Diseases caused by Coxsackie and Echo enteroviruses

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Polio, coxsackievirus and ECHO (US Polio Foundation) were grouped into the enterovirus group in 1957. Coxsackieviruses were first isolated by Dolldorf and Sickles in 1948 and were named after the place of isolation, a city in New York State. A characteristic feature of the coxsackieviruses that distinguishes them sharply from others in the group is that they are pathogenic to newborn mice (but not to adult mice). Coxsackieviruses are also pathogenic in hamsters. In chimpanzees and rhesus, these viruses cause asymptomatic infection with the formation of specific antibodies.

Full Text

В группу энтеровирусов были объединены в 1957 г. вирусы полиомиелита, Коксаки и ECHO (Фондация США по полиомиелиту).

Вирусы Коксаки впервые выделены Доллдорф и Сиклс в 1948 г. и получили название по месту выделения — городу в штате Нью-Йорк. Характерным свойством вирусов Коксаки, резко отличающим их от остальных представителей группы, является патогенность для новорожденных мышат (но не для взрослых мышей). Вирусы Коксаки обладают патогенностью и для хомяков. У шимпанзе и резусов эти вирусы вызывают бессимптомную инфекцию с образованием специфических антител.

По различию патологических изменений у привитых мышей Доллдорф (1950) разделил вирусы Коксаки на группы А и В. В группу А отнесены штаммы, вызывающие у мышат общие деструктивные изменения скелетных мышц типа Ценкеровского гиалинового перерождения без поражения центральной нервной системы. В группу В вошли штаммы, вызывающие у мышей очаговые деструктивные изменения поперечнополосатых мышц и поражения центральной нервной системы, а также печени, поджелудочной железы и жировой ткани. В типичных случаях при заражении мышей вирусами Коксаки гр. В развивается острый энцефаломиелит. Изменения в печени и поджелудочной железе носят воспалительный характер. В жировой ткани наблюдаются ограниченные некрозы в межлопаточной и шейной областях, в черепных жировых дольках и редко—в брыжейке (Мельник, Кернен, 1955).

Известно 30 серологических типов (25 гр. А и 5 гр. В) вирусов Коксаки, устанавливаемых по реакции нейтрализации в опытах на мышах или в тканевых культурах. Вируснейтрализующие антитела образуются после инфекции человека (включая бессимптомную) или в результате иммунизации животных. Можно получить сыворотки высокого титра (Мэкри, 1959).

Размеры вирусов Коксаки — 10—38 миллимикронов в диаметре.

Вирусы ECHO получили название от начальных букв английских слов, характеризующих их основные свойства— Enteric, Cytopathogenic, Human, Orphan — кишечные, цитопатогенные, человеческие, сиротствующие, то есть не являющиеся возбудителями определенных заболеваний (Фондация США по полиомиелиту, 1955). Вирусы ECHO выделяются из фекалий, фарингеальных эксудатов и спинальной жидкости в культурах тканей обезьян (яички, почки) и человека (яички, почки, амнион, фаллопиевы трубы, эмбриональное легкое и эмбриональная кожно-мышечная ткань). Из центральной нервной системы вирусы ЕСНО выделяются редко (Ферлинд, 1958). Дегенеративные изменения клеток в тканевых культурах, зараженных вирусами ECHO, наступают медленно и носят относительно нетяжелый характер. По реакции нейтрализации иммунными сыворотками цитопатогенного действия в тканевых культурах вирусы ECHO дифференцируются на 24 типа. Животные, в том числе и новорожденные мыши, не восприимчивы к вирусам ECHO. Только некоторые штаммы типа 9 иногда вызывают поражения новорожденных мышей, подобно вирусам Коксаки А, и тип 10 дает у новорожденных мышей изменения такие же, как вирусы Коксаки В.

Размеры вирусов ECHO — 25—35 миллимикронов в диаметре.

Первоначально вирусы Коксаки и ECHO были обнаружены при полиомиелите, преимущественно при непаралитических формах у маленьких детей (Доллдорф, Сиклс, 1948; Тобин, 1953; Роббинс, Эндерс, Уэллер, Флорентино', 1951; Риордан, Лединко, Мельник, 1952). Затем установлено, что они могут выделяться при некоторых других болезнях и от здоровых людей. От здоровых людей эти вирусы выделяются только' непродолжительное время. Выделение чаще при плохих жилищных и общесанитарных условиях. Поэтому вирусы Коксаки и ECHO не могут быть отнесены к нормальным обитателям кишечника (Гортсман, 1958; Хсиунг, Мельник, 1958).

Этиологическое значение вирусов Коксаки и ECHO при ряде заболеваний обосновывается обнаруживанием одного определенного типа у большого количества больных, при редком выделении его в том же месте от здоровых, и нарастанием у переболевших вируснейтрализующих антител.

Асептический менингит, по данным Мэкри (1959) и Баронян, Гайлонской, Григорян (1961), широко распространен во всем мире с 1954 г. Мэкри считает, что асептический менингит вообще представляет из себя наиболее частое клиническое проявление инфекции энтеровирусами полиомиелита, Коксаки и ECHO. Болезнь обычно протекает благоприятно и редко дает, осложнения. Начало заболевания может быть внезапным или постепенным. Ранние симптомы — повышение температуры, сильная головная боль, тошнота и боль в животе. Через 1—2 дня часто появляются ригидность шеи или спины и рвота. Реже наблюдаются кашель, ангина, боль в спине, сонливость, светобоязнь, опухание лимфатических узлов. Температура тела повышается, иногда до 40°. Лихорадка держится 3—9 дней, часто двухфазная (Мельник, Кернен, 1955). Иногда бывает эритематозная макуло-папулезная сыпь. Признаки слабости мышц выражены неясно. Рефлексы остаются нормальными. В спинальной жидкости — небольшой плеоцитоз и небольшое увеличение содержания белка. Выделение вирусов удается из фекалий, глотки и спинальной жидкости.

Эпидемиологически для асептического менингита характерны: 1) высокая контагиозность, 2) широкая диссеминация инфекции по месту эпидемии, 3) летне-осенняя сезонность, 4) преимущественное поражение детей и подростков (до 80%) (Баронян, Гайлонская, Григорян, 1961).

До 1958 г. в СССР не было крупных вспышек асептического менингита. Во второй половине мая 1958 г. в Приморском крае началась обширная эпидемия асептического менингита, которая описана Бароняном, Гайлонской и Григоряном.

Эпидемическая миалгия, или плевродиния, называется также Борнхольмской болезнью по острову в Балтийском море, где эпидемия этого заболевания была подробно описана Сильвестом в 1933 г. Внезапно повышается температура, обычно с ознобом; появляются сильные мышечные боли в нижней части груди, в подреберье, подложечной области, реже — в других частях живота, в туловище или конечностях. Рвущие боли в мышцах усиливаются при движениях и дыхании, больные принимают вынужденное положение. Иногда наблюдается ригидность шеи или спины. В некоторых случаях вначале возникает боль при движении глаз и в голове. Отмечаются гиперемия зева и припухание лимфатических узлов. Болезнь продолжается от 2 дней до 2 недель. Лихорадка и приступы болей могут иметь двухфазный характер. Количество лейкоцитов в крови обычно нормальное, но иногда бывает увеличенным или уменьшенным. РОЭ — нормальная или ускоренная. Течение болезни благоприятное. Изредка бывают осложнения плевритом и орхитом. Посредством интраназального введения вирусов Коксаки В, пассированных через новорожденных мышей, удалось вызвать заражение людей.

Болезнь может иметь эпидемическое распространение. В мае 1958 г. в Венгрии эпидемия охватила более 40 000 человек. Около 50% больных были в возрасте до 15 лет. Умерло 4 грудных ребенка. Был выделен вирус Коксаки В-3 (Руднай, 1960). Имеются сообщения об этой клинической форме энтеровирусной инфекции и в нашей стране (К. В. Шалупенко, В. В. Гришенко, Е. А. Шаповаленко, С. С. Филипская, 1961; А. М. Шапиро, 1961).

Герпангина характеризуется своеобразными серовато-белыми папулами или пузырьками на гиперемированной слизистой глотки. Поражения обычно располагаются на передних складках зева, реже — на миндалинах, но могут иногда локализироваться также в нёбе, языке, очень редко — на деснах и в других местах полости рта. Вначале папулы или пузырьки имеют 1—2 мм в диаметре и окружены красным ободком. Через 2—3 дня пузырьки, несколько увеличившись в объеме, теряют оболочку, обнажаются эрозии. Повышенная температура (иногда до 40,5°) держится 3—4 дня. У некоторых бывает рвота, боли в животе. Длительность заболевания — 3—6 дней. В нашей стране описаны ограниченные вспышки герпангины (М. Ф. Смирнова, Г. X. Шайхет, В. Н. Середа, 1957; К. В. Шалупенко, В. В. Гришенко, Е. А. Шаповаленко, С. С. Филипская, 1961).

Диаррея маленьких детей энтеровирусной этиологии наиболее подробно изучалась впервые Рамос-Альварец и Сэбин в 1958 г. Авторы от больных детей одинаково часто выделяли вирусы полиомиелита и Коксаки, но значительно чаще—разные типы вирусов ЕСНО. Так же часто высевались энтеропатогенные типы кишечной палочки, иногда одновременно с вирусами ECHO. Авторы пришли к выводу, что диаррея может вызываться энтеровирусами, патогенными бактериями или комбинацией тех и других. Эйхенвальд, Абабио, Арки и Гартман (1958) подтвердили с помощью реакции нарастания вируснейтрализующих антител этиологическую роль 18-го типа вирусов ECHO. Есть сообщение о возникновении острого гастроэнтерита у 3 человек в результате лабораторного заражения культурой 11-го типа вирусов ECHO (Клейн, Лернер, Файнленд, 1960). За последние годы вспышки энтеровирусной диарреи описаны многими исследователями в различных странах (Бергамини, Бонетти, 1960; Феличи, Арчетти. Русси, Белокчи, Марци, 1962). У нас это заболевание изучалось В. М. Ждановым. Болезнь характеризуется, по данным этого автора, внезапным началом, лихорадкой, тошнотой, рвотой, поносом, общей слабостью. Выздоровление наступает через 3—5 дней (1960).

Миокардит энтеровирусной этиологии встречается преимущественно у новорожденных и протекает очень тяжело, часто со смертельным исходом (Жеар, 1958; Фер- линде,'Тонгерен, Крет, 1956; Кибрайк, Бениршке, 1956)1 Баш, Серэнж, Бокэ в 1961 г. собрали сообщения в литературе о 71 случае энтеровирусного миокардита. Мэкри пишет, что при вскрытии трупов детей, умерших от этой болезни, энтеровирусы были выделены прямо из сердечной мышцы. Имеются данные о возможности трансплацентарной инфекции, так как у матерей заболевших новорожденных обнаруживаются соответствующие вируснейтрализующие антитела (Вудвод, Мак Крамб, Кейри, Того, 1960). Редкие случаи энтеровирусного миокардита у детей старшего возраста и у взрослых описаны Хозье, Ньютоном (1958) и Конолли (1961).

Помимо клинически достаточно выраженных заболеваний, энтеровирусы Коксаки и ECHO могут вызывать неопределенные лихорадочные состояния с макуло-папулезной или везикулезной сыпью, иногда с симптомами поражения дыхательных путей (Мак Аллистер, 1960; Лернер, Клейн, Файнленд, 1960).

Возможно также вирусоносительство. По данным Рамос-Альварец, у здоровых детей энтеровирусы обнаруживаются в возрасте от 1 года до 4 лет в 5,2%, от 5 до 9 лет — в 2,6% и от 10 до 14 лет—в 0,2%. У больных вирусы выделялись до 7 недель. Лепов, Корвер и Роббинс (1960) во время вспышки энтеровирусной инфекции обнаружили носительство вируса ЕСНО-9 в 17% и Коксаки В-4 и В-5 — в 41%. Шекоян при трехкратном обследовании 304 здоровых детей в возрасте от 6 месяцев до 8 лет обнаружила носительство энтеровирусов в 17,1%. Весной и летом вирусоносительство устанавливалось значительно чаще.

Доллдорф и Вейгенд (1958) обращают внимание на то, что часто наблюдается одновременное распространение вирусов полиомиелита и Коксаки. В опытах заражения обезьян аттенуированным вирусом полиомиелита с последующим введением им вируса Коксаки А-14 получены параличи. В отдельности каждый из этих вирусов не вызывал параличи. Высказывается предположение, что паралитический полиомиелит может. возникнуть в результате суммации инфекций такого рода вирусами. Поэтому авторы рекомендуют проявлять осторожность при прививках детей аттенуированными штаммами вируса полиомиелита («живой вакциной») при распространении вирусов Коксаки А.

Лабораторная диагностика энтеровирусной инфекции осуществляется выделением в тканевых культурах вируса из фекалий, носоглотки, крови, спинальной жидкости, заражением новорожденных мышей и установлением нарастания вируснейтрализующих антител в сыворотках при повторных исследованиях в начале заболевания и в период выздоровления.

Специфического лечения пока нет. Используются лишь симптоматические приемы лечения.

Профилактика энтеровирусных заболеваний требует самого строгого проведения всего комплекса мероприятий против кишечных инфекций, особенно в детских учреждениях. Имеется подробная инструкция М3 РСФСР по борьбе с энтеровирусными  инфекциями.

×

About the authors

N. N. Spassky

Kazan State Institute for Advanced Medical Training

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Spassky N.N.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies