Hydrophilic skin test for determining the activity of rheumatism

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

It is known that the determination of the active phase in the course of rheumatism (especially with recurrent rheumatic heart disease) often encounters great difficulties. This issue becomes extremely important, since the choice of treatment depends on its resolution. The success of the surgical treatment of mitral stenosis is also associated with the solution of this issue.

Full Text

Известно, что определение активной фазы в течении ревматизма (особенно при возвратных ревмокардитах) часто встречает большие затруднения. Этот вопрос приобретает исключительно важное значение, так как от его разрешения зависит выбор лечения. С решением этого вопроса связан и успех хирургического лечения митральных стенозов.

За последние годы в этих целях предлагаются определения титров стрептококковых антител (антигиалуронидазы, антистрептолизина-О, антистрептокиназы), С-реактивного белка, белков крови с помощью электрофореза, холинэстеразы, мукопротеидов сыворотки крови, дефиниламиновой реакции и др. Однако, по мнению многих авторов, повышенные титры стрептококковых антител и С-реактивный белок обнаруживаются чаще в остром периоде ревматизма с выраженными эксудативными явлениями. При многократных же атаках эти тесты могут давать отрицательные результаты или быть выражены в слабой степени.

Из этих соображений мы и поставили перед собой задачу изучить кожную гидрофильную пробу как возможный показатель активности и остроты течения ревматизма.

До сего времени эта проба использовалась в клинике как тест для выявления скрытых отеков и мало изучалась для определения активности ревматизма1.

Мы изучали кожную гидрофильную реакцию у 190 больных ревматизмом, а также у 40 стационарных больных с инфектартритами и у 22 с другими болезнями. Большая часть больных (138) поступила с активной фазой ревматизма и меньшая (52) — с неактивной. С преимущественно сердечной формой заболевания было 150 человек, с ревматическим полиартритом — 40. У 118 больных наблюдался возвратный эндомиокардит, нередко с затяжным тяжелым или латентным течением.

Кожная гидрофильная проба производилась по методу Мак Клюра и Олдрича путем внутрикожного введения 0,2 мл физиологического раствора хлористого натрия. При каждом исследовании проба ставилась на обеих верхних и нижних конечностях, причем одновременно на каждой конечности делалось по два волдыря. Следует отметить, что для выявления активности ревматического процесса гидрофильная проба более показательна на верхних конечностях, тогда как на нижних конечностях на ее выраженность, по-видимому, в большей степени влияет недостаточность кровообращения. Гидрофильная проба производилась многократно для установления ее зависимости от течения болезни. При постановке пробы у 15 здоровых лиц установлено, что волдырь рассасывается в среднем через 60—70 минут. У больных активным ревматизмом резорбция волдыря происходила в среднем за 25— 30 минут.

В активной фазе ревматизма гидрофильная проба была ускоренной у 85% исследованных, в неактивной — у 73% она была нормальной или замедленной.

Многие авторы (Ф. Ф. Пиайд, Е. М. Тареев и Н. С. Яблокова, Я. С. Хентов и В. С. Курбатов, Ф. Я. Примак и др.) считают гидрофильную пробу одним из показателей нарушения кровообращения. На нашем материале гидрофильная проба была ускоренной при декомпенсации сердца у 81% исследованных. Мы наблюдали ускоренное рассасывание волдыря у 70% больных ревматизмом при полной достаточности кровообращения, но при активном ревматическом процессе.

Чем острее и тяжелее протекал ревматический процесс, тем более ускоренно происходила резорбция волдыря. После затихания острого периода болезни проба постепенно становилась нормальной. В случаях нового обострения ревматизма проба снова показывала ускорение, причем нередко ускоренное рассасывание волдыря наступало раньше, чем удавалось обнаружить обострение клиническими и лабораторными исследованиями. При затяжных, тяжелых формах возвратного ревмокардита гидрофильная проба была резко ускоренной и мало меняющейся (в пределах 5—15 мин и меньше), что, по нашим наблюдениям, имеет плохое прогностическое значение. 2

В тех случаях, когда волдырь рассасывался ускоренно, часто наблюдалась ускоренная РОЭ (в 74% исследований), лейкоцитоз отмечался реже (только в 47%), повышенная температура — в 41%.

Известно, что лейкоцитоз чаще встречается в первые дни ревматического полиартрита, он менее характерен для ревмокардита, а при рецидивирующих формах эндокардита может наблюдаться лейкопения. Следует также отметить, что если активный ревматический процесс в миокарде при повторных атаках ведет к тяжелой степени недостаточности кровообращения, то РОЭ часто остается в пределах нормы, и нередко отсутствует температурная реакция (Г. Ф. Ланг, Л. А. Лещинский, Е. С. Мясоедов, Т. А. Панкова и др.).

В случаях лейкопении, нормальной РОЭ или нормальной температуры у больных ревматизмом в активной фазе гидрофильная проба, как правило, была ускоренной. С другой стороны, при нормальной гидрофильной пробе в подавляющем большинстве случаев температура тела, количество лейкоцитов и РОЭ были нормальными, что соответствовало неактивной фазе ревматизма.

Нами проведено 50 водных нагрузок по методу Фонио у 20 больных с ревматизмом и у 9 с инфекционным полиартритом. Наши наблюдения соответствуют литературным данным, свидетельствующим о задержке воды в организме в остром периоде ревматизма (М. Г. Богдатьян, Г. Д. Залесский, Н. И. Лепорский, М. Э. Василевский и П. Ф. Кононов, Зикке). Наибольшая задержка воды (прибавка в весе до 500,0) наблюдалась у больных с выраженным воспалительным процессом в суставах в меньшей степени (до 200—250,0) при ревмокардитах. Ускоренная гидрофильная- проба при кардиальной форме ревматизма медленнее возвращается к норме, чем при полиартритах, что связано с более длительным течением ревматического поражения сердца.

У больных с инфектартритами задержки воды после водных нагрузок не было отмечено; нередко вес тела даже уменьшался на 300—800,0, а количество выделенной мочи увеличивалось до 1 л. При этом гидрофильная проба чаще показывала у них цифры, близкие к норме, иногда проба была замедлена.

А. Б. Зборовский установил, что у больных в активной фазе ревматизма отмечается пониженное содержание хлоридов в сыворотке крови (250—300 мг% при норме — 400—565 мг%) и малое выделение их с мочой (5—8,0 в сутки прикорме — 16,0), что связано, по-видимому, с задержкой хлоридов в тканях.

У больных в остром периоде ревматизма, когда резорбция волдыря была ускоренной, наблюдалось сгущение крови (до 30/70, 35/65 мм показателей гематокрита, вместо нормальных — 55/45 мм). При улучшении общего состояния больных наблюдалась гидремия (показатели гематокрита были 60/40, 70/30 мм), а гидрофильная проба показывала тенденцию к нормализации. У больных с неактивной фазой ревматизма показатели гематокрита и гидрофильной пробы обычно были в пределах нормы.

Для выяснения связи скорости резорбции волдыря с наличием в организме гиперергического воспаления мы провели экспериментальные исследования на 45 кроликах в 6 сериях, из них 10 было контрольных. Сенсибилизация животных производилась: нормальной лошадиной сывороткой по Клинге; сывороткой крови, взятой от больных активным ревматизмом по методу Э. М. Гельштейн, Я. Л. Рапопорт и М. Г. Богдатьян; заражением живой кишечной палочкой и гемолитическим инактивированным стрептококком по методу Шварцмана, видоизмененному Н. И. Жуковым-Вережниковым и Г. А. Нонкиным. Гидрофильная проба изучалась до типерергического воспаления и в течение его, причем при каждом исследовании одновременно производилось 6 волдырей: на коже спины, бедра и живота правой и левой стороны.

В период сенсибилизации кроликов гидрофильная проба чаще была нормальной. После введения разрешающих инъекций антигена проба, как правило, оказывалась ускоренной в тех случаях, когда развивался артрит, выраженный то в большей, то в меньшей степени (в 121 случае из 126). В опытах на животных без артрита- волдырь рассасывался чаще нормально (122 раза), реже ускоренно (41) или замедленно (в 33 из 196 исследований). Указанные изменения показателей гидрофильной пробы наблюдались закономерно во всех сериях опытов, при всех методах сенсибилизации. Различие заключалось лишь в степени ускорения кожной реакции.

В тех опытах, где гиперергический артрит развивался бурно и был выражен в сильной степени, гидрофильная проба оказывалась резко ускоренной (до 10— 15 минут, вместе нормальных — на коже спины— 60—70 минут).

Ускорение резорбции волдыря происходило закономерно с одновременным сгущением крови (до 30/70 мм гематокрита, вместо исходных 55/45 мм) в течение первых 4—5 дней после введения разрешающей дозы антигена, то есть в период наиболее выраженного гиперергического воспаления суставов.

Все погибшие подопытные кролики подвергались патологоанатомическому вскрытию и гистологическим исследованиям. При этом были обнаружены кровоизлияния во внутренних органах, воспалительные процессы в суставах, сердце, легких, почках и печени, чем было подтверждено, что у наших экспериментальных животных наблюдалось гиперергическое воспаление суставов и многих внутренних органов.

Сопоставляя результаты клинических наблюдений у больных ревматизмом с экспериментальными данными на кроликах с гиперергическим воспалением, следует сделать вывод, что кожная гидрофильная проба может служить ценным диагностическим методом для распознавания активной фазы ревматизма.

 

1) см.в Казан.мед.ж.за 1962 №3 Е.Н.Короваев Н.Н. Гимадеева «Об использовании пробы гидрофильности тканей при ревматизме у детей»

 

 

×

About the authors

M. E. Agrinsky

Volgograd Medical Institute

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Department of Hospital Therapy, Department of Pathological Physiology, Department of Pathological Anatomy

Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1963 Agrinsky M.E.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies