Пути оптимизации управления здравоохранением в современных экономических условиях

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современных экономических условиях управление здравоохранением представляет собой сложную многофакторную систему, обусловленную социально-экономическими и социально-политическими факторами. Отрицательное воздействие на развитие здравоохранения в существенной степени оказывает несовершенство системы управления, которое проявляется в организационной разобщенности многих государственных и ведомственных структур, занимающихся охраной здоровья населения.

Полный текст

В современных экономических условиях управление здравоохранением представляет собой сложную многофакторную систему, обусловленную социально-экономическими и социально-политическими факторами. Отрицательное воздействие на развитие здравоохранения в существенной степени оказывает несовершенство системы управления, которое проявляется в организационной разобщенности многих государственных и ведомственных структур, занимающихся охраной здоровья населения. Вопросы управления здравоохранением в существующей системе зависят от ряда нерешенных проблем охраны общественного здоровья населения. Круг этих проблем достаточно широк: это отсутствие соответствующей законодательной базы здравоохранения; постоянно осложняющаяся ситуация в области охраны здоровья и несоответствие состояния здоровья нации показателям, достигнутым цивилизованными странами в периоде прохождения ими такого же этапа развития, на котором находится наша страна; противоречие между декларированным правом человека на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь и обеспечивающим его механизмом; низкая экономическая ответственность общества, трудовых коллективов и личности за сохранение здоровья; использование экстенсивных факторов развития здравоохранения; недостаточное применение в хозяйственном механизме здравоохранения критериев эффективности качества и стимулирования труда и др.

Для изучения эффективности управления здравоохранением в условиях перехода к бюджетно-страховой медицине нами была создана специальная программа, которая предусматривала социологический опрос населения, экспертную оценку деятельности лечебнопрофилактических учреждений (ЛПУ) независимыми экспертами, Государственной аккредитационно-лицензионной медицинской комиссией РТ, главными врачами и главными специалистами.

Были разработаны специальные карты с учетом рекомендаций ВОЗ. Социологическим опросом были охвачены 556 респондентов, получающих медицинскую помощь в различных ЛПУ Казани. Итоги этих исследований показали, что 35,8% опрошенных недовольны слабой материально-технической базой медицинских учреждений, 31,1% — неудовлетворительным санитарно-техническим состоянием, 20% — сокращением объема финансирования. 45,6% лиц не имели представления о медицинском страховании, 80% — о деятельности больничных касс. 66,2% респондентов считали, что оплата медицинских услуг должна осуществляться государством, 40% — не одобряли функционирование частных клиник, 25% — деятельность частно практикующих врачей. По мнению 30% опрошенных, существующие на практике преподношения медицинским работникам не соответствуют медицинской этике (таблица 1).

 

Таблица 1. Социологический опрос населения о деятельности ЛПУ (Казань, 1997)

Наименование экспертной оценки социологического опроса

Градация стандартной оценки (%)

хорошая

удовлетво-рительная

неудовлетво-рительная

затруднялись в ответе

Оценка состояния материально-технической базы

10,6±1,8

28,8±3,7

35,8±4,1

24,8±3,3

Обеспеченность медицинским оборудованием и аппаратурой

7,6±4,1

31,3±3,5

38,3±3,4

22,8±3,7

Санитарно-техническое, санитарно-гигиеническое состояние

10,2±4,0

39,0±3,3

31,1±3,5

19,6±3,8

Состояние финансирования

20,3±1,7

24,1±1,8

20,0±1,7

35,6±2,0

Деятельность медицинского страхования

54,3±2,1

_

45,6±2,1

_

Работа больничных касс

20,5±1,7

_

79,5±1,7

Функционирование частных клиник

38,7±2,1

35,8±2,0

25,5±1,8

Отношение к частно практикующим врачам

43,5±2,1

27,1±1,9

29,3±1,9

Отношение к преподношениям медицинским работникам

43,7±2,1

30,0±1,9

26,2±1,8

 

Нами было изучено состояние подготовленности 56 медицинских учреждений здравоохранения г. Казани к работе в условиях перехода к бюджетно страховой медицине. Экспертная оценка была дана материально-технической базе ЛПУ, ресурсному обеспечению, организации управления медицинской деятельностью, деятельности медицинских работников, санитарно-эпидемиологическому благополучию, качеству и результативности медицинской помощи, учету влияния факторов окружающей среды на здоровье населения и связанному с этим медико-экономическому ущербу. Данные экспертной оценки показали,что 21,2% ЛПУ имеют неудовлетворительную материально-техническую базу, 10,3% — удовлетворительную, и 68,5% — хорошую.

В условиях перехода к бюджетно-страховой медицине медицинские учреждения продолжают, к сожалению, финансироваться по остаточному принципу, уровень финансирования которых не превышает 2% от валового национального продукта. Полного ресурсного обеспечения не наблюдается ни в одном из обследованных лечебно-профилактических учреждений г. Казани.

Для принятия правильных управленческих решений и оказания качественной медицинской помощи населению важную роль приобретают оценка качества и результативности медицинской деятельности (таблица 2).

 

Таблица 2. Экспертная оценка деятельности ЛПУ независимыми экспертами (Казань, 1997)

Показатели деятельности ЛПУ

Градация стандартной оценки (%)

хорошая

удовлетво-рительная

неудовлетво-рительная

Материально-техническая база

68,5±4,6

10,3±4,2

21,0±5,6

Обеспеченность медицинским оборудованием и аппаратурой

38,4±6,4

56,0±6,6

5,6±3,1

Организация управления медицинской деятельностью

55,1±6,6

44,5±6,6

0,4±0,8

Деятельность медицинских работников

8,9±3,8

57,7±6,6

33,3±6,2

Санитарно-эпидемиологическое благополучие

91,2±4,7

3,7±2,9

5,0±3,4

Качество и результативность работы

54,2±6,6

45,0±6,6

0,7±2,1

Учет влияния факторов экологии на здоровье населения

20,8±6,4

6,5±3,3

72,7±7,0

 

Во всех ЛПУ Казани экспертная оценка качества оказываемой медицинской помощи проводится, как мы видим по данным таблица 2, в полном объеме. К сожалению, не все руководители учитывают зависимости состояния здоровья населения от окружающей среды, хотя, по данным литературы, степень ее влияния на человека варьирует от 18 до 20%. Это, на наш взгляд, сдерживает совершенствование управления здравоохранением. На отдельных территориях мероприятия по охране здоровья населения проводятся ЛПУ без учета факторов окружающей среды в связи с отсутствием методов их регистрации. При принятии управленческих решений, направленных на охрану здоровья населения, руководители 75% ЛПУ не учитывают факторов окружающей среды, в 67% случаев не рассчитывают медико-экономического от них ущерба.

Весьма интересными оказались результаты исследования деятельности ЛПУ г. Казани, проведенного главными врачами и главными специалистами, которые сами занимались аккредитацией и лицензированием учреждений здравоохранения. Согласно экспертной оценке организации и управления медицинской деятельности, уровень организации управления, в том числе в экстремальных условиях, соответствует установленным стандартам в 72,5±7,0% случаев, научная организация труда — в 41,5±7,8%. Повышение уровня квалификации медицинского персонала и кадровая укомплектованность не отвечают требованиям в 25,0±2,4% случаев (таблица 3).

 

Таблица 3. Экспертная оценка организации и управления медицинской деятельностью

Показатели деятельности

Градация стандартной оценки (%)

Стандарт-ная оценка

Экспертная оценка

соотв.

частично соотв.

несоотв.

1,0

1,0

0,75

0,5

Уровень организации управления, в том числе в экстремальных условиях

72,5±7,0

27,5±7,0

_

1,0

29

8,25

 

Организационно-методическая работа

77,5±6,6

22,5±6,6

1,0

31

6,75

Ведение учетно-отчетной документации

90,0±4,7

10,0±4,7

1,0

36

3,0

Преемственность между службами

72,5±7,0

27,5±7,0

1,0

29

8,25

Научная организация труда

47,5±7,8

45,0±7,8

7,5±4,1

1,0

19

13,5

2,25

Обоснованность жалоб со стороны населения на медицинскую деятельность и организацию работы по исправлению и предупреждению неудовлетворительного медицинского обслуживания

75,0±6,8

25,0±6,8

_

1,0

30

7,5,

_

Специализация и квалификация персонала, уровень кадровой укомплектованности

6,5±7,5

32,5±7,4

25,0±2,4

1,0

26

9,75

0,75

Соблюдение принципов этики и деонтологии между работниками, персоналом и населением

80,0±6,3

20,0±6,3

_

1,0

32

6

_

Всего

72,5±7,0

26,2±6,9

10,0±4,7

1,0

232

63

3,00

 

Однако в деятельности ЛПУ выявлен ряд неиспользованных резервов и возможностей для рационального управления здравоохранением, направленного на повышение качества оказания медицинской помощи населению.

Результаты исследований показали, что в 38% случаев ЛПУ в условиях перехода к бюджетно-страховой медицине не были подготовлены к работе в современных экономических условиях. Это связано с несовершенством управленческих решений, принятых по следам тех недостатков, которые были обнаружены в процессе социологического опроса населения, экспертной оценки деятельности ЛПУ независимыми экспертами и главными врачами, а также в ходе работы Государственной аккредитационно-лицензионной медицинской комиссией РТ. За исключением вопросов финансирования, приобретения медицинского оборудования, твердого и мягкого инвентаря, капитального строительства и ремонта ЛПУ, с оптимизацией управления лечебно-профилактическим делом тесно связаны многие вопросы: повышение уровня квалификации врачебных кадров, их укомплектованность физическими лицами, проведение диспансерной работы, формирование правильного образа жизни населения, надлежащая организация работы в экстремальных условиях, снижение летальности, полнота обследования, диагностика и лечение больных.

Таким образом, оптимальное управление лечебно-профилактической деятельностью в условиях перехода к бюджетно-страховой медицине нужно проводить с учетом данных социологического опроса населения, экспертной оценки деятельности медицинских учреждений, работы специалистов и независимых экспертов. Для этой цели можно использовать накопленные данные о деятельности лечебно-профилактических учреждений в Государственной аккредитационно-лицензионной медицинской комиссии РТ.

×

Об авторах

А. Н. Галиуллин

Казанский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com

Кафедра социальной медицины и организации здравоохранения

Россия, Казань

Р. З. Нурхамитов

Казанский государственный медицинский университет

Email: info@eco-vector.com

Кафедра социальной медицины и организации здравоохранения

Россия, Казань

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 1998 Галиуллин А.Н., Нурхамитов Р.З.

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах