Клиническое значение определения сывороточных глюкопротеидов и белков при коллагеновых заболеваниях
- Авторы: Морозова Н.Д.1
-
Учреждения:
- Казанский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт
- Выпуск: Том 46, № 3 (1965)
- Страницы: 7-9
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 05.02.2021
- Статья одобрена: 05.02.2021
- Статья опубликована: 14.05.1965
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/60118
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj60118
- ID: 60118
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Вопрос о корреляциях изменений сывороточных глюкопротеинов с течением воспалительного процесса в соединительной ткани не может считаться окончательно решенным (А. Музиль).
Ключевые слова
Полный текст
Вопрос о корреляциях изменений сывороточных глюкопротеинов с течением воспалительного процесса в соединительной ткани не может считаться окончательно решенным (А. Музиль).
В противоположность воззрениям, согласно которым увеличение сывороточных глюкопротеинов является следствием пролиферативных процессов за счет образования гликопротеидов тучными клетками и, возможно, фибробластами, большинство исследователей рассматривает это явление как результат разрушения коллагеново- полисахаридных комплексов основного вещества соединительной ткани и перехода водорастворимых углеводных компонентов в «кровь. Здесь они комплексируются с сывороточными белками, преимущественно с фракцией а2-глобулина. Уменьшение содержания глюкопротеидов, согласно многочисленным клиническим и экспериментальным данным, наблюдается при выраженных поражениях печени, которая принимает активное участие в синтезе этих соединений.
Изучение изменений сывороточных глюкопротеидов важно и в том отношении, что, как показали работы последних лет, эти соединения являются высокоактивными биологическими веществами, образующими комплексы с биотином, тироксином, витамином B12. Вот почему резкие сдвиги в соотношении отдельных глюкопротеиновых фракций при различных патологических процессах могут повлечь за собой вторичные гуморальные нарушения.
Наши исследования, касающиеся расстройств глюкопротеинового обмена у больных с системным поражением коллагеновой ткани, были предприняты с целью выявления особенностей гликопротеинограммы при различных коллагенозах. Вероятность типологических особенностей возникает в связи с тем, что, несмотря на общность патоморфологического процесса, разыгрывающегося в соединительной ткани при коллагеновых заболеваниях, каждое из них имеет свои морфологические отличия.
Нами исследовано 55 больных «большими коллагенозами». У 12 из них наблюдалась картина острой диссеминированной красной волчанки, у 7 — системной склеродермии, у 33 — различные формы ревматоидного полиартрита и у одной — дерматомиозит. В эту же группу нами включены две больные с синдромом дуги аорты (болезнь Такаяси). Последнее заболевание в настоящее время, как известно, большинством исследователей трактуется как своеобразный коллагеноз.
Окраска глюкопротеидов производилась реактивом Шиффа по методике Койв и Грюнваль. При количественной обработке глюцидограмм применялся метод прямой денситометрии.
Среди рассмотренных нами коллагеновых заболеваний электрофоретические сдвиги в белках и глюкопротеидах были наиболее вариабильны у больных острой диссеминированной красной волчанкой, что стояло в связи с полиморфизмом клинической картины.
Наиболее ярким сдвигом протеинограммы у больных данной группы являлась стойкая и выраженная гипергаммаглобулинемия, превосходящая нарастание у-глобулина, наблюдаемое при других коллагенозах. Уровень у-глобулина. достигал 40—45%. общего количества белка и не снижался ниже 28—30 даже при наступлении стойкой клинической ремиссии. Гипергаммаглобулинемия у больных красной волчанкой протекала при относительно небольшом увеличении антистрептококковых антител (исследования проведены в нашей клинике Н. В. Старковой), что позволяет расценивать высокий уровень у-глобулина как результат появления в сыворотке аутоантител к собственным клеткам и тканям больного.
Аутоагрессивные механизмы, присущие и другим коллагенозам, при диссеминированной острой красной волчанке достигают, как известно, максимальной выраженности, приводя к разрушению ядерных субстанций. Это находит свое отражение в появлении в сыворотке больных эритематозным сепсисом так называемых «антинуклеарных факторов». Наши собственные исследования, проведенные совместно с А. М. Нужиной (кафедра биологии Казанского университета) и М. Г. Нефедовой с использованием методики двойной диффузии в геле, показали наличие в сыворотке больных острой диссеминированной красной волчанкой антител к дезоксирибонуклеиновой кислоте. Эти своеобразные аутоантитела были обнаружены у больных как в терминальном периоде болезни, так и в состоянии клинической ремиссии, что указывает на стойкость аутоагрессивных механизмов, подавить которые не удается даже при наиболее эффективной терапии стероидными гормонами.
В противоположность протеинограмме, у-глобулиновая фракция гликопротеидов обнаруживала постоянную тенденцию к снижению. В период резкого обострения заболевания и в терминальной фазе мы могли констатировать полное исчезновение у-глобулиновой фракции при одновременном уменьшении их в альбуминовой фракции до 1—4%. Таким образом, увеличение у-глобулина происходит не за счет нарастания в нем углеводов. Известно, что отдельные глюкопротеидные фракции характеризуются индивидуальными углеводными компонентами. В у-глобулиновой фракции, почти не содержащей сиаловой кислоты, углеводный компонент состоит преимущественно из фукозы. Имеются данные, говорящие об уменьшении содержания фукозы при раке и ряде других тяжелых заболеваний. Возможно, наблюдаемое нами в вышеописанных случаях резкое снижение у-глобулиновой фракции связано с уменьшением содержания в ней фукозы. Вопрос о роли фукозы в у-глобулине в настоящее время недостаточно изучен и требует дальнейшего разрешения.
Изменения со стороны а2-глобулиновых подфракций были наиболее выражены у больных с наличием полисерозита (5 больных), диффузного гломерулонефрита (4 больных) и полиартритического синдрома (8 больных). Уровень а2-глобулина на протеинограмме достигал 18—20% общего белка, а на глюцидограмме — 70—80%. Аналогичные изменения наблюдались у больной с тяжелым течением дерматомиозита, приведшего к летальному исходу, и у двух больных с «синдромом дуги аорты». Общность биохимических сдвигов у вышеуказанных больных позволяет думать и о сходстве патогенетических механизмов при данных заболеваниях. В этом аспекте представляет интерес сообщение G. А. Н. Miller, М. L. Thomas, W. Е. Medd, обнаруживших в периферической крови у одной больной с «синдромом дуги аорты» волчаночные клетки.
В процессе гормональной терапии параллельно клиническому улучшению наблюдалось снижение фракции а2-протеинограммы, которая у 2 больных в период стойкой клинической ремиссии дошла до верхней границы нормы. Увеличение фракции а2-глюкопротеинов носило более стойкий характер. Ни у одного больного мы не могли констатировать ее нормализацию. Это позволяет полагать, что изучение гликопротеидов; при данном заболевании дает более надежную информацию о еще не закончившемся воспалительном или деструктивном процессе, чем фракционирование простых белков.
Большая ценность глюкопротеинограммы как показателя воспалительной реакции вырисовывается при сопоставлении ее с таким общепринятым методом, как определение сиаловой кислоты, особенно у больных с нарушением функции печени. Как известно, под суммарным понятием «сиаловая кислота» объединяются ацетилнейраминовая и гликонилнейраминовая кислоты.
Так, у 4 больных (у 2 имел место волчаночный гепатит, у 2 — застойная печень вследствие полисерозита) в период обострения заболевания уровень сиаловой кислоты был в пределах нормы (0,130—0,140 ед. оптической плотности), между тем фракция а2-глюцидограммы характеризовалась отчетливым увеличением (71%). Так, у больной Р., у которой ведущим клиническим синдромом был тяжелый волчаночный гепатит, умеренное нарастание сиаловой кислоты (0,230) появилось лишь после того, как в процессе комплексного лечения стероидными гормонами, половыми гормонами анаболического действия, большими дозами витамина В12 были полностью ликвидированы все клинические признаки поражения печени. Между тем, фракция а2-гликопротеидов держалась на высоком уровне и в период выраженных функциональных расстройств со стороны печени. Этот пример подчеркивает, что суммарное определение мукопротеидов менее ценно, чем изучение их перераспределения между отдельными глобулиновыми подфракциями.
В группе больных неспецифическим инфекционным деформирующим полиартритом, при подостром течении заболевания мы могли отметить два варианта глюко- и протеинограммы. У 19 больных с преобладанием эксудативных явлений как в протеинограмме, так и глюцидограмме наблюдались однотипные изменения, выражающиеся в увеличении фракции а2-белков до 15—16% и глюкопротеинов — до 55%. Одновременно наблюдалось умеренное снижение глюкопротеидов альбуминовой фракции (6—8%) и у-глобулина (8—11,5%).
У 14 больных с преобладанием фиброзных изменений капсулы суставов и частичным анкилозированием без выраженной эксудативной реакции изменения глюцидо-граммы характеризовались увеличением фракций ß-(30—35%) и у-(20—25%) глюкопротеидов без существенных изменений со стороны а2-глюкопротеидов.
Аналогичные изменения имели место у 5 больных с системной склеродермией, у которых поражение кожи носило крупноочаговый характер и соответствовало индуративной стадии процесса. У 2 остальных больных, где наряду с кожным поражением был ярко выражен суставной синдром, наблюдалось одновременное увеличение и а2-фракции глюкопротеидов (51%).
Наши наблюдения позволяют сделать предположение, что процессы эксудации и пролиферации в соединительной ткани различным образом влияют на увеличение и изменение соотношений между отдельными глюкопротеидными фракциями сыворотки. При эксудативных явлениях в сыворотке нарастают гликопротеиды, имеющие электрофоретическую подвижность а2-глобулина, между тем как преобладание пролиферативных процессов приводит к увеличению содержания глюкопротеидов, обладающих электрофоретической подвижностью ß и у-глобулина.
Изучение изменений соотношения глюкопротеиновых фракций сыворотки при коллагеновых болезнях является весьма ценным методом, позволяющим судить о динамике и вариантах патоморфологического процесса в соединительной ткани.
Об авторах
Н. Д. Морозова
Казанский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Кафедра факультетской терапии
РоссияСписок литературы
- Денисова М. Г. Тер. арх. 1960, 2.
- Духовная О. Л. Вопр. ревмат. 1961, 3; Тер. арх., 1960, 2
- Змызгова А. В. Вопр. ревмат. 1962, 2
- Нестеров А. И., Сиги дин Я. А. Клиника коллагеновых болезней. Медгиз, М., 1961
- Саламатина В. В. Казанский мед. ж., 1959, 5.
- Струков А. И. Сов. мед., 1958, 8.
- Miller G. A. H., Thom as M. L„ Med d N. E. Brit. Med. J. 1962, 5280, p. 771—772.
- Musil A. Clinica chemica Acta. 1961, 6, p. 508.
Дополнительные файлы
