях анилином и СО дело идет не только об изменении гемоглобина, но и об уменьшении в эритроцитах глютациона и тионина, которые играют не меньшую роль в переноске О2, чем сам гемоглобин.

В Казанском областном институте переливания крови Татнаркомздрава в первый год его существования, мы имели возможность наблюдать два тяжелых случая отравления анилином и СО. Переходим к описанию этих случаев:

1) Б-ой К, М., 26 лет, рабочий фабрики Мехкомбината, 18/IV 33 г., в 6 ч. вечера, экстренно был доставлен в институт переливания крови по поводу острого отравления анилином. Б-ной в 9% час. утра во время работы случайно разбил баллон с анилином, при этом жидкий анилин попал в сапог левой ноги. Больной вылил из сапога анилин и после этого тотчас же надел мокрый сапог. Около- 12 час. дня окружающие заметили, что у него посинели губы, а в 2 часа дня больной почувствовал резкую слабость и потерял сознание. Больной был доставлен в институт переливания крови в бессознательном состоянии. Кожа и слизистые оболочки окрашены в серо-лиловый цвет. Лицо отечно. Постоянная рвота мутножелтыми массами. Частое поверхностное дыхание. Пульс едва ощутим до 140 в V. Тоны сердца глухи. Зрачки на свет не реагируют. Взят мазок крови из пальца. При просмотре мазка со слабым увеличением количество L определяется в 10—12 тыс. в 1 куб. мил. При просмотре мазка с масляной системой отмечено: резкий анизоцитоз, пойкилоцитоз, большинство эритроцитов в виде тутовых угод,, в эритроцитах значительное количество телец Эрлих-Гейнца. Лейкоцитарная формула по Шиллингу: Sg 45,5%, St 31%, Jug 13,5о/о, L'y 4,5o/fl, Mn 5,5%. Резкие дегенеративные изменения в протоплазме и ядрах нейтрофилов—контуры протоплазмы смазаны, протоплазма вакуолизирована, зернистость красится плохо9 края ядер неровны, хроматин ядер представляет явления распада. Ядра моноцитов атипичны. Больному срочно было сделано переливание 350 куб. сан. крови с предварительным кровопусканием 300 к. с. (Д-р А. Н. Сызганов). Б концу переливания крови, больной пришел в сознание, рвота прекратилась, пульс удовлетворительного наполнения 90—100 в 1', одышка значительно уменьшилась. Вечером одышка исчезла, отек лица и цианоз значительно меньше. Ночью больной обильно мочился, моча лилового цвета, кислой реакции, уд. вес 1007, белок—следы, сахар, желчные пигменты, индикан отсутствует. Реакция на парамидофенол + В осадке единичные гиалиновые цилиндры. На другой день после переливания крови 19/IV общее состояние больного вполне удовлетворительно, но цвет кожи с бронзовым оттенком, цианоз слизистых слабее, но еще держится. Пульс 80 в 1', полный, ритмичный. Границы сердца нормальны, тоны глуховаты. Легкие N. Печень и селезенка не пальпируются. Язык чист. Живот мягкий, при глубокой пальпации— безболезнен. Стул N.

Кровь: НЪ 84%, Met Hb 22%, Er 5160000, L 10 тыс.

Лейкоцитарная формула по Шиллингу: Sg 56%, St 16о/о, Ly 19,5%, Mn 6,5о/о, Ео 0,5%, В 1,5%. Анизоцитоз и пойкилоцитоз слабо выражен, телец Эрлих- Гейнца в эритроцитах обнаружить не удается. Дегенеративные изменения в лейкоцитах исчезли.

Моча янтарного цвета, реакция кислая, уд. вес 1005. Белка, сахара нет. Следы уробилина. Параамидофенол +. В осадке встречаются единичные клетки почечного эпителия. Больной жалуется на нерезко выраженную слабость.

20/IV слабость исчезла, больной ходит, аппетит, сон нормален, субъективных жалоб нет. В последующем состоянии больного отмечалось постепенное исчезновение бронзовой окраски кожи и цианоз слизистых оболочек. До самого конца пребывания больного в институте спектроскопически в крови определялся Met Нb.

Анализ крови в день выписки больного: Hb 91°/о, Er. 4550000, L. 6600. Лейкопитарная формула по Шиллингу: Sg 45о/о, St 4о/о, Ly 28%, Mn 14о/о, Ео 8о/о, В 1%.

2) Больной Н., пожарник, отравился СО во время тушения пожара. Доставлен в институт переливания крови в бессознательном состоянии с явлениями резкого цианоза конечностей и видимых слизистых оболочек и одышки. Пульс едва ощутим до 140 в Г, сердце расширено в поперечнике, тоны прослушиваются с трудом. Больному выпущено из локтевой вены 300 к. с. и в эту же вену введено 350 к. с. крови донора 1 группы. Больной на операционном столе тотчас же после переливания крови пришел в себя, пульс замедлился до 100 в 1', хорошего наполнения, ритмичен. Самостоятельно поднялся с операционного стола и ушел в палату. В последующие 12 часов после переливания крови ощущал некоторую слабость и головную боль.

На следующий день слабость и головная боль исчезли, больной считает себя здоровым и трудоспособным. Объективно—цианоз и одышка исчезли, пульс 80 в V, ритмичен, хорошего наполнения. Границы сердца: левая по 1. med. clav, правая по 1. stern, sin, тоны чисты. Со стороны других внутренних органов заметных патологических отклонений не отмечается. В моче определяется уробилин.

Приведенные нами случаи острого отравления анилином и СО представляют чрезвычайно глубокие и разнообразные изменения, как со стороны морфологии периферической крови и изменения химизма тканей и крови, так и со стороны центральной нервной системы и других органов. Сложность и многосторонность клинической картины обращают на себя внимание особенно при остром отравлении анилином. При подаче первой экстренной помощи в этих случаях (отравление анилином и СО) каждый врач должен помнить, что здесь дело идет о глубоких и серьезных изменениях в химизме эритроцитов периферической крови и их малой пригодности для обеспечения организма О2, поэтому срочное переливание крови, замена поврежденных и малоспособных эритроцитов, эритроцитами, способными доставить тканям и органам необходимое количество О2, должно являться средством действительно полезным ври таких случаях острого отравления.

×

Об авторах

И. И. Цветков

Казанский областной институт переливания крови ТНКЗ

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия

М. А. Курицина

Казанский областной институт переливания крови ТНКЗ

Email: info@eco-vector.com
Россия

Список литературы

  1. Каплун. Гигиена труда, 1925 г., № 3.
  2. Розенбаум Н. Гигиена труда, 1925 г., № 11.
  3. Любуш. Гигиена труда. 1927 г., № 12.
  4. Гейнер и Мейер—Zent. f. Gewerbehyg., 1924 г., № 3.
  5. Переливание крови, как лечебный метод. Центральный институт переливания крови, 1933 г.
  6. Ч. Ловат-Эванс. Современные успехи физиологии. Медгиз. 1931 г.
  7. Е. Gabbe—KI. W. № 45, 1929, № 4, 1930.
  8. Георгиевский К. H.—Клин. медицина, №№—21—22, 1933 г.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 1934 Цветков И.И., Курицина М.А.

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах