Influence of kumis therapy on neuro-pulmonary patients

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In the literature on the issue of curative treatment and the accounting of its results, the section on curative use in lung patients with diseases of the nervous system and in independent nervous diseases is a very poor subject. Apart from the work of A.M. Miropolskaya, we have nothing. At the same time, given the high popularity of koumissotherapy among the population, the number of patients with diseases of the nervous system, often coming to koumiss resorts in the order of gravity, is very significant.

Full Text

В литературе по вопросу о кумысолечении и учету его результатов— литературе, вообще весьма небогатой—узким местом является раздел: применение кумысолечения у легочных больных с заболеваниями нервной системы и при самостоятельных нервных заболеваниях. Кроме работы А. М. Миропольской 1), мы ничего не имеем 2).

В то же время, при большой популярности кумысолечения среди населения, количество больных с заболеваниями нервной системы, зачастую попадающих на кумысные курорты в порядке самотека, весьма значительно.

С другой стороны, у части врачей-соматологов сложилось предубеждение против направления больных невротиков па кумысолечебные курорты. Все это делает особенно актуальным реализацию той задачи, которую мы взяли на себя в процессе нашей работы на Шафрановском курорте в 1932 г., по заданию научного руководителя курорта, доц. П. Ю. Берлина, именно: учет результатов кумысолечения легочных больных с заболеваниями нервной системы и собственно нервных заболеваний с целью выявления показаний и противопоказаний по данным заболеваниям.

Как известно, под словом „кумысолечение" подразумевается совокупность ряда лечебных факторов, т. е., помимо дачи кумыса, сюда входят и аэро- и гелиотерапия, физиопроцедуры (водоэлектролечение и т. д.), питание и отдых, а также и психотерапия, имеющая большое значение в условиях массового скопления больных в курортной обстановке.

Предметом нашего наблюдения являются нервно-легочные больные Шафрановского курорта, как стационарные, так и амбулаторные, направляемые из прочих санаторий на консультацию. Для детальной обработки мы использовали лишь материал нервного стационара, как более полно обследованный. По отдельным вопросам учитывали амбулаторный материал. Стационарный материал представлен 80 случаями: все—мужчины, в большинстве в возрасте 30—41 г. Здесь концентрировались больные с наиболее выраженными симптомами со стороны нервной системы (те или иные невротические проявления в меньшей степени имелись чуть ли не в 98°/о всех санаторных больных, за исключением бацилярного санатория). При определении конституции мы не ограничивались соматоскопией,—каждый больной подвергался антропометрическим измерениям по схеме проф. М. П. Андреева. В первые дни после поступления и в последние, перед выпиской, проводилось экспериментально-психологическое обследование.

Что касается кумыса, то таковой давался в количестве 1,5 л. (3 бутылки) в день при следующем режиме: первые 2—3 дня воздержание—период акклиматизации больного; следующие 2 — 3 дня по 0,5 л., затем в течение 2-3 дней по 1 л., после этого уже переход к 1,5 л. Несмотря на все предупреждения, нельзя было избежать в отдельных случаях самопроизвольных дополнений покупкой кумыса на стороне.

По заболеваниям мы имеем: органические поражения нервной системы в 13 случаях; функциональные—в 67 случаях; из них эндокринные явления в форме дистиреоза наблюдались в 13 случаях.

Среди органических: артериосклероз головного мозга в 10 случаях, эпилепсия 1 случ., резидуальные явления после энцефалита 1 случ., lues cerebri —1 случай.

Функциональные заболевания нервной системы распределялись следующим образом: реактивная неврастения с преобладанием экзогенных факторов в 52 случаях; 4 случая с диагнозом neurositas, под которым мы подразумеваем нервность легкой степени, не дающей картины определенного невроза; конституциональные психопатии (невропатия по Эмдину) в 8 случаях; травматический невроз в 3 случаях. На амбулаторном материале обнаружены периферические поражения нервной системы в форме ишиаса в 4 случаях.

Переходя к учету воздействия кумысолечения на нервно-легочных больных, надо сказать, что в основу учета мы берем как субъективные, так и объективные показатели. К первым относятся: утомляемость, общая слабость, раздражительность, плохое настроение, головные боли, падение аппетита; к объективным: тремор, состояние сухожильных рефлексов, вегетативные симптомы, как Ашнер, потливость и др., со стороны психики—внимание и память.

На основе всех этих показателей можно разбить весь стационарный материал на 3 основных группы:

1 группа (50 сл.—62,5°/о) с хорошим выправлением болезненных симптомов,

2 группа (16 сл.—20°/о) с частичным улучшением,

3 группа (14 сл.—17,5°/о)—с ухудшением состояния. Большинство случаев— 82,5°/о —дают полное или частичное выправление.

Преобладание в первой группе более молодого возраста понятно само собой и особых комментариев не требует.

По диагнозам в первой группе мы находим: в 45 сл. неврастению реактивную, в 4-х случаях Nevrositas, в 1 случае не резко выраженный артериосклероз головного мозга. Во II промежуточную группу вошло 16 чел.: 6 неврастеников, 7 конституциональных психопатий и 3 сл. травматического невроза. В III группу вошли 14 случаев, из них 12 с органическими поражениями центральной нервной системы (92,3°/о от общего числа органиков) и 2 с функциональными, именно 1 с резко-выраженным дистиреозом и 1 с конституциональной психопатией. Все 4 случая ишиаса дали обострение.

Таким образом, мы видим, что хорошее течение дали реактивные неврастении, которые почти все попали в первую группу, за исключением 1 случая, давшего ухудшение, — с выраженным дистиреозом с резкой лабильностью пульса, и 6 сл., попавших в промежуточную группу: из них в 2-х случаях присоединились соматические заболевания—желтуха и малярия, у 3-х были явления дистиреоза с сердечно-сосудистой неустойчивостью, и 1, как выяснилось после его отъезда, не соблюдая санаторного режима, злоупотреблял спиртными напитками и т. д.

Конституциональная неврастения, кроме одного сл., попала в промежуточную группу, дав только частичное улучшение болезненных симптомов. У них надо отметить несоответствие между их объективной видимостью и собственной оценкой своего состояния; последняя отстает от 1 ой. Один случая конституциональной психопатии дал даже ухудшение: в связи с грипозной инфекцией осложнился легочный процесс. Во всех этих случаях, равно как и в 3-х случаях остаточных явлений травматического невроза, попавших в эту группу, отмечается одна характерная для них особенность: улучшение появляется к концу их пребывания на курорте, а в тех 2-х случаях, где имело место продление срока, мы констатировали исчезновение болезненных симптомов. Резко бросается в глаза, что в III группе сконцентрировались все органические случаи, как-то: артериосклероз, энцефалит, эпилепсия и lues cerebri. Эта группа выделяется тем, что уже первая бутылка кумыса вызывала ухудшение общего самочувствия и состояния больного: усиливались головные боли, ухудшался сон, появлялась резкая одышка, потливость, в случае эпилепсии участились явления «petit mal“ и т. д. Надо оговориться, что в III гр. оказался один б-ной с неврастенией, с резкими появлениями со стороны щитовидной железы; повидимому, за ее счет надо отнести ухудшение, так как у больного кумыс и солнце вызывали резкую неустойчивость со стороны пульса.          Тут же надо отметить, что один случай артериосклероза попал в первую группу, т. е. дал хорошее выправление болезненных симптомов. Но здесь, при нерезко выраженных явлениях артериосклероза, играет роль еще один фактор: больной с 1905 г. ежегодно лечился кумысом; последний благоприятно отражался на хроническом колите.

Дальше проследим, влияет ли тяжесть туберкулезного процесса на выравнивание нервных симптомов при кумысолечении. Из 5 случаев tbc. р. АБ II по своему течению вошли в первую группу 4, у которых мы констатировали выправление нервных симптомов, в то время как легочные явления целиком не исчезли.

Пытаясь установить зависимость между конституциональным фактором (комплекс соматической конституции, характерологических данных в смысле Кречмера и наследственных данных) и выправлением нервных симптомов в процессе кумысолечения, отмечаем:

В первую группу вошло: 12 астеников, 9 астеников феминальных, 10 средне-астеников, 3 средне-астенико-феминальных, 2 астеника с мускулярн. налетом, 2 „чистых" пикника, 2 средне-пикника, 2 пикнико-мускулярных, 3 случая феминального телослож., 6 случаев среднего телосложения. Итого 50 случаев. Во вторую группу вошло: 6 астеников, 3 средне-астеника, 1 пикник, 4 среднего телосложения, 1 средне-мускулярный, 1 феминальный. Итого—16.

В третью группу вошло: 3 астеника, 3 средне-астеника, 1 астеник- феминальный, 3 пикника, 2 среднего телослож., 1 мускулярный, 1 феминальный. Итого—14. (Табл. 3).

Выходит, что в первой группе преобладают астеники, а в третьей, где хуже всего выправляются нервные симптомы, пикников больше; делать отсюда какие бы то ни было выводы о влиянии фактора телосложения, т. е. о благоприятном влиянии астенического телосложения в 1 группе и неблагоприятном—пикнического в 3-й группе—нельзя, так как сравнивать можно лишь однородный материал, а те группы, на которые мы разбили весь наш материал, т. е. I, II и III, не однородны и дают самую пеструю картину комбинации факторов. А на фоне однородного материала участие конституционального фактора ясно сказывается, например, в I группе в случаях реактивных неврастений. Наибольшая эффективность лечения сказалась у пикнических субъектов (в смысле скорости выправления симптомов и объема). Астеники с реактивной неврастенией в 36 случаях входят в I группу, в 2-х случаях во II группу и в одном случае в III группу, тогда как пикники с реактивной неврастенией во всех 4-х случаях дают первую группу.

Что касается роли в выправлении нервных симптомов трудового признака (характер труда умственный или физический, длительность стажа, количество нагрузки), то здесь, на фоне однородного материала, в пределах одной группы, именно в группе реактивной неврастении, где этот фактор является превалирующим в возникновении неврогенных симптомов, мы констатируем прекрасное выправление; и лишь там, где к экзогенным моментам (неблагоприятный момент производственно-профессионального характера) примешивается глубокий конституциональный фактор (промежуточная группа) симптомы более туго поддаются выправлению.

Можно ли говорить, на основании нашего материала, о разном выправлении нервных симптомов у лиц умственного и лиц физического труда? Ввиду малочисленности случаев, каких-либо решающих выводов не приходится делать. И отнюдь не приходится говорить о предпочтительной заболеваемости неврастенией у лиц, перешедших с физической работы па умственную, якобы вытекающей из нетренированной нервной системы.

С таким заявлением мы встречаемся в работе Миропольской („Наблюдения над нервно легочными больными Шафрановского курорта»). Такие утверждения, поскольку они не обоснованы сравнительными параллелями лиц физического труда, перешедших на умственную работу, с «потомственными интеллигентами" (по выражению Миропольской), поскольку они не подкрепляются .статистическим цифровым материалом,—носят совершенно голословный характер.

Коснемся еще роли удельного веса двух показателей в учете воздействия кумысолечения на нервные функциональные заболевания, именно, объективных и субъективных симптомов. Мы должны подчеркнуть, что не согласны со сложившимся среди части невропатологов («органическая школа») взглядом на преобладающее значение объективных факторов в картине невроза. Скорее следует говорить о первенствующей роли субъективных показателей, которые не только создают физиономию невроза, но и при выправлении неврогенных симптомов более рельефны чем объективные симптомы. Особенно выявляется этот факт во II группе, промежуточной, где, несмотря на некоторое улучшение со стороны объективных признаков, мы говорим о худшем течении по сравнению с 1-й группой, так как выправление субъективных симптомов резко отстает. Сугубо механистичен подход невропатологов, так называемой „органической школы“, которые пытаются все богатство картины болезни психики свести к тому или иному уровню коленного рефлекса или характера тремора. Этим невропатологам, пытающимся, по образному выражению Маркса, поселить великана в жилище карлика, уместно напомнить слова Энгельса: «Мы несомненно „сведем" когда-нибудь экспериментальным образом мышление к молекулярным и химическим движениям в мозгу, но исчерпывается ли этим сущность мышления... „Психическое есть иное качество, отличное от физического, не сводимое к физическому, обладающее своей специфической закономерностью-.

Остановимся еще на том, как ведет себя вегетативная нервная система в процессе кумысолечения. Мы наблюдали симптом Ашнера в период акклиматизации, когда больные не получали кумыса, и затем в процессе кумысолечения (через 1—1,5 ч. после дачи кумыса). В 67 случаях симптом Ашнера был—либо отрицательный (чаще всего), либо инвертированный, и в малом числе—13 случаев—положительный, т. е. мы обнаружили в большинстве случаев симпатикотоническую реакцию и лишь в 13 сл. ваготоническую. Но даже и эта группа ваготоников под влиянием кумысолечения меняет ваготоническую реакцию на симпатикотоническую.

Попутно рассмотрим еще один вопрос. Со стороны легочных заболеваний мы имеем: тбк р. А I в 13 случаях, тбк р. А II в 12 сл., тбк р. АВ II 5 случ., плеврит 12 случ., бронхит 3 случ., бронхоаденит 1 случ.

Говорить о наличии определенного соотношения между степенью туберкулезного поражения и степенью невроза не приходится. При анализе стационарного материала, например, в 5 случаях тбк АВ II соответствующей выраженности нервного заболевания мы не имеем. Из них в двух случаях мы имели со стороны нервной системы Neurositas, в двух—реактивную неврастению, в одном—конституциональную невропатию. Точно также и при сравнении амбулаторного материала бациллярного санатория с материалом прочих санаторий, мы имели такую картину: бациллярные формы с ясными и выраженными явлениями тбк дают мало невротических симптомов и, наоборот, при легкой форме тбк получается много невротических проявлений, много жалоб.

Выводы:

I. Кумысолечение (в условиях курорта) является эффективным средством при функциональных заболеваниях нервной системы (как чистых, так и в комбинации с тбк).

  1. Доброкачественные неврозы (реактивная неврастения, Neurositas) дают хорошее выправление болезненных симптомов в процессе кумысолечения. 
  2. Конституциональные невропатии или психопатии дают замедленное и неполное улучшение, равно как и травматический невроз, но и здесь продление срока лечения дает значительное улучшение.

Примечание: Речь идет о формах, не сопровождающихся явлениями резкоповышенной аффективности и импульсивности, навязчивыми, ипохондрическими и сумеречными состояниями и приступами судорог.

II. Неврозы с отклонением со стороны щитовидной железы (гипертиреоз, дистиреоз) в легких случаях дают выправление симптомов—полное или частичное; в тяжелых—с картиной резковыраженной сердечно-сосудистой неустойчивости—являются противопоказанными.

III. Органические поражения центральной нервной системы, как-то артериосклероз головного мозга и др., являются противопоказанными для кумысолечения.

IV. Хронический ишиас дает обострение в процессе кумысолечения.

1) Каз. мед. журнал, 1929 г., № 5.

2) Работа Пинеса (Сов. невроп., 1934 г., в. 9) вышла после того, как наша статья была сдана в печать.

×

About the authors

M. G. Ulyanova

State Central Institute of Balneology; Shafranov Koumiss Resort

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

M. L. Shifrina

State Central Institute of Balneology; Shafranov Koumiss Resort

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2020 Ulyanova M.G., Shifrina M.L.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies