Подготовка специалистов в области управления здравоохранением: значимость формирования компетенций
- Авторы: Решетников В.А.1, Коршевер Н.Г.2, Доровская А.И.2
-
Учреждения:
- Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
- Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского
- Выпуск: Том 96, № 6 (2015)
- Страницы: 1049-1053
- Тип: Социальная гигиена и организация здравоохранения
- Статья получена: 28.03.2016
- Статья опубликована: 15.12.2015
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/1638
- DOI: https://doi.org/10.17750/KMJ2015-1049
- ID: 1638
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель. Обоснование перечней и значимости знаний, умений и владений, которыми должны обладать организаторы здравоохранения, занимающие различные руководящие должности в медицинских организациях, - разработка профилей сформированности (моделей) компетенций.
Методы. Проведён экспертный опрос 16 представителей профессорско-преподавательского состава (опыт профессиональной деятельности по специальности не менее 10 лет) организационных кафедр Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского Минздрава России.
Результаты. На базе компетенций, представленных в государственном образовательном стандарте по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», определены необходимые перечни позиций рубрик «знать» - 37, «уметь» - 25, «владеть» - 25. Установлена их значимость для заведующих (начальников) структурных подразделений - врачей-специалистов, заместителей руководителя (начальника) и главных врачей (начальников) медицинских организаций. По значимости ряда позиций всех трёх рубрик выявлены статистически значимые различия, что позволило разработать соответствующие модели или профили сформированности. При этом в перечни рассматриваемых рубрик вошли позиции, которые были оценены экспертами как «это совершенно необходимо для успешной работы в конкретной должности», «необходимо» и «скорее необходимо, чем нет». Последняя оценка была зафиксирована только в отношении трёх позиций для заведующих (начальников) структурных подразделений медицинских организаций в рубрике «владеть».
Вывод. Результаты проведённого исследования могут быть реализованы как при организации повседневной деятельности медицинских организаций, так и в образовательном процессе факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов медицинских вузов.
Ключевые слова
Об авторах
Владимир Анатольевич Решетников
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
Автор, ответственный за переписку.
Email: resh1960@mail.ru
Натан Григорьевич Коршевер
Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского
Email: resh1960@mail.ru
Анастасия Игоревна Доровская
Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского
Email: resh1960@mail.ru
Список литературы
- Аверина Е.А. Формирование ключевых компетенций в организациях здравоохранения. Извест. Санкт-Петербург. ун-та экономики и финансов. 2012; (6). http://www. cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-klyuchevyh-kompetentsiy-v-organizatsiyah-zdravoohraneniya#ixzz3Yd1QepWz (дата обращения: 23.09.15).
- Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика. 1976; 116 с.
- Богдан Н.Н. Управленческие компетенции руководителей в сфере здравоохранения. Мед. и образован. в Сибири: электронный науч. ж. 2012; (5). http://www.ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=790 (дата обращения: 27.09.15).
- Зимина Е.И., Горькова Т.Ю. Системный подход к профессиональной подготовке управленческих кадров для здравоохранения. Социал. аспекты здоровья населения. 2010; (3): 1-12.
- Кошевой О.С., Голосова Е.С., Сеидов Ш.Г. Организация экспертного опроса с привлечением специалистов органов государственного и муниципального управления. Извест. высших учеб. заведений. Поволжский регион. Обществ. науки. 2012; (1): 98-107.
- Крымский С.Б., Жилин Б.Б., Паниотто В.И. и др. Экспертные оценки в социологических исследованиях. Киев: Наукова думка. 1990; 320 с.
- Масленников В.Е. Особенности отбора экспертов. Социология. 2010; (2): 82-93.
- Протопопов А.А., Еругина М.В., Коршевер Н.Г. и др. Методологические аспекты профессиональной подготовки организаторов здравоохранения. Саратов. науч.-мед ж. 2012; 8 (1): 1017-1022.
- Решетников В.А., Сквирская Г.П., Сырцова Л.Е. и др. Концептуальные подходы к подготовке специалистов в области управления здравоохранением. Здравоохр. РФ. 2013; (6): 9-14.
- Эйтингон В.Н., Кравец М.А., Панкратова Н.П. Методы организации экспертизы и обработки экспертных оценок в менеджменте. Воронеж: ВГУ. 2004; 44 с.
- Ясько Б.А. Психология менеджмента в системе здравоохранения: компетентностный подход. Вестн. Адыгейского гос. ун-та. 2011. (1): 187-195. http://www. cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-menedzhmenta-v-sisteme-zdravoohraneniya-kompetentnostnyy-podhod#ixzz3YdJaKeDS (дата обращения: 27.09.15).
Дополнительные файлы
![](/img/style/loading.gif)