Kazan School of Cardiology in 50 Years of Soviet Power

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Our people are celebrating the 50th anniversary of the Great October Revolution with tremendous success in social, economic and cultural development. The path traversed by our country after the elimination of the devastation, epidemics inherited from the First World War and the Civil War, constituted an entire era in world history.

Full Text

50-летие Великой Октябрьской революции наш народ встречает огромными успе­хами в социальном, экономическом и культурном развитии. Путь, пройденный нашей страной после ликвидации разрухи, эпидемий, доставшихся в наследство от первой мировой и гражданской войн, составил целую эпоху в мировой истории. В новом обществе, созданном после революции, здравоохранение стало одной из важнейших государственных задач. Социально-экономическая основа советского здравоохранения, профилактическое направление, провозглашенное еще программой РКП (б) в 1919 г., рост благосостояния трудящихся и достигнутый народом культурный уровень привели к значительному увеличению средней продолжительности жизни.

Прогресс медицинской науки явился одним из важнейших факторов в достиже­ниях здравоохранения. Яркой иллюстрацией его служит путь, пройденный в организа­ции борьбы с заболеваниями сердечно-сосудистой системы как одной из основных глав медицинской науки.

Старые казанские терапевтические школы уделяли большое внимание вопросам сердечно-сосудистой патологии и клиники. Достаточно упомянуть блестящие диагнозы Засецкого, Казем-Бека, Орловского, нашедшие отражение на страницах медицинской печати и в казуистике протоколов, в отчетах, записках лекций. В этих диагнозах ска­залась высокая культура клинического мышления, уменье наблюдать непосредственно у постели больного, синтезировать мелкие симптомы, владение анамнестическим ме­тодом исследования. В первые послереволюционные годы в области клинической кар­диологии представителем этого чисто клинического направления был С. С. Зимницкий. Терапевт широкого профиля, занимавший кафедру частной патологии и терапии с диагностикой внутренних болезней медицинского факультета Казанского университета, С. С. Зимницкий после организации в 1920 г. ГИДУВа им. В. И. Ленина начал чи­тать лекции для врачей в этом новом учреждении, организованном для повышения врачебной квалификации. Тематика лекций была весьма широка: болезни сердечно-со­судистой системы легких, почек, инфекционные заболевания. Все это характеризует С. С. Зимницкого как терапевта старой школы с ее широкими горизонтами. Однако его излюбленной темой в ГИДУВе была патология сердца. Лекции, читанные им вра­чам по клинике заболеваний сердца (С. С. Зимницкий. Лекции по сердечным болез­ням, Казань, 1923, Комб. издат. печати ТАССР), не утратили своего значения и по настоящее, время. Они были посвящены в основном клапанным порокам сердца и их топической диагностике, особенностям гемодинамики и прогнозам. Эти лекции отра­жают все достижения прошлого и начала настоящего века, когда инструментальные методы исследования больного еще не стали общедоступным достоянием клиники и на вооружении врача основным являлось уменье видеть, слышать, связывать всю симп­томатологию у постели больного. С. С. Зимницкий не был противником инструменталь­ных сложных методов исследования, как его иногда изображают. Он прислушивался ко всему новому, но считал, что инструментальные методы исследования не заменяют все богатство клиники, накопленное предыдущими поколениями, что они только добавляют, иногда многое, к познанию больного. Однако эти методы не обесценивают основного в клинике — умения «видеть больного целиком». В полемическом задоре, направлен­ном в защиту этого принципа отечественной клиники против увлечения в ущерб ему лабораторно-инструментальными методами исследования, С. С. Зимницкий не всегда был правильно понят.

Одновременно с этим чисто клиническим направлением и высокой культурой рас­познавания болезни у постели больного, казанская терапевтическая школа с первого десятилетия нашего века и особенно в первые революционные годы оказалась центром разработки новой главы в кардиологии. С именем А. Ф. Самойлова, профессора фи­зиологии естественного отделения физико-математического факультета Казанского уни­верситета, связано развитие электрокардиографии. Именно в Казани была записана первая в России ЭКГ, отсюда из лаборатории А. Ф. Самойлова вышел ряд основных исследований ЭКГ в эксперименте и в клинике. В лаборатории А. Ф. Самойлова изу­чали электрофизиологические методы исследования и физиологи, и клиницисты. При­давая большое значение непосредственному контакту физиолога и клинициста, важ­ному и для физиологии человека, и для клиники, А. Ф. Самойлов не только выступил в печати в ряде работ совместно с клиницистами (Стешинская, Чебоксаров, Чернов) по клинической электрокардиографии, но и первый начал чтение лекций (1922 г.) по электрокардиографии для широкого круга врачей в Казанском ГИДУВе и продолжал его до своей смерти. Вместе с тем А. Ф. Самойлов не переставал интересоваться кли­никой; двери его лаборатории были всегда открыты для записи ЭКГ у больных, на­правляемых клиницистами. Благодаря такому контакту уже в двадцатых годах опре­делился правильный синтез старого чисто клинического функционального направления с «клиническим мышлением у постели больного» и достижениями самого передового— электрофизиологического метода инструментального исследования. Этот синтез ярко отразился в работах П. Н. Николаева, перу которого принадлежит первая отече­ственная монография о мерцательной аритмии (П. Н. Николаев. О порхании и мерца­нии предсердий. Казань, 1923, Гос. издат. ТАССР)

Из экспериментального богатства лаборатории А. Ф. Самойлова, пользовавшейся мировой известностью, для клинической электрокардиографии приобрели особое зна­чение анализ влияния на ЭКГ экстракардиальных нервов, исследования «кругового ритма», изучение гуморального звена передачи нервного возбуждения в сердце.

После смерти А. Ф. Самойлова экспериментальные исследования по электрофизио­логии сердца и электрокардиографии продолжали в Казани М. А. Киселев, О. Д. Курмаев, И. Г. Валидов, Л. М. Рахлин, Т. Б. Киселева и. др. В 1934 г. в ГИДУВе была организована лаборатория клинической электрофизиологии, где в эксперименте изуча­лась динамика ЭКГ при искусственных пороках сердца и блокадах ножек (Л. М. Рах­лин), природа зубца Т (на полосках из миокарда), электрофизиология эмбрионального сердца (Т. Б. Киселева). Накопился большой материал по клинической электрокар­диографии, отраженный в большом ряде статей и в диссертациях. В 1948 г., помимо занятий по ЭКГ, на циклах усовершенствования по терапии были начаты созывы цик­лов специально по электрокардиографии. Значительная часть врачей, работающих в настоящее время в электрокардиографических кабинетах в РСФСР, получила свою подготовку именно здесь. Одновременно с изучением ЭКГ в клинике различных забо­леваний (Т. Б. Киселева, 3. А. Гертман, Э. А. Озол, М. И. Когурова, Самирханова, Е. С. Сигал, Л. И. Узбекова, Б. 3. Аккерман и др.) не прекращалось накопление чисто клинических фактов, открывающих возможность распознавания заболеваний у постели больного и направленного использования лабораторных и инструментальных ис­следований для ответа на вопросы, при этом возникающие. Прижизненное распознава­ние подклапанного стеноза аорты (Н. К. Горяев и И. П. Васильев), аневризмы серд­ца (Р. А. Лурия, Л. М. Рахлин и др.), органических поражений трехстворчатого кла­пана (Н. В. Инюшкин и К. А. Дрягин), редких поражений аорты, расслаивающих аневризм ее (Л. М. Рахлин, В. Н. Смирнов, Б. С. Максудов), абсцессов миокарда (В. Н. Смирнов), полисерозита сифилитического происхождения (А. Г. Терегулов) и другие многочисленные казуистические сообщения на страницах Казанского медицин­ского журнала, в заседаниях научных обществ демонстрируют освоение старого нас­ледства в новых условиях, одновременно с разработкой новых проблем. Р. А. Лурия и Л. И. Виленский в предвоенные годы опубликовали обошедшее всю мировую литера­туру наблюдение об аллергическом генезе пароксизмальной тахикардии. И. П. Василь­ев, отмечая учащение эмболий и тромбозов, связывает это с увлечением внутривенным введением лекарств. Сифилитические поражения сердца и аорты стали предметом спе­циального изучения в клинике Р. А. Лурия. «Участие сердца» в клинике острого гепа­тита с электрокардиографическими симптомами как гнездного, так и диффузного ха­рактера исследовано в клинике Р. И. Лепской. В сообщениях Т. Б. Киселевой и М. Г. Денисовой, Э. А. Озола, Л. А. Лушниковой, Л. И. Узбековой, Е. С. Сигала и др. находят свое отражение своеобразные проявления ранений сердца с атриовентри­кулярными нарушениями проводимости, особенности картины мерцания предсердий различного происхождения, вопросы терапии глюкозидами больных мерцательной арит­мией, фонографические соотношения при поражениях сердца с анализом природы то­нов и т. д.

Создание в Казани в последние годы отдельного конструкторского бюро по разра­ботке газоаналитической аппаратуры (гл. инженер М. И. Абдрахманов) позволило во­оружить лечебные учреждения отечественной техникой для современного исследования функции внешнего дыхания. В частности стало возможным изучение кардиопульмо­нальных соотношений и координации гемодинамики и внешнего дыхания (А. Г. Тере­гулов, Д. А. Валимухаметова, Р. Ш. Абдрахманова, Л. М. Рахлин, К- А. Маянская, В. М. Андреев, H. Н. Шаршун). Доклады на эти темы заняли солидное место в про­граммах двух конференций по вопросам газового анализа в медицине и физиологии, созванных в Казани, и были представлены и на центральных форумах.

Послевоенные годы характеризуются широким фронтом клинических исследований по актуальным вопросам современной ангиокардиологии. Углубленно разрабатывается проблема атеросклероза и коронарной недостаточности. В последние годы ей были посвящены три конференции. Изучаются гуморально-эндокринные и биохимические сдви­ги в патогенезе разных форм атеросклероза в эксперименте и клинике, биохимический синдром атеросклероза, функциональное состояние гипоталамической области, новые методы терапии, сочетание с различными заболеваниями, эпидемиология инфарктов миокарда и судьба больных по данным городского района, особенности клиники и па­тогенеза инфаркта миокарда у молодых, антикоагуляционная терапия и состояние си­стемы свертывания крови и т. д. (А. Г. Терегулов, Л. М. Рахлин, 3. И. Малкин, В. Е. Анисимов, Л. А. Лушникова, В. Ф. Богоявленский, В. А. Ломакина, М. Г. Дени­сова, Ф. Ф. Кильматова, Ф. Т. Красноперов, Е. С. Воробьева, В. Н. Смирнов, Д. К. Ход­жаева, И. Г. Салихов, Г. Г. Непряхин, А. А. Ахметзянов, P. X. Бурнашева, И. П. Ар- леевский, С. И. Щербатенко, М. И. Когурова, С. И. Чижевская, Д. М. Зубаиров, А. Ю. Ратнер, Б. 3. Аккерман).

Вопросы, связанные с применением гормональной терапии при лечении больных с декомпенсацией сердца, получили отражение в исследованиях 3. И. Малкина и А. Г. Ибрагимовой.

В изучение отдельных аспектов природы атеросклероза включились и физиологи (Д. И. Малкина и В. А. Котов, И. X. Канцеров), показавшие изменения реактивности сосудистой стенки при экспериментальной гиперхолестеринемии и коррелятивные со­отношения в сдвигах, характеризующих липидные нарушения при воспроизведении атеросклероза и состояния аутосенсибилизации.

Клиники В. И. Катерова, Р. И. Лепской, 3. И. Малкина, Г. 3. Ишмухаметовой в послевоенные годы продолжали разработку проблемы артериальных гипертоний и ги­пертонической болезни, начатую еще С. С. Зимницким. Изучался обмен натрия (P. X. Бурнашева, В. И. Патрушев), баланс электролитов вообще и влияние специаль­ной бедной натрием диеты (Г. 3. Ишмухаметова, С. У. Бакирова, Г. В. Кичеева), седа­тивная терапия (Н. К. Соколова), дифференциация артериальных гипертоний и их распространение среди рабочих и служащих предприятий Казани (Ф. Ф. Кильматова, С. Г. Ключарева, С. Ф. Ахмеров, М. Г. Галеева).

В патологии сосудистого тонуса привлекли внимание и артериальные гипотонии различного происхождения, явившиеся темой исследования Ю. Д. Романова, Л. М. Рах­лина и др. Изучению заболеваний сосудистой системы большую пользу оказали создан­ные Г. С. Литвином приборы для электронной «точечной» плетизмографии в сочета­нии с телевизионной капилляроскопией в ультрафиолетовом свете с фоторегистрацией в избранные моменты. Эта аппаратура приблизила нас к пониманию процессов микро­циркуляции при различных поражениях сосудистой стенки (Г. С. Литвин, Л. М. Рах­лин, Л. А. Лушникова, Ф. Ф. Кильматова, Л. С. Рыбакова).

В широком плане, особенно в послевоенные годы, велись исследования по рев­матизму. Патогенез, клиника и терапия ревматизма, распознавание поражений мышцы сердца, эпидемиология, эффективность разных методов профилактической терапии, си­стема диспансерного наблюдения изучались в терапевтических и педиатрических кли­никах, клиниках^ болезни ушей, горла и носа с широким вовлечением врачей практиче­ских учреждений здравоохранения. Проблема ревматизма является центральной в ра­боте кафедр, возглавляемых 3. И. Малкиным, его учеником С. И. Щербатенко, кли­ник Р. И. Лепской, Е. М. Лепского, В. К. Меньшикова, Н. Н. Лозанова, Л. М. Рахли­на. Результаты многочисленных исследований по проблеме ревматизма были предме­том сообщений на съездах, конференциях и заняли весьма солидное место в работе общества терапевтов. Как показал опыт проведения последовательной противоинфекционной и противоревматической профилактической терапии, у ревматиков в условиях диспансеризации уже через год можно добиться значительного улучшения с эффектив­ным сокращением потерь по временной нетрудоспособности.

Если раньше в разработке проблем кардиологии участвовали преимущественно те­рапевты и педиатры, то в послевоенные годы в решение их включились и хирурги. Развернутые в Казани кардиохирургические клиники (Н. П. Медведев, А. О. Лих­тенштейн) и их коллективы стали базой не только для хирургической помощи сердеч­ным больным, но и для исследовательской деятельности в физиологии и патофизиоло­гии сердца, разработки методов диагностики. Кардиохирургия поставила новые зада­чи и перед терапевтами, рентгенологами, физиологами, фармакологами. В настоящее время исследовательская работа в области кардиологии ведется не только в стенах лабораторий и клиник высших учебных заведений, но и в оснащенных современной аппаратурой лечебных учреждениях города и районных центров ТАССР (Бугульма — Е. С. Сигал, Зеленодольск — О. М. Стрелкова, Чистополь — А. А. Иванов и др.).

В борьбе с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, в изучении их распростра­нения и природы, изыскания новых, более эффективных мер помощи больным необхо­дим труд представителей разных отраслей медицины. «Стык на флангах» и единый фронт теоретиков и клиницистов многих специальностей, помощь инженеров и мате­матиков осуществляются научным кардиологическим обществом, объединяющим всех вокруг единой задачи.

К 50-летию Великой Октябрьской революции казанская кардиологическая школа, имеющая славные традиции, приходит неизмеримо более широким фронтом по срав­нению с тем, что было ранее. Увеличились и задачи, стоящие перед современной кар­диологией. Но пройденный путь не оставляет сомнений в том, что эти задачи будут решаться и в Казани, одном из старых традиционных центров медицинской науки. Для этого есть все основания.

×

About the authors

L. M. Rahlin

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Rahlin L.M.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies