X-ray therapy of gonorrhea complications

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Our observations were made on 76 patients with acute mountain complications. 28 patients were from the inpatient department of the Veninstitute, and the rest were from outpatient admission, all patients were between 18 and 54 years old. According to the localization of foci, our patients are divided into patients with epididymitis — 46, prostatitis — 23 and arthritis — 6. Out of 46 patients with epididymitis, 8 had epididymitis alone without other complications, in 21 epididymitis was accompanied by prostatitis, in 8 patients we diagnosed epididymitis with prostatitis and vesiculitis, in 9 patients had epididymitis complicated by funiculitis.

Full Text

Наши наблюдения производились на 76 больных острыми го- норойными осложнениями. 28 больных были из стационарного отделения венинститута, а остальные с амбулаторного приема, все больные были в возрасте от 18 до 54 лет. По локализации очагов наши больные делятся на больных эпидидимитом—46, простатитом—23 и артритом—6. Из 46 больных эпидидимитом—8 болели только эпидидимитом без других осложнений, у 21 эпидидимит сопровождался простатитом, у 8 больных мы констатировали эпидидимит с простатитом и везикулитом, у 9 больных был эпидидимит, осложненный фуникулитом.

Больные простатитом (23 чел.) могут быть разделены на 3 группы. 1-я группа (8 чел.) с катарральной формой простатита; железа при пальпации не была увеличена, несколько только чувствительна при надавливании; некоторая частота позывов на мочеиспускание. Вторая группа (11 чел.) с фолликулярной формой простатита; здесь железа была резко увеличена в объеме, при легкой пальпации железы прощупываются довольно плотные узелки величиной с просяное зернышко и немного больше, в ампуле прямой кишки ощущение жара, мочеиспускание значительно учащено, болезненность при конце мочеиспускания, иногда боль и при дефекации. Первая и вторая порции мочи мутные. Третья группа больные с диффузным простатитом. Больных с артритом было 6, 4 из них имели полиартрит, а 2— моноартрит.

Разбирая каждую группу больных в отдельности и результаты терапевтического воздействия рентгенлучей, мы можем отметить следующее.

К первой группе относятся 8 чел., больных только эпидидимитом, без других осложнений.

Продолжительность гонореи у этих больных до возникновения эпидидимита была от 3 до 7 недель; 6 больных болели гонореей впервые; у 5 больных был левосторонний эпидидимит, а у 3—правосторонний. Общее лечение у этих больных начато через 2—8 дней после заболевания гонореей. Рентгенолечение начато в 6 случаях на 2—3 день после возникновения эпидидимита и в 2 случаях на 4—7 день. Одновременно с рентгенотерапией больные другой терапии не получали. Влияние рентген, лучей во всей группе сказывалось уже через 4—5 часов и заключалось в уменьшении болей, а иногда в полном исчезновении болей, в падении температуры и общем улучшении самочувствия больных, причем мы могли отметить, что момент улучшения быстрее и яснее наступал в тех 6 случаях, где лечение рентгеном начато на 2—3 день после возникновения эпидидимита.

Инфильтраты пораженных придатков уменьшались, но держались величиной до вишни в течение продолжительного времени. Средняя длительность нетрудоспособности у этой группы больных равнялась 4—5 дням. В 3 случаях мы ограничились одним сеансом рентгена, в 5 случаях облучали по 2 раза. 12 больных из этой группы нам удалось проверить через 5—6 месяцев после излечения, причем инфильтрат еще отмечался, но еле прощупывался. У 4 больных из этой группы мы произвели до и после лечения рентгеном микроскопическое исследование пунктата больного яичка, и признаков нарушения сперматогенеза не обнаружили.

Вторая группа больных с осложненной гонореей—21 человек с эпидидимитом и простатитом. У 9 человек этой группы гонорея была впервые, у 12—второй и третий раз; здесь мы могли отметить в большинстве случаев левосторонний эпидидимит. У 4 больных начато рентген, лечение на 2—3 день после появления эпидидимита, у остальных—на 4—7 день.

Результаты лечения рентгеном сказались, как и в первой группе; у 4 больных, лечение которых рентгеном было начато на 2-й и 3-й день, осложнения проходили быстрее и трудоспособность восстанавливалась раньше, чем у больных, начавших лечение на 4—7 день. Средняя длительность нетрудоспособности в этой группе равнялась 7—8 дням. В 3 случаях мы здесь ограничились одним сеансом рентгена, во всех остальных случаях были применены 2 сеанса рентгена. У больных этой группы мы долгое время после исчезновения всех болезненных явлений отмечали плотный инфильтрат величиной с вишню.

К третьей группе относятся 8 больных эпидидимитом, простатитом и везикулитом. У 3 больных мы отметили некоторое улучшение, стихание болей, падение температуры через 3—4 часа после облучения, но через 12—14 часов температура опять поднималась, и боли резко увеличивались. В остальных 5 случаях ухудшение наступило уже через 2—3 часа и имело продолжительный характер. Повторное облучение через 10 дней не дало также желаемых результатов и пришлось прибегнуть к другим методам лечения, чаще—к иммунобиологическим.

Такие же результаты получены и в 4 группе больных, страдавших эпидидимитом, простатитом и фуникулитом.

Итак, благоприятные результаты мы получили только у больных первых двух групп, у которых эпидидимит протекал самостоятельно или сопровождался простатитом. У этих больных, как уже было указано, в среднем через 7 дней исчезли все болезненные явления, и температура стала нормальной. К этому времени больные уже приступали к работе и продолжали свое лечение амбулаторно.

Сравнивая результаты, полученные нами при лечении лучами рентгена эпидидимитов указанных 2 групп, с результатами от других методов, мы можем констатировать, что терапевтический эффект получался быстрее и трудоспособность восстанавливалась раньше, чем при лечении другими средствами. Так, по Гинзбургу эффект от лечения вакциной отмечен в среднем только на 12-й день, диатермией—на 19 день, кварцевой лампой —на 24-й день. По Тыжненко, Поплавскому и Финку средняя продолжительность лечения эпидидимита вакцинотерапией равна 20 дням, аутогемотерапией —15 дням, впрыскиваниями 2% ихтиола—13 дням, застойной гиперемией—13 дням. Поданным этих авторов лечение рентгеном в среднем продолжалось 15 дней, но терапевтический эффект уже ясно и отчетливо наступал на 4—5 день после облучения.

Переходим к больным с разными формами простатита, леченным лучами рентгена.

С катарральной формой простатита было 8 чел.; 6 из них болели гонореей впервые, а 2 повторно. Простатит обнаружен в 2 случаях, в начале третьей—четвертой недели, после заболевания гонореей, а в 6 случаях на 5-й—7-й неделе. Лечение рентгеном было начато в 2 случаях на 3—4 день и в остальных случаях—на 5—8 день по выявлении простатита.

Во всех этих случаях можно было отметить через несколько часов после облучения некоторое ухудшение общего состояния больных, увеличение болей при мочеиспускании и повышение температуры. Но это состояние продолжалось недолго; через 12 —18.часов наблюдалось резкое изменение всего состояния больных, исчезновение болей, падение температуры и часто просветление первой и второй порций мочи. В 2 случаях мы ограничились одним сеансом рентгена, а остальным 5 больным было произведено облучение вторично через 10 дней. Во всех этих 8 случаях мы не наблюдали ни одного раза перехода катарральной формы в фолликулярную или в абсцесс.

Результаты лечения рентгеном особенно благоприятно сказались на 11 больных фолликулярным простатитом. Из них 7 болели гонореей впервые, а 4—по второму разу. Начало осложнений простатитом у больных было отмечено от 5 до 8 недель после заболевания гонореей. Простатит у всех этих больных начался бурно, появилось учащенное болезненное мочеиспускание, боль при дефекации, повышение температуры, часто до 40%.

На второй день по поступлении в стационар венинститута все больные были подвергнуты рентгенолечению; другой терапии они не получили. Здесь мы тоже видели, как правило, ясное ухудшение через 2—3 часа после облучения. Ухудшалось общее состояние, усиливалась боль при мочеиспускании; но такое состояние продолжалось недолго. На вторые сутки после облучения рентгеном отмечалось резкое изменение всего состояния: температура падала, боли исчезали.

Трое больных из этой группы после облучения были в таком состоянии, что через 5—6 дней выписались для амбулаторного лечения и второй сеанс уже получили вне стационара.

6 больных были выписаны из стационара на третий день после второго сеанса рентгенотерапии, т. е. на 11-й день пребывания в стационаре, а 2 больных пробыли в стационаре 28 дней, получив рентгенотерапию с протеинотерапией.

Средняя продолжительность нетрудоспособности у этих больных равнялась 11 дням. У 6 больных нам удалось через несколько месяцев после выздоровления исследовать эйякуляцию; патологических изменений не было обнаружено.

Эффект от рентгенотерапии при фолликулярных простатитах особенно был ясен при сравнении наших данных с результатами, полученными при лечении простатитов другими средствами. Так, за 1933 и 1934 годы через стационар венинститута прошла 29 больных с катарральными и фолликулярными формами простатита.

Этим больным мы применяли вакцины, инъекции молока, микроклизмы и диатермию. Средняя продолжительность пребывания этих больных в стационаре была 18 дней. В 2 случаях простатит абсцедировал и мы вынуждены были прибегнуть к хирургическому вмешательству.

Последняя группа—4 человека с дифузным простатитом. У всех этих больных после первого облучения через 3—4 часа началось ухудшение, усилились боли при мочеиспускании и дефекации, повысилась температура. Это состояние продолжалось несколько дней и мы вынуждены были прибегнуть во всех этих случаях к другой терапии.

Весьма благотворное влияние оказывала рентгенотерапия на 6 больных гонорройным артритом. Поражений коленных суставов было 3, лучезапястного—1 и локтевых суставов—2. Во всех случаях через 10—14 часов после облучения рентгеном боли заметно уменьшались и на 3—4 неделе терапевтический эффект был весьма ясен, выпот почти рассасывался и движения восстанавливались.

Применение лучей рентгена при лечении воспалительных заболеваний в настоящее время считается вполне признанным и заслуживающим большого внимания по своим результатам. Разработкой основ этого метода мы главным образом обязаны Гейденгейну и Фриду. В 1924 году на конгрессе рентгенологов Гейденгейн поделился своими результатами лечения лучами рентгена воспалительных заболеваний на основании большого материала и пришел к очень утешительным выводам.

Правда, и до Гейденгейна пользовались при некоторых воспалительных процессах лучами рентгена, но широкое внедрение этого метода в нашу практику началось с 1924 года. Что касается рентгенотерапии гоноройных осложнений, то и здесь этот метод нашел давно свое применение.

Имеются работы по данному вопросу, относящиеся к 1907 и 1914 гг. В 1921 году опубликована работа Веттерера, в которой детально разработаны показания к применению рентгеновых лучей при гоноройных осложнениях.

В последние годы в нашей советской медицинской литературе появился ряд работ, посвященных этому вопросу (Корецкий, Рабинович и др.). В чем заключается ценность этого метода лечения? Самым существенным является то, что при помощи рентгеновых лучей удается ускорить исход болезни, причем исход бывает двоякий: либо наступает рассасывание, либо ускорение размягчения (абсцедирование) воспалительного очага. В первом случае наступает излечение без какого-либо хирургического вмешательства, в других случаях наблюдается либо спонтанный прорыв, либо бывают достаточны пункция или небольшая инцизия для ликвидации воспалительного процесса.

При лечении лучами рентгена острых гнойных воспалительных процессов негоноройного происхождения исход в абсцедирование наблюдается часто. Этого нельзя сказать относительно гоноройных осложнений; здесь мы очень редко наблюдали такое течение. Иная картина отмечалась также и в отношении рассасывания воспалительного очага при эпидидимитах; хотя после рентгенизации и наступало резкое улучшение, но остатки инфильтрата держались долго и не всегда подвергались полному рассасыванию. Ценным свойством рентгенотерапии нужно считать то, что в большом проценте случаев наступает быстрое исчезновение субъективных явлений, а затем наступает улучшение и со стороны объективных признаков.

Наряду с этим нужно отметить, что в значительном проценте случаев, спустя 3—12 часов после облучения, наблюдается временное нарастание всех воспалительных явлений, в особенности болевых ощущений.

Для исхода лечения безусловно имеет большое значение давность заболевания. Хороший исход можно получить, когда облучение проводится в первые часы после выявления воспалительного процесса.

Переходя к вопросу о механизме влияния лучей рентгена при воспалительных процессах нужно отметить следующее. Терапевтического влияния от лучей рентгена можно ожидать там, где носителями патологического процесса являются клетки, усиленно делящиеся. В воспалительном очаге наблюдается усиленное деление клеток, чем и обусловливается большая чувствительность их к рентгеновым лучам. К самым чувствительным клеткам в воспалительной ткани нужно отнести лейкоциты и лимфоциты. Гольцкнехт и Пардес усматривают в распаде и поражении этих клеток главный эффект рентгенотерапии. По их мнению, при этом освобождаются протеолитические ферменты, которые гибельно влияют на болезнетворные начала (бактерии и токсины). Возможно, что эти ферменты образуются благодаря усиленной активности всей облученной области, а не только воспалительного очага.

Морфологическое изучение местной клеточной реакции указывает, что помимо усиления распада лейкоцитов повышается фагоцитоз и оживляется гистиоцитарная реакция.

В противоположность этой так называемой целлюлярной теории существует другая теория, гуморальная, выдвигаемая Гейденгейном и Фридом. Эти авторы допускают, что после облучения усиливаются в организме процессы иммунитета.

Заслуживают внимания исследования Шаде, Газе и др. Они установили, что при воспалительных процессах имеет место ацидоз в тканях; этому приписывают и скопление лейкоцитов и появление экссудата, а также и появление болезненных ощущений на месте очага.

Далее Газе доказал, что, вводя буферную смесь фосфатов и ощелачивая этим воспалительную ткань, можно достигнуть не только уменьшения болей, но и полного исцеления воспалительного процесса (напр. при фурункулах).

По мнению Келера при помощи рентгеновых лучей получается тот же эффект, какой получается от буферной смеси фосфатов, а именно—изменение концентрации водородных ионов в щелочную сторону. Разница при этом та, что болевые ощущения не исчезают сразу после облучения, но часто усиливаются в начале, этому явлению мы находим объяснение в исследованиях Кретца, которому удалось установить, что после облучения лучами рентгена в крови наступает быстро проходящий ацидоз, за которым следует продолжительный алкалоз. Очевидно, на месте облучения эти изменения сказываются еще в более высокой степени.

Из всего изложенного становится понятным, почему во многих случаях наступает временное ухудшение, как объективных, так и субъективных симптомов.

Новые данные, касающиеся влияния рентгеновых лучей при воспалительных процессах мы находим в экспериментальной работе Фрейнда. Этот автор не удовлетворяется существующими воззрениями (целлюлярной, или гуморальной теорией). Опыты, на которые ссылается автор, сводились к следующему. У морских свинок производился на коже линейный разрез в 10 см (вызывалось травматическое воспаление). Половина раны подвергалась облучению (8Н 170 КV 3 mm Al), другая половина предоставлялась обычному течению. Дальнейшее наблюдение установило следующее: в облученной области явления воспаления были меньше выражены и процесс заживления наступал раньше, чем в необлученной.

По указанию Фрейнда влияние рентгеновых лучей выражается в более быстром распаде полинуклеаров, в подавлении развития воспалительных клеток и более быстром превращении их в соединительнотканные. Таким образом, имеет место депрессивное влияние рентгеновых лучей. Легкое угнетение воспаления ведет, по мнению автора, к прекращению воспаления.

Придается также значение и гиперемии, наступающей после облучения; она ведет к расширению многочисленных капилляров, к лучшему снабжению кровью воспалительного очага и к более сильному пропитыванию ткани. Далее имеет место увеличение проницаемости сосудов, вследствие чего защитные тела в большей степени проникают в воспаленный очаг.

Очень большое значение при лечении гоноройных осложнений, как и вообще при лечении воспалительных процессов, имеет техника облучения и, прежде всего, правильная дозировка. Применяются при воспалительных процессах малые дозы, это диктуется следующими соображениями: при облучении воспалительных очагов мы имеем в виду, с одной стороны, необходимость вызвать распад полинуклеаров с освобождением при этом протеолитических ферментов; с другой стороны, мы должны щадить фибробласты, находящиеся вокруг воспалительного очага и обладающие восстановительными функциями. Малые дозы и удовлетворяют этим требованиям.

При превышении дозы повреждаются восстановительные клетки, вследствие чего может наступить ухудшение процесса.

Терапевтическая доза при воспалительных процессах составляет от 10 до 20% HED в зависимости от свежести процесса.

Причины неидентичных результатов, которые получаются у разных авторов, повидимому, кроются в применении неодинаковой техники.

Условия облучения, которые нами соблюдаются, таковы: 120— 140 кв. при фильтрации 4 mm Al или ½ mm Zn+1 mm Al, дозы не превышают 15% HED. Пауза между сеансами 6—8 дней. В среднем давалось 2—3 сеанса.

Ввиду особой чувствительности половых желез к лучам рентгена естественно возникает вопрос, не может ли рентгенотерапия гоноройных осложнений отрицательно отразиться на сперматогенезе. Опасность в этом отношении не велика; дело в том, что разовая доза составляет 12—15%, а суммарная доза при трехкратном облучении равняется 36—45% HED, между тем как полная стерилизация наступает при 60—100% HED; кроме того, нужно иметь в виду, что сам по себе гоноройный процесс ведет часто к временному, или полному поражению сперматогенеза.

Желая все же проверить влияние лучей Рентгена на сперматогенез, мы исследовали у некоторых наших больных пунктат яичка до и после рентгенизации и обнаружили вполне жизнеспособные сперматозоиды.

Выводы. Рентгенотерапия дает благоприятные результаты в случаях поражения придатка, не сопровождающихся везикулитом или фуникулитом.

Такие же благоприятные результаты отмечены при катарральных и фолликулярных формах простатита. Рентгенотерапия противопоказана в случаях эпидидимита, сопровождающегося везикулитом или фуникулитом. Рентгенотерапию, где она показана, следует применять в первые дни после появления гоноройного осложнения.

×

About the authors

M. I. Fink

All-Ukrainian dermato-venereal institute; the second state X-ray institute

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Kiev branch

Russian Federation

M. A. Bykhovsky

All-Ukrainian dermato-venereal institute; the second state X-ray institute

Email: info@eco-vector.com

Kiev branch

Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2020 Fink M.I., Bykhovsky M.A.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies