Опыт использования лапароскопически-ассистированного метода наложения стомы пациентам с колоректальным раком

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Демонстрация преимущества методики лапароскопической операции у пациентов с колоректальным раком перед традиционным оперативным вмешательством.

Методы. Проведён ретроспективный анализ лечения 40 больных (основная группа) в отделении абдоминальной онкологии Курского областного клинического онкологического диспансера за период 2017–2019 гг., которые имели выраженное нарушение пассажа по кишечнику на фоне опухолевого стенозирования. В качестве сравнительного анализа взята контрольная группа из 30 человек, перенёсших открытое оперативное вмешательство в объёме колостомы за период 2017–2019 гг.

Результаты. По средней продолжительности оперативного вмешательства группы достоверно различались (р <0,05), меньшей оказалась средняя продолжительность операции в лапароскопической группе — 40,5±13,6 мин, при лапаротомии — 54,5±18,5 мин. Объём кровопотери за время операции оказался больше в группе контроля и составил 75±40 мл против 10,5±5,5 мл, различия были значимыми (р <0,05). Средний срок пребывания в стационаре в лапароскопической группе составил 4±1 сут, что достоверно меньше, чем у пациентов, перенёсших лапаротомию, — 11±4 сут (р <0,05). Послеоперационные осложнения встречались среди больных в группе контроля в 10% случаев: серома срединной раны у 2 больных, лигатурный свищ у 1 больного. В обеих группах не было послеоперационных летальных исходов.

Вывод. Проведённое сравнение методов оперативного вмешательства показало, что результаты лапароскопических операций во многом лучше, чем традиционные открытые операции, у пациентов с колоректальным раком, так как достоверно сокращают сроки реабилитационного периода и сопровождаются незначительной кровопотерей.

Полный текст

Актуальность. Колоректальный рак (КРР) продолжает занимать одну из лидирующих позиций среди всех онкологических заболеваний в мире [1–3]. Международное агентство Всемирной организации здравоохранения по изучению рака GLOBOCAN опубликовало статистические данные 2018 г., где КРР занимает третье место в структуре заболеваемости (n=1 849 518) и второе место в структуре смертности (n=880 792) [4]. В Российской Федерации показатели заболеваемости и смертности при КРР занимают второе место [4]. Максимальные показатели заболеваемости среди всех стран мира регистрируют в Западной Европе, Австралии, Новой Зеландии, минимальные — в Юго-Центральной Азии, Центральной Африке [5–7]. Чаще подвержены заболеванию люди пожилого и старческого возраста, с каждым годом риск развития КРР возрастает [8, 9]. Показатели заболеваемости и смертности у мужчин выше, особенно эта разница характерна для негроидной расы [10].

КРР — агрессивная опухоль, имеющая большое количество таких частых осложнений, как кишечная непроходимость, перфорация стенки кишки, кровотечение, перифокальные гнойно-воспалительные процессы. Использование кишечной стомы помогает значительно снизить количество таких осложнений [11].

Повсеместное развитие хирургии, а также внедрение лапароскопических и малоинвазивных технологий в лечении рака прямой и ободочной кишки привело к использованию в клинической практике новых методик — вместо традиционных. Способ лапароскопически-­ассистированной колостомии разработан ещё в 1973 г. И.Д. Прудниковым. Данный метод прошёл ряд усовершенствований, в настоящее время он всё больше приобретает популярность [12].

Цель. Демонстрация преимущества методики лапароскопической операции у пациентов с КРР перед традиционным оперативным вмешательством.

Материал и методы исследования. С использованием лапароскопической техники в отделении абдоминальной онкологии Курского областного клинического онкологического диспансера за период 2017–2019 гг. прооперированы 40 пациентов (основная группа). В качестве сравнительного анализа взята контрольная группа из 30 человек, перенёсших открытые оперативные вмешательства в объёме колостомы за период 2015–2016 гг.

В обеих группах преобладали женщины — 55 и 62% соответственно. Большинство пациентов в обеих группах были пожилого и старческого возраста, средний возраст составил 75±8,5 года. Индекс массы тела у всех пациентов был менее 35 кг/м2.

Сопутствующие заболевания отмечены у 75% больных первой группы и 69% больных второй группы, преобладали заболевания сердечно-сосудистой системы.

Распределение больных по стадиям проводили согласно международной классификации TNM (7-е издание, 2010 г.).

Перед началом оперативного вмешательства индивидуально каждому пациенту проводили маркировку на коже будущего местоположения стомы, исключали участки с наличием рубцовых и воспалительных изменений. Несоблюдение этого правила может привести к развитию осложнений, а впоследствии к затруднению в уходе за кишечной стомой.

В контрольной группе использовали операционный доступ в виде срединной лапаротомии.

Методика лапароскопически-ассистированного стомирования начинается с создания пневмоперитонеума. Позиция пациента в положении Тренделенбурга, под углом 15°, точка введения первого троакара на 1–1,5 см ниже пупка. После разреза скальпелем кожи рану по бокам растягивают цапками, поднимают брюшную стенку с целью минимизации повреждения внутренних органов. Положение 10-миллиметрового троакара в руке хирурга устанавливают таким образом, чтобы основание упиралось в ладонную часть руки, а указательный палец осуществлял контроль глубины введения троакара.

Если у пациента были в анамнезе оперативные вмешательства, которые сопровождались нижнесрединной или срединной лапаротомией, место введения первого троакара определяли по методике открытого введения по Хассону, в точке предполагаемого выведения стомы.

После ревизии и выбора наиболее подходящего участка толстой кишки для будущей стомы, в большинстве случаев мы используем поперечно-ободочную кишку, дополнительно устанавливаем два 5-миллиметровых ­троакара. При наличии спаек в брюшной полости производим интестинолизис, если есть необходимость в осуществлении дополнительной подвижности предполагаемой стомы для её свободного выведения, выполняем латеральную мобилизацию.

В брыжейке подготовленного участка мобильной кишки мы формировали окошко для введения дренажной трубки, которую фиксировали зажимом, подводили вместе с кишкой к месту предполагаемого выведения. Производили иссечение кожи в виде круга с учётом диаметра кишки, рассечение подкожной жировой клетчатки, крестообразное рассечение апоневроза, после чего выводили на поверхность кишку с дренажной трубкой, выполняли правильную ротацию стомы и фиксацию к коже. Осуществляли контрольный осмотр камерой лапароскопа на гемостаз и ориентацию петли кишки, при необходимости устанавливали дренажную трубку.

Статистическая обработка результатов исследования проведена с использованием пакета прикладных программ Statistica 6.1 for Windows. Различия считали статистически значимыми при p <0,05.

Результаты. Распределение больных в зависимости от стадии рака (классификация TNM, 7-я редакция, 2010 г.) не выявило достоверных различий между группами (р >0,05). В обеих группах преобладали больные аденокарциномой III и IV стадий. В основной группе у 34 (85%) пациентов был определён гистологический тип опухоли кишечника в виде аденокарциномы, плоскоклеточный рак был выявлен в 6 (15%) случаях.

1. Основная клиническая группа. Все пациенты на фоне опухолевого стеноза имели клинические проявления нарушения пассажа по кишечнику. В 35 (87,5%) случаях лапароскопическая стома была первым разгрузочным этапом перед проведением предоперационного курса химиолучевого лечения. С паллиативной целью стомирование было выполнено у 5 (12,5%) пациентов.

Распределение больных по виду кишечной стомы представлено в табл. 1.

 

Таблица 1. Распределение больных по виду кишечной стомы

Вид операции

Число пациентов

Доля, %

Сигмостомия

7

17,5

Трансверзостомия

30

75

Илеостомия по Торнболлу

3

7,5

Всего

40

100

 

Использование в качестве превентивной колостомы участка поперечно-ободочной кишки позволило у 20 (50%) больных дополнительно сохранить длину левой половины толстой кишки для восстановления её непрерывности, наложения анастомоза. В тех 7 (17,5 %) случаях, где в качестве стомы использовали сигмовидную кишку, потребовалась дополнительная мобилизация толстой кишки перед наложением анастомоза.

По средней продолжительности оперативного вмешательства группы достоверно различались (р <0,05), меньшей оказалась средняя продолжительность операции в лапароскопической группе — 40,5±13,6 мин, при лапаротомных вмешательствах — 54,5±18,5 мин. Объём кровопотери за время операции оказался больше в группе контроля и составил 75±40 мл против 10,5±5,5 мл, различия были значимыми (р <0,05). Лимфодиссекция оказалась приемлемой в обеих группах, различия в группах были недостоверны. Средний срок пребывания в стационаре в лапароскопической группе составил 4±1 сут, что достоверно меньше, чем у пациентов, перенёсших лапаротомию, — 11±4 сут (р <0,05; табл. 2).

 

Таблица 2. Результаты хирургического лечения ­колоректального рака

Показатели

Лапаро­скопически

Открыто

р

Продолжитель­ность оперативного пособия, мин

40,5±13,6

54,5±18,5

<0,05

Объём кровопотери, мл

10,5±5,5

75±40

<0,05

Количество удалённых лимфатических узлов

22,1±7

20±4

>0,05

 

Антибиотикопрофилактику проводили на предоперационном и интраоперационном этапах. Использование малоинвазивной технологии не потребовало применения наркотических анальгетиков в раннем послеоперационном периоде ни у одного из исследуемых пациентов, также не было выявлено каких-либо осложнений, связанных с объёмом оперативного пособия. У всех пациентов было раннее восстановление перистальтики кишечника.

2. Контрольная клиническая группа. Продолжительность антибактериальной терапии составила 4±1 сут. В раннем послеоперационном периоде в 25 (83,3%) случаях в качестве обез­боливания использовали неопиоидные анальгетики, у 5 (16,7%) пациентов дополнительно потребовалось для купирования болевого синдрома введение наркотических анальгетиков. Осложнения со стороны послеоперационной раны были выявлены в 10% случаев: серома срединной раны — у 2 больных, лигатурный свищ — у 1 больного.

Обсуждение. В сравнении с открытым оперативным вмешательством у пациентов с КРР лапароскопически-ассистированная методика имеет минимальный травматизм передней брюшной стенки и внутренних органов, что позволяет уменьшить кровопотерю (75±40 мл против 10,5±5,5 мл; р <0,05). При открытой операции, даже в случае простого формирования стомы среднее время операции было значительно больше — 54,5±18,5 мин против 40,5±13,6 мин (р <0,05). В своей работе мы показали преимущества лапароскопического перед открытым методом, среднее время пребывания в стационаре составило 4±1 сут против 11±4 сут (р <0,05), что позволяет быстрее приступить к следующему этапу лечения (предоперационной химиолучевой терапии). Пожилой возраст, а также отягощённый хирургический анамнез в отношении органов брюшной полости и малого таза в исследуемой нами основной группе пациентов не стали абсолютными противопоказаниями к выполнению лапароскопических оперативных вмешательств.

При опухолях левой половины толстой кишки в качестве кишечной стомы в большинстве случаев мы использовали участок поперечно-­ободочной кишки (трансверзостомия) с целью увеличения длины пластического компонента на последующих этапах хирургического лечения.

Вывод

Проведённое сравнение методов оперативного вмешательства показало, что результаты лапароскопических операций во многом лучше, чем традиционные открытые операции, у пациентов с колоректальным раком, так как достоверно сокращают сроки реабилитационного периода и сопровождаются незначительной кровопотерей.

 

Участие авторов. Д.Г.Б. и А.С.М. оперировали пациентов; Д.Г.Б. проводил исследование; О.Ю.М. и О.Г.Ф. отвечали за сбор и анализ результатов; В.В.Х. — руководитель работы.

Источник финансирования. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов по представленной статье.

×

Об авторах

Дмитрий Геннадьевич Брежнев

Курский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: brejnev_dmitrii@mail.ru
SPIN-код: 9954-3609
Россия, г. Курск, Россия

Владимир Владимирович Хвостовой

Курский государственный медицинский университет

Email: brejnev_dmitrii@mail.ru
Россия, г. Курск, Россия

Оксана Геннадьевна Фролова

Курский государственный медицинский университет

Email: brejnev_dmitrii@mail.ru
SPIN-код: 4558-5790
Россия, г. Курск, Россия

Александр Сергеевич Москалёв

Курский областной клинический онкологический диспансер

Email: brejnev_dmitrii@mail.ru
Россия, г. Курск, Россия

Олеся Юрьевна Махова

Курский государственный медицинский университет

Email: brejnev_dmitrii@mail.ru
SPIN-код: 1271-2899
Россия, г. Курск, Россия

Список литературы

  1. Ansa B.E., Coughlin S.S., Alema-Mensah E. et al. Evaluation of colorectal cancer incidence trends in the United States (2000–2014). J. Clin. Med. 2018; 7 (22): 310–321. doi: 10.3390/jcm7020022.
  2. Arnold M., Sierra M., Laversanne M. et al. Glo­bal patterns and trends in colorectal cancer incidence and mortality. Gut. 2017; 66: 683–691. doi: 10.1136/gutjnl-2015-310912.
  3. Navarro M., Nicolas A., Ferrandez A. et al. Co­lorectal cancer population screening programs worldwide in 2016: An update. World J. Gastroenterol. 2017; 23 (20): 3632–3642. doi: 10.3748/wjg.v23.i20.3632.
  4. GLOBOCAN 2018: estimated cancer incidence, mortality and prevalence worldwide in 2018. http://gco.iarc.fr/today/onlineanalysis-pie (access date: 01.12.2019).
  5. Haggar F.A., Boushey R.P. Colorectal cancer epidemiology: Incidence, mortality, survival, and risk factors. Clin. Colon Rectal Surg. 2009; 22 (4): 191–197. doi: 10.1055/s-0029-1242458.
  6. Morris E.J., Sandin F., Lambert P.C. et al. A population-based comparison of the survival of patients with co­lorectal cancer in England, Norway and Sweden between 1996 and 2004. Gut. 2011; 60 (8): 1087–1093. doi: 10.1136/gut.2010.229575.
  7. Majek O., Gondos A., Jansen L. et al. Sex differences in colorectal cancer survival: population-based analysis of 164,996 colorectal cancer patients in Germany. PLoS One. 2013; 8 (7): 654–683. doi: 10.1371/journal.pone.0068077.
  8. Magalhaes B., Peleteiro B., Lunet N. Dietary patterns and colorectal cancer: systematic review and meta- analysis. Eur. J. Cancer Prevent. 2012; 21 (1): 15–23. doi: 10.1097/cej.0b013e3283472241.
  9. National Cancer Institute. Surveillance, Epidemio­logy, and End Results (SEER) Program. Cancer Stat Facts: Colon and Rectum Cancer. Accessed June 5, 2018.
  10. Boyle P., Ferlay J. Mortality and survival in breast and colorectal cancer. Nat. Clin. Pract. Oncol. 2005; 2 (9): 424–425. doi: 10.1038/ncponc0288.
  11. Bray F., Colombet M., Mery L. et al. Cancer incidence in five continents. Vol. XI (electronic version). Lyon: International Agency for Research on Cancer. http://ci5.iarc.fr (access date: 01.12.2019).
  12. Хитарьян А.Г., Праздников Э.Н., Глумов Е.Э. и др. Первый опыт лапароскопических комбинированных операций при местнораспространённом раке ободочной кишки. Колопроктология. 2015; (S1): 89–89a.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 2020 Брежнев Д.Г., Хвостовой В.В., Фролова О.Г., Москалёв А.С., Махова О.Ю.

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах