О внутриартериальной инфузии антибиотиков при открытых переломах трубчатых костей

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Метод фракционного внутриартериального введения лекарственных веществ при нагноительных и сосудистых заболеваниях конечностей применяется давно.

Полный текст

Метод фракционного внутриартериального введения лекарственных веществ при нагноительных и сосудистых заболеваниях конечностей применяется давно. Особенно широко он был распространен в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время. Более эффективным оказался предложенный в 1950 г. Клоппом и соавт. метод длительной внутриартериальной инфузии лекарственных веществ, позволяющий создать в патологическом очаге постоянную высокую концентрацию вводимого препарата.

Мы применили метод регионарной инфузии у 38 больных при лечении осложнен­ных переломов конечностей и их патологических последствий, обширных гнойно-воспа­лительных процессов, а также для профилактики осложнений при открытых переломах и вывихах. У 9 больных был хронический гематогенный остеомиелит, у 2 — острый гематогенный остеомиелит, осложненный патологическим переломом, у 21 — хрониче­ский посттравматический остеомиелит, у 2 открытые переломы сочетались с обширным гнойно-воспалительным процессом мягких тканей; у 4 больных с открытыми перелома­ми и вывихами костей нижних конечностей было обширное повреждение мягких тканей. У больных с острым и хроническим остеомиелитом наблюдались тяжелые осложнения: у 4 — распространение гнойного процесса на сустав (гнойный остеоар­трит), у 6 — ложный сустав, у 2 — дефект кости, у 9 — несросшийся перелом.

У 24 больных остеомиелитическим процессом была поражена одна кость (у 8 — бедро, у 16 — большеберцовая кость), у 8 — 2 и более костей. У 11 больных выявлено диффузное поражение костей, у 21—локальный очаг остеомиелита.

У 16 чел. длительность заболевания была до года, у 8 — от 1 до 3 лет, у 4 — от 3 до 5 лет, у 1 — от 5 до 10 лет и у 3 — более 10 лет. 15 больных ранее подвергались неоднократному оперативному вмешательству по поводу осложненного перелома или остеомиелита. Больные были в возрасте от 6 до 60 лет. Мужчин было 33, женщин — 5. Все больные ранее многократно получали большие дозы антибиотиков.

До начала и во время проведения регионарной инфузии у 26 больных производили бактериологическое исследование выделений из свищей и определяли чувствительность микрофлоры к антибиотикам. У 2 больных отсутствовала чувствительность ко всем известным антибиотикам, у 7 выявлена чувствительность к пенициллину, у 3 — к стреп­томицину, у 23 — к мономицину.

У 2 больных регионарная инфузия произведена без оперативного вмешательства на костях конечностей, у 2 — до секвестрэктомии и у 34 — одновременно или через 1—2 дня после оперативного вмешательства на костях.

Оперативные вмешательства на костях заключались в секвестрэктомии или эконом­ной резекции концов отломков в комбинации с различными видами остеосинтеза (у 9 больных выполнен внеочаговый компрессионный остеосинтез аппаратами О. Н. Гудушаури или Г. А. Илизарова, у 6 — устойчивый плотный остеосинтез внутрикостным компрессирующим фиксатором конструкции клиники, у 2 — боковой плотный остеосин­тез). Остальным больным после операции была наложена гипсовая повязка.

6 больным путем чрескожной пункции иглой стенки артерии в просвет последней вводили полиэтиленовый катетер диаметром 1 мм, который укрепляли на коже одним шелковым швом. Длительная капельная инфузия продолжалась у этих больных от 1 до 5 суток, так как в дальнейшем катетер такого малого диаметра закупоривался. Остальным 32 больным канюлирование производили с помощью оперативного выделе­ния бедренной артерии и ее ветвей (a. circumphlexailiumsuperf— у 15 больных, a. pudendaext.— у 14, одной из мышечных ветвей — у 1, одной из ветвей глубокой артерии бедра — у 2). В просвет артериальной ветви до ее устья вводили полиэтиле­новый катетер диаметром от 1,5 до 3 мм и фиксировали в просвете ветви двумя-тремя шелковыми лигатурами, к коже — одним швом. К катетеру присоединяли систему с инфузатом. Стеклянную банку с инфузатом (емкость—1 л) подвешивали на спе­циальную стойку на высоту 1,7 м над уровнем конечности. Скорость введения инфузата—12—25 капель в минуту. Два раза в день катетер промывали 10 мл физиологи­ческого раствора или 0,25% раствора новокаина с 1000 ед. гепарина под контролем времени свертываемости крови.

У 25 больных регионарную инфузию проводили постоянно капельно. У 7 больных ее сочетали с фракционным введением антибиотиков, то есть два раза в день внутри­артериально вводили от 250 тыс. до 1 млн. ед. пенициллина, стрептомицина, 250 тыс. ед. мономицина. Регионарную инфузию больным этой группы проводили в течение 6—10 дней, после чего катетер извлекали и затягивали провизорную шелковую лигатуру, наложенную во время канюлирования на соответствующую артериальную ветвь. У этих больных случаев закупорки катетера не наблюдалось.

В состав применяемых инфузатов входили (в зависимости от чувствительности микрофлоры к антибиотикам) пенициллин, стрептомицин, мономицин, тетраолеан от­дельно или в допустимых сочетаниях; витамины С и группы В, гепарин 5000 ед. на 1 л инфузата, 5% раствор глюкозы, физиологический раствор. Пенициллина больные получали в среднем от 0,5 до 5,5 млн. ед. за сутки и от 1 до 40,5 млн. ед. на курс инфузии; стрептомицина — от 250 тыс. до 2,5 млн. ед. в сутки и от 500 тыс. до 17,2 млн. ед. на курс инфузии; мономицина — от 430 тыс. до 1,5 млн. ед. в сутки и от 1,35 млн. до 11,5 млн. ед. на курс инфузии; тетраолеана— 1,725 млн. ед. в сутки и 3,45 млн. ед. на курс инфузии. Один раз в 2 суток внутриартериально вводили 300—400 мл 1 % раствора хлористого кальция.

Положение катетера контролировали путем введения через него 10 мл 0,25—0,5% раствора новокаина (при этом появлялось ощущение тепла по ходу артерии), попада­нием в шприц артериальной крови при потягивании за поршень, артериографией.

С помощью бактериологического метода исследования концентрации пенициллина в крови (М. И. Равич-Щербо и соавт., 1959), проведенного нами у 15 больных, мы установили, что концентрация пенициллина в крови инфузируемой конечности в 2—2,5 раза ниже, чем в общем кровотоке.

Мы отметили следующие осложнения: температурную реакцию на инфузию раствора хлористого кальция — у 14 больных, на введение антибиотиков — у 18 на- фоне общего удовлетворительного состояния. При удалении катетера у 2 больных было умеренное кровотечение, которое остановили прижатием бедренной артерии ниже паховой связки в течение 15—30 мин. У одной больной во время инфузии наблюдался однократно спазм магистральной артерии инфузируемой конечности, снятый внутриартериальным введением 2 мл 2% раствора папаверина, 1 мл 0,2% раствора платифиллина и 1 мл 2% раствора промедола. Просачивание инфузата меж­ду стенкой катетера и стенкой артериальной ветви с промоканием повязки отмечено у 1 больного. Случаев выскальзывания катетера из просвета артериальной ветви не было.

Изменений в крови (в частности, протромбинового индекса и времени свертывае­мости крови) и моче, связанных с регионарной инфузией, не выявлено.

Благодаря применению регионарной инфузии у 4 больных с открытыми перело­мами и вывихами удалось избежать развития инфекции, у 2 больных с об­ширными инфицированными дефектами мягких тканей в сочетании с переломами костей конечностей получено стойкое очищение раны с последующим приживлением аутокожи после кожной пластики и срастанием перелома у одного и временным улуч­шением у другого. У 2 больных с острым гематогенным остеомиелитом и патологиче­ским переломом бедра наступило купирование воспалительного процесса. У 16 из 30! больных с хроническим остеомиелитом благодаря применению регионарной инфузии в сочетании с операцией на пораженных костях (или без операции) предупреждено обострение остеомиелита после операции на очаге; у 8 купировано развившееся после операции обострение хронического остеомиелита; у 10 в ближайшее после операции время закрылись свищи. Нагноение послеоперационной раны отмечено у 6 больных, из них у 4 во время операции секвестры были удалены не полностью. Сращение ослож­ненного перелома произошло у 10 больных, излечение остеомиелита — у 10, улучше­ние — у 10. Рецидив остеомиелита через 2—12 месяцев наступил у 10 больных, из них у 6 во время операции секвестры были удалены не полностью.

Сочетание длительной капельной инфузии с фракционным введением больших доз антибиотиков позволило предупредить развитие осложнений у всех 7 больных, лечен­ных этим способом.

выводы

  1. Регионарная инфузия, создавая постоянную высокую концентрацию лекарствен­ного препарата в тканях поврежденной конечности, является эффективным мероприя­тием, значительно улучшающим исходы лечения больных.
  2. Метод показан при оперативном лечении несросшихся переломов и ложных суставов, осложненных остеомиелитом, при лечении острого гематогенного остеомие­лита, обширных нагноительных процессов мягких тканей конечностей.
  3. Сочетание постоянной инфузии с фракционным введением антибиотиков более эффективно.
×

Об авторах

Н. П. Семенов

Куйбышевский медицинский институт им. Д. И. Ульянова

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com

Кафедра общей хирургии

Россия

В. И. Эткин

Куйбышевский медицинский институт им. Д. И. Ульянова

Email: info@eco-vector.com

Кафедра общей хирургии

Россия

Список литературы

  1. Klopp С. Т., А1fоrd Т. С., Bateman F. а. о. Fractioned regional cancer chemotherapy. CancerRes., 1950, 10, 229.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 1972 Семенов Н.П., Эткин В.И.

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах