Питание и здоровье студентов
- Авторы: Тазетдинова А.Б.1
-
Учреждения:
- Медицинский институт им. С. В. Курашова
- Выпуск: Том 61, № 3 (1980)
- Страницы: 47-49
- Тип: Статьи
- Статья получена: 23.03.2021
- Статья одобрена: 23.03.2021
- Статья опубликована: 31.05.1980
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/63966
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj63966
- ID: 63966
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Умственная и физическая работоспособность тесно связана с состоянием здоровья, зависящего, в свою очередь, от многих факторов, в частности от питания. Нерациональное питание ведет прежде всего к различным желудочно-кишечным заболеваниям.
Ключевые слова
Полный текст
Умственная и физическая работоспособность тесно связана с состоянием здоровья, зависящего, в свою очередь, от многих факторов, в частности от питания. Нерациональное питание ведет прежде всего к различным желудочно-кишечным заболеваниям. У студентов вузов заболевания желудочно-кишечного тракта составляют, по данным разных авторов, от 0,8 до 12% общей их заболеваемости. Отмечается рост заболеваемости от первого к шестому курсу, увеличение на старших курсах доли таких хронических заболеваний органов пищеварения, как хронический гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.
Студенты в большинстве своем питаются нерационально. Нередко они нарушают режим питания: пищу принимают не в одни и те же часы, промежутки между приемами пищи большие; некоторые студенты питаются не более двух раз в сутки. Между тем известно, что из суммы влияний ряда изученных факторов на состояние здоровья студентов (режим сна и питания, условия жизни, занятия физкультурой и спортом, материальный достаток и др.) доля влияния режима питания составляет 10—16% [2]. Влияние режима питания на здоровье отмечают и другие авторы [29, 30].. Установлена закономерность между нерегулярным питанием и заболеваниями органов пищеварения [15]. Как показало обследование,. в одни и те же часы питаются лишь 23,4% студентов Пермского мединститута [24] ; ⅓ студентов санитарно-гигиенического факультета 1 ММИ [28]; 24—31,1% студентов г. Уфы [22], 46% студентов г. Киева [21].
Наиболее неблагополучно обстоит дело с завтраком. Так, перед занятиями не завтракают 20—35% студентов-медиков г. Барнаула [14], 29,7—39,7% студентов г. Вильнюса [13], 46% первокурсников и 7% шестикурсников-медиков г. Риги.
Выявлена прямая связь между характером питания и уровнем здоровья студентов. Так, среди лиц, питающихся нерегулярно и принимающих горячую пищу не чаще одного раза в сутки, 46,7% здоровых, а среди лиц, питающихся регулярно и принимающих горячую пищу 3—4 раза в день, 62% здоровых [11]. У студентов, живущих в домашних условиях, питание организовано более благоприятно, чем у студентов, проживающих в общежитиях и на частных квартирах [4, 8а].
Энерготраты студентов в вузах нашей страны примерно одинаковы: у лиц мужского пола — в пределах 12,2—14,8 МДж, у лиц женского пола — от 10,5 до 12,5 МДж [6, 86, 27]. На старших курсах энерготраты снижаются, что связано с уменьшением двигательной активности студентов из-за перегрузки их учебными занятиями и прекращением регулярных занятий физкультурой.
Энергоемкость суточных рационов студентов не всегда соответствует их энерготратам. У ростовских студентов в 33% энергоемкость рационов ниже физиологической потребности, в 15% — выше нормы, в 52% соответствует физиологическим нормам [27]. Ниже физиологических норм оказалась энергоемкость суточных рационов студентов г. Смоленска; 9,6—11,9 МДж [10], а также у студентов Киевского мединститута — 11,6±0,6 МДж [1]. У основной части студентов и студенток Казанского мединститута энергоемкость суточных рационов составляет в среднем соответственно 13,8 и 12,1 МДж [9], у студентов Кемеровского мединститута — 11,2± 4=0,5 МДж [3]. Студенты г. Вильнюса затрачивают больше энергии, чем получают при усвоении пищи, на 0,5 МДж, а студентки — на 0,1 МДж [13]. Отмечаются нарушения и в распределении энергоемкости по отдельным приемам пищи: основная доля энергетической ценности студенческих рационов питания приходится на вечернее время [8а, 16, 27].
Анализ показывает, что в студенческих рационах понижено содержание белка, жира, витаминов, солей кальция и фосфора. Обеспеченность организма студентов витаминами в ряде случаев меньше нормы в несколько раз. Дополнительная витаминизация благоприятно действует на витаминный и белковый обмен. Оптимальная физиологическая потребность организма студентов в витамине С — 150 мг, в витамине В] — 2,7 мг в сутки [17].
Влияние питания студентов на их умственную работоспособность изучено недостаточно. Л. П. Большова (1968) показала важное значение рационального питания для деятельности центральной нервной системы. Н. Г. Беляева и соавт. (1973), изучавшие питание студентов-медиков г. Кемерова, выявили дисбаланс пищевых веществ, приводящий к нарушению работоспособности, появлению к концу занятий утомления и повторяющихся головных болей [3]. По данным А. Т. Гончарова и соавт. (1974), среди студентов, успевающих на «хорошо» и «отлично», 80% питаются 3 раза в сутки, 60% студентов, успевающих на «удовлетворительно», питаются 2 раза в сутки. Пониженную работоспособность весной в результате несбалансированного питания отмечают Л. Т. Комарова и соавт. (1975). В экспериментах на добровольцах показано преимущество 3—4-кратного питания по его действию на умственную работоспособность студентов. По данным Г. А. Кресовой (1978), у группы студентов, получавших трехразовое регулярное питание, через 30 дней наблюдения достоверно не снижалась точность работы к концу рабочего дня, уменьшался по сравнению с исходными данными латентный период зрительно-двигательной реакции, увеличивался уровень выносливости к статическому усилию. Регулярное питание (как двукратное, так и трехкратное) содействует развитию дифференцировочного торможения. Таким образом, все авторы приходят к заключению, что режим и характер питания студентов оказывают влияние на их здоровье и работоспособность.
Основные причины нарушения питания студентов авторы видят в отсутствии рекомендаций по рациональному питанию, в недостаточно серьезном отношении самих студентов к организации питания, в отсутствии навыков правильного питания, в особенностях расписания и учебной нагрузки, а также в неудовлетворительной организации труда на предприятиях общественного питания.
Система общественного питания существенно влияет на организацию питания студентов. Услугами этой системы пользуются почти все студенты [12, 21, 26], однако нередко число посадочных мест в студенческих столовых недостаточно [19, 23]. Это затрудняет обслуживание студентов: затрачивается много времени на обеды, увеличиваются перерывы между приемами пищи, которые у значительной части студентов превышают 6—10 ч [16, 21]. Лишь в очень немногих вузах студенческие столовые относятся к предприятиям общественного питания закрытого типа. В подавляющем большинстве вузов ими пользуются не только студенты данного института, но и все желающие. В этих условиях студенты практически не успевают пообедать во время отведенное расписанием, и, следовательно, у них нарушается физиологический ритм приема пищи.
Для улучшения питания студентов предлагается ряд мер: фиксированный обеденный перерыв в расписании [23, 25] ; достаточная пропускная способность предприятий общественного питания для студентов, организация студенческих столовых закрытого типа, переориентировка студенческих столовых на столовые-доготовочные, широкое внедрение комплексных обедов, использование линии «Эффект», которая хорошо зарекомендовала себя на многих промышленных предприятиях [23] ; организация горячего питания по абонементам [16, 24], организация диетпитания для нуждающихся на протяжении всего учебного года, лечебные столы с энергоемкостью 12 —12,5 МДж [7, 20]; для студентов-субординаторов целесообразно по договоренности с администрацией лечебных учреждений организовать питание непосредственно на базах [7].
Обзор литературы дает основание заключить, что проблеме своевременного и полноценного питания студентов пока еще уделяется недостаточно внимания. В частности, далеко не решены такие актуальные задачи, как оптимизация качественного состава пищевого рациона, воспитание прочных навыков рационального питания, создание специальной системы общественного питания для студентов.
Об авторах
А. Б. Тазетдинова
Медицинский институт им. С. В. Курашова
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Кафедра общей гигиены
РоссияСписок литературы
- Варченко И. П. В кн.: Рациональное питание. Киев, «Здоров’я», 1973
- Белоусов А. 3., Рыбакова Л. А., Саркисянц Э. Э. В сб.: Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов. М., 1974.
- Беляева Н. Г.,. Дроздова T. М., Катаева Л. Г., Сорокин В. Н. В кн.: Предупредитель¬ная медицина. Кемерово, Книжное изд-во, 1973.
- Берзиня А. К., Линдберг 3. Я. В кн. : Социальная гигиена и организация здравоохранения. Рига, 1975.
- Большова Л. П. В сб. : Материалы конф, молодых специалистов по проблеме «Питание здорового и больного человека». М.,1968.
- Борисов А. П. Вопр. питания, 1969, 2.
- Вахитов М. X., Котляревский Е. В.Чувашаев Р. С. Казанский мед. ж., 1973, 2.
- Виноградов П. Б. а) В сб.г Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов. М., 1974; б) Гиг. и сан., 1975, 1.
- Гончаров А. Т., Мельникова Н. А., Дмитриев В. Д: и др: В сб. : Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов. М.,1974.
- Демко К. Б., Ефимова Н. И. Там же.
- Дудко Е. М., Меллин М. И., Мальцева Н. Д. и др. В кн. : Социальная гигиена, организация здравоохранения и история медицины. Киев. «Здоров’я», 1974.
- Зинец И. И. В кн. : Труды Пермского мед. ин-та. Пермь, 1973, т. 118.
- адзяускене Л. С. Биологическая оценка состояния питания студентов вузов г. Вильнюса. Автореф. канд. дисс., Вильнюс, 1970.
- Комарова Л. Т., Шелковникова Г. Н. В кн. : Научн. основы питания здорового и больного человека. Алма-Ата, изд-во «Казахстан», 1975.
- Конопелько Г. Г. В сб. : Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов. М.,1974.— 16. Кощеев А. К. В кн.: Труды
- Пермского мед. ин-та, Пермь, 1970, т. 99.
- Краснопевцев В. М. В кн.: Актуальные вопросы гигиены детей и подростков. М., 1974.
- Кресова Г. А. Вопр. питания, 1978, 4.
- Окорокова Ю. Н., Смольская Г. П. В кн.: Материалы докл. к 2-й научн. конф., посвященной социальным проблемам медицины. Рязань, 1972.
- Рагалявишюс Л., Бите А. В кн.: Детский организм и среда. Вильнюс, 1971.
- Савицкий И. В., Крыжановская Е. С., Малеванная Е. М. и др. В кн. : Научн. основы питания здорового и больного человека. Алма-Ата, изд-во «Казахстан», 1975.
- Салях ов Т. М. В сб. : Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов. М., 1974.
- Саркисянц Э. Э., Рыбакова Л. А., Доскин В. А. и др. В сб. : Состояние здоровья и работоспособность студентов вузов. М., 1974.
- Сивков И. Г., Добросердова И. И. В кн. : Вопросы анатомии, физиологии и гигиены. Перм. гос. пед. ин-т. Ученые записки, т. 126. Пермь, 1975.
- Степонавичене В., Баба¬нова С. В кн. : Материалы конф, высших учебных заведений Литовской ССР по вопросам здравоохранения студентов. Каунас, 1965.
- Турук-Пчелина 3. Ф. Шарина Е. Г., Кудашева В. А. и др. В сб. : Состояние здоровья и работоспособность студентов вузов. М., 1974.
- Чехова В. В. В сб.: Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов. М., 1974.
- Шарина Е. Г., Турук-Пчелина 3. Ф., Смирнова Л. И. и др. Там же.
- Fabry Р.» Tepperman J. Ат. J. clin. Nutr., 1970, 23, 8.
- Young S. M„ Hu tter L. F., Scanlan S. S. a. o. J. Am. diet. Ass., 1972, 61, 4.