Роль факторов риска в формировании нарушений развития речи и языка у детей дошкольного возраста

Обложка


Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

В статье представлен обзор современной литературы о факторах риска, ассоциированных с нарушениями (задержкой) развития речи и языка, которые врачи-педиатры могут учитывать при формировании группы высокого риска соответствующего контингента детей дошкольного возраста. Ведущий фактор риска в формировании нарушений речи/языка у детей — раннее органическое повреждение центральной нервной системы, возникшее в анте-, интра- и постнатальном периодах жизни ребёнка, которое часто встречается у детей с церебральным параличом, эпилепсией и после перенесённых черепно-мозговых травм. Большое влияние на возникновение нарушений оказывают анатомические дефекты строения артикуляционного аппарата, требующие своевременной хирургической коррекции, и снижение слуха. Нарушение или отсутствие речи/языка у детей — частые причины обращения к психиатрам, которые встречаются при расстройствах аутистического спектра (в том числе аутизме), элективном мутизме, умственной отсталости, синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Особую роль в становлении речи/языка играют многие генетические факторы, которые часто присутствуют у пациентов с различными наследственными заболеваниями (хромосомными болезнями, наследственными моногенными заболеваниями, наследственными болезнями обмена веществ, наследственными нарушениями речи) и сочетаются с задержкой психического развития, умственной отсталостью и отклонениями поведения. И, наконец, социальные факторы, такие как социально-экономический статус и социальная структура семьи, конфликтная обстановка в семье, педагогическая запущенность, жестокое обращение с ребёнком, а также длительное использование в течение дня современных цифровых устройств, способствуют нарушениям развития речи/языка у детей дошкольного возраста. Анализ причин речевой/языковой патологии имеет большое практическое значение для совершенствования управления стратегией, направленной на профилактику формирования выявленных нарушений у детей.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Светлана Яковлевна Волгина

Казанский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: Volgina_Svetlana@mail.ru
Россия, г. Казань, Россия

Амина Равилевна Ахметова

Казанский государственный медицинский университет

Email: Volgina_Svetlana@mail.ru
Россия, г. Казань, Россия

Лейла Казбековна Шайдукова

Казанский государственный медицинский университет

Email: Volgina_Svetlana@mail.ru
Россия, г. Казань, Россия

Наталья Вячеславовна Журкова

Научно-исследовательский институт педиатрии и охраны здоровья детей Центральной клинической больницы
Российской академии наук

Email: Volgina_Svetlana@mail.ru
Россия, г. Москва, Россия

Галина Александровна Кулакова

Казанский государственный медицинский университет

Email: Volgina_Svetlana@mail.ru
Россия, г. Казань, Россия

Список литературы

  1. Шкловский В.М., Шипкова К.М., Милехина А.В., Черёмин Р.А., Серебровская О.В., Аханькова Т.Е., Волкова С.В., Зиборова Е.В., Ларина О.Д., Смирнов И.И. Специфические расстройства развития речи у детей. Клинические рекомендации. 2019. https://psychiatr.ru/download/4314?view=1&name=06 (дата обращения: 13.03.2021).
  2. Поливара З.В., Стрельцова М.А., Марченко Л.А. Анализ выявляемости речевой патологии среди детского населения г. Тюмени за период 2008–2018 гг. Синергия наук. 2018; (30): 1874–1879.
  3. Бенилова С.Ю. Детский аутизм и системные нарушения речи: особенности и принципы дифференциальной диагностики. Спец. образование. 2017; (3): 44–58.
  4. Collisson B.A., Graham S.A., Preston J.L., Rose M.S., McDonald S., Tough S. Risk and protective factors for late talking: An epidemiologic investigation. J. Pediatr. 2016; 172: 168–174. doi: 10.1016/j.jpeds.2016.02.020.
  5. Kim S.W., Jeon H.R., Jung H.J., Kim J.A., Song J.-E., Kim J. Clinical characteristics of developmentally delayed children based on interdisciplinary evaluation. Sci. Rep. 2020; 10 (1): 8148. doi: 10.1038/s41598-020-64875-8.
  6. Асмолова Г.А., Заваденко А.Н., Заваденко Н.Н., Козлова Е.В., Медведев М.И., Рогаткин С.О. Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы. Клинические рекомендации. М. 2015. https://www.vodkb.ru/wp-content/uploads/pages/documents/klin-recomend/rannyaya-diagnostika-narusheniya-razvitiya-rechi.pdf (дата обращения: 14.03.2021).
  7. D'Souza S., Crawford C.N., Buckley J., Underwood L., Peterson E.R., Bird A., Morton S.M.B., Waldie K.E. Antenatal determinants of early childhood talking delay and behavioural difficulties. Infant Behav. Develop. 2019; 57: 101388. doi: 10.1016/j.infbeh.2019.101388.
  8. Hendricks G., Malcolm-Smith S., Adnams C., Stein D.J., Donald K.A.M. Effects of prenatal alcohol exposure on language, speech and communication outcomes: a review longitudinal studies. Acta Neuropsychiatr. 2019; 31 (2): 74–83. doi: 10.1017/neu.2018.28.
  9. Blanck-Lubarsch M., Dirksen D., Feldmann R., Sa­uerland C., Hohoff A. Tooth malformations, DMFT index, speech impairment and oral habits in patients with fetal alcohol syndrome. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2019; 16 (22): 4401. doi: 10.3390/ijerph16224401.
  10. Hendricks G., Malcolm-Smith S., Stein D.J., Zar H.J., Wedderburn C.J., Nhapi R.T., Chivese T., Adnams C.M., ­Donald K.A. Prenatal alcohol exposure is associated with early motor, but not language development in a South African cohort. Acta Neuropsychiatr. 2020; 32 (3): 1–8. doi: 10.1017/neu.2019.51.
  11. Ionio C., Riboni E., Confalonieri E., Dallatomasina C., Mascheroni E., Bonanomi A., Natali Sora M.G., Falautano M., Poloniato A., Barera G., Comi G. Paths of cognitive and language development in healthy preterm infants. Infant Behav. Dev. 2016; 44: 199–207. doi: 10.1016/j.infbeh.2016.07.004.
  12. Debata P., Kumar J., Mukhopadhyay K. Screening for language delay between 6 months and 3 years of corrected age in very low birth weight children. Indian Pediatr. 2019; 56: 481–484. doi: 10.1007/s13312-019-1573-8.
  13. Abou-Elsaad T., Abdel-Hady H., Baz H., ElShabrawi D. Language and cognitive outcome for high-risk neonates at the age of 2–3 years — experience from an Arab Country. World J. Clin. Paediatrics. 2017; 6 (1): 24–33. doi: 10.5409/wjcp.v6.i1.24.
  14. Нефедева Д.Л., Белоусова М.В. Ранняя абилитация и особенности онтогенеза сенсорных систем, когнитивных функций и речь у недоношенных детей. Вестн. соврем. клин. мед. 2019; 12 (6): 41–48. doi: 10.20969/VSKM.2019.12(6).41-48.
  15. Mondal N., Bhat B., Plakkal N., Thulasingam M., Ajayan P., Rachel Poorna D. Prevalence and risk factors of speech and language delay in children less than three years of age. J. Compr. Ped. 2016; 7 (2): e33173. doi: 10.17795/compreped-33173.
  16. Arimitsu T., Minagawa Y., Yagihashi T., O Uchida M., Matsuzaki A., Ikeda K., Takahashi T. The cerebral hemodynamic response to phonetic changes of speech in preterm and term infants: The impact of postmenstrual age. NeuroImage Clin. 2018; 19: 599–606. doi: 10.1016/j.nicl.2018.05.
  17. Sunderajan T., Kanhere S.V. Speech and language delay in children: Prevalence and risk factors. J. Family Med. Primary Care. 2019; 8 (5): 1642–1646. doi: 10.4103/jfmpc.jfmpc_162_19.
  18. Prelock P.A., Hutchins T.L. Clinical Guide to Assessment and Treatment of Communication Disorders, Best Practices in Child and Adolescent Behavioral Health Care. Sprin­ger International Publishing AG, part of Springer Nature. 2018; 76 р. doi: 10.1007/978-3-319-93203-3.
  19. Pamplona M.C., Ysunza P.A. Language proficiency in children with cleft palate. Intern. Arch. Commun. Dis. 2018; 1: 003. doi: 10.23937/iacod-2017/1710003.
  20. Lancaster H.S., Lien K.M., Chow J.C., Frey J.R., Scherer N.J., Kaiser A.P. Early speech and language development in children with nonsyndromic cleft lip and/or ­palate: A ­meta-analysis. J. Speech, Language, Hearing Res. 2019; 63 (1): 14–31. doi: 10.1044/2019_JSLHR-19-00162.
  21. Prathanee B., Pumnum T., Seepuaham C., Jaiyong P. Five-year speech and language outcomes in children with cleft lip-palate. J. Craniomaxillofac. Surg. 2016; 44 (10): 1553–1560. doi: 10.1016/j.jcms.2016.08.004.
  22. Shaffer A.D., Ford M.D., Losee J.E., Goldstein J., Costello B.J., Grunwaldt L.J., Jabbour N. The association between age at palatoplasty and speech and language outcomes in children with cleft palate: An observational chart review study. Cleft. Palate Craniofac. J. 2020; 57 (2): 148–160. doi: 10.1177/1055665619882566.
  23. Smarius B.J.A., Haverkamp S., de Wilde H., van Wijck-Warnaar A., Mink van der Molen A.B., Breugem C.C. Incidence of cleft-related speech problems in children with an isolated cleft lip. Clin. Oral Invest. 2021; 25 (3): 823–831. doi: 10.1007/s00784-020-03367-5.
  24. Заваденко Н.Н., Щедеркина И.О., Заваденко А.Н., Козлова Е.В., Орлова К.А., Давыдова Л.А., Дроничева М.М., Шадрова А.А. Отставание развития речи в практике педиатра и детского невролога. Вопр. соврем. педиатрии. 2015; 14 (1): 132–139. doi: 10.15690/vsp.v14i1.1272.
  25. Liu J., Zhou M., He X., Wang N. Single-sided deafness and unilateral auditory deprivation in children: current challenge of improving sound localization ability. J. Int. Med. Res. 2020; 48 (1): 300060519896912. doi: 10.1177/0300060519896912.
  26. Сапожников Я.М., Минасян В.С., Черкасова Е.Л., Мхитарян А.С. Нарушения речи у детей раннего возраста со снижением слуха после перенесённого острого среднего отита. Вестн. Рос. гос. мед. ун-та. 2015; (1): 16–20.
  27. Shojaei E., Jafari Z., Gholami M. Effect of early intervention on language development in hearing-impaired children. Iranian J. Otorhinolaryngol. 2016; 28 (84): 13–21. PMID: 26877999.
  28. Alam M.I., Asaduzzaman A.K.M., Hossain M.K., Hossain M.B., Mahmud T. Effect of age at cochlear implantation on speech and auditory performance. Intern. J. Otorhinolaryngol. Head Neck Surg. 2021; 7 (2): 229–233 doi: 10.18203/issn.2454-5929.ijohns20210152.
  29. Балакирева Е.Е., Иванов М.В., Клюшник Т.П., Коваль-Зайцев А.А., Куликов А.В., Макушкин Е.В., Симашкова Н.В., Якупова Л.П. Расстройства аутистического спектра в детском возрасте: диагностика, терапия, профилактика, реабилитация. Клинические рекомендации. 2020. http://www.psychiatry.ru/siteconst/userfiles/file/PDF/Клин.рек.%20по%20РАС%20у%20детей%20от%2012.05.2020.pdf (дата обращения: 15.03.2021).
  30. Baghdadli A., De Beco I., Marpillat N., Pry R., André-Vert J., Dhénain M., Bonnefoy M., Bonnet-Brilhault F., Charra C., Danion-Grilliat A., Desportes V., Gilot M., Girardon-Grichy D., Geoffray M.-M., Gouby V., Gras D., Grevent D., Hilaire-Debove G., Lambert L., Ledoyen A., Lenoir M., Loiseau G., Moreau C., Oblet S., Pinelli F., Romeo É., Scelles R., Soumille F., Squillante M., Verot V., Vinot A. Autism spectrum disorder. Warning signs, detection, diagnosis and assessment in children and adolescents. Clinical practice guidelines me­thod. 2018. https://www.hassante.fr/upload/docs/application/pdf/2018-04/cpg_asd_diagnostic_assessment_child_teenager_2018.pdf (access date: 15.03.2021).
  31. Oerbeck B., Manassis K., Overgaard K.R., Kristensen H. Selective mutism. Textbook of child and adolescent mental health. Geneva. 2019. https://iacapap.org/content/uploads/F.5-MUTISM-NORWEGIAN-2019.pdf (access date: 15.03.2021).
  32. Hua A., Major N. Selective mutism. Curr. Opin. Pediatr. 2016; 28 (1): 114–120. doi: 10.1097/MOP.0000000000000300.
  33. Guralnick M.J. Early intervention for children with intellectual disabilities: An update. J. Applied Res. Intellectual Disabil. 2017; 30: 211–229. doi: 10.1111/jar.12233.
  34. Marrus N., Hall L. Intellectual disability and language disorder. Child Adolesc. Psychiatr. Clin. N. Am. 2017; 26 (3): 539–554. doi: 10.1016/j.chc.2017.03.001.
  35. Брель Е.Ю., Стоянова И.Я. Феномен алекситимии в клинико-психологических исследованиях (обзор литературы). Сибирский вестн. психиатрии и наркол. 2017; 4 (97): 74–81. doi: 10.26617/1810-3111-2017-4(97)-74-81.
  36. Hobson H., Brewer R., Catmur C., Bird G. The role of language in alexithymia: Moving towards a multiroute mo­del of alexithymia. Emotion Rev. 2019; 11 (3): 247–261. doi: 10.1177/1754073919838528.
  37. Кударинова А.С., Садвакасова Н.А., Ашимханова Г.С., Арбабаева А.Т., Жусупбекова З.Д. Особенности речевого развития детей с детским церебральным параличом. Международ. ж. прикладных и фундаментал. исслед. 2015; (2-1): 46–49.
  38. Pennington L., Dave M., Rudd J., Hidecker M.J.C., Caynes K., Pearce M.S. Communication disorders in young children with cerebral palsy. Dev. Med. Child Neurol. 2020; 62: 1161–1169. doi: 10.1111/dmcn.14635.
  39. Заваденко Н.Н., Холин А.А., Заваденко А.Н., Мичурина Е.С. Нарушения развития речи при эпилепсии: патофизиологические механизмы и терапевтические подходы. Ж. неврол. и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2018; 118 (8): 118–125. doi: 10.17116/jnevro2018118081118.
  40. Орёл В.В. Медико-социальные аспекты последствий черепно-мозговой травмы у детей. Мед. и орг. здравоохр. 2020; 5 (2): 11–18.
  41. Mountford H.S., Newbury D.F. The genetics of language acquisition. In: The international handbook of language acquisition. London: Routledge. 2019; 35–50. doi: 10.4324/9781315110622.
  42. Bindels-de Heus K., Mous S.E., Ten Hooven-Radstaake M., van Iperen-Kolk B.M., Navis C., Rietman A.B., Ten Hoopen L.W., Brooks A.S.; ENCORE Expertise Center for AS; Elgersma Y., Moll H.A., de Wit M.Y. An overview of health issues and development in a large clinical cohort of children with Angelman syndrome. Am. J. Med. Genet. Part A. 2020; 182 (1): 53–63. doi: 10.1002/ajmg.a.61382.
  43. Moraleda Sepúlveda E., López P. Analysis of receptive vocabulary development in Williams syndrome. Open J. Modern Linguistics. 2020; 10: 804–812. doi: 10.4236/ojml.2020.106050.
  44. Волгина С.Я. Клинические диагностические критерии типичного и атипичного вариантов синдрома Ретта у детей. Рос. вестн. перинатол. и педиатрии. 2016; 61 (5): 179–182. doi: 10.21508/1027-4065-2016-61-5-179-182.
  45. Morgan А., Fisher S.E., Scheffer I., Hildebrand M. FOXP2-related speech and language disorders. Initial pos­ting: June 23, 2016; last revision: February 2, 2017. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK368474/ (access date: 16.03.2021).
  46. Chen X.S., Reader R.H., Hoischen A., Veltman J.A., Simpson N.H., Francks C., Newbury D.F., ­Fisher S.E. Next-­generation DNA sequencing identifies novel gene variants and pathways involved in specific language impairment. Sci. Rep. 2017; 7: 46105. doi: 10.1038/srep46105.
  47. Guerra J., Cacabelos R. Genomics of speech and language disorders. J. Transl. Genet. Genom. 2019; 3: 9. doi: 10.20517/jtgg.2018.03.
  48. Pace A., Luo R., Hirsh-Pasek K., Golinkoff R.M. Identifying pathways between socioeconomic status and language development. Annu. Rev. Linguist. 2017; 3: 285–308. doi: 10.1146/annurev-linguistics-011516-034226.
  49. Brown C.M., Beck A.F., Steuerwald W., Alexander E., Samaan Z.M., Kahn R.S., Mansour M. Narro­wing care gaps for early language delay: A quality improvement study. Clin. Pediatrics. 2016; 55 (2): 137–144. doi: 10.1177/0009922815587090.
  50. Uzun Çiçek A., Akdag E., Celebi Erdivanli O. Sociodemographic characteristics associated with speech and language delay and disorders. J. Nerv. Mental Dis. 2020; 208 (2): 143–146. doi: 10.1097/NMD.0000000000001120.
  51. Wallace I.F., Berkman N.D., Watson L.R., Coyne-Beas­ley T., Wood C.T., Cullen K., Lohr K.N. Screening for speech and language delay in children 5 years old and younger: A systematic review. Pediatrics. 2015; 136 (2): e448-62. doi: 10.1542/peds.2014-3889.
  52. Özdaş T., Şahlı A.S., Özdemir B.S., Belgin E. Comparison of anxiety and child-care education characteristics of mothers who have children with or without speech delays. Brazi­lian J. Otorhinolaryngol. 2019; 85 (2): 199–205. doi: 10.1016/j.bjorl.2017.12.004.
  53. Mohammed D. Child neglect and inadequate stimulation related to speech and language delay. J. Family Med. Prim. Care. 2019; 8 (8): 2747. doi: 10.4103/jfmpc.jfmpc_470_19.
  54. Sylvestre A., Bussières È.-L., Bouchard C. Language problems among abused and neglected children: A meta-­analytic review. Child Maltreatment. 2016; 21 (1): 47–58. doi: 10.1177/1077559515616703.
  55. Keten S., Sahli A.S., Kaya M. Evaluation of home communication skills in children with speech delay. J. Speech Pathol. Ther. 2018; 3 (2): 137. doi: 10.4172/2472-5005.1000137.
  56. Madigan S., McArthur B.A., Anhorn C., Eirich R., Christakis D.A. Associations between screen use and child language skills: A systematic review and meta-analysis. JAMA Pediatr. 2020; 174 (7): 665–675. doi: 10.1001/jamapediatrics.2020.0327.
  57. Byeon H., Hong S. Relationship between television viewing and language delay in toddlers: Evidence from a Korea national crosssectional survey. PLoS ONE. 2015; 10 (3): e0120663. doi: 10.1371/journal.pone.0120663.
  58. Van den Heuvel M., Ma J., Borkhoff C.M., Koro­shegyi C., Dai D.W.H., Parkin P.C., Maguire J.L., Birken C.S. Mobile media device use is associated with expressive language delay in 18-month-old children. J. Dev. Behav. Pediatr. 2019; 40 (2): 99–104. doi: 10.1097/DBP.0000000000000630.
  59. Operto F.F., Pastorino G.M.G., Marciano J., de Si­mone V., Volini A.P., Olivieri M., Buonaiuto R., Vetri L., Viggiano A., Coppola G. Digital devices use and language skills in children between 8 and 36 month. Brain Sci. 2020; 10 (9): 656. doi: 10.3390/brainsci10090656.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 2021 Волгина С.Я., Ахметова А.Р., Шайдукова Л.К., Журкова Н.В., Кулакова Г.А.

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах