Комплексное лечение затяжного септического эндокардита
- Авторы: Тростина Н.А.1
-
Учреждения:
- Новосибирский медицинский институт
- Выпуск: Том 45, № 3 (1964)
- Страницы: 47-49
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 17.01.2021
- Статья одобрена: 17.01.2021
- Статья опубликована: 13.05.1964
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/58470
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj58470
- ID: 58470
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема лечения затяжного септического эндокардита приобретает большое значение, особенно в связи с наметившимися успехами. В настоящей статье мы обращаем внимание на применение стероидных гормонов как десенсибилизирующих (противоаллергических) средств, способствующих выздоровлению и восстановлению трудоспособности.
Ключевые слова
Полный текст
Проблема лечения затяжного септического эндокардита приобретает большое значение, особенно в связи с наметившимися успехами.
По А. А. Демину, современное лечение затяжного септического эндокардита должно включать: 1) специфические противоинфекционные средства; 2) десенсибилизирующую (противоаллергическую) терапию; 3) общеукрепляющие и симптоматические средства; 4) лечение очаговой инфекции; 5) хирургические методы лечения.
В настоящей статье мы обращаем внимание на применение стероидных гормонов как десенсибилизирующих (противоаллергических) средств, способствующих выздоровлению и восстановлению трудоспособности.
На эффективность стероидных гормонов при затяжном септическом эндокардите уже указывалось рядом авторов (И. А. Кассирский и К. П. Иванов; Р. А. Юнусов, А. А. Демин и Н. А. Тростина).
Мы убедились в этом, применяя лечение антибиотиками в сочетании со стероидными гормонами у 50 больных (мужчин — 34, женщин — 16) затяжным септическим эндокардитом.
Первичный затяжной септический эндокардит был у 19, вторичный — у 31, причем у 29 из них были до заболевания септическим эндокардитом ревматические пороки, у одной—врожденный порок и у одного — артериальная аневризма. У большинства больных была выраженная клиническая картина болезни — лихорадка, ознобы, поты, положительная формоловая и сулемовая пробы, увеличение печени и селезенки. У 41 больного были поражены аортальные клапаны. Нарушение кровообращения при поступлении в клинику наблюдалось у 26, Диффузный нефрит — у 17, причем у 12 из них была нарушена концентрационная функция почек.
26 человек ранее не лечились антибиотиками, и 24 уже принимали их.
Противоинфекционная терапия в основном проводилась пенициллином в сочетании со стрептомицином, и только отдельным больным назначались также террамицин, тетрациклин, альбомицин, биомицин.
Пенициллин больные получали большей частью в сутки по 1 200 000 ед., стрептомицин — 500 000 или 1 000 000 ед,
Преднизолон назначался преимущественно по 30 мг в сутки с последующим снижением дозировки, и только отдельным больным— по 10—15—40 мг в сутки. Количество преднизолона на каждого больного за время лечения составляло от 130 до 3215 мг. Кортизон назначался преимущественно по 100 мг в сутки с последующим снижением дозировки, ряд больных получал кортизон по 50—75 мг в сутки. Общее количество кортизона на больного составляло от 225 до 4975 мг. Многие больные получали в курсе лечения преднизолон и кортизон. Вначале проводилось лечение одним гормоном, а затем другим.
АКТГ 22 больных обычно получали одновременно со стероидными гормонами, и только 2 получали АКТГ без стероидных гормонов (одна получила 440 ед. по 80 ед. в сутки, и второй— 1480 ед. по 80 и 40 ед. в сутки).
При выраженной сердечной недостаточности назначались сердечнососудистые средства (коргликон, строфант, горицвет и др.). Больные лечились в клинике различные сроки в зависимости от исходного состояния и клинической картины. В среднем первый курс лечения был продолжительностью 1 —1,5 месяца. 26 больных лечились в клинике 1 раз, 24 приняли несколько курсов лечения (от 2 до 5). Повторные курсы были обычно меньшей продолжительности, чем первый (в среднем 20—25 дней).
При выявлении очаговой инфекции применялось специальное лечение. Так, у 4 больных произведена эктомия миндалин и у одного — санация ротовой полости.
У большинства больных уже в первые дни лечения гормонами и антибиотиками температура снижалась до нормы, исчезали ознобы и поты, улучшалось общее состояние, повышался аппетит, больные прибавляли в весе. В процессе лечения у больных проходила анемия. Особенно показательно это проявлялось у первично поступивших. Гем. ниже 65 ед. до лечения был у 16 из 26, после лечения остался без изменения лишь у 2; у повторно поступивших Гем. ниже 65 ед. был у 17 из 24, после лечения не изменился у 9. Аналогичные колебания отмечены и при подсчете эритроцитов.
В процессе лечения нормализовалось и количество лейкоцитов, моноцитов. Особенно показательно, что при лечении антибиотиками в сочетании со стероидными гормонами не наблюдалось увеличения количества эозинофилов, как обычно при лечении одними антибиотиками. РОЭ у больных значительно снижалась к концу лечения, особенно заметно у первично поступивших. Так, РОЭ до лечения свыше 30 мм/час была у 24 из 26, к концу лечения осталась у 2. У повторно поступивших РОЭ свыше 30 мм была до лечения у 16 из 24, к концу лечения осталась у 4.
В процессе лечения при благоприятном течении заболевания происходили нормализация результатов формоловой и сулемовой пробы, уменьшение печени и селезенки до нормы.
У 8 человек из 17 прошли признаки диффузного нефрита, причем лучшие результаты получены у первично поступивших. Так, у этих больных симптомы диффузного нефрита прошли у 6 из 8, тогда как из повторно поступивших — у 2 из 9.
При благоприятном течении у больных обычно проходило нарушение кровообращения, лучшие данные также получены у первично поступивших. Так, из этих больных признаки нарушения кровообращения прошли у 6 (из 9), а из повторно поступивших — у 4 (из 17).
Лечение проводилось под контролем ряда исследований, характеризующих белковый, углеводный, водно-солевой обмены. Динамическое наблюдение показало, что при применении стероидных гормонов в средней дозировке выявляется тенденция к нормализации этих видов обмена, особенно белкового.
При определении белковых фракций сыворотки крови у 13 больных из 16 удалось отметить их нормализацию либо приближение к норме (до лечения была выраженная гипергамма-глобулинемия).
Функция надпочечников контролировалась определением 17-кетостероидов в суточной моче по модифицированной методике Г. В. Ордынец с применением реакции Циммермана и 17-оксикортикостероидов — по методу Силбера и Портер д, модифицированному М. А. Креховой (содержание 17-кетостероидов у здоровых, по нашим данным, составляло от 9 до 27 мг, содержание суммарных 17-оксикортикостероидов — от 1,62 до 5,62 мг). 17-кетостероиды в процессе лечения определялись у 31 больного, а у 9 параллельно мы проводили определение и 17-окси, кортикостероидов. Оказалось, что стероидные гормоны не угнетают функцию коры надпочечников.
В процессе лечения у 2 больных мы наблюдали непереносимость к преднизолону, причем у одного был приступ болей в подложечной области, у другой — боли и тяжесть за грудиной и в подложечной области.
«Синдром отмены» наблюдался нами у 2 больных — после отмены преднизолона у них отмечались повышение температуры и ускорение РОЭ.
В результате лечения выздоровление наступило у 28, у них в процессе лечения проходили симптомы заболевания.
У 12 человек отмечено улучшение, РОЭ оставалась ускоренной, пальпировалась селезенка, оставались изменения в моче (альбуминурия и гематурия и т. д.).
Без перемен и с ухудшением выписано 8 и 2 умерли. Отдаленные результаты прослежены у 20 выписанных из клиники с выздоровлением. Срок наблюдения — меньше 1 года у двух, у остальных 18 давность наблюдения — от 1 года до 5 лет. Состояние больных удовлетворительное, рецидивов эндокардита не было, у 2 больных вследствие порока сердца периодически бывают нарушения кровообращения. 18 человек трудоспособны, у двух трудоспособность ограничена вследствие появляющегося иногда нарушения кровообращения. 12 больных работают на производстве, один учится в институте, и остальные работают дома.
Об авторах
Н. А. Тростина
Новосибирский медицинский институт
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия
Список литературы
- Демин А. А. и Тростина Н. А. Сов. мед., 1962, 6.
- Кассирский И. А. и Иванов К. П. Тер. арх., 1959, 31.
- Юнусов Р. А. Вопр. ревм., 1961, 4.
- Bertrand-Fontaine, Siguier F., Hamburger J. et Mollaret P.. Presse med., 1958,66.
- Lustgarten В., Ferry D., Viоg1 A. J. A. M. A. 1959, 170, 7.
- Raynaud R. et Bernasconi P. Algérie Medicale, 1958, 62, 9.
Дополнительные файлы
