Autohemotherapy in the cervix for female gonorrhea

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Autohemotherapy began, used in medicine by American doctors Elfstrom and Grefstrom in 1888. Autohemotherapy of gonorrheal diseases was first used by Nurney in 1922.

Full Text

Аутогемотерапию начали, применять в медицине американские врачи Эльфстром и Грефстром в 1888 г. Аутогемотерапия гонорейных заболе­ваний впервые была применена Нурнеем в 1922 г. В русской литературе вопрос об аутогемотерапии при гонорее разработан Заиграевым, Эйн­штейном, Мартичаном, Харитоновым и др.

Несмотря на значительную литературу по вопросу об аутогемотерапии при гонорее нет еще окончательно выработанного взгляда на сущность ее действия. Проф. Г. А. Башкт объясняет действие аутогемотерапии стимулирующим влиянием на работу вегетативной нервной системы и на функцию сосудистой системы. Голубин, Златогоров, Розен­таль, Поспелов рассматривают аутогемотерапию как разновидность неспецифической терапии. Заиграев, Хажинский и Константинов усматривают в аутогемотерапии 3 метода—протеино-вакцино- и серо­терапию, так как в сложном комплексе крови мы имеем в каче­стве составных частей белки, токсины и антитела. Безредка в 1924 г. прямо высказался, что иммунитет обязан своим существованием не антителам в крови, а вырабатывается здоровыми клетками, располо­женными по соседству с зараженными клетками. На этом основании Белоновский, Букура, Елкин, Бурлаков, Дембская и др. применяли вакци­нотерапию тем же путем, которым проникает инфекция, т. е. в шейку. Акуш.-гинек. клиника ВГМИ считает, что иммунитет слагается из со­четанного действия клеточных и гуморальных факторов защиты, причем, как правильно указывает Зильбер, в вопросе иммунитета необходимо учитывать реакции нервной системы на токсические процессы.

Аутогемотерапию в шейку матки при лечении гоноройных эндоцерви- цитов впервые применили Кватер, Трахтенберг и Каганович (1934 г.) у 31 б-ной, из которых у 19 в прошлом имелись „женские болезни".

Авторы решили использовать метод для воздействия непосредственно на местный процесс, причем был отмечен хороший результат в 31 слу­чае (100%).

Вскоре после появления статьи Кватера в печати аутогемотерапия в шейку матки была применена на группе гоноройных больных консер­вативного отделения Акуш.-гинекологич. клиники ВГМИ с целью испы­тания метода. Аутогемотерапия в шейку была применена у 30 стацио­нарных больных, страдающих гоноройным эндоцервицитом в сочетании с различными поражениями придатков. Первая группа (14) из этих больных была назначена для одной только аутогемотерапии; вторая группа (16) была взята на лечение аутокровью после безуспешно про­веденного курса вакцинотерапии в сочетании с местными процедурами (мойка влагалища по Иванову, влагалищные ванночки из 2% протар­гола или ляписа, смазывание цервикального канала 5% колларголом).

В первой группе эндоцервицитов, осложненных в трех случаях мешот­чатыми опухолями труб и в 11 случаях более или менее выраженными аднекситами, хороший результат от лечения аутокровью получен только у четырех больных (28,5%), с небольшими явлениями в при­датках, протекавшими по типу—endosalpingitis incipiens. В остальных 10 случаях аутогемотерапия в шейку результатов не дала, и больные были переведены на процедуры и вакцинотерапию. В двух случаях ле­чение осложнилось затяжным кровотечением ациклического порядка и в одном случае повышением температуры и кратковременным обострением процесса в придатках.

Вторая группа больных, уже леченных не менее 6 недель (местное лечение-р вакцинотерапия), но с неисчезнувшим гонококком в шейке, гораздо успешнее лечилась по новому методу. Из 16 случаев гоноройиых эндоцервицитов, осложненных в 13 случ. аднекситами и в 3 случ. сакто- сальпинксами, в 9 случ. получен быстрый перелом (2—3 недели) в сто­рону улучшения с конечным исходом в выздоровление; в 2 случ. ре­зультат был также хороший, но не столь быстрый, и в 5 случ. не отмечено каких-либо сдвигов в сторону улучшения, почему после 8—12 инъекций аутокрови больные были переведены на прежний курс лече­ния. Итого благоприятный результат отмечен в 68,7%. Не отмечая в этой группе сколько-нибудь значительных экзацербаций, мы в 2 случ. вслед за инъекцией крови имели ациклическое кровотечение затяжного характера. Лучший эфект в этой группе больных получался в случаях с менее резким поражением придатков и у лиц конституционально-полно­ценных. Особенно успешно проявлялось действие аутогемотерапии в шейку после предварительного и законченного курса вакцинотерапии, что можно полагать закономерным, если считать, что в аутогемотерапии заключается элемент протеинотерапии. На благоприятное же сочетание вакцинотера­пии с протеинотерапией уже давно указывали многие авторы (Хольцов, Махлин, Иссерлис, Дембская, Вагнер, Кан и др.).

В процессе применения аутогемотерапии в шейку матки клиникой были изучены изменения в составе крови, изменения цитобактериоско- пических картин в мазках из шейки матки и некоторые патологические изменения слизистой цервикального канала до и после применения метода.

При исследовании крови больных, подвергнутых аутогемотерапии в шейку матки, мы обнаружили, что через 24 часа после инъекции аутокрови в шейку в 90% случ. происходит увеличение числа лейко­цитов, иногда значительное; в 80% случ. возрастает количество эозино­филов; в большинстве случаев возрастает число нейтрофилов и( моно­цитов (60%) и падает количество лимфоцитов (в 70% случ.). Что ка­сается РОЭ, то мы получили, как это бывает и при введении вак­цины в шейку матки, ускорение оседания эритроцитов в 90%. Однако уже через 2 суток РОЭ постепенно и стойко замедляется. Таким образом после введения аутокрови в шейку матки мы имеем в картине белой крови много общего с картиной пода интрамускулярной аутоге­мотерапии, а именно временное раздражение воспалительного очага и клеток рет.-эндотел. системы (на что указывает ускорение РОЭ, моноцитоз) с одновременным усилением защитных реакций организма (эозинофилия).

Перейдем к рассмотрению цитологических и бактериоскопических кар­тин после аутогемотерапии в шейку. Уже после первых инъекций крови замечается, наряду с уменьшением количества нейтрофилов в мазке из цервикального канала, появление в большом количестве плоскоэпителиаль­ных клеток, что, очевидно, говорит о каком-то усилении процессов ме­таплазии. Вопрос о метаплазии цервикального эпителия в связи с мест­ным иммунитетом представляет собой наиболее неясную и сложную проблему патологии женской гонореи. Исследования Шредера и Иензена доказали, что в случаях гоноройного цервицита эпителий канала шейки метаплазируется в плоский эпителий, причем плоский эпителий обра- зеутся не только на поверхности цервикального канала, но в глубине желез и даже на дне желез.
Обычная картина мазков у наших больных до лечения заключалась в значительном количестве сегментированных лейкоцитов, в единичных плоско-эпителиальных клетках и лимфоцитах и в отсутствии посторон­ней флоры, заглушенной гонококком. Во многих случаях мы не находили при той лее цитологической картине гонококка, но его легко удавалось обнаружить при повторных исследованиях после месячных или после провокации.

Уже первые 1—2 инъекции вызывают некоторое обострение процессов выражающееся в изменении бактериоскопической и цитологической кар­тины, которая напоминает реактивное воспаление в начале гоноройной инфекции: увеличивается отделяемое из шейки, сегментированные лейко­циты находятся в большом числе, в изобилии появляются эпителиаль­ные клетки и слизь, в большом количестве появляются гонококки. Это явление подмечено Кватером и было использовано им с успехом как новый метод провокации. Подобное же явление наблюдается при ре­гионарном применении гоновакцины для диагностики по Бурлакову, чем клиника и пользуется при провокации для получения гонококка в мазках.

Через несколько дней от начала аутогемотерапии число сегментиро­ванных лейкоцитов возрастает еще больше, количество слизи и плоско­эпителиальных клеток уменьшается, гонококк встречается изредка. Иногда в этой стадии появляется посторонняя флора в виде рассеянных скопле­ний кокковых форм. С применением следующих инъекций (4—8) коли­чество слизи и плоского эпителия снова возрастает, сегментированных лейкоцитов становится меньше, гонококк исчезает и одновременно по­является в изобилии посторонняя флора — кокковая, диплобацилы, грамположительныѳ диплококки и, наконец, палочковидные формы. Появление палочковидных форм бактерий мы считаем признаком насту­пающего излечения. С течением времени количество плоского эпителия уменьшается снова, в мазках надолго остается небольшое количество нейтрофилов и посторонняя флора (постгоноройный катар). В этой стадии метаплазированный плоский эпителий снова превращается в цилиндрический, причем, как отмечал еще Опиц, вновь образовавшийся Цилиндрический эпителий, повидимому, является плохой почвой для существования гонококка.

Процесс смены многослойного эпителия цилиндрическим был изучен нами на 4-х препаратах слизистой цервикального канала, взятых при осторожной эксцизии до и после курса аутогемотерапии. В этих случаях отмечено, что значительный по толщине и непрерывный слой плоского эпителия уже через 5—7 недель становится тонким, местами исчезает вовсе и заменяется островками цилиндрического эпителия; инфильтрация стромы слизистой оболочки, субэпителиальные и перигляндулярные ин­фильтраты исчезают, желез становится меньше.

Перейдем к обзору клинической картины в результате лечения ауто­кровью на материале наших стационарных больных. Бригадой Кватѳра был получен хороший результат после аутогемотерапии в шейку во всех (31) отобранных им для лечения случаях цервикальной гонореи. К со­жалению, авторы не отмечают характера и интенсивности поражения придатков, упоминая лишь о том, что большинство (19) лечилось от „женских болезней*. В результате аутогемотерапии на материале Ква- тера во всех случаях достигнуто уменьшение белей, а также отечности и цианоза шейки; изменений же со стороны придатков не отмечено.

На нашем материале у значительного числа больных (24—80%) мы можем отметить улучшения со стороны шейки (уменьшение отечности, цианоза, белей); мы приписываем эти изменения усилению рассасывания субэпителиальных гоноройных инфильтратов, что и ведет к быстрому уменьшению отечности, уплотнению и формированию шейки. Улучшение со стороны воспалительных изменений придатков мы констатировали в 22 из 30 случаев (71,4%), причем сюда вошли все случаи с излече­нием гоноройного эндоцервицита и 6 случаев, где этого излечения с по­мощью аутогемотерапии не получилось.

Реакция после аутогемотерапии в шейку матки незначительна. У боль­шинства отмечается небольшое повышение температуры на 0,5—0,8° при незначительном усилении болей в очаге заболевания.

Со стороны техники надо отметить трудность инъекций при короткой или высоко расположенной шейке, при значительных эрозиях и разрывах; часто свертывается кровь в шприце и пр. Инъекции необходимо произ­водить недалеко от цервикального канала, строго параллельно, добиваясь появления слизи из цервикального канала, т. е. механического опорож­нения цервикальных желез, как при вакцинотерапии по способу Бурлакова.

Резюмируя данные, полученные при применении способа Кватера на стационарном материале нашей клиники, мы можем сделать следующие выводы:

1. Аутогемотерапия в шейку матки является новым, простым и ориги­нальным методом терапии гоноройных эндоцервицитов и аднекситов.

2. Аутогемотерапия в шейку матки, как и вакцинотерапия, не может считаться самостоятельным методом. Наиболее целесообразно применение ее в качестве добавочного метода после отрицательного результата кур­сового лечения местными процедурами и гоновакциной.

3. Особенно ценно применение аутогемотерапии в шейку матки после предварительного курса вакцинотерапии, не давшего успеха. В этих случаях создается быстрый перелом в сторону улучшения с ис­ходом в выздоровление, которое наступает почти в 70% случаев.

4. Менее успешно применение аутогемотерапии без комбинаций с дру­гими методами; здесь успех наступает в 25—30% случ., у лиц с незна­чительными поражениями придатков и безупречных по конституциональ­ным данным.

5. Успех действия аутогемотерапии можно видеть в повышении иммун­ных свойств шейки, выражающихся в усилении процессов метаплазии эпителия с уменьшением воспалительной реакции тканей; не без значе­ния остается при этом и механический фактор—выдавливание введенной аутокровью секрета глубоких цервикальных желез (массаж желез).

×

About the authors

A. I. Petchenko

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2020 Petchenko A.I.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies