Сравнение эффективности бензилпенициллина в лечении пневмонии при внутримышечном и лимфотропном способах его введения

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Разработанные отечественными исследователями и клиницистами направления эндолимфатической и лимфотропной терапии дают возможность более эффективно вовлекать лимфатическую систему в процесс переноса и распределения препаратов при лечении различных заболеваний. Современные лимфологические методы достаточно просты в исполнении, не требуют дорогостоящей аппаратуры и могут применяться в амбулаторных условиях.

Полный текст

Разработанные отечественными исследователями и клиницистами направления эндолимфатической и лимфотропной терапии дают возможность более эффективно вовлекать лимфатическую систему в процесс переноса и распределения препаратов при лечении различных заболеваний [3—4]. Современные лимфологические методы достаточно просты в исполнении, не требуют дорогостоящей аппаратуры и могут применяться в амбулаторных условиях.

Целью нашей работы являлось выяснение результатов применения метода лимфотропного введения натриевой соли бензилпенициллина в сравнении с традиционным внутримышечным способом при лечении вторичных бактериальных пневмоний, осложняющих течение гриппа и ОРВИ. Лимфотропное введение бензилпенициллина проводилось по методу, разработанному X. Парпиевой и Ж. Тураббаевой, в нашей модификации [5]. Для этого на бедро в нижней трети накладывали резиновую ленту с таким расчетом, чтобы она создавала сжимающее усилие, равное создаваемому манжетой тонометра при давлении в ней 40 мм Hg. В среднюю треть голени подкожно вводили 1 мл препарата лазикса в качестве лимфотропного вещества. Через 3—5 минут не вынимая иглы вводили 1 млн. ЕД натриевой соли бензилпенициллина. Инъекции производили один раз в сутки. В качестве растворителя применяли до 5 мл 0,25% раствора новокаина. Использование меньшего количества растворителя может привести к образованию болезненных инфильтратов на месте введения препарата.

У ряда больных, получавших бензилпенициллин внутримышечно (8) или лимфотропно (7), в сыворотке крови определена его концентрация методом высокоэффективной жидкостной хроматографии (ВЭЖХ).

В отечественной литературе фармакодинамике бензилпенициллина посвящено достаточное количество исследований. Однако описания методов применения ВЭЖХ для выявления бензилпенициллина натриевой соли в сыворотке крови больных мы не обнаружили. Исследование проводили по методу W.A. Moats [7] в нашей модификации.

Кровь для исследования забирали из локтевой вены больного через 1, 3, 6 и 9 часов после введения первой дозы препарата. Полученные сыворотки замораживали, далее депротеинизировали ацетонитрилом. Содержание бензилпенициллина в них определяли методом ВЭЖХ на колонках “Spherisorb” фирмы “Hichrom”. При проведении анализа использовали насос, спектрофотометр и регистратор фирмы “Shimadzu”.

Известно, что через 0,5—1 час после внутримышечного введения натриевой соли бензилпенициллина наблюдается ее наивысшая концентрация в периферической крови [1, 2]. Во время выполнения исследования через один час после первой однократной инъекции препарата нами также было зарегистрировано его самое высокое содержание в сыворотке крови, во много раз превышавшее описанную в литературе минимальную ингибирующую концентрацию для пневмотропных бактериальных возбудителей, равную 0,02—1 мкг/мл (0,032—1,6 ЕД/мл). Но уже через 3 часа после введения концентрация препарата в крови резко снижалась, приближаясь к следовой. Поэтому через 4 часа после внутримышечного введения бензилпенициллина требуется повторить эту манипуляцию с целью сохранения эффективной дозы препарата в периферическом кровотоке.

Таким образом, при традиционной четырехразовой схеме введения препарата в организме больного в течение суток наблюдаются 4 резких подъема бактерицидной активности и 4 столь же резких спада с двухчасовыми интервалами между циклами, во время которых отсутствует эффективная доза антибиотика в крови. Высокие концентрации препарата в первые часы после внутримышечного введения повышают химическую нагрузку на организм, что может отрицательно влиять на функцию кишечника, реснитчатого эпителия бронхов и угнетать процессы иммунитета [6, 8].

При лимфотропном введении бензилпенициллина его самое высокое содержание в периферической крови также было обнаружено через один час после инъекции, однако его концентрация оказалась несколько меньшей, чем при внутримышечном способе введения. За первые 3 часа после введения концентрация бензилпенициллина в периферической крови существенно снижалась, но через 9 часов после инъекции препарата его количество в сыворотке крови оставалось в пределах минимальной ингибирующей концентрации (см. табл.). Полученные данные объясняются задержкой препарата в лимфатической системе и в дальнейшем постепенным его высвобождением. Технические ограничения не позволили определить концентрацию препарата в сыворотке крови позже 9 часов от момента его введения. Возможно, минимальная эффективная концентрация препарата сохраняется до 13—15 часов от момента введения, при этом градиент между максимальным и минимальным количеством бензилпенициллина в сыворотке не столь велик.

Таким образом, лимфотропный способ введения бензилпенициллина превосходит по эффективности традиционный внутримышечный метод. Препарат проникает в периферический кровоток столь же быстро, но его минимальная ингибирующая концентрация для пневмотропных возбудителей поддерживается в организме гораздо более длительное время.

Метод лимфотропного введения бензилпенициллина был использован в комплексном лечении больных ОРВИ, осложненными вторичными бактериальными пневмониями. Сравнение результатов терапии выполнено на примере 36 больных, получавших бензилпенициллин в дозе 1 млн.ЕД 4 раза в сутки внутримышечно (контрольная группа) и 27 больных, получавших бензилпенициллин лимфотропно один раз в сутки в дозе 1 млн. ЕД (основная группа). Других различий в этиотропном или патогенетическом лечении больных не было. Результат оценивали через 8—10 дней проводимой терапии. Выбранные для сравнения группы больных были сопоставимы по полу, возрасту и основным клиническим параметрам на ранних сроках заболевания. После курса антибактериальной терапии все больные чувствовали субъективное улучшение самочувствия, которое подтверждалось и объективными клиническими критериями. Отрицательной динамики не было зафиксировано ни в одном из 63 случаев.

В целом динамика клинико-лабораторных изменений после курса лимфотропной терапии по большинству параметров не отличалась от таковой в контрольной группе. Однако по ряду респираторных симптомов — интенсивности кашля, отделению мокроты, аускультации легких и данным рентгенологического обследования — основная группа имела достоверное преимущество по сравнению с контролем. Так, к концу курса антибактериальной терапии у больных контрольной группы в 77,8% случаев оставался кашель, в 58,3% — с отделением мокроты. В основной группе те же симптомы сохранялись соответственно в 22,2% и в 14,8% случаев. В контрольной группе хрипов в легких не определялось в 38,8% случаев, в основной — в 92,6%. Полное рассасывание инфильтрата в легком через 14— 16 дней пребывания в стационаре произошло в 85,2% случаев при лимфотропном введении препарата и только в 52,8% — при внутримышечном лечении. Данное обстоятельство потребовало проведения повторного курса антибактериальной терапии в контрольной группе у 36,1% больных, в основной же группе второй курс антибиотика был назначен лишь 18,5% больных. Длительность пребывания пациентов в стационаре в обеих группах не различалась, что связано со сроками проведения контрольного рентгенологического обследования.

 

Концентрация (ЕД) натриевой соли бензилпенициллина в сыворотке крови на различных сроках от момента введения при внутримышечном и лимфотропном способах его применения

Время от момента введения препарата

1 час

3 часа

6 часов

 9 часов

Способ введения

внутримышечный, ЕД

121,9±3,02

0,3±0,1

лимфотропный, ЕД

46,4±1,6

2,3±0,5

1.0±0,3

0,8±0,2

Выводы
  1. Минимальная ингибирующая концентрация бензилпенициллина для пневмотропных возбудителей после однократного лимфотропного введения препарата поддерживается в периферической крови по крайней мере до 9 часов, что превосходит длительность поддержания минимальной ингибирующей концентрации, получаемой при однократном внутримышечном введении.
  2. Использование однократного в течение суток лимфотропного введения бензилпенициллина в дозе 1 млн. ЕД при лечении больных пневмониями, осложнившими течение ОРВИ, по сравнению с внутримышечным способом введения препарата приводит к более быстрому исчезновению легочной симптоматики.
  3. Лимфотропный способ введения пенициллина имеет преимущества перед внутримышечным: снижаются кратность введения препарата и нагрузка на средний медицинский персонал.
×

Об авторах

С. А. Осипов

Казанский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com

Кафедра инфекционных болезней

Россия, Казань

А. У. Зиганшин

Казанский государственный медицинский университет

Email: info@eco-vector.com

Кафедра инфекционных болезней

Россия, Казань

Д. Ш. Еналеева

Казанский государственный медицинский университет

Email: info@eco-vector.com

Кафедра инфекционных болезней

Россия, Казань

Список литературы

  1. Абдуллин И.М., Баширова Д.К., Визель А.А. и др. /Антибиотики в клинической практике.— Казань, 1997.
  2. Гуссель В.А. Справочник педиатра по клинической фармакологии. —Л., 1989.
  3. Клиническая лимфология. Первая Всесоюзная конференция (Тез. докл.) — М.—Подольск, 1985.
  4. Панченков Р. Т., Выренков Ю.Е., Ярема И.В., Щербакова Э.Г. Эндолимфатическая антибиотикотерапии . — М., 1984.
  5. Парпиева X, Тураббаева Ж. // Мед. сестра. — 1990. — № 9. — С. 17.
  6. Черкасов В.А., Степанов С.А. // Пробл. туб. — 1992. — № 9—10. — С. 15—18.
  7. Moats W.A. // J. Chromatogr. — 1984. — Vol. 317. — Р. 311—318.
  8. Moreira R. et al. // Pharm. Res. — 1996. — Vol. 13. — P. 70-75.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 1999 Осипов С.А., Зиганшин А.У., Еналеева Д.Ш.

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах