Опыты массовой педологической работы в г. Казани

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Одной из важнейших задач НКПроса и НКЗдрава на культурном фронте в период социалистической перестройки и строительства нашей страны является подготовка пролетарского кадра молодняка с наибольшим развитием физических и психических сил. Последнее, несомненно, может осуществиться при условии всестороннего научного обоснования форм и методов работы по линии медико-педологического обслуживания детей и подростков, поэтому рациональное построение всей педологической работы НКЗдрава и НКПроса является настоятельной потребностью данного момента.

Полный текст

Одной из важнейших задач НКПроса и НКЗдрава на культурном фронте в период социалистической перестройки и строительства нашей страны является подготовка пролетарского кадра молодняка с наибольшим развитием физических и психических сил. Последнее, несомненно, может осуществиться при условии всестороннего научного обоснования форм и методов работы по линии медико-педологического обслуживания детей и подростков, поэтому рациональное построение всей педологической работы НКЗдрава и НКПроса является настоятельной потребностью данного момента.

Постановление СНК РСФСР от 7-го марта 31 г. конкретно указывает на задачи различных ведомств, проводящих педологическую работу, и подчеркивает важность и необходимость широкого развития педологической работы,

С открытием в Казани объединенной врачебно-педологической лаборатории ТНКЗдрава и ТНКПроса получилась возможность провести массовую педологическую работу.

По своему замыслу педлаборатория должна была представлять скорую помощь, где каждый работник культурного фронта и все интересующиеся практической работой с детьми и подростками могли бы получить компетентное разрешение вопросов по оздоровлению условий труда и быта детей и подростков.

Основные задачи, поставленные нами перед лабораторией, были— выявить трудно-обучаемых, трудно-воспитуемых, психоневротиков и заболеваемость детей и подростков, а отсюда наметить соответственные пути воспитательно-педагогического и оздоровительного воздействия.

Мы считаем, что опубликование результатов первого опыта массовой педологической работы в Казани представит интерес как для врачей педологов, так педагогов-педологов, ибо „сложность и актуальность данной проблемы делают безусловно ценной всякую работу в этой области“ (Цейтлин).

Работа начата с учета умственной одаренности, выявления заболеваемости, особенно по психоневрологии, т. к. эта задача была предъявлена жизнью и педагогической практикой. Часть работы проведена совместно с обследованием ДПА центрального района, где через кабинеты врачей- специалистов прошли группы учащихся, прошедших через обследование в педлаборатории с последующим синтезом и анализом по определению биологической части, внешкольной и школьной среды, быта и поведения ребенка, увязав выводы обследования с интересами учащихся и школы.

В структуре педлаборатории имелись: рабочее бюро, состоящее из представителей секторов, которое и отвечало за неперебойную текущую работу, профессорская консультация в помощь работникам лаборатории, как для методического руководства, так и в затруднительных диагностических случаях.

В совет педлаборатории входили, кроме всех сотрудников лаборатории, представители Д. К. Татцика, ОДД, Горсовета, комсомольской организации.

Для организации врачебно-педологической и педагого-педологической переквалификации проводились научные конференции с разбором типичных форм трудно-воспитуемых, трудно-обучаемых, психоневротиков, где и указывались пути правильного подхода к воспитанию, обучению и оздоровлению детства и подростков, основываясь на данных комплексного педологического анализа в присутствии педагогов школ и родителей.

Вся работа была разделена на секторы: школьный, дефектологический и подростковый.

Школьный сектор обследовал 1-е группы школ I-й ступени, русских и татарских, на родном языке. Через школьный сектор прошло с 15/IX-31 г. по 1/1-32 г. всего 3672 учащихся и проведено 6063 обследования.

Групповое обследование проводилось по IV Ментиметрическому методу ДОБИ Ленинграда, индивидуальное по методике Бинэ-Термена. Русских проведено 3112, татар 560. Незначительное количество обследованных татар объясняется отсутствием свободных специалистов педагогов-педологов-татар и болезнью одной из педагогов лаборатории; это не дало возможности сделать соответствующие выводы из полученного материала.

По обработке материала относительно учащихся, прошедших коллективное обследование, проводились консультации педагогами лаборатории с педагогами школ и, если заключение у педагогов совпадало, то детей направляли в соответствующие группы, в случаях-же разногласия—учащиеся проходили повторное уже индивидуальное обследование в кабинетах педагога и врача-педолога в присутствии родителей или родственников с последующей консультацией; если же случай представлял интерес или затруднение в диагнозе, он проходил через профессорскую консультацию. Обследование быта проводилось педагогом группы, что давало ему возможность точнее определять ребенка, зная его домашний быт.

Через индивидуальное обследование проводились учащиеся и по индивидуальным заявкам школ, родителей и Гороно. 

ТНКПросом было организовано 18 вспомогательных групп для детей, требовавших обучения в специальных группах.

Материал группового обследования сопоставлялся с материалом по диспансеризации ДПА Центрального района, т. к. по договоренности эти же группы детей проводились через кабинеты врачей специалистов.

Нужно отметить, что часть материала не была годна к обработке вследствие его неполноценности (неаккуратное заполнение санкарт) или потому, что некоторые прошли через обследование в педлаборатории, но не прошли через ДПА и наоборот. Всего совместно было обработано 574 обследования с выявлением связи успеваемости данного школьника с физическим развитием, санитарно- гигиеническими условиями быта и заболеваемостью.

Проводился подробный анализ личности ребенка, в связи с влиянием эндогенных и экзогенных факторов, указывающих пути к педологическому определению реакций поведения ребенка.

При обработке материала, мы не могли учесть соотношения успеваемости и социально-классового положения, т. к. при обследовании было упущено в группе рабочих разделение на квалифицированных и малоквалифицированных рабочих, что для анализа имело большое значение: „сущность вопроса не в формальной принадлежности того или иного ребенка к какой-либо социально-классовой группе, а в той сумме экзогенных и эндогенных раздражителей, которыми данная среда располагает и воздействует на ребенка“ (Цейтлин).

Дефектологический сектор.

Вследствие более поздней организации этого сектора в ноябре 1931 г., получен материал малочисленный и касающийся только дефектов речи у школьников и общего состояния детей, но все-же он представляет большой интерес, побуждающий к весьма серьезному вниманию к таковым обследованиям, т. к. среди учащихся вспомогательных групп оказалось 50% с дефектами физиологического порядка, а не умственной отсталости.

Число прошедших через обследование специалиста-дефектолога весьма незначительно по количеству, но богато по качеству и указывает, что контингент учащихся вспомогательных групп требует большого внимания органов здравоохранения, а не только просвещения, чтобы своевременно корригировать дефекты физического состояния детей и сделать их вполне полноценными, как в школе, так и на производстве.

В детском распределителе проводилось обследование педагогом-педологом, врачем-стоматологом, психоневрологом и лаборантом (на реакцию Вассермана).

Больные направлялись в лечебные учреждения или в изолятор. Результат обследования детей детраспреда давался на места, с целью облегчения подхода к детям в районных детдомах и проведения их дифференциации.

Начата была работа по обследованию детей, проходивших через комиссию по делам несовершеннолетних правонарушителей, с целью выявления контингента правонарушителей и не только для регистрации форм и случаев правонарушения, но, главным образом, для выявления причин, с целью проведения профилактических мероприятий.

Подростковый сектор:

Через обследование этого сектора прошло 276 чел. из мастерских Дет. комиссии ТЦИК‘а и ОДД. Обследование детей сопровождалось обследованием мастерских, общежитий, и имело целью определение контингента учащихся по физическому состоянию, их пригодности на данное производство, количества нуждающихся в переводе на другое производство.

Кроме вышеозначенной работы, сектор провел подготовительную работу по профориентации и профконсультации для кончающих семилетку, поступающих в вузы, техникумы и рабфаки. Был проведен опыт организации ознакомления учащихся, кончающих II ступень, с основными производственными профессиями—с точки зрения психофизических особенностей, которые эти профессии предъявляют к рабочим, а также с точки зрения и той производственно-профессиональной обстановки, в которой протекает работа. Целью этого ознакомления было облегчить кончающим школу их дальнейший выбор профессии и определить их в отношении производственно-профессиональной пригодности.

Выводы. Анализируя полученные данные, мы констатируем следующее:

  1. Наличие большего % неблагоприятных моментов санитарно-гигиенического порядка, отражающихся на труде учащихся, заставляет в срочном порядке принять меры к активизации санитарно-гигиенической группы работников здравоохранения по усилению работы на этом участке (проведение бесед о гигиене воспитания детей на производствах, в школах, на родительских собраниях).
  2. Выявление неблагоприятных показателей в отношении детей не успевающих, трудно-воспитуемых, психоневротиков, дает нам пути к их корреляции.

Указанный высокий % культурно-бытовых неблагоприятных показателей сигнализирует о слабости проведения планового наблюдения вне школы, а потому необходимо скорейшее проведение в жизнь организованного досуга и наблюдения вне школы: организации оздоровительных, спортивных площадок и т. п.

  1. Превышающий % заболеваемости в группе низших, особенно вспомогательных групп, заставляет организацию ОЗД и П предусмотреть охват их оздоровительными мероприятиями в первую очередь и обеспечить лечебной помощью в плановом порядке в контакте с клиниками и с последующим наблюдением через врачей ОЗД и П. Правильность предположительных выводов необходимо проследить в дальнейшей работе, на возможно большем материале.

Укрепление и расширение работы педлаборатории и наличие отделения Института ОЗД и П в Казани на основе научно-практического обоснования, повышения квалификации работников охраны детства и переорганизации работы низовых учреждений, обслуживающих детство, дает уверенность в успешности оздоровления условий труда, быта учащихся.

Учитывая директивы партии и постановления СНК, необходимо срочно приступить к мероприятиям, коррегирующим отмеченные недочеты и тем самым укрепить участие в борьбе за эффективность учебы и за воспитание новых здоровых кадров.

×

Об авторах

М. С. Цветкова

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 1934 Цветкова М.С.

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах