The value of small-frame and large-frame fluorography in recognising pneumoconiosis

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In the shops of a felting mill in Kazan, a fine dust containing silicic acid has been detected, despite a large number of ventilation devices. This circumstance prompted us to study the health of the workers of this mill by clinical and radiological method.

Full Text

В цехах валяльно-войлочного комбината г. Казани, несмотря на большое количество вентиляционных приспособлений, выявлена мелкодисперсная пыль, содержащая кремниевую кислоту. Это обстоятельство побудило нас изучить клинико-рентгенологическим методом состояние здоровья рабочих этого комбината.

По данным (H. Н. Краснощекова), в приготовительных цехах комбината при первичной обработке шерсти содержание минеральной пыли в воздухе доходит до 10,0— 384,0 мг/м3, причем двуокись кремния в ней достигает 40%. Как известно, предельно допустимые концентрации пыли в воздухе по существующим нормам для смешан- нон пыли составляют 10 мг/м3, для пыли, в состав которой входит кварц,— более 10% 2 мг/м3. Следовательно, в данном производстве запыленность воздуха Намного превышает предельно допустимые концентрации. Такая высокая концентрация пыли зависит от того, что производственные процессы на комбинате в 80% связаны с немытой, загрязненной шерстью, так как шерстомоечный цех мал и не обеспечивает суточную потребность комбината в мытой шерсти.

Исследования К. И. Молоканова (1950, 1953), К. А. Жидиханова (1951) и др. убеждают, что малоформатная флюорография при массовых обследованиях является ценным методом отбора подозрительных на заболевание пневмокониозом рабочих «пылевых профессий». Поэтому в начале работы мы применили метод мелкокадровой флюорографии. Однако низкая разрешающая способность мелкокадровой флюорографии (24х24 мм) не всегда позволяет охарактеризовать детали. Легочной рисунок на этой флюорограмме отчетлив только в прикорневых и нижне-медиальных отделах легких. В этом мы убедились на 1000 флюорограммах малого формата, произведенных при обследовании рабочих валяльно-войлочного комбината. Мелкокадровая флюорография производилась в прямой и боковой проекциях, на среднем вдохе при экспозиции, не превышающей 0,2—0,5 секунды. Просмотром флюорограмм через флюороскоп установлены усиление сосудистого рисунка в прикорневых зонах, появление добавочных теней уплотненных стенок бронхов, деформация мелких сосудов и бронхов у 130 обследованных (13%), наличие сетчатого рисунка, главным образом в средних участках легочных полей — у 27 (2,7%), уплотнение теней корней легких — у 117 (11,7%) Кроме того, у 52 рабочих (5,2%) выявлено уплотнение листков плевры по междолевым щелям в виде тонкой линейной тени. Повышение прозрачности легочной ткани, преимущественно в нижних отделах, и некоторое расширение межреберных промежутков (эмфизема) определялись у 47 рабочих (4,7%).

Изучение 1000 мелкокадровых флюорограмм привело нас к выделению 200 рабочих, нуждавшихся в дополнительном обследовании. У большинства из них спирометрические данные были ниже нормы. Из 200 обследованных повторно рентгенологическим методом 52 были госпитализированы в терапевтическую клинику ГИДУВа, где им было проведено полное клинико-рентгенологическое обследование. Направленные в стационар рабочие жаловались на кашель (25), на боли в груди (26), на одышку при значительном напряжении (28), на частые головные боли, повышение Т° (30) и на слабость (4).

Коробочный оттенок звука в нижне-боковых отделах (базальная эмфизема) найден у 24 рабочих, хронический бронхит—у 20. При исследовании дыхательной функции легких определялось уменьшение жизненной емкости легких у 7, увеличение минутного объема дыхания у 14, умеренное укорочение времени задержки дыхания—у 11.

Ускоренная РОЭ была у 18 человек. У 39 выявлены хронического характера изменения со стороны гайморовых пазух (гиперплазия слизистой оболочки, кисты, атрофические процессы).

При рентгенологическом исследовании каждому из этих рабочих производились обзорная и боковая рентгенограммы, которые, подтвердив данные мелкокадровой флюорографии, выявили и более тонкие детали в структуре легочного рисунка, корней легких и состояние плевры. Для изучения функции внешнего дыхания методом кимографии исследовались движения диафрагмы (50 человек). У 30 рабочих из 50 выявлены плевродиафрагмальные сращения.

Применялась также функциональная проба Ю. Н. Соколова — на кассете размером 18х24 см снимали интересующий участок легкого, обычно средне-нижний отдел правого легкого. При этом применяли прицельное приспособление. Рентгенограмма производилась три раза: на фазе вдоха, дыхательной паузы и глубокого выдоха на одной пленке. Такие снимки сделаны у 45 рабочих.

По литературным данным известно, что находящаяся в воздухе производственная пыль определенной концентрации и дисперсности при длительном воздействии на организм вызывает в легком воспалительного характера изменения с последующим переходом в пневмоцирроз. Обычно эти изменения осложняются эмфиземой, бронхэктаза- ми, интерстициальной пневмонией.

Возникновение и развитие пневмокониоза зависят от состава пыли, индивидуальных реактивных свойств организма и состояния органов дыхания рабочего.

«Мелкодисперсные пылевые частицы порядка 4—5—10 микрон, проникая в мельчайшие разветвления бронхов и альвеолы, поглощаются пылевыми клетками — кониофагами через лимфатическую систему легких и плевры. Лимфатическая система легких и плевры является первым и основным местом действия пыли» (К. П. Молоканов).

При рентгенологическом исследовании нередко определяются мелкоячеистый рисунок легочных полей, усиление и деформация легочного рисунка по типу тяжистости, петлистости в периферических отделах легких. Изменения легочного рисунка возникают вследствие развития соединительной, ткани в легких, в лимфатических узлах корней и средостения. Пневмосклеротический процесс развивается в результате длительного воздействия пылевых частиц на лимфатические сосуды в стенках бронхов и кровеносные сосуды с последующим утолщением, сдавлением и перегибом их стенок. Тот же характер патологического процесса возникает в междольковых и межальвеолярных перегородках.

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 1. На флюорограмме легких отчетливо определяются усиление и деформация легочного рисунка в периферических отделах.

Рис. 2. Значительно выражены повышенная прозрачность легких, расширение межреберных промежутков, уплощение диафрагмы (эмфизема легких). В верхне-средних отделах правого легкого фиброзного характера деформация бронхо-сосудистого рисунка с разбросанными в основном фибротизированными обызвествленными очагами тбк Усиление и деформация легочного рисунка на всем протяжении правого и левого легких. Рис. 3. Расширены корни легких. Петлистость, сетчатость в нижних отделах легких. Фиброзного характера деформация бронхо-сосудистого рисунка с участками буллезных вздутий легкого, в основном в нижне-медиальных отделах.

Рис. 4. Фиброзного характера утолщение плевры справа между верхней и средней долями. Реберно-диафрагмальные сращения в медиальном отрезке с деформацией правого купола диафрагмы.

Рис. 5. Уплотнение, расширение, изменение структуры корней легких с петрифицированными лимфатическими узлами на крупнокадровых флюорограммах выявляются особенно отчетливо.

Учитывая ограниченные возможности мелкокадровой флюорографии в выявлении «пылевых» болезней и для изучения динамических сдвигов в состоянии легких рабочих, в 1961 г. проведено повторное профилактическое обследование этого же контингента (1300 рабочих). Исследование проводилось круннокадровым флюорографом размером кадра 70х70 мм, с зеркальной линзовой оптикой. Обследованные рабочие были в возрасте от 18 до 51 года со стажем работы от 2 до 30 лет.

На крупнокадровых флюорограммах были уточнены определенные закономерности в характере изменений легких и установлена зависимость этих изменений от цеха, возраста и стажа рабочего.

Данные крупнокадровой флюорографии изучались с учетом клинической картины, профессионального маршрута рабочего и санитарно-гигиенических условий труда.

Пневмокониоз первой стадии был обнаружен у 23 (1,76%). Из 1300 обследованных у 233 (18%) рентгенологическое исследование определило фиброзную деформацию бронхососудистого рисунка на всем протяжении по типу перибронхитов, периваскулитов. Фиброзные изменения в периферических отделах легких на рентгенограммах отражались ячеисто-петлистым рисунком по преимуществу в нижних отделах легких. Тотальная деформация легочного рисунка, выявленная у 313 рабочих (24%), обусловлена пневмосклерозом, осложненным сужением и расширением лимфатических щелей, скоплением лимфы, нарушением кровотока в малом кругу кровообращения. Наблюдались также расширение и усиление теней корней легких. У 316 человек (24%) фиброзная деформация легочного рисунка в прикорневых отделах легких сопровождалась уплотнением и увеличением лимфатических узлов. Нарушения в структуре легочного рисунка сопровождались изменениями плевры. У 105 рабочих (8%) определялись плевро-диафрагмальные сращения, в большей степени выраженные справа и в средне-медиальных зонах. Четко выявлялись уплотнения по ходу междолевой щели. Эти изменения подтвердились изучением нарушения функции внешнего дыхания методом кимографического исследования диафрагмы у 50 человек.

Фиброзноочаговый туберкулез легких был выявлен у 142 человек (10,9%).

На фоне фиброзного процесса в легких отчетливо выявлялась очаговая эмфизема. Диффузная эмфизема легких отмечалась реже.

Полученные нами данные показывают, что у рабочих валяльно-войлочного комбината в г. Казани поражения в легких проявляются пневмосклеротическим процессом различной распространенности и локализации (рис. 1). Изменения в большинстве случаев имели хронический характер и ярко проявлялись у рабочих после 10—15-летнего стажа работы в наиболее запыленных — приготовительных цехах. Пневмосклеротический процесс осложнялся эмфиземой, хроническим бронхитом, бронхоэктатической болезнью и слипчивым плевритом.

Резюмируя наши наблюдения, отметим, что крупнокадровая флюорография выявляет все основные рентгенографические признаки пневмокониоза: усиление и деформацию легочного рисунка (рис. 2), мелкоячеистую сетчатость, являющуюся следствием фиброзного изменения легких (рис. 3), плевральные изменения (рис. 4), уплотнение и расширение корней легких с нарушением их структуры (рис. 5).

ВЫВОДЫ

  1. Высокие концентрации пыли в цехах валяльно-войлочного комбината вызывают у рабочих реактивные процессы в верхних дыхательных путях и в легких. Вдыхаемая годами- пыль служит причиной хронических изменений в виде пневмокониотического фиброза в легких и гиперпластического, в основном, процесса в придаточных полостях носа.
  2. У обследованных рабочих методом крупнокадровой флюорографии выявлена тотальная деформация легочного рисунка, обусловленная пневмосклерозом у 24%, перибронхиты, периваскулиты — у 18% и пневмокониоз 1 ст. у 1,76%. Изменения туберкулезного характера (фиброзно-очаговый туберкулез) найдены в 10,99%, плевральные наслоения и спайки плевры — в 8%. Пневмокониотический фиброз и интерстициальные изменения на данном производстве возникают после 10—15-летнего стажа работы в запыленных цехах, медленно прогрессируют.
  3. Флюорографическое обследование легких в сопоставлении с клиническими данными и с учетом санитарно-гигиенической обстановки труда рабочих приобретает существенное значение для распознавания пневмокониотических процессов.
  4. Крупнокадровая флюорография, в отличие от мелкокадровой, явилась не только методом отбора, но и диагностическим методом, способствующим уточнению пневмокониотических изменений.
×

About the authors

N. A. Khasanova

Kazan State Institute for Advanced Medical Training

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1

Download (1MB)
3. Fig. 2

Download (1MB)
4. Fig. 3

Download (1MB)
5. Fig. 4

Download (1MB)
6. Fig. 5

Download (1MB)

© 2021 Khasanova N.A.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies