On the casuistry of general alopecia areata

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Cases of general nervous alopecia are very rare, their etiology is not clear enough. We present two cases of significant interest. Case 7. M. V., 56 y., Tatar, shoemaker. Married for the 2nd time. Of the 6 children from his first wife, one is alive, the rest died in early childhood from infectious diseases. Grew and developed normally. Moderate alcoholism. Lues denies. Typhus in 1921. In 1927, amid complete health, the patient developed a loud noise in the head and pain in the back of the head. The dream was upset. Slept at this time for 2-3 hours a day. No fever. He did not quit his job. The noise in the head lasted for about 3 weeks. At the end of 3 weeks, before the noise disappeared, he felt “scratching” in the scalp area, and the hair began to fall out in strands. Not a single hair remained from a solid head of hair in three days. At the same time, his long mustache was easily pulled out. The previously shaved beard has not grown. Eyelashes and eyebrows fell out. Armpit and pubic hair disappeared. All this happened within 3 days. After 3 weeks from the onset of the disease, the noise in the head disappeared and did not recur. Sleep became normal. The hair has not yet grown.

Full Text

Случаи общих нервных алопеций очень редки, этиология их недостаточно ясна. Мы приводим два случая, имеющие значительный интерес.
Случай 7. М. В., 56 л., татарин, сапожник. Женат 2 й раз. Из 6 детей от первой жены жив один, остальные умерли в раннем детстве от инфекционных заболеваний. Рос и развивался нормально. Умеренный алкоголизм. Lues отрицает. Сыпной тиф в 1921 г. В 1927 г. среди полного здоровья у больного появился сильный шум в голове и боль в затылке. Расстроился сон. Спал в это время часа по 2—3 в сутки. Жара не отмечал. Работу не бросал. Шум в голове держался около 3 х недель. В конце 3 недели, перед исчезновением шума, в области кожи головы он почувствовал „чес44, и волосы стали выпадать прядями. От солидной шевелюры за три дня не осталось ни одного волоса. Одновременно, его длинные усы легко выдергивались. Ранее сбритая борода не выросла. Выпали ресницы и брови. Исчезли волосы под мышками и на лобке. Все это произошло втечение 3 х дней. Через 3 недели от начала заболевания шум в голове исчез и больше не возобновлялся. Сон стал нормальным. Волосы же до сих пор не выросли.
Одновременно с выпадением волос больной стал замечать и изменение ногтей. Они коробились, были „как бы сожженные и трескались. Изменение ногтей больной отмечал на протяжении полутора лет. Лечения никакого не применял.
Вскоре после выпадения волос больной стал замечать тикообразное, периодически наступающее подергивание в части мимической мускулатуры лица слева. Появилась общая зябкость и ослабление полового чувства.
Объективное исследов.: телосложение мускулярно астеническое, без признаков дисплазии. Лицо со слабой мимикой, выглядит евнухоидным. Кожа тонка, несколько сухая. На всем теле нет ни одного волоса (в том числе бровей и ресниц). Нет и пушковых волос. Подкожная клетчатка развита умеренно. Ногти мягкие, один из них с трещиной, на туловище и на правом бедре ряд светло коричневых пятнышек. Радужки выцветшие, причем правая радужка заметно темнее (по словам больного до болезни он имел темные глаза и изменение радужки заметил сам). Легкая анизокория. Зрачковые рефлексы вяловатые. Периодическое подергивание в части мимической мускулатуры лица слева. Глазное ^дно N. Незначительное ослабление слуха. В щитовидной железе ряд узелков твердой консистенции. Testes N. Рефлексы: Д —А 6(50); Sol. 6(54); Ortostat. 0(54); Erb + 6(60) + 6.^ Красный дермографизм (местный и спинно мозговой) вял при слабой рефлекторной реакции, Белый дерм. N; пиломот. N. Адреналиновая и пилокарпиновая пробы показали вялую реакцию. Потливость на термическое раздражение обильная. Аспириновая проба дала отрицательный результат. Артериосклероз.Кров. давл. 160/90. МочаИ; кровь: S = 48%, St 2%, Eos. 1%, L. 44°/. Mon, 5%; R.W. в крови отриц.
Случай 2. Б. А.. 17 лет, девушка, крестьянка, татарка. Обратилась в клинику с жалобой на полное выпадение волос, наступившее у ней в 7 летнем возрасте. По словам больной и ее родственника, волосы выпали после тяжелой инфекционной болезни, которую сельский врач определил как тиф. Больная отмечает, что в продолжение нескольких месяцев после перенесенного заболевания волосы выпадали постепенно. Грибкового поражения волос не было. В настоящее время кожа головы гладкая, блестящая. На затылке всего один черный волос длиной в 8 ст. Левая бровь отсутствует. Справа несколько коротких волос на внутренней части брови. Ресниц на правом нижнем веке нет. Ресницы верхних век редкие и короткие. Еще более короткие и редкие на нижнем левом веке. В правой подмышечной впадине волосы есть, в левой отсутствуют. Клок волос в средней части лобка. Пушковые волосы на лице и редкие на руках. На ногах их нет.
Кожа несколько суха. Подкожная клетчатка развита с обильным отложе жением в грудных железах и на бедрах. Menses с 15 л., по 3 дня, скудны, бе& болей; рефлексы: А — 0(90); Sol. 0(90) Ortost. 4 12(84). Демограф, реакция вяловатая.
Как во втором, так, в особенности, и в первом случае выступает на первый план общая алопеция, которой предшествовали в первом случае шум в голове и расстройство сна, а во втором—тяжелое инфекционное заболевание.
Какова природа этого процесса?
Вообще, помимо грибковых заболеваний волос, выпадение волос мы наблюдаем при эндокринно вегетативных и вегетативных заболеваниях^ а также втечение некоторых инфекций. Так, при миксэдеме, эндемическом зобе, кретинизме, Адиссоновой болезни, адипозо генитальной дистрофии, евнухпзме волосяной покров нарушается резко, но при этих заболеваниях нет общей алопеции, и выпадение волос—лишь один из второстепенных симптомов в общей картине эндокринно вегетативных дистрофий.
С другой стороны, при поражении периферического вегетативного аппарата, алопеция наступает лишь на ограниченном участке. При тяжелых повреждениях нервов наступает „гипотрихоз или атрихоз" (Muller). Но и здесь, как указывает Forster, „гипотрихоз или атрихоз встречаются наряду с другими изменениями участка, преимущественно вегетативными".
Также известно, что поражение симпатических узлов влечет за собою ограниченный атрихоз или гипотрихоз. При экстирпации шейного узла (опыты Max’a Joseph’a) наряду с с. Нбгпег’а, периферическими сосудистыми изменениями, изменением цвета радужки, наблюдали выпадение волос, бровей и ресниц (Muller). Тоже наблюдается при прогрессивной гемиатрофии лица (Muller). Изменение ногтей обычно при повреждении периферического нейрона.
Шлезингер отмечает местную алопецию при глиозах спинного мозга. Аналогичные случаи приводят Черни и Гейнисман (кл. проф. М и н ь к о в с к о г о). Но ив этих случаях повреждение вегетативных клеток симпатических узлов и спинного мозга дает синдром, в котором алопеция также отступает на второй план перед другими трофическими расстройствами.
Немногочисленные в литературе случаи общей алопеции описаны частично под названием „тотальной травматической нервной алопеции"» Они наступали остро, после серьезных военных контузий, а также после взрывов, повлекших за собой контузию (случаи Bretschneider'a и F г i d г i с h’a). Описавшие их авторы придают большое значение в происхождении общей алопеции психическому шоку. Но при наличии серьезных контузионных травм (отбрасывание на 2 м. на землю, потеря сознания и речи на короткое время—случай Bretsclineider’a) правильнее предположить наличие структурных изменений в центрах в. н. с.
Особняком стоят 2 случая общей алопеции, описанные S t е г 1 i n g’oM» Здесь острое выпадение волос наступило после продромальных явлений в форме головных болей и шума („гула") в голове. Вначале волосы вы падали пучками на голове, а затем наступила депиляция всех других волосистых частей тела. Позднее присоединилось изменение ногтей. Наблюдались вазомоторные расстройства—асфиксия рук и ног. Оба субъекта обладали ясными признаками плюригландулярной недостаточности. Автор считает; что под влиянием псих, шока, на фоне плюригландулярной недостаточности, выявился этот симптом (цит. по реферату Н. Ф.). Мы не склонны и в этих случаях приписывать псих, шоку рель прямого агента алопеции, тем более, что ей предшествовали длительные продро л мальные явления.
Опубликованы также случаи врожденной общей алопеции (Бушке и Josefson). Авторы объясняют наступление ее внутриутробной интоксикацией.
Роль интоксикации в вызывании алопеции доказана работами Б у ш к е и его учеников при отравлении крыс таллием. Получив при отравлениях у крыс целый ряд изменений в вегетативной нервной системе и в железах внутренней секреции, Бушке пришел к выводу, „что путь действия таллия идет через эндокринно вегетативную систему, в связи с которой стоят все нарушения, вызванные в организме таллием, в том числе и алопеция. Осложнения, которые наблюдали на людях при вызывании таллиевой алопеции, были также преимущественно со стороны в. н. с. (сердцебиение, запоры, ахилия, вздутия живота). Спонтанное потоотделение понижалось, термическое повышалось (Богданович и Ляшко).
Вопрос о месте первичного поражения при общей алопеции остается еще невыясненным. Вышеприведенный наш первый случай дает в этом отношении некоторые указания на заинтересованность больших ядер основания мозга (тик) в гипоталамической области (расстройство сна). Сочетание общей нервной алопеции с этими симптомами имеет несомненное значение и придает этому нашему случаю, на наш взгляд, значительный интерес.
Второй случай наступил у больной втечение тифа, наличие же продромальных явлений и течение заставляют думать об инфекционном процессе и в первом случае. В первом случае расстройство сна, некоторая амимия лица больного дают право поставить вопрос о том, не имеем ли мы здесь особую форму эпидемического энцефалита. Laignel Lavastine, например, описывает вегетативную форму эпид, энцефалита, правда при других ясных признаках этой болезни.
Итак, помимо травматической и интоксикационной общей алопеции, могут быть случаи инфекционной природы. Во всех случаях поражение, видимо, локализируется первично в центрах в. н. с. и обнаруживает вегетативно эндокринный синдром, в котором алопеция является главен w ствующим симптомом.

1. Доложено в засед. С ва невроп. и псих, при Каз. унив. 28 мая 1930 г.

×

About the authors

N. I. Fedorov

Clinic of Nervous Diseases of the Kazan State university

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

  1. Bretschneider J. Arztl. sachverst. Ztg. 21 (3) 29
  2. Sterling W. Zschr. f. d. ges. Near. 34 (72) 130.
  3. Jоsefsоn A. Arch, f. Derm. 123 (1) 139.
  4. Fischl Fridrich. W. m. W. 67 (5).
  5. Buschke. Arch. f. D. Bd. III. H. 2. (Jahresbericht N. und Psych. 1911).
  6. Buschke, Langer, S c h а у e r. M. m. W. № 20, 14/V 1926.
  7. Бушкe, Ж. венер. и дер мат., № 4, 1926.
  8. Богданович и Ляшко. Врачебное дело, №4, 1928 г.
  9. Muller. Das Lebensnervensystem.—10) Die Syringomyelie (монография). 1902.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Fedorov N.I.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies