Некоторые задачи по улучшению работы среднего звена здравоохранения в сельской местности Татарской АССР

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Наш народ под руководством Коммунистической партии Советского Союза ус­пешно завершил, семилетку и сделал огромный шаг на пути коммунистического строительства.

Полный текст

Наш народ под руководством Коммунистической партии Советского Союза ус­пешно завершил, семилетку и сделал огромный шаг на пути коммунистического строительства. Большие результаты за прошедшие 7 лет были достигнуты и в раз­витии здравоохранения как в целом по стране, так и в Татарской АССР. В респуб­лике за эти годы было дополнительно развернуто 6875 коек, благодаря чему их число достигло 24 590. Значительно расширилась сеть поликлиник, амбулаторий, диспансе­ров, фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП). Дополнительно были открыты 92 ап­теки, из них 58 в сельской местности. Заметно выросло за эти годы и число врачей и средних медицинских работников.

Все это на фоне постоянного повышения жизненного уровня, роста культуры привело к дальнейшему улучшению состояния здоровья населения. Так, продолжала снижаться общая и детская смертность. Показатели детской смертности по Татарской АССР значительно ниже, чем в большинстве европейских стран, за 1959—1965 гг. отмечено также снижение заболеваемости различными инфекциями.

В достижении всех этих замечательных результатов наряду с общегосударствен­ными оздоровительными мероприятиями большая заслуга принадлежит многотысяч­ной армии врачей и средних медицинских работников.

Труд средних медицинских работников на всех этапах советского здравоохране­ния играл и продолжает играть чрезвычайно важную роль. Поэтому дальнейшее по­полнение рядов средних медработников, повышение уровня их подготовки было и остается весьма серьезной и злободневной задачей органов здравоохранения. За последние годы количество врачей и средних медицинских работников в Татарии неуклонно возрастало. Так, число врачей, работающих в системе Министерства здра­воохранения, увеличилось с 3125 в 1958 г. до 5310 в 1965 г. (рост на 69%), а сред­них медработников соответственно с 14 470 до 17 945 (рост на 28%). На каждые 10 тыс. населения приходилось в 1965 г. 17,2 врача и 58,2 средних медработника.

Соотношение числа врачей к числу средних медработников равно 1:3,3. Однако дефицит средних медицинских работников все еще составляет около 3 тыс. чел. Для его ликвидации в республике вновь открыто два медицинских училища (в 1963 г. в Зеленодольске и в 1966 г. в Нижнекамске). В настоящее время в республике рабо­тает 8 медицинских училищ с общим числом обучающихся 3468 чел. В Казанском и Чистопольском медицинских училищах открыты вечерние отделения. В 1966 г. на од­ногодичных курсах подготовлено 120 ясельных медицинских сестер и вновь принято 120 чел. Число обучающихся в медицинских училищах намечено довести до 4600 чел.

Наряду с увеличением численности средних медработников немало надо потру­диться над улучшением качества их подготовки. В ряду недочетов, ликвидацией ко­торых должно серьезно заняться Министерство здравоохранения, главные специалисты и руководители медицинских училищ, основными являются: недостаточная квалифи­кация и отсутствие педагогических навыков у отдельных преподавателей, слабое освещение условий будущей работы и конкретных форм профилактической и сани­тарно-просветительной работы.

Нельзя забывать и о необходимости постоянного усовершенствования знаний медицинских работников в период практической работы. Повышение квалификации и специализация средних медицинских работников проводятся главным образом на по­стоянно действующих курсах на базе Казанского медучилища и местных базах. С октября 1958 г. на курсах обучено 1895 средних медицинских работников. На базе республиканских учреждений, лечебных учреждений Казани и центральных районных больниц подготовлено за 1965 г. 756 средних медработников. Кроме того, чаще стали проводиться научно-практические конференции, декадники, семинары средних медра­ботников. Подобными формами повышения квалификации только в 1965 г. было охвачено около 4 тыс. средних медработников.

Важной формой повышения квалификации является также проведение аттеста­ций. С 1962 г. в республике аттестовано 563 чел. (заведующие ФАП и самостоятель­ных здравпунктов), из них 189 медработников получили I категорию. За 1965—1966 гг. аттестовано 263 зубных техника, из которых высшая категория присвоена 35.

Однако к повышению квалификации до сих пор привлечена лишь часть средних медработников. Наша задача охватить за 1967—1970 гг. различными формами повы­шения квалификации (специализация, усовершенствование, подготовка на местных базах) всех средних медработников, окончивших училища до 1965 г. и не проходив­ших указанных форм обучения. Для этого прежде всего придется резко расширить подготовку по усовершенствованию среднего медперсонала на базах медицинских училищ и особенно центральных районных больниц. Одновременно необходимо при­вивать вкус средним медработникам к самостоятельной работе над повышением своих знаний, к чтению специальной периодической литературы, к пользованию учеб­никами и справочниками, изданными в последние годы.

Исключительно велика роль средних медицинских работников на селе. 77,3% больных — жителей сельской местности, обращающихся в амбулаторию, а также 96,4% нуждающихся в помощи на дому обслуживаются средними медицинскими ра­ботниками.

Особо важная и ответственная роль принадлежит ФП и ФАП. В настоящее вре­мя в республике работает 1763 ФП и ФАП, 128 колхозных родильных домов. Только за последние 7 лет было вновь развернуто 184 ФАП и 36 колхозных роддомов. За счет средств колхозов и совхозов было построено свыше 60 больниц и роддомов на 372 койки, 64 детских яслей на 2368 мест и 167 ФАП.

Однако санитарно-техническое состояние многих лечебных учреждений на селе остается еще низким. Из 1763 ФАП лишь 210 находятся в зданиях, удовлетворяющих санитарно-техническим нормам, остальные размещены в приспособленных зданиях и даже в частных домах. Около 600 фельдшерско-акушерских пунктов требуют неот­ложного капитального и текущего ремонта. Улучшение культуры медицинского об­служивания в пунктах в значительной мере затрудняется теснотой помещений. Так, 50 ФАП занимают площадь менее 10 м2, 902 — до 30 м2, 557 — от 30 до 50 м2 и 210 — более 50 м2, тогда как типовые ФАП должны иметь не менее 100 м2 площади. Решение этих вопросов полностью находится в руках местных Советов депутатов трудящихся, а также руководителей колхозов и совхозов. Экономический рост колхо­зов и совхозов позволяет все больше использовать их средства и силы для укрепле­ния больничной базы сельских районов, но делать это надо разумно. В настоящее время нет необходимости наращивать число ФАП в районах (их средняя нагрузка всего около 700—750 чел.), а надо переводить существующие ФАП в новые помеще­ния, укреплять их базу, лучше оснащать. Помимо материальной базы, надо серьезно заняться улучшением организации работы ФАП.

Совет Министров Татарской АССР в постановлении «О состоянии и мерах улуч­шения работы ФАП» в апреле 1965 г. наметил меры по дальнейшему улучшению деятельности ФАП.

В результате проведенных мероприятий за последние годы работа ФАП в Татар­ской АССР значительно улучшилась. Увеличился объем и повысилось качество про­филактических вакцинаций, возрос объем противотуберкулезных профилактических прививок. Многие ФАП добились на своих участках резкого снижения детской смерт­ности и инфекционной заболеваемости, полного охвата рожениц стационарным родовспоможением и активного участия населения в работе по санитарному благо­устройству сел и деревень.

В числе таких ФАП необходимо отметить Кибячинский, Черемшанский, Алешкинский Пестречинского района, Винетинский, Качелинский, Кушарский Арского района, Cт.-Йсаковский и Уд. Ташлинский Бугульминского района, Краснополянский и Ченчуринский Тетюшского района, Служило-Шеналинский и Кутлушкинский Чистополь­ского района, Гурьевский Алексеевского района, Сред. Кольский Мамадышского района, Балтачевский, Микулинский Азнакаевского района и др.

На участке Старо-Исаковского ФАП Бугульминского района в течение ряда лет нет смертности детей до года жизни. Сотрудники пункта работают в тесном контакте с общественными организациями и правлением колхоза. В 1965 г. зав. ФАП фельд­шер А. И. Кузнецова за хорошую работу была награждена значком «Отличник здра­воохранения».

Гурьевским фельдшерско-акушерским пунктом Алексеевского района заведует фельдшер Я. М. Грошев, также награжденный значком «Отличник здравоохранения»; он аттестован как специалист I категории.

По организации диспансеризации выделяется работа фельдшера Н. Ф. Нуреевой в населенном пункте Конь Пестречинского района.

В ряде районов ФАП и фельдшерские пункты еще не полностью обеспечены кадрами. Одной из причин этого является текучесть кадров, которая связана в пер­вую очередь с неудовлетворительными жилищно-бытовыми и производственными условиями работников медицинских пунктов. Можно привести немало примеров, когда выпускники с большой охотой едут на самостоятельную работу в отдаленные села, а местные руководители плохо встречают их, не создают нормальных условий, не предоставляют жилья и льгот, на которые медицинские работники имеют законное право. До сих пор во многих районах некоторая часть ФАП ютится в арендованных частных домах, не имеет транспорта для обслуживания вызовов на дом и перевозок больных. В ряде районов исполкомы сельских Советов грубо нарушают постановле­ния правительства о предоставлении льгот медицинским работникам. Так, имеются многочисленные факты, когда топливо медицинским работникам выделяют и завозят с большим опозданием и в недостаточных количествах, а иногда вместо топлива вы­дают деньги.

Закреплению кадров на селе способствовало бы также направление способной сельской молодежи для учебы в медицинские училища с назначением стипендии от колхоза. Эта возможность используется еще очень мало.

Все сказанное свидетельствует, что в вопросах закрепления имеющихся медицин­ских кадров на местах, в создании медицинским работникам надлежащих жилищно-­бытовых условий необходимо больше опираться на действенную и конкретную по­мощь местных партийных, советских и общественных организаций.

Вопросы улучшения работы ФП и ФАП требуют еще большего внимания со сто­роны Министерства здравоохранения, республиканских учреждений, центральных районных больниц, особенно в части обучения и повышения квалификации персона­ла, систематического оперативного и методического руководства их работой, в созда­нии и распространении опыта образцовых ФАП.

Смотр работы ФАП и ФП в 1966 г. оказался эффективным средством стимули­рования работы этих учреждений. Такие смотры необходимо проводить ежегодно или через год.

Успех в решении важнейших вопросов, связанных с улучшением работы фельд­шерско-акушерских пунктов, возможен только при объединении усилий органов здра­воохранения, местных Советов депутатов трудящихся, руководителей колхозов и совхозов.

 

×

Об авторах

И. З. Мухутдинов

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com

Министр здравоохранения ТАССР

Россия

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 2021 Мухутдинов И.З.

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах