Soviet healthcare at a new stage

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The resolution of the Central Committee of the All-Union Communist Party of Bolsheviks on medical care for workers and peasants opens a new page and gives rise to a new direction in Soviet health care. The Central Committee believes that “the new tasks of the reconstruction period require a radical restructuring of the work of the People's Commissars of Health of the Union Republics. The Central Committee notes that the current state of work of the People's Commissariat of Health in practice does not ensure the implementation of the Party's directives. The pace of development of the health care business lags far behind the growth of the entire national economy of the country and the needs of the working class and peasantry. "

Full Text

Советское здравоохранение на поводе этапе.

А. Я. Плещицер.

Постановление ЦК ВКП(б) о медицинском обслуживании рабочих и крестьян открывает новую страницу и дает начало новому направлению советского здравоохранения. ЦК считает, „что новые задачи реконструктивного периода требуют коренной перестройки работы Наркомздравов союзных Республик. ЦК отмечает, что нынешнее состояние работы Наркомздравов на практике не обеспечивает проведение в жизнь директив партии. Темп развития дела здравоохранения значительно отстает от роста всего народного хозяйства страны и потребностей рабочего класса и крестьянства".

Основные установки партии на ускорение темпа индустриализации и развертывание социалистических форм сельского хозяйства—получили свое реальное осуществление втечение первого года пятилетки, значительно опередив наметки пятилетнего плана, принятого на ХѴІ-й партконференции в апреле 1929 года.

Коренная перестройка работы Наркомздравов должна обеспечить в первую очередь медпомощью развивающийся быстрым темпом социалистический сектор города и деревни. Ноябрьский Пленум ЦК предусматривает следующий конкрет ный план народно-хозяйственного развития на 1929/30 г. Капитальные вложени в народное хозяйство должны составить около 13 млрд, (против 10,2 млрд, по пяти летнему плану), в том числе в планируемую промышленность: в электрификацию- 4 млрд. руб. (против 2,8 млрд, по пятилетнему плану), в транспорт—1,9 млрд, руб против 1,5 млрд. руб. по пятилетнему плану) и в сельское хозяйство—4,3 млрд, руб (против 3,5 млрд. руб. по пятилетнему плану). Вложения в просвещение и здраво охранение должны составить 646 млн. руб. против 336 млн. руб. истекшего года Основные фонды народного хозяйства должны возрасти с 74,5 млрд. руб. в 1928/29 г до 85,2 млрд. руб. в 1929/30 г. или на 14,42% (против 7,2% прироста основных фондов в 1928/29 г.). Валовая продукция планируемой промышленности должна вырасти с 13,7 млрд. руб. в 1928/29 г. до 18,1 млрд, в 1929/30 г., или на 32,12% (против 21,5% по пятилетнему плану). Валовая продукция сельского хозяйства в 1930 г., по сравнению с 1929 г. должна возрасти на 13%. Народный доход в неизменных ценах должен будет возрасти с 28534 млн. руб. в 1928/29 г. до 34363 млн. руб. в 1929/30 г. или на 20,4%. Численность лиц’Тнаемного труда должна возрасти с 12,2 млн челов. в 1928/29 г. до 13,3 млн. чел. в 1929/30 г., или на 9,4%, в том числе индустриального и транспортного пролетариата— с 5,9 млн. чел. до 6,5 млн. чел., или на 10,2% и сельско-хозяйственных рабочих— с 2,1 млн. чел. до 2,3 млн. человек.

Эти темпы ставят по новому задачи в области здравоохранения. По пятилетке по РСФСР предполагается рост числа застрахованных минимум на 40%, между тем по пятилетке здравоохранения рост числа городских коек предположен лишь в 32%.

Н. А. Семашко указывает, „что если сделать перераспределение внутренних рессурсов и провести хотя бы минимальные мероприятия по рационализации, тогда рост коек для застрахованных в пятилетке будет не 32%, а 58%, т. е. он значительно обгонит рост числа застрахованных (40%); обеспечение социалистического сектора сельского хозяйства значительно поднимется: вместо 0,6 коек на тысячу человек для всего сельского населения, мы будем иметь для социалистического сектора 1,1 на тысячу. Предполагаемые ассигнования на больничное строительство в совхозах и колхозах еще более повысят эти коэффициенты".

Развивающаяся городская промышленность и мощный рост коллективизации сельского хозяйства значительно изменят быт городов и деревень. В городах одна лечебно-санитарная единица будет обеспечивать более мощные коллективы рабочих и их семей, чем это было до сих пор. Новое строительство городов, поселков, фабрик и заводов выдвигает на передовые позиции санитарно-гигиенические мероприятия, и они становятся руководящим фактором в деле построения здравоохранения. На селе тоже одна лечебно-санитарная единица получает возможность лучше обслуживать более мощные коллективы, чем обслуживание индивидуальных хозяйств.

В этом же постановлении указывается, что «Наркомздравы Союзных Республик должны коренным образом перестроить всю практическую работу в области здравоохранения, более четко отражая в ней классовую пролетарскую линию. Улучшить лечебную и профилактическую помощь в промышленных центрах, выделяя в особую группу основные индустриальные районы (горная, металлургическая промышленность и т. п.). В пятилетием плане здравоохранения особо обеспечить медицинское обслуживание застрахованных. В связи с переходом на 7-ми часовой рабочий день и на непрерывную производственную неделю—перестроить работу лечебно-санитарных учреждений, обслуживающих нужды рабочих...» В виду особого тяжелого санитарного состояния Донбасса, Кузбасса и Урала „провести ряд широких мероприятий по санитарному оздоровлению этих районов".

В какой мере классово-пролетарская линия здравоохранения получала отражение до сих пор? Директивы Наркомздрава определяют, чго в переходную эпоху народного хозяйства, здравоохранение не может быть безклассовый, здраво- охраШенческие мероприятия должны строиться таким образом, с таким расчетом, чтобы пролетарские массы были лучше обслужены, чем все остальное население. Коновалов (НКЗдрав Р.С.Ф.С.Р.) приводит следующие цифры, доказывающие, что эти установки осуществлялись. Из общей суммы затрат всех источников средств здравоохранения тратилось в 1926—27 г. на застрахованных 186.253,4 тыс. руб., на незастрахованных 107,960,3 тыс. р)б. В 1927/28 г. тратилось на застрахованных 293,427,6 тыс. руб., на незастрахованных 127,991,9 тыс. руб. В то же время автор подчеркивает, что уменьшение поступлений по фонду медпомощи застрахованных в 1927/28 г. повело к ухудшению медико-санитарного дела в промышленных районах и задержало его дальнейшее развитие (уменьшение отчислений по фонду медпомощи на одного активно-застрахованного с 26 руб. 18 коп. за 1926—27 г. до 25 руб. 24 коп. в 1927—28 г.), также изъятие 10.746 тыс. руб. на покрытие дефицита по бюджету социального страхования привело к значительному снижению удельного веса фонда медпомощи в общем бюджете здравоохранения с 48,8% ДО 45,2%- Застрахованное население в значительно большей мере использует медпомощь по сравнению с остальными жителями, составляя в РСФСР вместе с семьями 16,1% от общей массы населения в 1927—28 году, больничных койко-дней приходится на застрахованных 48,2%, амбулаторных посещений 49,8%. Расход на оказание медпомощи для одного активно застрахованного равняется 36 р. 59 коп., на одного застрахованного жителя—14 руб. 36 коп. и на одного незастрахованного жителя—1 руб. 77 кон.

Директивы партии о более четком отражении в деле здравоохранения классово-пролетарской линии ставят перед органами здравоохранения задачи улучшения обслуживания медпомощью застрахованных, требуют не успокаиваться на достигнутых результатах и намечают более высокие коэффициенты. В контрольных цифрах здравоохранения по РСФСР за 1929—30 г. имеется уже определенный сдвиг в смысле повышения затрат на обслуживание медпомощью застрахованных и промышленных рабочих. Фонд медпомощи увеличивается до 220,5 млн. руб. в 1929/30 г. вместо 191,0 млн. руб. в 1928—1929 г.

Постановление ЦК ВКП(б) уделяет особое внимание вопросу постановки медицинской помощи в деревне. Учитывая резкую недостаточность медицинской помощи в деревне, особенно в обслуживании бедняцко-батрацких масс, ЦК предлагает Наркомздравам Союзных Республик наметить план систематического расширения сельской лечебной сети.

«Развертывание работы в деревне должно быть увязано с колхозным и совхозным строительством, охватывающим широкие массы батраков, бедняков и середняков».

Пригодны ли те организационные формы на селе, которые получены советской медициной от земства и которые до настоящего времени развивались, не подвергаясь коренному пересмотру?—ставит вопрос тов. Коновалов2 и отвечает, что нет.

Когда усиленным темном идет развитие колхозов, совхозов, коммун, когда деревня индустриализуется и растут кадры пролетариата на селе, обслуживание медпомощью социалистического сектора села не может находиться на цифрах и показателях 1927—28 года. Разрыв в медобслуживании застрахованного и сельского жителя, выраженный в отношениях 11:1, должен быть значительно уменьшен. Пятилетка Наркомздрава РСФСР намечает следующие отношения застрахованного и жителя обобществленного сектора сельского хозяйства 11:5 (в абсолютных цифрах вместо 1 руб. 37 коп.—около 5 р. 18 к. на одного жителя колхозов). Развитие социалистического сектора на селе ставит перед органами здравоохранения новые задачи и новые возможности в деле организации санитарно-гигиенических мероприятий. Распыленность сельского населения, карликовое натуральное хозяйство крестьян и его ничтожный бюджет—ставили почти непреодолимую преграду санитарным мероприятиям в деревне... Совхозы и колхозы, как укрепленные хозяйственные организации, имеют большие возможности и средства, и вполне реальные крупные санитарные мероприятия (С ы с и н). В контрольных цифрах по здравоохранению в РСФСР на 1929/39 г. имеется небольшой сдвиг в увеличении расширения сельской лечебной сети. Число больничных коек села намечено увеличить до 50250 вместо 45915 в 1929/30 году; сельские врачебные участки намечено увеличить до 5498 вместо 5084 в 1928/29 г. и в том числе больниц увеличить до 3073 вместо 2920 в 1928/29 году.

Директива ЦК ВК1І(б) о систематическом расширении сельской лечебной сети не есть только проблема количественная. Во всей полноте и впервые ставится вопрос диспансерного обслуживания социалистического сектора деревни. Очередной задачей является изучение производственных и бытовых вредностей рабочих совхозов и колхозов, изучение профессиональных и бытовых болезней и -борьба за оздоровление труда и быта в сельском хозяйстве. Курортную помощь рабочие совхозов должны получать наравне с промышленными рабочими, а батраки и активные участки колхозов за счет крестьянских мест в первую очередь (Нейштадт3).

Диспансерный метод работы—вот основная установка, по которой должна «троится наша работа в колхозах и совхозах. Взятие на учет всего населения, систематическое диспансерное наблюдение, постоянный охват профилактическими мероприятиями—вот те вехи, по которым должна итти работа медперсонала в обслуживании колхозов (Алексеев4).

«Признавая неотложной задачей коренное улучшение в составе кадров народного здравоохранения, ЦК ВКП(б) считает необходимым:

а) Взять решительный курс на орабочение аппаратов, путем выдвижения в органы здравоохранения рабочего и крестьянского актива». Именно, небольшая прослойка пролетариата в наших лечсанучрѳждениях является характерной чертой.

Соотношение отдельных групп медработников весьма своеобразное, отличающее их от соотношения разных групп на фабриках и заводах. В среднем 1 врач на 10 человек среднего и младшего медперсонала. На фабрике или на заводе приходится один инженер на несколько с'от рабочих.

По своему социальному происхождению врачебный и средний медперсонал весьма близки,—выходцев из рабочих и беднейших крестьян в этих двух группах не больше 5—10%. Младший медперсонал в большинстве выходцы из крестьян, возможно из бедняцких его слоев, но никогда не бывавшие на фабрике или заводе, многие женщины-санитарки малограмотны, некоторые религиозны и т. д. В то время как инженер на фабрике изо дня в день имеет самое близкое общение с широкими рабочими массамъ и последние влияют на инженера, втягивая его активно в социалистическое строительство,—в лечебно-санитарных учреждениях врач не имеет ничего подобного,—врач стремится оказать большое влияние на остальных медработников.

Директива партии о коренном улучшении в составе кадров народного здравоохранения ставит себе задачей улучшить работу аппаратов управления органов здравоохранения, также и лечебно-санитарных единиц. Обычные разговоры среди врачей, в чем они всегда были убеждены, что только врачи могут управлять делом здравоохранения и стоять во главе лечсанучреждений, стали реже за последние годы. Многие врачи мирились с тем, что во главе аппаратов управления здравоохранения или его отделов (отд. медпомощи застрахованным), могут быть рабочие, но в их сознании не укладывалась целесообразность выдвижения рабочих на командные должности в качестве Главврачей. Упрощая этот вопрос, некоторые врачи полагают, что раз во главе лечучреждения будет рабочий, то он не может отвечать за постановку медицинского дела, что он только может администрировать и распоряжаться финансами и хозяйственными делами. Другие просто говорят, что это будет не Главврач, а Главхоз над Завхозом. Некоторые полагают, что- нужно выдвигать осторожно, раньше в пом. главврачей, потом, как освоятся можно и в Главврачи: тов. Мих.6 считает, что: «нужно, чтобы заведующий был хорошим администратором и организатором, политически развитым, чтобы он умел создать хорошие взаимоотношения с врачами, со всем персоналом, наладить с общественностью и т. д. К нему необходимо предъявить те же требования, что и к директору фабрики. Это должен быть ответственный политический работник, а не тип настоящего завхоза (должность которого при Директоре, конечно, сохраняется).

«Что из того, что подобных ответственных товарищей у нас и так нехваток»—возражает тов. ІО з е ф с о н 6 и продолжает „что каждая новая фабрика, каждый завод, каждый вновь разворачиваемый зерносовхоз, каждый район сплошной коллективизации... требует все новых и новых кадров администраторов-организаторов, хороших общественных и политических работников... Советская медицина имеет достаточные кадры врачей для перестройки здравоохранения на новые, не потребительские рельсы, достаточно благодарный материал, поработавши над которыми можно пойти в ногу со всей переустраивающейся народно-хозяйственной жизнью, не теряя переспективы“.                                                                                                                                        т

Постановление ЦК партии разрешает этот вопрос в целом. Не в том дело,, кто как и лучше справится. Рабочий во главе лечучреждения и врач администратор не противопоставляются друг другу. Коренное улучшение в составе кадров органов здравоохранения, выдвижение рабочих на командные должности должно способ- твовать еще большему улучшению работы лечсанучреждений и органов управления и должно обеспечить более четкое отражение классовой пролетарской линии в деле здравоохранения. Это постановление партии констатирует, „значительное скопление медицинских работников и оканчивающих медвузы в крупных городских центрах при резком недостатке таковых в деревне и фабрично-заводских поселках. ЦК считает необходимым, чтобы Наркомтруд СССР совместно с Нарком- здравами Союзных Республик и ЦК Союза Медсантруд провели в месячный срок мероприятия, обеспечивающие использование этих работников в деревне**.

Этот вопрос приобретает первостепенное значение в настоящее время, когда перед органами здравоохранения ставится задача количественного и качественного улучшения медпомощи социалистическому сектору деревни. Наша страна не настолько богата медицинскими врачами, чтобы позволить себе роскошь иметь резерв врачей в несколько тысяч человек, неиспользованных на практической работе.

Это постановление партии должно быть категорически выполнено без всяких ослаблений. Это резкое несоответствие и численное соотношение—один врач в городе на несколько сот человек, а на селе один врач на 2—3 десятка тысяч крестьянского населения—должно быть уменьшено.

В этой статье нами охвачены только некоторые пункты этого постановления. « Остальные вопросы этого постановления не менее важны. Эта сопокупность мероприятий определяет новое направление в построении лечебно-санитарного дела, коренная перестройка работы, наиболее четкое выявление классовой пролетарской линии, усиление темпа развития дела здравоохранения в соответствии с темпом роста всего народного хозяйства.

×

About the authors

A. Ya. Pleshitser

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

  1. Вопросы здравоохранения, № 20, 1929.
  2. Ibid. № 18.—
  3. Ibid.
  4. Ibid. № 22,
  5. Ibid. № 19.—6 Ibid. № 22

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2020 Pleshitser A.Y.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies