About medical personnel

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Medical personnel have long been one of the weaknesses of our medical organization; their insufficient number, their uneven distribution throughout the country, and the inadequacy of their preparation to the requirements of life, were repeatedly discussed at congresses and in the press. But at the present time, when the cultural growth of the population and the socialist restructuring of the economy and everyday life have further increased the need for medical care and made a demand for a medical worker of a new formation, our old need has become especially acute. The December decree of the Central Committee of the All-Union Communist Party of Bolsheviks on medical care for workers and peasants, the decision of the Council of People's Commissars of the RSFSR dated January 28, 1930, the orders of the NKZ issued in development of these decisions, and finally, the decisions adopted in March this year. At the All-Russian Congress of Health Departments and at a methodological meeting under the Glavprofobra, the reorganization of health care was greatly advanced and at the same time not only put the issue of medical personnel on the order of the day, but also largely determined the ways of its solution.

Full Text

Кадры медицинских работников давно составляют одно из слабых мест нашей медицинской организации; недостаточное количество их, неравномерное распределение по стране, несоответствие их подготовки тем требованиям, какие предъявляет жизнь, неоднократно обсуждались на съездах и в печати. Но в настоящее время, когда культурный рост населения и социалистическая перестройка экономики и быта еще более повысили потребность в медицинском обслуживании и предъявили спрос на медицинского работника новой формации, наша старая нужда приобрела особую остроту. Декабрьское постановление ЦК ВКП(б) о медицинском обслуживании рабочих и крестьян, решение СНК РСФСР от .28 января 1930 г., распоряжения НКЗ, изданные в развитие этих решений, наконец, постановления, принятые в марте с. г. на Всероссийоком съезде здравотделов и на методическом совещании при Главпро- фобре сильно подвинули реорганизацию здравоохранения и вместе с тем не только поставили в порядок дня вопрос о медицинских кадрах, но и в значительной мере определили пути его решения.

Остановимся сначала на количественной стороне вопроса. По данным, опубликованным В. М. Броннером 1), к юнцу текущей пятилетки потребуется 64.963 врача, причем не хватит 21.250 врачей; а в следующую пятилетку потребуется еще 56.200 врачей. Эти цифры, конечно, не могут быть очень точны; но если они нуждаются в поправке, то скорее в смысле увеличения, чем в смысле уменьшения; по мере того, как выясняется размах происходящего социалистического строительства и уточняются планы развертывания медицинских учреждений, потребное количество врачей будет все более возрастать. Между тем существующие медвузы при нынешнем темпе подготовки врачей смогли бы выпустить только 15% требуемого количества. Правда, намечаемые -согласно решению СНК меры — установление двух приемов в год или занятия в 2 смены, открытие в ближайшие годы ряда новых мединститутов (в Иванове-Вознесенске, Самаре, Хабаровске, Алма-Ате, Свердловске и Симферополе), учреждение при некоторых медвузах параллельных вечерних факультетов, сокращение срока пребывания студентов- в вузе и проч.,—сильно (приблизительно втрое) повысят продукцию медвузов; но все же зти мероприятия не разрешат проблемы полностью. Использование всех безработных врачей и работающих не по специальности даст сравнительно лишь незначительное пополнение кадров.

Некоторое ослабление остроты положения могло бы дать достаточное количество хорошо обученного среднего персонала. Значение среднего персонала в системе здравоохранения у нас, мне кажется, многим недостаточно оценивается; его подготовке не уделяется того внимания,, которого он заслуживает, и столько средств, сколько следовало бы.. Врачи нередко переносят свое отрицательное отношение к фельдшерам старого типа на весь средний персонал. Между тем соответствующим: образом подготовленная сестра, работающая под врачебным контролем,, не только является важным фактором в организации надлежащего ухода за больными, но может кое в чем и разгрузить врачей. Некоторые функции, выполняемые теперь врачами в лабораториях, в профилактических учреждениях, отчасти и в лечебных заведениях, могли бы быть переданы среднему персоналу, как это имеет место в Зап. Европе; это помогло бы использовать врачебный труд только на такую работу, которую не может выполнить лицо без врачебной квалификации.

Однако, в отношении среднего персонала у нас имеется еще большая нехватка, чем в отношении врачей. Согласно опубликованным недавно в печати данным вместо требующихся за пятилетку 138.000 лиц. среднего персонала, смогут быть подготовлены только 6?% этого количества. Но здесь легче помочь беде, чем при недостатке врачей; без; большого ущерба для дела можно сократить время подготовки сестер до 2-х или даже, по некоторым специальностям, до V~/2 лет, если только общая подготовка их при поступлении в техникум будет достаточная. Принятые здесь меры быстрее дадут эффект, который может сказаться еще втечение текущей пятилитки. Количество медтехникумов может быть увеличено без больших затрат путем устройства их в каждом крупном городе, где имеются благоустроенные лечебные и профилактические' учреждения для проведения практики и соответствующий преподавательский персонал. Для некоторых категорий среднего медицинского персонала, как сестры социальной помощи, лабораторные и друг., можно- было бы ввести заочную подготовку по всем теоретическим дисциплинам с последующей проверкой знаний и практикой при соответствующем учреждении втечение 1 года или даже меньше. Существующие в настоящее время при НКЗ заочные курсы рассчитаны лишь для лиц,, нуждающихся в переподготовке и повышении квалификации; следовало бы расширить их функции в указанном направлении.

Одно из основных затруднений при разрешении вопроса о медицинских кадрах заключается в том, что молодежь неохотно идет нас медфак и в медтехникум вследствие низкой оплаты медицинского трудам и тяжелых условий работы. В упомянутой статье В. М. Брони ера указывается ряд мер для привлечения молодежи в медвузы: прикрепление рабфаков к медфакам, устройство сельфаков для подготовки в медвузы, контрактация студентов-медиков, повышение заработной платы врачей и друг. Несомненно, что наиболее действительной мерой явилась бы последняя: только с улучшением материальных и, в особенности, бытовых условий для медперсонала, работающего в деревне (обязательное предоставление квартиры, средств передвижения, литературы, увеличение отпусков и научных командировок), можно будет удержать там работников, попавших туда тем или иным путем.

Надо еще иметь в виду, чго расширение продукции медвузов потребует больших средств на дополнительное оборудование лабораторий, клиник и т. п. и значительного расширения преподавательских кадров, которых на первое время тоже будет недостаточно. Все перечисленные обстоятельства заставляют думать, что количество медработников, которым будет располагать страна, еще довольно долго будет оставаться недостаточным; придется еще ряд лет мириться с перегруженностью персонала работой, с совместительствами и проч.

Еще более сложную проблему, чем вопрос о количестве медицинских работников, представляет вопрос об их качестве. В краткой журнальной статье нет возможности хотя бы только затронуть все стороны этого сложного вопроса. Остановлюсь на некоторых пунктах, которые представляются мне наиболее актуальными в данный момент.

В деле подготовки врачей очень много споров вызывает вопрос о том комплексе знаний, которыми должен обладать студент, приступающий к занятиям в клиниках. Так как для понимания процессов, происходящих в больном организме, студент должен иметь основательную подготовку по нормальной и патологической физиологии, а при изучении этих дисциплин требуется, в свою очередь, некоторый запас знаний по физике, химии, нормальной и патологической анатомии и по другим наукам, то в доклиническое образование студента приходится включить ряд дисциплин, которые трудно уложить в два года обучения. В немецкой периодической медицинской прессе втечение ряда лет идет дискуссия по вопросу о длительности доклинического обучения и об его содержании, причем физиологи пастиивают на важности изучения биологических процессов, а анатомы защищают значение морфологических дисциплин. Последнее методическое совещание при Главпрофобре, развивая линию, которая была определена тезисами ГУС‘а о реорганизации высшего медицинского образования, решило еще больше сократить число час' в, отводимых для изучения морфологии, слив курс анатомии с гистологией в одну дисциплину морфологии человека. Это, конечно, очень радикальное решение вопроса, которое, несомненно, вызовет много возражений. Можно посоветовать противникам его вспомнить, действительно ли они в свои студенческие годы тратили на изучение анатомии столько времени, сколько полагалось по учебн< му плану, все ли усвоили, что преподавалось, и много ли осталось в памяти из того, что было усвоено. Не будет ли целесообразнее на первых курсах сообщать по анатомии лишь минимум сведений, необходимый для понимания дисциплин, изучаемых в дальнейшем с тем, чтобы в будущем врач углублялся в анатомию того отдела, который нужен для его специальности? В учебных планах, приложенных к тезисам Броннера, кроме курсов физики, химии (неорганической, физической, органической и биологической), общей биологии и физиологии, значатся также курсы по истории медицины, по истории методологии естествознания (вместе с курсом диалектического материализма), по психологии и обязательные занятия по иностранным языкам. Эти предметы должны, мне кажется, настолько расширить кругозор начинающего медика и увеличить его возможности в процессе дальнейшего приобретения знаний, что для них стоит пойти и на временное уменьшение количества фактических знаний, если бы оно даже действительно имело место.

Не останавливаясь на других сторонах доклинического обучения студентов, перейдем к другим вопросам, касающимся качества врачебных кадров. Оканчивающие врачи оказываются, по общему признанию, очень беспомощными; большинство их не в состоянии сейчас же приступить к врачебной деятельности, а должно предварительно практиковать более или менее продолжительное время в каком-либо лечебном заведении. Так обстоит дело не только у нас, но и в других странах. Одной из причин этого является перегруженность учебных планов теоретическими дисциплинами и недос(аточное количество времени, отводимого для практической работы студентов у постели больного.

Принципы построения медицинского образования, которые были приняты у нас до революции и долгое время после нее, очень близки к принципам, господствующим в германских университетах. В своей интересной книге о медицинском образовании Flexner 1) показал, каким образом возникла теоретичность медицинского образования в Германии и примыкающих к ней странах. В то время как во Франции и в Англии медицинские факультеты развились из лечебных заведений, которые на первое место, естественно, ставили наблюдение больного, в основу немецких медицинских факультетов легли университетские кафедры, которые издавна культивировали развитие теоретического знания. Это преобладание теории вызвало ряд коррективов, сначала в виде необязательной практики студентов в клиниках и т. п., а впоследствии в виде обязательного практического года по окончании медфака. Русские медфаки заимствовали у немецких выдвижение теории на первый план, но не заимствовали коррективов. В противоположность тому, как дело обстоит в Германии (а прежде было и у нас), где студент-медик не допускается в клинику до сдачи „полукурсовки“, во Франции он обязан с первого курса медфака посещать клиники и слушать клинические лекции еще до окончания работ по анатомии и физиологии и до того, как он начал изучать бактериологию и патологическую анатомию.

Методическое совещание, приняв проект В. М. Бронпера, заняло середину между этими двумя крайними системами; по этому проекту производственная практика проводится все четыре года обучения, но на первом году она служит только для ознакомления студентов с типами учреждений. На втором году часть времени, отводимого для производственной практики, предоставляется для ознакомления с работой профилактических учреждений, а другая, большая часть времени уходит на выполнение в колхозной больнице работы младшего и среднего персонала. На третьем и четвертом году студент выполняет производственную практику в качестве помощника врача. Такая постановка дела, несомненно, лучше ознакомит студентов с практической стороной врачебного дела и с постановкой его в деревне и скорее научит их правильному подходу к больному; после такой производственной практики они, вероятно, не будут так, как теперь, бояться самостоятельной работы на селе. Но вместе с тем эта система кроет в себе ту опасность, что студент может приучиться наблюдать больных, не отдавая себе отчета в том, что видит. Необходимо будет обеспечить производственной практике такое содержание, которое не приучало бы студентов к верхоглядству, а, наоборот, будило бы в них желание глубже осмыслить все виденное.

Другая причина практической неприспособленности молодых врачей лежит в многопредметности учебных планов медфака и в вытекающей отсюда невозможности для студента подготовиться по главным дисциплинам настолько основательно, чтобы быть в состоянии сейчас же по окончании медф*ка работать самостоятельно. В западно-европейских странах это привело к удлинению срока пребывания студентов в университете до шести, семи лет и более. У нас. при вопиющей нужде во врачах, пока не может и речи быть об удлинении срока обучения. Наоборот, с разных сторон раздаются предложения о сокращении его.

Методическое совещание нашло некоторый выход из положения в том, что пошло по линии специализации медобразования еще внутри вуз‘а. Предполагается организация трех типов медфака (лечебно-профилактического, санитарно-профилактического и охраны материнства, младенчества и детства) с рядом отделений или уклонов на каждом из них. При этих условиях оказалось возможным пойти и на сокращение срока обучения. Принятый согласно проекту В. М Броннера 4-летний срок не означает, строго говоря, сокращения обучения, так как укорочение времени пребывания в вуз‘е здесь достигается за счет сокращения каникул и уплотнения занятий в учебное время. Но для некоторых узких специальностей совещание признало возможным допустить и срок в 31/2 года, что уже никак не может быть осуществлено без сокращения учебного времени.

В случаях крайней необходимости, конечно, приходится мириться и с урезанной программой обучения. Ценность молодого специалиста в конечном счете определяется не столько тем количеством знаний, которое он вынес из вуз‘а, сколько его способностью работать над своим дальнейшим усовершенствованием. В деле медицинского образования различные недочеты могут у нас быть корригированы благодаря тому, что врачи получают регулярные научные командировки, во время которых пополняют свои знания. Все же сокращение срока обучения до ЗУз лет должно быть рассматриваем как временная мера, вызванная необходимостью и подлежащая отмене как только представится возможность.

Против узкой специализации приводят обычно тот основательный довод, что она ограничивает медицинский кругозор врача и тем лишает его возможности оценивать состояние больного в целом. Избегнуть этого может только тот специалист, который имеет достаточное биологическое и общее образование. При проведении специализации внутри медфака учебные планы для специалистов по клиническим дисциплинам должны особенно учитывать это обстоятельство Иного рода возражение против узкой специализации, которое у нас может возникнуть, относится к организационной стороне дела. В то время как практическая медицина разраслась в ряд узких специальностей, организационные формы медпомощи широким массам населения, в особенности на селе, .этому не соответствуют: единственный врач на участке должен быть осведомлен по всем специальное!ям. Правда, к тому времени, когда будут кончать медфак обучающиеся по новым учебным планам студенты, во многих колхозах, вместо существующих теперь в деревнях карликовых медицинских учреждений в виде участковых больничек и врачебных пунктов, уже будут устроены единые диспансеры с не сколькими специальными кабинетами и больницы на 40—50 коек с разными отделениями. Таким образом, это возражение постепенно будет терять свое значение.

Техническая подготовка врачей еще не исчерпывает вопроса о качестве кадров. Самая лучшая подготовленность специалиста не гарантирует его пригодности для работы в наших условиях, в период строюще- гося социализма, когда идет ожесточенная классовая борьба. Доказательств 1 этому мы видели в последнее время более, чем достаточно. Соответствующий социальный подбор учащихся дает только недостаточную гарантию идеологической выдержанности, если не имеет места длительное воспитательное воздействие в желательном направлении.. Для того, чтобы врачи могли по окончании медфака выполнять не только свою чисто медицинскую, но и общественную работу так, как это теперь требуется, они должны быть воспитаны в убеждении, что строительство социализма—неизбежный и справедливый процесс, несущий избавление от нищеты и темноты огромной массе народа. Имеются ли у нас соответствующие воспитатели среди преподавателей медфаков? Хотя многочисленные заявления различных интеллигентских групп говорят о происходящих в настоящее время благоприятных изменениях в настроении интеллигенции,, позволительно все же усомниться в том, что таких преподавательских кадров будет достаточно. А создать их в короткое время невозможно. Надо полагать поэтому, что воспитательное влияние медфаков в желательном направлении еще долго будет оставаться недостаточным и что придется пока расчитывать в этом отношении преимущественно на идеологическое влияние вузовских общественных организаций.

Еще один вопрос должен здесь быть затронут, хотя бы очень кратко; это—вопрос о национальных медицинских кадрах. Деятельность врача и еще в большей мере деятельность среднего медперсонала в значительной степени парализуется, а в некоторых отношениях становится совершенно невозможной, если эти лица не могут объясниться с больным или с его близкими. Насколько обесценивается санитарно-просветительная деятельность, собирание анамнеза, разъяснение больному его состояния, насколько, вообще, затрудняется подход врача к массе, когда приходится пользоваться переводчиком, понятно и тому, кому не приходилось работать в таких условиях.

Для осуществления намечаемых планов по медобразованию потребуется, помимо огромной работы внутри медицинских учебных заведений, длительная и интенсивная подготовительная деятельность различных органов и учреждений. Так, общественным и профессиональным организациям придется приложить много усилий к тому, чтобы подобрать для расширенных приемов в медицинские учебные заведения необходимое ^личество молодежи соответствующего социального состава. На преподавательский персонал подготовительных курсов ляжет задача обучить кандидатов, желательных по своему социальному происхождению, но не имеющих достаточной подготовки. Ответственная роль в этом деле выпадает и на долю практических врачей. Производственная практика студентов будет в значительной мере протекать в колхозных больницах под руководством работающих там врачей; учащиеся медтехникумов также будут практиковать в учреждениях здравоохранения больше прежнего. Это означает, что к непосредственному участию в подготовке медицинских кадров окажутся привлеченными, помимо собственно преподавательского состава, и широкие врачебные круги. Можно не сомневаться, что врачи на местах хорошо примут практикантов и постараются создать наиболее благоприятные условия для их работы, тем более что практиканты обычно повышают тонус деятельности учреждения, а к концу своего стажа могут оказывать существенную помощь в работе.

Разрешение проблемы медицинских кадров связано, как мы видели, с целым рядом больших трудностей. Но возрастающие материальные возможности нашей страны, повышающийся культурный уровень населения и растущая активность народных масс должны вселять в нас уверенность, что эти трудности будут преодолены и что в недалеком будущем население будет, наконец, обеспечено медицинской помощью- в надлежащей мере.

1) Основные принципы реорганизации высшей медицинской школы „На фронте здравоохранения** № 4, 1930 г.

1) Medical education. A comparative study. By Abraham Flexner. New York. The Macmillan C-ie, 1925

×

About the authors

E. M. Lepsky

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2020 Lepsky E.M.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies