Изучение вегетативных нарушений у пользователей видеодисплейных терминалов

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Видеодисплейные терминалы (ВДТ) используют в своей профессиональной деятельности миллионы людей. Современное общество уже невозможно представить без развитых информационных технологий. Одновременно возникло много опасений относительно возможного неблагоприятного действия рабочей среды на здоровье пользователей ВДТ. В настоящее время достоверно известно, что работающие с ВДТ предъявляют многочисленные субъективные жалобы во время и после работы.

Полный текст

Видеодисплейные терминалы (ВДТ) используют в своей профессиональной деятельности миллионы людей. Современное общество уже невозможно представить без развитых информационных технологий. Одновременно возникло много опасений относительно возможного неблагоприятного действия рабочей среды на здоровье пользователей ВДТ. В настоящее время достоверно известно, что работающие с ВДТ предъявляют многочисленные субъективные жалобы во время и после работы [5—8, 12]. Однако до сих пор не выяснены патофизиологические механизмы, лежащие в основе субъективного дискомфорта. Как следствие, нет ответа на вопрос, к каким отдаленным последствиям могут приводить повторяющиеся изо дня в день функциональные изменения.

Попытки объяснить астенотические проявления изменениями функций зрительного анализатора, а костно-мышечный дискомфорт — неудобной рабочей позой и локальными мышечными нагрузками не принесли однозначных результатов. Стало очевидно, что необходимы комплексные подходы к изучению проблемы, которые бы не ограничивались рамками той или иной системы организма. В частности, было доказано, что проявления костно-мышечного дискомфорта тесно связаны с уровнями рабочего стресса [8] и, следовательно, его патогенез может быть объяснен развитием определенных регуляторных нарушений. Кроме того, было установлено, что работа за ВДТ приводит к увеличению выработки ряда гормонов: норадреналина и альдостерона [10], кортизола [9] и адренокортикотропного гормона [4], а также к уменьшению уровня циркулирующего мелатонина [4]. Проведенные ранее собственные физиолого-гигиенические исследования показали, что субъективный дискомфорт пользователей ВДТ может быть следствием изменений, происходящих в центрах, ответственных за вегетативную регуляцию функций организма, в первую очередь, сердечно-сосудистой системы [3, 7]. Таким образом, анализ накопленной информации позволил предположить, что работа за ВДТ может вызвать развитие различных вегетативных расстройств.

Данное исследование было предпринято с целью выяснить распространенность пароксизмальных вегетативных нарушений у пользователей ВДТ по сравнению с лицами, не работающими за ВДТ. Кроме того, была изучена зависимость данных расстройств от некоторых индивидуальных особенностей работающих.

По спискам, представленным отделами кадров предприятий, были розданы анкеты, содержащие вопросы о работе за ВДТ. Всего возвращено 82% анкет. Методом случайной выборки были отобраны 103 человека: 85 пользователей ВДТ (женщин —68 и мужчин —17) в возрасте от 23 до 47 лет (средний возраст — 32,6±0,65 года) и 18 лиц, отнесенных к контрольной группе (женщин — 15 и мужчин — 3), в возрасте от 27 до 43 лет (средний возраст — 32,6±0,6 года). Группа пользователей ВДТ состояла из программистов, проектировщиков и архитекторов, а также работников компьютерных центров редакций. Лица, вошедшие в основную группу, работали за ВДТ более 20 часов в неделю и имели стаж работы за ВДТ от 10 до 180 месяцев (средний стаж — 70,32±4,9 мес). Контрольная группа включала разработчиков алгоритмов, делопроизводителей, библиотечных работников. Обе группы, находившиеся под наблюдением, были однородными по половому составу — (1) = 2,15 (Р>0,05) и возрасту — t (101)— -0,82 (Р>0,05).

Наличие или отсутствие пароксизмальных вегетативных нарушений оценивали при помощи опросника [1]. Обследованным предлагалось ответить на вопрос, бывают ли у них приступообразные состояния, сопровождающиеся некоторыми из следующих симптомов: пульсация, сильное сердцебиение, учащенный пульс; потливость; озноб, дрожание; ощущение нехватки воздуха, одышка; затруднение дыхания, удушье; боль или дискомфорт в левой половине грудной клетки; тошнота, рвота или дискомфорт в животе; ощущение головокружения, неустойчивость, слабость или предобморочное состояние; ощущение нереальности происходящего или нереальности своей личности; ощущение онемения или покалывания; приливы жара и холода; чувство внутреннего напряжения; страх сойти с ума или совершить неконтролируемый поступок; страх смерти; агрессивность, раздражительность.

Специальная часть анкеты содержала вопросы об образовании, семейном статусе, числе детей, включая в возрасте до 8 лет, удовлетворенности семейной жизнью, материальном доходе на члена семьи, жилищных условиях, коммунальных удобствах, регулярности питания, занятиях спортом или оздоровительных упражнениях, количестве пересадок по пути на работу и общем времени, проводимом в пути, курении, составе семьи родителей и взаимоотношениях в семье родителей.

Медицинский осмотр с участием терапевта и невропатолога позволил выявить наличие заболеваний, которые могут приводить к вегетативным дисфункциям. Были отобраны 87 человек без хронических заболеваний и объективных неврологических изменений: 72 пользователя ВДТ (женщин — 56 и мужчин — 16) в возрасте от 23 до 47 лет (средний возраст — 32,3±0,69 года) и 15 лиц, не работающих за ВДТ ( женщин — 12 и мужчин — 3) в возрасте от 27 до 43 лет (средний возраст — 33,5±1,0 года). Обе группы были однородными по половому составу — (1)=0,036; Р>0,05 и возрасту - t(85)=—0,76 (Р>0,05).

Для изучения роли индивидуальных особенностей в возникновении пароксизмальных вегетативных нарушений у лиц, отобранных для окончательного анализа, оценивали также физическую работоспособность по показателю PWC170 [2].

Статистическую обработку результатов исследования производили путем анализа таблиц сопряженности с вычислением критерия χ2, однофакторного дисперсионного анализа, а также критерия Стьюдента для независимых выборок. Для вычислений использовали прикладной программный пакет STATISTICA for Windows (версия 5.0).

Среди женщин, работающих за ВДТ, частота вегетативных пароксизмов была достоверно выше, чем среди неработающих за ВДТ: 35,7% против 7,7% (Р <0,05). Группы, состоявшие из женщин-пользователей ВДТ и неработающих за ВДТ, не различались по социально-демографическим, поведенческим и семейным характеристикам, что позволило исключить влияние непроизводственных факторов. При выявлении распространенности пароксизмов в смешанных группах, а также только среди мужчин никакой связи между работой за ВДТ и частотой вегетативных пароксизмов обнаружено не было.

Дополнительное изучение половых различий показало, что среди лиц, работающих за ВДТ, представленность вегетативных пароксизмов у женщин была достоверно выше, чем у мужчин: 35,7% против 6,2% (Р <0,05). По данным большинства эпидемиологических исследований, имеет место преобладание представленности пароксизмальных вегетативных нарушений у женщин по сравнению с мужчинами [1]. В контрольной группе подобных закономерностей обнаружено не было. В качестве возможного объяснения можно предположить, что работа за ВДТ провоцирует развитие вегетативных пароксизмов у женщин. Однако нельзя исключать и статистические ограничения, в частности небольшое число мужчин, принимавших участие в исследовании.

В группе женщин-пользователей ВДТ была изучена роль ряда индивидуальных факторов, которые можно было бы рассматривать как возможные факторы риска. Были проанализированы различия групп с вегетатиавными пароксизмами и без них по таким факторам, как возраст, стаж работы с ВДТ, социальнодемографические, семейные и поведенческие характеристики, в том числе занятия спортом или оздоровительными упражнениями, курение, а также физическая работоспособность, оцениваемая по показателю PWCI70. Результаты анализа показали, что в возрастной группе 30 лет и старше частота вегетативных пароксизмов у пользователей ВДТ достоверно выше, чем у лиц из контрольной группы: 40% против 9,1% (Р<0,05). В возрастной группе до 30 лет представленность пароксизмальных вегетативных нарушений в группе пользователей ВДТ достоверно не отличалась от таковой в контроле.

Таким образом, женщины-пользователи ВДТ в возрасте 30 лет и старше должны быть включены в группу повышенного риска. Анализ остальных индивидуальных характеристик не выявил каких-либо различий между женщинами-пользователями ВДТ с вегетативными пароксизмами и без них. Начальное предположение о роли общей физической подготовленности также не подтвердилось.

В настоящее время имеется ограниченное количество исследований, посвященных связи между индивидуальными особенностями и степенью риска для здоровья при работах за ВДТ [6, 8, 11, 13]. В частности, была показана более высокая частота субъективного дискомфорта и некоторых других функциональных изменений, например повышения АД во время работы за ВДТ, среди женщин и лиц старших возрастных групп. Особенностью полученных результатов является то, что похожая тенденция была выявлена в отношении не изучавшихся ранее вегетативных расстройств. Исходя из этого рекомендуется уделять особое внимание женщинам- пользователям ВДТ в возрасте старше 30 лет при проведении предварительных и периодических медицинских осмотров. Проблема поиска других индивидуальных факторов риска сохраняет свою актуальность и требует использования новых подходов и решений.

Выводы

Распространенность пароксизмальных вегетативных нарушений выше среди женщин-пользователей ВДТ по сравнению с женщинами, не работающими за ВДТ.

Женщины-пользователи ВДТ в возрасте 30 лет и старше относятся к группе повышенного риска развития пароксизмальных вегетативных нaрушений.

Не доказана роль других социально-демографических характеристик, особенностей поведения, а также общей физической подготовленности в возникновении вегетативных пароксизмов у женщин-пользователей ВДТ.

 

Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 98-06-08037.

×

Об авторах

Л. М. Фатхутдинова

Казанский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com

Кафедра гигиены и медицины труда с курсом медэкологии, кафедра неврологии, кафедра общей гигиены и экологии, курс военной и радиационной гигиены

Россия, Казань

М. Ф. Исмагилов

Казанский государственный медицинский университет

Email: info@eco-vector.com

Профессор, заведующий кафедрой неврологии, кафедра гигиены и медицины труда, курс медэкологии, кафедра общей гигиены и экологии, курс военной и радиационной гигиены

Россия, Казань

Н. Х. Амиров

Казанский государственный медицинский университет

Email: info@eco-vector.com

Профессор, заведующий кафедрой гигиены и медицины труда с курсом медэкологии, чл.-корр. РАМН, кафедра неврологии, кафедра общей гигиены и экологии с курсом военной и радиационной гигиены

Россия, Казань

А. Б. Галлямов

Казанский государственный медицинский университет

Email: info@eco-vector.com

Профессор, заведующий кафедрой, общей гигиены и экологии с курсом военной и радиационной гигиены, кафедра неврологии, кафедра гигиены и медицины труда, курс медэкологии

Россия, Казань

Список литературы

  1. Вейн А.М., Дюкова Г.М., Воробьева О.В. и др. Панические атаки (неврологические и психофизиологические аспекты). — СПб, 1997.
  2. Практикум по физиологии труда: Учеб. пособие/ Дорошенко В.А., Осипова О.В., Павлова Л.П. и др.: Под ред. А.С. Батуева. — Л., 1986.
  3. Фатхутдинова Л.М., Амиров Н.Х.// Медицина труда и промышл. экол. —1994. — № 11. — С. 20—24.
  4. Ametz B.B., Berg М. // J. Occup. Environ. Med. — 1996. - Vol. 38. — P. 1108-1110.
  5. AmetzB.B., Wiholm C.//S. Psychosom. Res. — 1997.-Vol. 43.-P. 35-42.
  6. Bergqvist U, Wolgast Е., Nilsson B. et al. // Ergonomics. — 1995. — Vol. 38. — P. 763—776.
  7. Fatkhoutdinova L., Amirov N. In: 25-th International Congress on Occupational Health (ICOH’96): Book of Abstracts; Part II. — Stockholm, 1996, — P. 304.
  8. Sauter S.L., Schleifer L.M., Knutson S.J. // Hum. Factors. — 1991. - Vol. 33. - P. 151 — 167.
  9. Schreinicke G., Hinz A., Kratzch V. et al. // Int. Arch. Occup. Environ. Health. — 1990. — Vol. 62. — P. 319—321.
  10. Tanaka T, Fukumoto T, Yamamoto S. et al. // Ergonomics. — 1988. — Vol. 31. — P. 1753—1763.
  11. Tanaka T., Yamamoto S., Noro K. et al. // Ergonomics. — 1989. — Vol. 32. — P. 1595—1605.
  12. Visual display terminals and workers’ health. WHO offset publication No. 99. — Geneva: World Health Organization, 1987.
  13. Watanabe S., Torii J., ShinkaiS. et al. // Environ. Res. - 1993. - Vol. 61. - P. 258-265.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 1999 Фатхутдинова Л.М., Исмагилов М.Ф., Амиров Н.Х., Галлямов А.Б.

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах