On the pathology of gastric secretion of the peasant population

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

As you know, the majority of gastric suffering is based on the pathology of the secretory and motor function of the stomach, depending or without it on the organic changes in its anatomical and physiological structure. In the presence of a complex of anamnestic and objective data, the state of secretion in each given case is laid on the basis for the diagnosis of gastric diseases, why the laboratory data in connection with the clinic serve as the starting material in our article. We took the result of chemical studies of gastric juice carried out in the Ardatov laboratory for 10 years from 1919 to 1928 inclusive in the amount of 2277 cases. We believe that this material is sufficient to reveal some aspects of the pathology of the function of the gastric glands depending on the conditions of nutrition and life of the peasant population, especially since in relation to nutrition during this period of time the population was in very different conditions.

Full Text

Как известно, большинство желудочных страданий в основе своей имеют патологию секреторной и двигательной функции желудка, в зависимости или без таковой от органических изменений анатомо-физиологического строения его. При наличии комплекса анамнестических и объективных данных состояние секреции при каждом данном случае кладется н основу для диагностики желудочных заболеваний, почему исходным материалом в нашей статье служат данные лаборатории в связи с клиникой. Мы взяли результат химических исследований желудочного сока, произведенных в Ардатовской лаборатории за 10 лет с 1919 по 1928 г. включительно в количестве 2277 случаев. Данный материал мы полагаем достаточным для того, чтобы выявить некоторые моменты патологии функции желудочных желез в зависимости ог условий питания и быта крестьянского населения, тем более что в отношении питания в этот промежуток времени население находилось в самых различных условиях.
Методика определения секреторной деятельности желудка во всех случаях была обыкновенной, т. е. применялся пробный завтрак по Boas-Ewald’y и полученный через 45-50 минут толстым зондом сок титровался по способу Тoрfеr’а. В незначительном числе случаев в качестве раздражителя применялся свекольный сок, рыбная уха и алкоголь. Исследования сика до завтрака, хотя и производились, но в таблицах не приводятся.
Лабораторный материал является большей частью амбулаторным и в меньшей—стационарным.
Из таблицы № 1 результатов химического исследования желудочного сока за 10 лет мы видим преимущественное преобладание случаев с пониженной кислотностью как в отношении соляной кислоты, так и общей, доходящее до 53% (1919 г.), а за 10-летний период колеблющееся в пределах от 31 до 53% на общее количество исследований. Средний % subaciditas за 10 лет на 2277 случаев мы имеем равным 46. На втором месте по количеству случаев стоит anaciditas: от 21% до 34% в различные годы, в среднем составляет 24%, из которых 20% не имеют свовободной НС1, а 4% полной ахилии. На третьем месте стоит погшaciditas—от 9 до 20% в различные годы, а за 10 лет—17%. И наконец, на последнем^ месте мы имеем hyperaciditas, давшую наибольший % в 1923 г. 28%, наименьший—в 1927 г.—6%, а на общее количество за 10 лет, составивший только 17%. В общем надо считать, что угнетенная функция желудочных желез (subaciditas 46%) и временно или постоянно утраченная (anaciditas 24%) составляет в сумме 70% на все случаи исследований за 10 лет. Означенный факт обильного преобладания формы желудочных страданий с пониженной и отсутствующей секрецией среди крестьянского населения даже в годы питания суррогатом (19—20 и 22 год) идут в разрез с материалом д-ра Сперанского М. Н. из пропедевтической клиники внутрен. бол. Нижегород. унив-та, („Общественно-желудочный невроз", Врачебн. газета № 3 за 1924 год), где, наоборот, указывается на увеличение количества больных с повышенной кислотностью за период 1920—1923 г. По нашим материалам как в эти годы, так и за все десять лет резко превалирует subaciditas и только 13% составляет hyperaciditas.
За 10 лет из приводимых 2277 случаев—194 человека были оперированы по поводу язвы желудка.1) В таблице № 2 мы видим распределение кислотности желудочного сока у язвенных больных.
Здесь мы встречаемся снова с тем фактом, что большинство язв (40%) протекают с пониженной кислотностью, с повышенной—35% и с нормальной 25%. Количество язвенных больных, несомненно, за годы голодовки и после было колоссально и о нем судить по числу оперированных больных нельзя, т. к. из среды крестьянского населения только немногие оперируются, но факт тот, что язвы по нашему материалу в большинстве протекают с пониженной, а не с повышенной кислотностью. Последнее положение возможно объяснимо отсутствием защитной реакции со стороны слизистой желудка на язву, еслГи рассматривать, hyperaciditas при язве именно как защитное приспособление от оптимального пепсинного переваривания с точки зрения Г. Г. Яуре („Кислотность желудочного сока и язва", Вестник хирургии и погр. облает, за 1930 г. кн. 56-57). В общем, из сопоставления разработанного материала видно, что для нашей местности ярко превалируют желудочные страдания с секрецией в сторону минуса. Это массовое явление расстройства желудочной секреции имеет, несомненно, большой как теоретический, так и практический интерес.
Прежде всего субацидные гастриты или неврозы, несомненно, вызывают определенные страдания у больно о, которые ведут его в больницу. Хотя некоторые авторы и отрицают это, утверждая, что пониженная кислотность не вызывает никаких жалоб и в сущности не должна рассматриваться как болезнь, пока дело не доходит до полной achilia gastrica (Врач. газ. за 1926 г., № 2, стр. 134—Bogendorfer). Но данное положение, видимо, не соответствует действительности.
Чем же объяснить это преобладание больных с пониженной секрецией среди наших больных? Здесь, на наш взгляд, имеет значение состав пищи крестьянского населения.
В нашей местности крестьяне питаются преимущественно углеводной пищей. 60—75% суточного пищевого пайка состоит из углеводов; 30—25% белка и 10—15% жира, причем и белок преимущественно растительный, т. к. в основе пищи лежит ржаной хлеб, содержащий 49,6% крахмала (X л о пин). В годы голодовки 20—21—22 пищевой паек состоял больше чем наполовину из почти не поддающихся перевариванию компонентов—желуди, древесина, лебеда, кора деревьев и др. суррогатов, которые травматизировали слизистую желудка, вызывая язвенные заболевания и атрофии ее. Углеводный рацион, как известно из физиологии, сам по себе не является сокогонным, и желудок не несет пищеварительной функции по отношению к углеводам: его деятельность в данном случае сводится к простой эвакуации крахмала и углеводов в кишечник, где они подвергаются уже расщеплению. По выражению проф. Л он до на—для углеводов желудок является простым резервуаром.
Углеводное пищеварение в желудке совершается лишь только в незначительном объеме от действия проглоченного с пищей птиалина слюны, которое быстро слабеет от действия на него НС1. Из приведенных чисто физиологических данных явствует, что углеводная пища не дает полной нагрузки железам желудка. Таким образом одностороннее, преимущественно углеводное питание устанавливает желудочную секрецию на низких цифрах кислотности, а эту монотонность низких цифр желудок и поддерживает, т. к. получает однообразный слабый углеводный раздражитель, а в случаях более сильного раздражителя, как-то животный белок, мясные экстрактивные вещества, он плохо справляется с ним, и налицо диспептические явления. В зависимости от питания, видимо, устанавливается и определенный тип секреции, так что и средние (книжные) цифры нормальной кислотности при различных условиях питания будут различны.
Для крестьянского населения, питающегося преимущественно углеводно-крахмальной пищей нормальные цифры кислотности будут ниже обычно принятых. В отношении колебаний норм средней кислотности у совершенно здоровых людей примером может служить работа Sрiеthоft’a из Иены („Врач. газ. 1928 «г. № 2, Ст. Шаверина), который произвел исследования желудочного сока у 400 человек здоровых в отношении желудка и кишечника лиц. На этом материале оказалось, что субацидоз имел место в 55% всех случаев (за среднюю норму брались обычные цифры 60—40). Субацидоз возможно и не дает субъективных и объективных симптомов как болезнь до тех пор, пока секреция желудка приспособлена к данной пище и последняя не предъявляет повышенных требований к пищеварению, но как только пищевой режим меняется, в особенности в случаях чезкого изменения состава пищи, что несколько раз в год встречается у крестьянского населения в связи с религиозными и бытовыми условиями, то он, несомненно, проявляется как болезнь.
Выводы: 1) Из патологии секреции желудочных желез среди крестьян чаще встречаются формы с пониженной (46%) и отсутствующей (24%) кислотностью, вместе составляющие 70% всех заболеваний на 2277 случаев. Повышенная кислотность встретилась лишь в 13%.
2) Язвы желудка (установленные оперативно) протекают в 40% сл. с пониженной кислотностью и в 35% с повышенной.
3) Пониженная секреция желудочных желез зависит у крестьян от преимущественно углеводной пищи, не вызывающей усиленной секреции.
4) Средние нормы кислотности у крестьян в зависимости от пищи ниже обычно принимаемых за норму (общ. к.— 60; своб.—40; связ. 20—26).
5) Субацидоз может не давать субъективных явлений при обычной привычной пище, но в случаях резких перемен ее он проявляется, как болезнь.

1. Всего оперировано по поводу язвы гораздо больше, но у этих 194 челов. исследован перед операцией желудочный сок.

×

About the authors

V. E. Rodionov

Ardatovskaya regional hospital

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Mordovian region

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Rodionov V.E.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies