Epidemiological characteristics of dysentery in Kazan over the past 30 years

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Over the past 20-30 years, significant changes have taken place in the etiology, clinic and epidemiology of dysentery. Less often, the classic form of the disease began to be recorded. Mild forms began to prevail, cases with a protracted, chronic course appeared. At the same time, there were changes in the epidemiological nature. Gone are the large epidemic outbreaks that had characterized dysentery in the past. Currently, there are (under special conditions) localized outbreaks in individual groups.

Full Text

За последние 20—30 лет в этиологии, клинике и эпидемиологии дизентерии произошли значительные изменения. Реже стала регистрироваться классическая форма заболевания. Стали преобладать легкие формы, появились случаи с затяжным, хрони­ческим течением. Одновременно наступили изменения и эпидемиологического харак­тера. Исчезли большие эпидемические вспышки, которые были характерны для дизен­терии в прошлом. В настоящее время встречаются (при особых условиях) локализо­ванные вспышки в отдельных коллективах.

В г. Казани, как и повсеместно, наблюдалось изменение этиологической структуры дизентерии. Наши материалы по этиологической характеристике дизентерии относятся к периоду, когда возбудитель дизентерии Григорьева — Шига почти исчез. Поэтому о дизентерии Григорьева — Шига в г. Казани мы можем судить только на основании литературных данных [2]. Как сообщают А. Б. Шалман (1944) и А. Е. Резник (1946), еще до 1944 г. удельный вес дизентерии Григорьева — Шига был довольно высоким — он составлял 21,4—23,3%. В 1946—1948 гг. единственными представителями дизен­терийных бактерий, выделяемых в г. Казани, были палочки Флекснера [1]. В 1949— 1955 гг. шигеллы Флекснера еще преобладали. В 1956 г. прежде ничтожный удельный вес дизентерии Зонне составил 17,5%, начиная с 1959 г. он быстро нарастал. Уже в 1963 г. отмечалось преобладание дизентерии Зонне (64,2%), в то время как удельный вес дизентерии Флекснера снизился до 35,5%. В 1965—1969 гг. бактерии Зонне явля­лись возбудителем заболеваний в 84,1—93,1%. Изменение микробного пейзажа сочета­лось с изменением и серотипов в пределах одного и того же вида. На данном этапе еще нельзя считать окончательно установленной причину, лежащую в основе смены видового и типового состава возбудителей дизентерии. Однако к числу ведущих фак­торов, обусловивших почти полное исчезновение дизентерии Григорьева — Шига, сле­дует отнести изменение иммунологического состояния населения, связанное с более полноценным иммунитетом к возбудителю этого вида, меньшую устойчивость послед­него к химиотерапевтическим препаратам и к воздействию внешней среды.

В связи с изменением этиологической структуры непрерывно менялось клиническое течение и эпидемиологические особенности дизентерии. Смягчилась клиническая кар­тина дизентерии. За последние 20 лет стали преобладать легкие формы дизентерии, удельный вес которых возрос особенно сильно в 1955 г. Если в 1953 г. легкие случаи наблюдались в 53,0%, а тяжелые в 17%, то в 1955 г.— соответственно в 83,9 и 3,6%.Такое же клиническое течение заболевания отмечается и в последующие годы. Напри­мер, в 1969 г. легкие случаи составили 83,7%, тяжелые— 1,2%. Смягчение клинического течения дизентерии вызвано сменой возбудителей вида Григорьева — Шига вначале видом Флекснера, а затем Зонне; последние, как известно, вызывают более легкие формы заболевания. Сыграло роль и непрерывное улучшение материально-бытовых условий жизни населения и прогресс в лечении. Увеличение удельного веса легких форм к 1955 г. связано с развертыванием к этому времени сети кабинетов кишечных инфекций, улучшивших выявление легких и стертых форм дизентерии.

Заболеваемость дизентерией в г. Казани подвергалась большим колебаниям. Годы высокой заболеваемости (1921, 1936, 1954) сменялись периодами относительного ее снижения. Можно выделить период, когда заболеваемость характеризовалась непре­рывным ростом—1946—1954 гг. С 1955 г. наблюдается снижение заболеваемости с относительными подъемами в 1957, 1959, 1963 и 1966 гг. Однако хотя заболеваемость дизентерией 1966 г. считалась высокой, она все же в 2 раза была ниже заболеваемости 1954 г. Падение заболеваемости дизентерией происходило на фоне общего падения заболеваемости кишечными инфекциями. В 1969 г. заболеваемость как всеми кишеч­ными инфекциями, так и дизентерией была несколько выше, чем в 1968 г., но соответ­ственно на 26,7 и 29,6% ниже, чем в 1966 г., и в 4 раза ниже, чем в 1954 г. Удельный вес дизентерии в сумме кишечных инфекций ежегодно повышался и в 1966—1969 гг. достиг 69,7—72,6%, что почти в 2 раза выше удельного веса дизентерии в 1953 г. Высокий удельный вес дизентерии в сумме кишечных инфекций в городе может быть объяснен главным образом улучшением качества диагностики.

В 1954 г. в Казани начала проводиться регистрация хронической дизентерии. В 1954—1955 гг. заболеваемость хронической дизентерией было высокой, но уже с 1956 г. происходит ее снижение. В 1969 г. показатель заболеваемости хронической дизентерией был в 25 раз меньше, чем в 1954 г. Наряду с этим изменяется и удельный вес хронической дизентерии. В начале этого периода он был довольно высоким, затем стал снижаться. Если в 1954 г. удельный вес хронической дизентерии по отношению к острой равнялся 13,6%, то в 1964—1969 гг.— 1,4—1,6%. Такое снижение заболе­ваемости хронической дизентерией обусловлено рядом факторов, в том числе сменой возбудителей дизентерии вида Флекснер на вид Зонне, при котором, как известно, реже отмечается переход в хроническую форму, а также состоянием мер борьбы с этой инфекцией в период, когда проводилось наблюдение за переболевшим (диспансери­зация).

Регистрация бактерионосителей дизентерии в г. Казани была недостаточно точной. В 1957—1961 гг. ежегодно регистрировалось в среднем 12,0% бактерионосителей. Начиная с 1962 г. отмечалось уменьшение этого числа. В 1964—1969 гг. процент выяв­ленных бактерионосителей от числа всех учтенных больных дизентерией равнялся 2,1—3,3.

Частота заболеваемости дизентерией в различных возрастных группах была не­одинаковой. Ввиду отсутствия сведений о возрастном составе населения мы провели определение сравнительной частоты вовлечения в эпидемический процесс различных возрастных групп при помощи коэффициента относительной интенсивности (Д. X. Фо­мин, 1965). Такая разработка показала, что наибольшее число больных приходилось на группу детей в возрасте до 2 лет, где преобладали дети до 1 года, наименьшее — на возрастную группу 7—19 лет.

В возрастной группе 20—49 лет относительно большое число больных дизентерией регистрировалось в течение всего анализируемого периода. Исключение составляют военные и первые послевоенные годы. Такая же зависимость прослеживается в воз­растной группе 60 лет и старше. В военные и послевоенные годы заболеваемость находилась на низком уровне, в последующие же годы наблюдался ее рост.

Интересно отметить, что даже в 1964 г. (в год с наиболее низкой заболеваемостью) дети в возрасте до 2 лет болели в 4 раза чаще, чем дети 2—6 лет, в 18 раз чаще, чем дети 7—14 лет, и в 7,5 раза чаще, чем в среднем все возрастные группы, вместе взятые.

Неодинаковая частота вовлечения различных возрастных групп отражает неоди­наковый характер эпидемического процесса. В частности, более высокая заболеваемость детей от 0 до 6 лет находит свое объяснение в том, что эти контингенты в большем проценте представлены организованными коллективами, где пищевой фактор, харак­терный для дизентерии Зонне, имеет гораздо большее значение, чем среди неорганизо­ванных детей. В г. Казани дети, посещающие детские учреждения, в последние годы болели в 2,2—3,3 раза чаще, чем дети, не посещающие их.

При изменении многих характерных особенностей дизентерии за последние десяти­летия сезонность ее распространения сохраняется. За последние 30 лет отмечалась выраженная летне-осенняя сезонность: наименьшее число заболеваний приходилось на январь — март, наибольшее — на июль — сентябрь, а в последние годы (примерно с 1957) — и на октябрь. Сезонность сохранялась независимо от того, была ли заболе­ваемость дизентерией на низком или на высоком уровне, однако в различные годы выраженность сезонных подъемов все же неодинакова. За последние годы отмечалось некоторое «сглаживание» сезонного подъема, особенно в 1964 г. Если в 1946 г. средне­дневное число заболеваний дизентерией в III квартале было в 31,6 раза больше, чем в 1 квартале, то уже в 1960—1969 гг. индекс сезонности был только в пределах 1,5—4,5.

За последние 22 года неуклонно снижалась летальность от дизентерии. С 1959 г. летальность в г. Казани ниже единицы.

Изменение клинических и эпидемиологических особенностей дизентерии вызвало необходимость разработки новых организационных форм борьбы с этой болезнью. Такой новой формой явилось диспансерное обслуживание переболевших дизентерией. Практи­чески диспансеризация как метод борьбы с дизентерией за последние 20 лет нашла свое осуществление в организации кабинетов инфекционных заболеваний (кабинеты кишечных инфекций), которые уже с первых этапов своей деятельности проводили диспансерное обслуживание переболевших дизентерией.

В связи с недостаточной разработанностью средств специфической профилактики и лечения дизентерии, характером механизма ее распространения, в особенности при преобладании в ее этиологии бактерий Зонне (устойчивых во внешней среде), необхо­димо и в настоящее время проводить прежде всего организационные мероприятия. В первую очередь к этому относится диспансеризация, исчерпывающее выявление и обезвреживание источников инфекции и меры по повышению санитарной культуры населения.

ВЫВОДЫ

  1. За последние 30 лет отмечены значительные изменения в этиологии дизентерии, выразившиеся в полном исчезновении бактерий Григорьева — Шига и замене их бак­териями Флекснера, а в последующие годы — преобладании бактерий Зонне.
  2. Изменение этиологии дизентерии, происходившее на фоне непрерывного улучше­ния материально-бытовых условий жизни населения и прогресса в лечении, повлекло за собой значительное смягчение клинического течения этого заболевания.
  3. Заболеваемость дизентерией подвергалась большим колебаниям. Годы высокой заболеваемости (1921, 1936, 1954) сменялись периодами ее относительного снижения. Можно выделить период, когда заболеваемость характеризовалась непрерывным ростом (1946—1954 гг.). С 1955 г. наблюдается снижение заболеваемости с относительными подъемами в 1957, 1959, 1963 и 1966 гг. Однако каждый последующий подъем был ниже предыдущего (за исключением подъема 1966 г., который был несколько выше, чем в 1963 г.).
  4. Наиболее высокая заболеваемость отмечена в возрастной группе до 2 лет, где преобладали дети до года.
  5. Отмечающееся за последние годы преобладание трудно диагностируемых легких, стертых форм и так называемого здорового бактерионосительства, а также частота перехода острой дизентерии в хроническую вызвали необходимость изменения так­тических приемов борьбы с этой болезнью. Вполне оправдавшей себя организационной формой борьбы с дизентерией на современном этапе является диспансерное обслужи­вание переболевших.
×

About the authors

E. I. Vaiman

Kazan Scientific Research Institute of Epidemiology and Microbiology

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1972 Vaiman E.I.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies