Пути оптимизации управления здравоохранением в современных экономических условиях
- Авторы: Галиуллин А.Н.1, Нурхамитов Р.З.1
-
Учреждения:
- Казанский государственный медицинский университет
- Выпуск: Том 79, № 6 (1998)
- Страницы: 453-455
- Тип: Статьи
- Статья получена: 09.04.2021
- Статья одобрена: 09.04.2021
- Статья опубликована: 15.11.1998
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/65004
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj65004
- ID: 65004
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В современных экономических условиях управление здравоохранением представляет собой сложную многофакторную систему, обусловленную социально-экономическими и социально-политическими факторами. Отрицательное воздействие на развитие здравоохранения в существенной степени оказывает несовершенство системы управления, которое проявляется в организационной разобщенности многих государственных и ведомственных структур, занимающихся охраной здоровья населения.
Ключевые слова
Полный текст
В современных экономических условиях управление здравоохранением представляет собой сложную многофакторную систему, обусловленную социально-экономическими и социально-политическими факторами. Отрицательное воздействие на развитие здравоохранения в существенной степени оказывает несовершенство системы управления, которое проявляется в организационной разобщенности многих государственных и ведомственных структур, занимающихся охраной здоровья населения. Вопросы управления здравоохранением в существующей системе зависят от ряда нерешенных проблем охраны общественного здоровья населения. Круг этих проблем достаточно широк: это отсутствие соответствующей законодательной базы здравоохранения; постоянно осложняющаяся ситуация в области охраны здоровья и несоответствие состояния здоровья нации показателям, достигнутым цивилизованными странами в периоде прохождения ими такого же этапа развития, на котором находится наша страна; противоречие между декларированным правом человека на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь и обеспечивающим его механизмом; низкая экономическая ответственность общества, трудовых коллективов и личности за сохранение здоровья; использование экстенсивных факторов развития здравоохранения; недостаточное применение в хозяйственном механизме здравоохранения критериев эффективности качества и стимулирования труда и др.
Для изучения эффективности управления здравоохранением в условиях перехода к бюджетно-страховой медицине нами была создана специальная программа, которая предусматривала социологический опрос населения, экспертную оценку деятельности лечебнопрофилактических учреждений (ЛПУ) независимыми экспертами, Государственной аккредитационно-лицензионной медицинской комиссией РТ, главными врачами и главными специалистами.
Были разработаны специальные карты с учетом рекомендаций ВОЗ. Социологическим опросом были охвачены 556 респондентов, получающих медицинскую помощь в различных ЛПУ Казани. Итоги этих исследований показали, что 35,8% опрошенных недовольны слабой материально-технической базой медицинских учреждений, 31,1% — неудовлетворительным санитарно-техническим состоянием, 20% — сокращением объема финансирования. 45,6% лиц не имели представления о медицинском страховании, 80% — о деятельности больничных касс. 66,2% респондентов считали, что оплата медицинских услуг должна осуществляться государством, 40% — не одобряли функционирование частных клиник, 25% — деятельность частно практикующих врачей. По мнению 30% опрошенных, существующие на практике преподношения медицинским работникам не соответствуют медицинской этике (таблица 1).
Таблица 1. Социологический опрос населения о деятельности ЛПУ (Казань, 1997)
Наименование экспертной оценки социологического опроса | Градация стандартной оценки (%) | |||
хорошая | удовлетво-рительная | неудовлетво-рительная | затруднялись в ответе | |
Оценка состояния материально-технической базы | 10,6±1,8 | 28,8±3,7 | 35,8±4,1 | 24,8±3,3 |
Обеспеченность медицинским оборудованием и аппаратурой | 7,6±4,1 | 31,3±3,5 | 38,3±3,4 | 22,8±3,7 |
Санитарно-техническое, санитарно-гигиеническое состояние | 10,2±4,0 | 39,0±3,3 | 31,1±3,5 | 19,6±3,8 |
Состояние финансирования | 20,3±1,7 | 24,1±1,8 | 20,0±1,7 | 35,6±2,0 |
Деятельность медицинского страхования | 54,3±2,1 | _ | 45,6±2,1 | _ |
Работа больничных касс | 20,5±1,7 | _ | 79,5±1,7 | — |
Функционирование частных клиник | — | 38,7±2,1 | 35,8±2,0 | 25,5±1,8 |
Отношение к частно практикующим врачам | — | 43,5±2,1 | 27,1±1,9 | 29,3±1,9 |
Отношение к преподношениям медицинским работникам | 43,7±2,1 | — | 30,0±1,9 | 26,2±1,8 |
Нами было изучено состояние подготовленности 56 медицинских учреждений здравоохранения г. Казани к работе в условиях перехода к бюджетно страховой медицине. Экспертная оценка была дана материально-технической базе ЛПУ, ресурсному обеспечению, организации управления медицинской деятельностью, деятельности медицинских работников, санитарно-эпидемиологическому благополучию, качеству и результативности медицинской помощи, учету влияния факторов окружающей среды на здоровье населения и связанному с этим медико-экономическому ущербу. Данные экспертной оценки показали,что 21,2% ЛПУ имеют неудовлетворительную материально-техническую базу, 10,3% — удовлетворительную, и 68,5% — хорошую.
В условиях перехода к бюджетно-страховой медицине медицинские учреждения продолжают, к сожалению, финансироваться по остаточному принципу, уровень финансирования которых не превышает 2% от валового национального продукта. Полного ресурсного обеспечения не наблюдается ни в одном из обследованных лечебно-профилактических учреждений г. Казани.
Для принятия правильных управленческих решений и оказания качественной медицинской помощи населению важную роль приобретают оценка качества и результативности медицинской деятельности (таблица 2).
Таблица 2. Экспертная оценка деятельности ЛПУ независимыми экспертами (Казань, 1997)
Показатели деятельности ЛПУ | Градация стандартной оценки (%) | ||
хорошая | удовлетво-рительная | неудовлетво-рительная | |
Материально-техническая база | 68,5±4,6 | 10,3±4,2 | 21,0±5,6 |
Обеспеченность медицинским оборудованием и аппаратурой | 38,4±6,4 | 56,0±6,6 | 5,6±3,1 |
Организация управления медицинской деятельностью | 55,1±6,6 | 44,5±6,6 | 0,4±0,8 |
Деятельность медицинских работников | 8,9±3,8 | 57,7±6,6 | 33,3±6,2 |
Санитарно-эпидемиологическое благополучие | 91,2±4,7 | 3,7±2,9 | 5,0±3,4 |
Качество и результативность работы | 54,2±6,6 | 45,0±6,6 | 0,7±2,1 |
Учет влияния факторов экологии на здоровье населения | 20,8±6,4 | 6,5±3,3 | 72,7±7,0 |
Во всех ЛПУ Казани экспертная оценка качества оказываемой медицинской помощи проводится, как мы видим по данным таблица 2, в полном объеме. К сожалению, не все руководители учитывают зависимости состояния здоровья населения от окружающей среды, хотя, по данным литературы, степень ее влияния на человека варьирует от 18 до 20%. Это, на наш взгляд, сдерживает совершенствование управления здравоохранением. На отдельных территориях мероприятия по охране здоровья населения проводятся ЛПУ без учета факторов окружающей среды в связи с отсутствием методов их регистрации. При принятии управленческих решений, направленных на охрану здоровья населения, руководители 75% ЛПУ не учитывают факторов окружающей среды, в 67% случаев не рассчитывают медико-экономического от них ущерба.
Весьма интересными оказались результаты исследования деятельности ЛПУ г. Казани, проведенного главными врачами и главными специалистами, которые сами занимались аккредитацией и лицензированием учреждений здравоохранения. Согласно экспертной оценке организации и управления медицинской деятельности, уровень организации управления, в том числе в экстремальных условиях, соответствует установленным стандартам в 72,5±7,0% случаев, научная организация труда — в 41,5±7,8%. Повышение уровня квалификации медицинского персонала и кадровая укомплектованность не отвечают требованиям в 25,0±2,4% случаев (таблица 3).
Таблица 3. Экспертная оценка организации и управления медицинской деятельностью
Показатели деятельности | Градация стандартной оценки (%) | Стандарт-ная оценка | Экспертная оценка | ||||
соотв. | частично соотв. | несоотв. | |||||
1,0 | 1,0 | 0,75 | 0,5 | ||||
Уровень организации управления, в том числе в экстремальных условиях | 72,5±7,0 | 27,5±7,0 | _ | 1,0 | 29 | 8,25 | |
Организационно-методическая работа | 77,5±6,6 | 22,5±6,6 | — | 1,0 | 31 | 6,75 | — |
Ведение учетно-отчетной документации | 90,0±4,7 | 10,0±4,7 | — | 1,0 | 36 | 3,0 | — |
Преемственность между службами | 72,5±7,0 | 27,5±7,0 | — | 1,0 | 29 | 8,25 | — |
Научная организация труда | 47,5±7,8 | 45,0±7,8 | 7,5±4,1 | 1,0 | 19 | 13,5 | 2,25 |
Обоснованность жалоб со стороны населения на медицинскую деятельность и организацию работы по исправлению и предупреждению неудовлетворительного медицинского обслуживания | 75,0±6,8 | 25,0±6,8 | _ | 1,0 | 30 | 7,5, | _ |
Специализация и квалификация персонала, уровень кадровой укомплектованности | 6,5±7,5 | 32,5±7,4 | 25,0±2,4 | 1,0 | 26 | 9,75 | 0,75 |
Соблюдение принципов этики и деонтологии между работниками, персоналом и населением | 80,0±6,3 | 20,0±6,3 | _ | 1,0 | 32 | 6 | _ |
Всего | 72,5±7,0 | 26,2±6,9 | 10,0±4,7 | 1,0 | 232 | 63 | 3,00 |
Однако в деятельности ЛПУ выявлен ряд неиспользованных резервов и возможностей для рационального управления здравоохранением, направленного на повышение качества оказания медицинской помощи населению.
Результаты исследований показали, что в 38% случаев ЛПУ в условиях перехода к бюджетно-страховой медицине не были подготовлены к работе в современных экономических условиях. Это связано с несовершенством управленческих решений, принятых по следам тех недостатков, которые были обнаружены в процессе социологического опроса населения, экспертной оценки деятельности ЛПУ независимыми экспертами и главными врачами, а также в ходе работы Государственной аккредитационно-лицензионной медицинской комиссией РТ. За исключением вопросов финансирования, приобретения медицинского оборудования, твердого и мягкого инвентаря, капитального строительства и ремонта ЛПУ, с оптимизацией управления лечебно-профилактическим делом тесно связаны многие вопросы: повышение уровня квалификации врачебных кадров, их укомплектованность физическими лицами, проведение диспансерной работы, формирование правильного образа жизни населения, надлежащая организация работы в экстремальных условиях, снижение летальности, полнота обследования, диагностика и лечение больных.
Таким образом, оптимальное управление лечебно-профилактической деятельностью в условиях перехода к бюджетно-страховой медицине нужно проводить с учетом данных социологического опроса населения, экспертной оценки деятельности медицинских учреждений, работы специалистов и независимых экспертов. Для этой цели можно использовать накопленные данные о деятельности лечебно-профилактических учреждений в Государственной аккредитационно-лицензионной медицинской комиссии РТ.
Об авторах
А. Н. Галиуллин
Казанский государственный медицинский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Кафедра социальной медицины и организации здравоохранения
Россия, КазаньР. З. Нурхамитов
Казанский государственный медицинский университет
Email: info@eco-vector.com
Кафедра социальной медицины и организации здравоохранения
Россия, КазаньСписок литературы
Дополнительные файлы
![](/img/style/loading.gif)