Isotope method for studying the functional state of blood capillaries in chronic leukemia

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

We studied with the help of radioactive isotopes the state of permeability of blood capillaries with respect to labeled ions in the direction from tissues to blood in patients with various forms of chronic leukemia, as well as the effect of therapy in such patients on the functional state of capillaries.

Full Text

Мы изучали при помощи радиоактивных изотопов состояние проницаемости крове­носных капилляров по отношению к меченым ионам в направлении из тканей в кровь у больных различными формами хронического лейкоза, а также влияние терапии, про­водимой у таких больных, на функциональное состояние капилляров.

Было проведено 161 исследование у 50 больных в возрасте от 20 до 74 лет (у 28 больных был хронический миелоз, у 22— хронический лимфаденоз; давность заболева­ния— от 3 мес. до 10 лет). У большинства больных была умеренно выраженная нор­мохромная анемия. Количество лейкоцитов в крови колебалось от 13 050 до 516 000. Проба Нестерова указывала на нормальную стойкость капиллярной стенки; лишь у 4 больных хроническим лимфадснозом с наиболее низким количеством тромбоцитов она была положительна. Скорость кровотока у всех обследованных больных была нор­мальной. Выраженной сердечно-сосудистой недостаточности, а также отечности тканей у них не было. Данные капилляроскопических исследований свидетельствовали о нор­мальном или ускоренном, преимущественно гомогенном, токе крови в капиллярах. Ре­же наблюдалась очаговая зернистость. Ток крови в капиллярах был замедлен только y 1 больного. У части больных выявлено некоторое увеличение количества капилляр­ных петель и аневризм, особенно в переходном колене. У всех больных была прека­пиллярная отечность.

При патологоанатомическом исследовании кожи и жировой клетчатки умерших от хронического лимфаденоза местами по ходу капилляров обнаружены мелкоклеточные инфильтраты, в жировой клетчатке—хорошо выраженные лимфоидные скопления, вокруг капилляров—клеточные инфильтраты из мелких интенсивно окрашенных лим­фоцитов и стаз из лимфоцитов. В аргирофильных волокнах капилляров особых изме­нений не найдено. Аналогичные изменения были у умерших от хронического миелоза: в подкожной жировой клетчатке имелись крупные очаги лейкемических инфильтратов.

Константа скорости удаления внутрикожно введенного Р32 колебалась в очень ши­роких пределах: при хронических миелозах от 1,39- 10-2 до 13,86-10-2, при хрониче­ских лимфаденозах — от 0,91 * 10-2 до 11,50-10-2. Нормальные колебания этой вели­чины у здоровых лиц, по данным Я. С. Лещинской и Б. Э. Тартаковской, составляли от 3,85-10-2 до 4,33-10-2. У большинства больных при обеих формах хронического лейкоза скорость удаления внутрикожно введенного Р32 была понижена. При хрониче­ском лимфаденозе это снижение встречалось несколько чаще (у 17 больных из 22, в том числе у 6—значительное), чем при хроническом миелозе (у 18 больных из 27, в том числе у 8 — значительное).

Параллелизма между степенью замедления скорости удаления изотопа, количе­ством лейкоцитов в периферической крови и тяжестью заболевания мы не обнаружили.

Повышенная скорость удаления меченого фосфата была лишь у 6 больных из 50, причем не исключена возможность, что определенное влияние оказывали сопутствую­щие заболевания. Константы скорости удаления изотопа у одного и того же лица на обеих руках хорошо совпадали у здоровых и у тех больных, у которых отклонения этой величины от нормальных значений были невелики.

У 19 из 33 больных хроническим лейкозом наблюдалась асимметрия этого показа­теля, причем у 10 она была значительной. При хроническом миелозе такая асимметрия наблюдалась у 11 из 16 больных, в том числе у 6 — значительная, при хроническом лимфаденозе — у 8 из 17, в том числе у 4 — резко выраженная.

У 10 больных с пониженной, нормальной и повышенной скоростью удаления Р32 мы параллельно определяли также (на той же руке) константы скорости удаления ио­нов НР32О"4, Г131 и Na 24. Скорости удаления меченого фосфатного иона и иона I131 сравнительно мало отличались друг от друга. Во всех случаях отмечен паралле­лизм между изменениями константы скорости удаления изотопов Р32 и I131 у различ­ных больных. Это объясняется тем, что ионы фосфата и йодида, отличаясь по хими­ческим и биохимическим свойствам, имеют сходный по порядку величины молекуляр­ный вес (97 и 131 соответственно), от которого зависит скорость диффузии, являю­щейся, как известно, одним из главных механизмов проникновения веществ через стен­ку капилляра.

Скорость удаления иона Na24 вследствие его меньшего атомного веса и большей способности к диффузии во всех случаях в 2,5—3 раза превышала скорость удаления Р32. Параллелизм между изменениями скорости удаления Р32 и Na24 у различных боль­ных намечался и в этом случае.

Проведенное сопоставление позволило сделать вывод, что замедление скорости удаления внутрикожно введенного изотопа, а также другие обнаруженные в работе закономерности присущи не только фосфатному иону, но и различным другим находя­щимся в тканях и участвующим в обмене веществ ионам и молекулам, имеющим не­большой молекулярный вес.

У 7 из 17 больных хроническим миелозом проводилось лечение препаратом А4 (от 63 до 188 мг) и у 6—милераном (от 138 до 506 мг на курс лечения). Больные хро­ническим лимфаденозом лечились в основном рентгеновским облучением (10 из 15 больных) в дозах от 2300 до 5000 р на курс лечения. У подавляющего большинства больных под влиянием лечения наступала клиническая и относительная гематологиче­ская ремиссия.

При лечении препаратом А4 наблюдался в основном рост константы скорости уда­ления изотопа с некоторой тенденцией к небольшому превышению ее нормальных зна­чений. Однако в отдельных случаях она оставалась без перемен или даже еще более понижалась. При лечении милераном ее рост до нормы (или до значений несколько ниже нормы) и дальнейшее снижение встречались одинаково часто; тенденции к пре­вышению нормальных значений в результате лечения милераном не отмечалось. Рент­генотерапия при начальном курсе — при общей дозе, не превышающей 5000 р, — нор­мализовала пониженную скорость удаления внутрикожно введенного Р32 или приводи­ла к еще большему снижению ее, тогда как при дозах свыше 5000 р (обычно при по­вторных курсах лечения) резко повышала ее до патологически высоких величин. Однако в дальнейшем резко повышенная, а также нормальная скорость удаления Р32 сменя­лась ее снижением ниже нормальных значений, а при следующих курсах облучения еще более резко повышалась.Полученные данные позволяют высказать некоторые предположения о возможных причинах обнаруженного при хронических лейкозах замедленного протекания обмен­ных процессов между тканями и кровью.

Результаты капилляроскопических наблюдений, указывающие на быстрый ток кро­ви в капиллярах, отсутствие у обследованных больных выраженной сердечно-сосуди­стой недостаточности, нормальная скорость общего кровотока, преобладание в крови жидкого компонента (плазмы) над форменными элементами при часто сниженном объеме циркулирующей крови не дают оснований считать, что уменьшение скорости удаления меченых ионов, введенных в ткань, обусловлено замедлением капиллярного кровообращения, хотя известная роль этого фактора не исключена.

С большей степенью вероятности можно предположить, что при хронических лей­козах нарушается проницаемость капиллярных стенок вследствие возникающих в них структурных изменений, развитие которых может начинаться с внутренней поверх­ности, к которой примыкают слои лейкоцитов, располагающихся, как известно, не в осевом потоке, а в пристеночных слоях текущей по сосудам крови. При переполне­нии кровяного русла избыточным количеством этих клеточных элементов благодаря присущей им амебоидной подвижности могут, очевидно, создаваться условия, благо­приятствующие переходу лейкоцитов через капиллярную стенку — скоплению их внача­ле между слоем эндотелия и перикапиллярной оболочкой, а впоследствии — в слое примыкающей к капилляру соединительной ткани. Это, по-видимому, может приводить к не всегда обратимым структурным изменениям в капиллярных стенках и соедини­тельной ткани, затрудняющим проникновение различных веществ из тканей в капил­ляр. Наблюдавшаяся у исследуемых больных асимметрия константы скорости удале­ния внутрикожно введенного изотопа при определениях на обеих руках свидетель­ствует о том, что все эти изменения в различных участках капиллярной сети разви­ваются постепенно и неравномерно.

Еще более сложные изменения функционального состояния сосудистой стенки на­ступают под влиянием рентгеновского облучения.

Рядом авторов (П. Н. Киселев и др.) установлено, что рентгеновское облучение обладает свойством увеличивать проницаемость сосудов (которая определялась ими в направлении из крови в ткани), что объясняется, по их мнению, с одной стороны,—непосредственным деполимеризующим действием проникающих излучений на гиалуро­новую кислоту, входящую в состав межклеточного вещества капилляра, и, с другой стороны, гидролизом этой кислоты под действием фермента гиалуронидазы, которая освобождается из клеток при их распаде под влиянием рентгеновского облучения. Мы обнаружили, что рентгеновское облучение в дозе свыше 5000 р повышает проницае­мость капилляров и в обратном направлении — из тканей в кровяное русло.

Резкое двустороннее повышение проницаемости создает условия, благоприят­ствующие выходу из кровяного русла белковых фракций плазмы, в том числе и фиб­риногена, для которых капиллярная стенка в физиологических условиях мало прони­цаема. Пропитывание стенок кровеносных сосудов и соединительной ткани грубо дис­персными белками и солями может привести к изменениям агрегатного состояния основного аргирофильного вещества: «разжижение» его с уменьшением вязкости, ха­рактерное для повышенной проницаемости, будет сменяться его уплотнением, а следо­вательно, понижением проницаемости в направлении из тканей в кровь с последую­щим новым разжижением при повторном облучении и т. д. вплоть до наступления не­обратимого состояния фибризации, внеклеточного склероза (Высокович, Смирнова-Зам­кова, Кулиговский).

Таким образом, повторные курсы рентгенотерапии резко ухудшают функциональ­ное состояние капилляров, приводя в конце концов к необратимым изменениям в ка­пиллярной стенке и к очень резким нарушениям обмена веществ. В связи с этим при повторных курсах рентгеновского облучения, очевидно, следует проводить рентгеноте­рапию под контролем определений константы скорости удаления внутрикожно введен­ного Р32 как критерия этого ухудшения. В случае необходимости целесообразно при­менение одновременно с рентгенотерапией защитных веществ, нормализующих повы­шающуюся в результате облучения проницаемость капиллярной стенки и защищающих ее от лучевого повреждения. Судя по экспериментальным работам П. Н. Киселева и П. А. Бузини, к таким веществам относятся витамин Р и гиалуроновая кислота. В свя­зи с этим, по-видимому, желательно проведение работ по клинической проверке эффек­тивности защитного действия этих веществ и изысканию новых защитных препаратов.

×

About the authors

B. E. Tartakovskaya

Ukrainian Research Institute of Clinical Medicine. I. D. Strazhesko

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Department of Clinical Hematology and Laboratory of Radioactive Isotopes

Russian Federation

A. G. Goloborodko

Ukrainian Research Institute of Clinical Medicine. I. D. Strazhesko

Email: info@eco-vector.com

Department of Clinical Hematology and Laboratory of Radioactive Isotopes

Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1968 Tartakovskaya B.E., Goloborodko A.G.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies