Typhoid-like diseases with Gertner's bacillus in the blood

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The role of Gertner's bacillus (according to the international classification of 1933 S. enteritidis) in the etiology of food poisoning has long been known. There is a great deal of foreign and Russian literature on this issue. Ioffe in his work “On the group b. enteritidis Gartner "cites the data of Savage and White, according to which" among the food poisoning of all cases, Gertner's bacillus is accounted for. " Horst Habs reports that Gertner's wand in Heidelberg in 1932-1933. was isolated in 13% of cases of food poisoning. This percentage (10-15%) is given in the same article and based on the materials of Kaufman.

Full Text

Роль Гертнеровской палочки (по международной классификации 1933 г. S. enteritidis) в этиологии пищевых отравлений давно известна. По этому вопросу имеется большая иностранная и русская литература. Иоффе в своей работе „О группе b. enteritidis Gartner" приводит данные Севеджа и Уайта, согласно которым „среди отравлений алиментарного характера всех случаев приходится на долю Гертнеровской палочки". Хорст Габс сообщает, что палочка Гертнера в Гейдельберге в 1932— 1933 гг. была выделена в 13% случаев пищевых отравлений. Такой процент (10—15%) приводится в этой же статье и по материалам Кауфмана.

В клинической картине заболеваний, вызванных палочкой Гертнера, преобладают явления гастроэнтерита и общего отравления организма. Обычным объектом для выделения палочки Гертнера служат остатки пищевых продуктов, рвотные и каловые массы пострадавших. Нахождение при массовых отравлениях Гертнеровской палочки в крови больных описывается редко (Пшеничников, Райхер).

Большинство авторов считает, что роль Гертнеровских палочек в клинике местных и общих заболеваний невелика. Беме и Ритгер, а также Дэн, сообщают о случаях холецистита, Нейман— о случаях цистита, Стюарт и Крикориан, Олицкий, Пеш, Габс и др. описывают случаи менингита.

Особый диагностический интерес представляют тифоподобные заболевания, при которых в крови и выделениях человека находят различных представителей паратифозной группы, считавшихся ранее мало или даже совсем непатогенными для человека. Примером может служить вспышка паратифа N в 1921— 1922 гг. После описания этой вспышки, связанной по Ивашенцеву с возвратным тифом, имеются сообщения об отдельных случаях подобных заболеваний (Длугач о 4 случаях в Ростове н/Дону, Греков об 1 случае в Ташкенте).

Поэтому мы считаем не лишним сообщить о трех случаях заболеваний с диагнозом „брюшной тиф”, при которых в крови была найдена палочка из группы Гертнера.

1-й случай. Больной Ч. П., 12 лет (сл. № 16) поступил в больницу 9/IX. 36 г., спустя месяц после начала заболевания, с диагнозом „гемоколит“; отечность правой ноги, боли в области паха; стул жидкий 5—6 раз в сутки, головные боли. Температура 39,3°. Дома в начале заболевания был кровавый понос, потом временное улучшение, после которого вновь повысилась температура, наступили явления тромбофлебита. Легкие все время N, сердце N, желтухи не было. Течение болезни волнообразное: утихали боли, уменьшался отек, снижалась температура, затем новая атака: повышение температуры, боли, увеличение отека. Процесс охватил поочередно обе ноги. Все время понос от 6 до 12 раз в сутки. Больной выписан после 66 дней нахождения в больнице; ноги в норме, понос прекратился, общее состояние значительно улучшилось, но температура оставалась лабильной, так что о полном выздоровлении говорить нельзя.

Исследование крови: на 46-й день болезни лейкоцитов 4840, па 63-й—5600. Лейкоцитарная формула: юных 3% , палочкоядерных—13, сегментированных 41, лимфоцитов 40, моноцитов 1, эозинофилов 1, клеток Тюрка 1. т. е. нейтро-моноэозинопения с небольшим сдвигом нейтрофилов. Малярийных паразитов не найдено. Из посева крови на 46-й день болезни выделена палочка Гертнера; на 65-й—бактерий в крови не обнаружено.

Реакция Видаля на 46-й день болезни положительна с палочками тифа 1:400, паратифа В 1:100, с дизентерийными Шига 1:400, паратифа А и дизентерийными палочками Флекснера отрицательна; с палочками Гертнера не была поставлена. Повторная р. Видаля на 63-й день болезни—положительна с палочками брюшного тифа 1:800, паратифа В 1:400, Гертнера 1:2000, с дизентерийными палочками Шига и Флекснера 1:400, паратифа А отрицательна. На 75-й день болезни из мочи выделена палочка Гертнера, на 89-й посев отрицателен. На 79-й день болезни в моче белка 0,033%, в осадке много лейкоцитов, на 83-й и 88-й день болезни—моча N. На 64-й и 75-й день из кала выделена слабо агглютинирующаяся палочка Флекснера.

Заключение лечащего врача: „если бы из крови и мочи не была выделена палочка Гертнера, клиническое наблюдение вполне мирилось бы с диагнозом: брюшной тиф, присоединившийся к дизентерии, с многочисленными рецидивами*.

2-й случай. Больной В-в Ал-др, 11 лет (№ 32). Поступил в больницу 28/Х 36 г. на 14-й день болезни с диагнозом „катаральная пневмония". Болезнь началась с головной боли и кашля. Жалобы на боль во всем теле и резко выраженную слабость. Бросался в глаза бледно-серый цвет кожи; желтушности не было. Селезенка и печень прощупывались. Язык обложен.

Явления в легких быстро пришли к норме. Стул все время нормален. Пульс отстает от температуры (100 при 39°). Тоны сердца глухи. На 17-й день болезни единичные розеолы на животе. Никаких осложнений не наблюдалось. Температурная кривая типична для брюшного тифа.

При посеве крови на 15-й день болезни выделена палочка Гертнера. На 31-й день ее обнаружить в крови не удалось.

Реакция Видаля на 15-й и 31-й день почти с одинаковыми результатами: положительна с палочками брюшного тифа—1:400, паратифа А—1:10), паратифа В—1:100, с палочками Гертнера больше 1:800. Количество лейкоцитов на 15-й день 3300, на 31-й день—5500. Лейкоцитарная формула на 15-й день: юных 3%, палочкоядерных 16, сегментированных 48, лимфоцитов 28, моноцитов 5, т. е. лейкопения со сдвигом нейтрофилов. При посеве мочи на 31-й день ничего патологического не обнаружено.

3-й случай. Больная К-а, 8 лет (№ 33). Живет на одном дворе с больным В-м (2-й случай) и заболела почти одновременно с ним 15/16/Х 36 г. В больницу поступила на 10—12-й день болезни в хорошем состоянии, несмотря на высокую температуру. Язык слегка обложен. Селезенка плотная, выступает на 2 пальца, печень—на 1 палец. Легкие и сердце N. Стул нормальный. Все время хорошее самочувствие. На 18-й день болезни поднялась температура, появился паротит, рассосавшийся за 3—4 дня. Пробыла в больнице 24 дня.

Данные анализов: на 14-й день болезни из крови выделена палочка Гертнера, на 30-й день—посев крови отрицательный. Реакция Видаля на 14-й день положительна с палочками тифа—1:200, паратифом В—1:200, Гертнера—1:800, паратифа А—отрицательна. На 30-й день реакция Видаля с палочками тифа—1:400, паратифа В—1:200, Гертнера 1:400, паратифа А—отрицательна. Количество лейкоцитов на 14-й день—1720, на 30 день—3300, лейкоцитарная формула: эозинофилов 6э/о, юных нет, палочкоядерных 3, сегментированных 43, лимфоцитов 45, моноцитов 3, т. е. нейтро-монопения без сдвига нейтрофилов. На 21-й день болезни при посеве мочи Гертнеровских палочек не обнаружено.

По заключению лечащего врача оба эти случая клинически протекали как брюшной тиф: у В-a—как случай средней тяжести без осложнений, у К-ной— как легкий случай.

В отношении эпидемиологии наших случаев мы выяснили крайне мало. В первом случае больной был доставлен в детскую больницу из района, где наблюдались дизентерийные заболевания (у этого больного из кала была выделена палочка Флекснера—см. выше).

Два других заболевания были у детей сезонных рабочих, живущих в общежитиях 6 - 10 мес. Одновременность заболевания двух больных из этих общежитий заставила предположить, не было ли там вспышки заболеваний пищевого характера; однако тщательный опрос населения общежитий этого не подтвердил. Мы не могли отметить также у живущих в этих общежитиях контакта с животными.

В этих же общежитиях за время с января по ноябрь наблюдалось 3 случая брюшного тифа. У одного из болевших брюшным тифом, только-что выписавшегося из больницы, поставленная нами р. Видаля была положительной с палочкой тифа и отрицательной с Гертнеровской. По-видимому, и Гертнеровская и тифозная инфекции существовали в этих общежитиях самостоятельно, и наши случаи следует считать спорадическими. Непосредственного источника инфекции установить не удалось.

Характеристика выделенных культур. Кровь, взятая из локтевой вены, частью засевалась в желчный бульон, частью выливалась в стерильную пробирку и шла для постановки р. агглютинации. После отсасывания сыворотки, сгусток также заливался желчным бульоном и ставился в термостат. Из посева крови и сгустка через сутки (а в случае отрицательного результата вторично через 5—7 дней) делался высев на косой агар. В первом из описанных выше случаев культура была выделена из посева целой крови, во втором и третьем—только из посева сгустков; параллельный засев целой крови и сгустка может дать, следовательно, больший процент положительных результатов.

Моча и кал от всех больных засевались непосредственно на среду Эндо и в желчный бульон.

Таким образом, из крови были выделены культуры №№ 16, 32 и 33. Из мочи больного № 16—культура № 16м. Из кала больного № 16—культура № 16к, оказавшаяся слабо агглютинирующейся палочкой Флекснера (после 2-го пассажа через глюкозу).

Учитывая возможность смешанной инфекции и возможность появления в крови палочки Гертнера, как сопутствующего микроба, особенно у больного № 16, мы рассеяли на чашку исходный штамм на косом агаре и изучили большое количество колоний в пробной агглютинации, пытаясь найти колонию палочек тифа или паратифа А, В. 11 колоний изучено биохимически и 20 посредством микроагглютинации. Несмотря на тщательные поиски, нам не удалось обнаружить колоний другого типа; неизменно мы получали одни и те же результаты: все колонии имели вал; давали образование газа в глюкозе и манните, агглютинацию с сывороткой тифа, паратифа А, В, суипестифер, Бреслау не выше, чем 1:100, и только с Гертнеровской сывороткой также постоянно мы получали агглютинацию в более высоких разведениях.

Морфологическая и биохимическая характеристика выделенных штаммов видна из следующей таблицы:

 

Таблица биохимической характеристики.

Название штаммов

Форма

Грам

Подвиж-ность

Индол

Серово-дород

Молоко

 Рамноза Биттера

Бульон Штернa

Среды Андрэда

Валообра-зование

Патогены для мышей

смерть

Глюкоза

Лактоза

Маннит

Сахароза

Мальтоза

Арабиноза

Дульцит

Ксилоза

№16

пал.

  — 

+

+

+

++

+

+

+

+

 на 7 д.

№ 32

пал.

+

+

++

++

+

+

+

+

на 5 д.

№ 33

пал.

+

+

+

++

++

+

+

+

+

на 7 д.

№16 м

пал.

+

±

+

++

++

+

+

+

+

на 7 д.

Методика заражения: мыши слизывали по 1 петле агаровой культуры. После смерти из всех органов, из крови сердца и из головного и спинного мозга выделены культуры, идентичные с культурами, послужившими для заражения.

 

Для серологической характеристики выделенных штаммов одновременно и при одинаковых условиях ставилась прямая р. агглютинации и р. Кастеллани.

 

Таблица серологической характеристики.

Сыворотки
с титром

 

 

Культура

Прямая агглютинация

Тифозная

Парат.

А

Парат.

В

Суипе-

 стиф.

Бре- слау

Герт- нера

Сыворот. больных

16000

8000

6000

12000

6000

6000

 

№ 16     

1000

—   

8000

2000

№ 32     

1000

500

8000

800

№ 33

2000

8000

4000

№ 16 м 

2000

4000

не ставили

 

Р. Кастеллани производилась путем насыщения сывороток тифозной, паратифозной А и В, Бреслау, суипестифер и Гертнеровской штаммами №№ 16, 32, 33 и 16м и последующей постановкой р. агглютинации с соответствующими музейными штаммами. Результат во всех случаях был одинаков: наши штаммы не извлекали агглютининов из всех упомянутых сывороток, кроме Гертнеровской. Из последней же они полностью извлекали все агглютинины.

Вакцинами из культур № 16, 32, 33 иммунизировали 3 кроликов. Через 10 дней после последнего введения вакцины, сыворотки от всех кроликов в равной степени (1:2000—1:4000) агглютинировали культуры № 16, 32, 33 и музейный Гертнеровский штамм.

Изучить рецепторный аппарат наших штаммов мы не смогли ввиду отсутствия типовых сывороток и были вынуждены ограничиться приведенными исследованиями. Нельзя не пожалеть, что эти сыворотки являются еще малодоступными, и поэтому мы, как и ряд других авторов, не имели возможности идентифицировать выделенные штаммы по международной классификации Salmonella, принятой в 1933 г.

В проведенных нами методах исследования наши штаммы серологически, биохимически и биологически вели себя, как типичные b. enteritidis Gärtner. На основании же биохимических свойств можно думать, что все 4 штамма относятся к типу Gärtner—Kiel (по биохимической классификации Кауфмана и Митсуи), отнесенному по международной классификации к варианту Dublin.

Выводы.
  1. Все наблюдавшиеся нами случаи тифоподобного заболевания вызваны палочкой Гертнер-Киль.
  2. Заболевания, вызываемые палочкой Гертнер-Киль, могут протекать клинически как брюшной тиф.
  3. Все тифоподобные заболевания должны подвергаться бактериологическому исследованию для выяснения роли Гертнеровской палочки в этиологии этих заболеваний.
  4. Гертнеровская палочка может вызывать не только вспышки пищевых токсикоинфекций, но и давать отдельные спорадические тифоподобные заболевания.
×

About the authors

Z. E. Otvinovskaya

Orenburg Regional Institute of Epidemiology and Hygiene

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Orenburg

В. V. Uspensky

Orenburg Regional Institute of Epidemiology and Hygiene

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Orenburg

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1937 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies