Факторы и условия успешной профессиональной адаптации ординаторов

Обложка


Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Актуальность. Ординатура служит основным этапом подготовки высококвалифицированных врачебных кадров. Требования к уровню подготовки и профессиональным ценностям будущих врачей повышаются, меняются подходы к технологиям обучения и оценки, что накладывает дополнительную ответственность на всех участников образовательного процесса: преподавателей, наставников и ординаторов.

Цель. Выявить факторы и условия, влияющие на профессиональную адаптацию ординаторов в первые месяцы обучения.Методы. В исследовании участвовали 369 ординаторов, обучающихся в Казанском государственном медицинском университете, Казанском (Приволжском) федеральном университете, Казанской государственной медицинской академии, в возрасте от 22 до 36 лет. Ординаторы подразделялись на группы по критериям: специальность, место предыдущего обучения, основа обучения (по общему конкурсу, целевая, коммерческая), пол, возраст, клиническая база прохождения ординатуры. Использовали разработанную авторами оригинальную анкету, содержащую 27 вопросов. Вопросы анкеты касались различных сторон адаптации ординаторов. Заполнение анкеты было анонимным и проводилось с использованием технологии интернет-опроса через Yandex Forms. Статистический анализ и визуализация полученных данных были выполнены с использованием программы StatTech v. 3.0.9. Категориальные данные описывали с указанием абсолютных значений и процентных долей. Сравнение процентных долей при анализе многопольных таблиц сопряжённости проводили с помощью критерия χ2 Пирсона.

Результаты. Удовлетворённость обучением рассматривалась как один из показателей успешной адаптации ординаторов. По итогам 1-го и 2-го месяцев обучения в ординатуре 48,2% опрошенных показали удовлетворённость своим обучением. Значимых различий по степени удовлетворённости у ординаторов различных специальностей не выявлено (p=0,424). Статистически значимые различия (используемый метод — χ2 Пирсона) установлены по наличию наставника/куратора, а также случаев неуважительного отношения со стороны медицинского персонала клинической базы, где они проходили обучение, пациентов и их родственников, администрации учреждения (p <0,05). Зависимость процесса адаптации ординаторов от выбранной специальности, места предыдущего обучения, основы обучения (по общему конкурсу, целевая, коммерческая), пола, возраста, клинической базы прохождения ординатуры не обнаружена.

Вывод. Условиями успешной адаптации ординаторов являются наличие наставника от медицинской организации, точность получаемых инструкций, частота встреч с преподавателем/куратором, внимание заведующего кафедрой к работе и учёбе ординаторов и мотивация к обучению у самих ординаторов.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Татьяна Владимировна Рябова

Казанский государственный медицинский университет

Email: tatry@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-2199-2251

канд. психол. наук, доц., каф. психиатрии и медицинской психологии

Россия, г. Казань, Россия

Дамир Ильдарович Марапов

Казанская государственная медицинская академия — филиал Российской медицинской академии последипломного образования

Email: damirov@list.ru
ORCID iD: 0000-0003-2583-0599
SPIN-код: 5926-0451

канд. мед. наук, доц., каф. общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением

Россия, г. Казань, Россия

Александр Геннадьевич Жидяевский

Казанский государственный медицинский университет

Email: zhidyaevskij@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4245-5201
SPIN-код: 5865-6771

ассистент, каф. психиатрии и медицинской психологии

Россия, г. Казань, Россия

Лиана Лероновна Галимова

Казанский государственный медицинский университет

Email: liana.galimova278@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-3217-5070

ординатор, каф. поликлинический терапии и общей врачебной практики

Россия, г. Казань, Россия

Лайсан Музиповна Мухарямова

Казанский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: l.mukharyamova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5016-6928

докт. полит. наук, проф., зав. каф., каф. истории, философии, социологии

Россия, г. Казань, Россия

Список литературы

  1. Министерство здравоохранения Российской Федерации: официальный сайт. Москва. Федеральный проект "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами". https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/kadry (дата обращения: 26.06.2023).
  2. Григорьева Д.Д., Михеев М.И., Башилов Р.Н., Башилова С.М. Формирование у ординаторов профессиональной врачебной идентичности. Ярославский педагогический вестник. 2019;(3):119–124. doi: 10.24411/1813-145X-2019-10424.
  3. Малютина Т.В., Цыганкова О.Ю., Лонская Л.В. Характеристика статуса профессиональной идентичности ординаторов медицинского вуза. Проблемы современного педагогического образования. 2022;(74-4):287–290. EDN: CHNHQK.
  4. Петрова Р.Г. Кризис профессиональной идентичности у молодых врачей. Управление устойчивым развитием. 2019;(2):77–82. EDN: QGNOBL.
  5. Haruta J, Ozone S, Hamano J. Doctors’ professional identity and socialisation from medical students to staff doctors in Japan: Narrative analysis in qualitative research from a family physician perspective. BMJ Open. 2020;10(7):e035300. doi: 10.1136/bmjopen-2019-035300.
  6. Matsuyama Y, Nakaya M, Leppink J, Vleuten C, Asada Y, Lebowitz A, Sasahara T, Yamamoto Y, Matsumura M, Gomi A, Ishikawa S, Okazaki H. Limited effects from professional identity formation-oriented mentoring on self-regulated learning in a preclinical setting: A randomized-controlled study in Japan. BMC Med Educ. 2021;21:30. doi: 10.1186/s12909-020-02460-3.
  7. Tagawa M. Scales to evaluate developmental stage and professional identity formation in medical students, residents, and experienced doctors. BMC Med Educ. 2020;20:40. doi: 10.1186/s12909-020-1942-y.
  8. Toben D, Mak-van der Vossen M, Wouters A, Kusurkar RA. Validation of the professional identity questionnaire among medical students. BMC Med Educ. 2021;21:359. doi: 10.1186/s12909-021-02704-w.
  9. Гацура О.А., Дерюшкин В.Г, Гацура С.В. Начинающий врач на пороге клинической ординатуры: ожидания и вызовы. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019;10(3):64–70. doi: 10.24411/2220-8453-2019-13007.
  10. Плугина М.И., Майборода Т.А. Роль педагогики и психологии в развитии самоактуализации и ценностных ориентаций ординаторов медицинских вузов. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(1):3142. doi: 10.15829/1728-8800-2022-3142.
  11. Алмханова Р.С., Абатов Н.Т. Роль наставничества в современном медицинском образовании врачей-резидентов. Медицина и экология. 2019;(3):72–75.
  12. Бодина О.В., Писковацкова А.Э., Макарова М.В., Тишков Д.С. Наставничество как решение задачи повышения профессиональной компетентности врача-стоматолога. Современные проблемы науки и образования. 2018;(5):111. doi: 10.17513/spno.27926.
  13. Рябова Т.В., Жидяевский А.Г., Галимова Л.Л., Мухарямова Л.М. Исследование факторов профессиональной адаптации ординаторов. Казанский педагогический журнал. 2022;(4):209–216. doi: 10.51379/KPJ.2022.154.4.025.
  14. Харден Р.М., Лейдлоу Д.М. Ключевые навыки медицинского преподавателя: введение в преподавание и изучение медицины. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2021. 376 с.
  15. Deb L, Desai S, McGinley K, Paul E, Habib T, Ali A, Stawicki S. Mentorship in postgraduate medical education. In: Contemporary Topics in Graduate Medical Education. Vol. 2. IntechOpen; 2022. doi: 10.5772/intechopen.98612.
  16. Findyartini A, Greviana N, Felaza E, Faruqi M, Afifah TZ, Firdausy MA. Professional identity formation of medical students: A mixed-methods study in a hierarchical and collectivist culture. BMC Med Educ. 2022;22:443. doi: 10.1186/s12909-022-03393-9.
  17. Chaudhuri S, Park S, Johnson KR. Engagement, inclusion, knowledge sharing, and talent development: Is reverse mentoring a panacea to all? Findings from literature review. European Journal of Training and Development. 2022;46(5/6):468–483. doi: 10.1108/EJTD-01-2021-0005.
  18. Simpson D, Marcdante K, Souza R, Anderson A, Holmboe E. Job roles of the 2025 Medical Education. J Grad Med Educ. 2018;10(3):243–246. doi: 10.4300/JGME-D-18-00253.
  19. Матюшкина Е.Я., Микита О.Ю., Холмогорова А.Б. Уровень профессионального выгорания врачей-ординаторов, проходящих стажировку в скоропомощном стационаре: данные до ситуации пандемии. Консультативная психология и психотерапия. 2020;28(2):46–69. doi: 10.17759/cpp.2020280203.
  20. Савельева Л.А., Кашапов М.М., Савельева М.И. Когнитивные основы синдрома эмоционального выгорания у обучающихся по программам ординатуры. Перспективы науки и образования. 2021;(2):353–364. doi: 10.32744/pse.2021.2.24.
  21. Hariharan TS, Griffin BA. Review of the factors related to burnout at the early-career stage of medicine. Med Teach. 2019;41(12):1380–1391. doi: 10.1080/0142159X.2019.1641189.
  22. Joaquim A, Custodio S, Savva-Bordalo J, Chacim S, Carvalhais I, Lombo L, Lopes H, Araujo A, Gomes R. Burnout and occupational stress in the medical residents of oncology, haematology and radiotherapy: A prevalence and predictors study in Portugal. Psychol Health Med. 2018;23(3):317–324. doi: 10.1080/13548506.2017.1344256.
  23. Papaefstathiou E, Tsounis A, Papaefstathiou E, Malliarou M, Sergentanis T, Sarafis P. Impact of hospital educational environment and occupational stress on burnout among Greek medical residents. BMC Res Notes. 2019;12(1):1–6. doi: 10.1186/s13104-019-4326-9.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Результаты анкетирования ординаторов о различных проблемах в первые месяцы обучения ординаторов (n=369)

Скачать (32KB)
3. Рис. 2. Гистограмма распределения уровня удовлетворённости ординаторов в зависимости от получения точных распоряжений (инструкций) по своей практической работе в отделении

Скачать (42KB)
4. Рис. 3. Диаграмма уровня эмоционального комфорта ординаторов в зависимости от наличия встреч с заведующим кафедрой/профессором/ведущим специалистом

Скачать (29KB)
5. Рис. 4. Уровень удовлетворённости ординаторов в зависимости от наличия случаев неуважительного отношения со стороны разных людей

Скачать (52KB)

© 2024 Эко-Вектор


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах