Современное состояние сестринского дела в Республике Марий Эл и разработка подходов по его совершенствованию

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Совершенствование управления сестринским делом на основе комплексной социально-гигиенической оценки. Методы. Аналитический, статистический, ретроспективный и проспективный анализ, метод выкопировки данных, социологический опрос. Результаты. За период с 2000 по 2011 гг. выявлена положительная динамика развития сестринского дела в Республике Марий Эл. На 01.01.2012 в 50 лечебно-профилактических учреждениях, подчинённых Министерству здравоохранения республики, и 306 фельдшерско-акушерских пунктах работали 7458 специалистов со средним медицинским образованием. Большинство имели сертификат и квалификационную категорию, соответственно 97,0 и 67,0%. Средний показатель обеспеченности населения сестринским персоналом составлял 107,1 человек на 10 тыс. населения, укомплектованность - 95,5%, по физическим лицам - 72%. Коэффициент совместительства сестринским персоналом - 1,3, соотношение «врач/медсестра» составляло 1:3,6. В последнее время в республике наметилась тенденция оттока кадров из отрасли. За период с 2000 г. по настоящее время количество работающих специалистов сестринского дела уменьшилось на 380 человек. На долю «молодых» специалистов приходилось всего 7,9% общего количества медицинских сестёр, доля сестринского персонала предпенсионного и пенсионного возраста составляла 19,9%. Вывод. На основании данных прогноза на ближайшую перспективу можно ожидать ухудшения показателей кадрового обеспечения здравоохранения региона специалистами сестринского дела; решение данной проблемы рассматривается через создание «Школы руководителя сестринской службы».

Полный текст

В условиях модернизации здравоохранения, реализации национального проекта «Здоровье» и целевых программ по приоритетным проблемам общественного здоровья нельзя не отметить возрастающую роль сестринского персонала в оказании медицинской помощи населению Российской Федерации (РФ). Как отмечено в Программе развития сестринского дела в РФ на период 2010-2020 гг., специалисты сестринского дела рассматриваются как ценный ресурс отрасли по удовлетворению потребности населения в доступной, качественной и экономически эффективной медицинской помощи. Современное состояние сестринского дела непосредственно зависит от степени его развития, уровня профессиональной компетентности сестринского персонала, мотивации к труду, корпоративной принадлежности, умения планировать и прогнозировать свою деятельность, нести ответственность за принимаемые решения [1, 4]. Основные задачи по развитию сестринского дела - развитие новых организационных форм и технологий сестринской помощи, совершенствование системы управления сестринскими службами, повышение профессионального и социального статуса медицинской сестры [1]. Цель исследования - совершенствование управления сестринским делом. Проведена комплексная оценка состояния сестринского дела в Республике Марий Эл. Определяли степень готовности специалистов сестринского дела к осуществлению управленческой деятельности, разрабатывали подходы по повышению уровня компетентности руководителей сестринской службы лечебно-профилактического учреждения. При проведении исследования применяли аналитический, статистический методы, выкопировку данных, ретроспективный и проспективный анализ, метод социологического опроса [2, 3]. Объектами исследования были специалисты сестринского дела муниципальных лечебно-профилактических учреждений Республики Марий Эл. В 50 лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), подчинённых Министерству здравоохранения Республики Марий Эл, и 306 фельдшерско-акушерских пунктах на 01.01.2012 работали 7458 специалистов сестринского дела, в сравнении с 2010 г. их количество уменьшилось на 204 человека. Как показал анализ выкопировки данных из личных листков учёта кадров, состав сестринского персонала представлен медицинскими сёстрами (70,8%), фельдшерами (11,4%), акушерками (6,3%) и другими специалистами со средним медицинским образованием, на долю которых приходилось 11,6%. Большинство (97,0%) специалистов имели сертификат, а у 67,0% была квалификационная категория (по РФ соответственно 90,0 и 64%). За последние 5 лет темпы роста квалификационных категорий у сестринского персонала в среднем выросли на 10,2%, а за период реализации национального проекта «Здоровье» число аттестованных в службе первичной медико-санитарной помощи возросло на 14,3% [4]. В республике удерживается относительно благоприятная ситуация по обеспеченности населения сестринским персоналом: в среднем 107,1 человек на 10 тыс. населения (2009 г. - 108,5; 2010 г. - 110,3; 2011 г. - 109,7). В Республике Марий Эл этот показатель остаётся несколько выше (95,5%), чем в РФ (94,4%). Показатель укомплектованности кадрами, коэффициент совместительства сестринским персоналом в регионе составлял 1,3, соотношение «врач/медсестра» - 1:3,6 (по РФ 1:2,1). Несмотря на благоприятную кадровую ситуацию, в республике наметилась тенденция оттока кадров из отрасли, которая в ближайшей перспективе может стать серьёзной проблемой для здравоохранения региона (рис. 1). Уже сейчас молодые специалисты составляют всего 7,9% общего количества медицинских сестёр, а доля сестринского персонала предпенсионного и пенсионного возраста составляет 19,9%. В связи с наметившейся тенденцией ежегодного снижения укомплектованности ЛПУ специалистами сестринского дела в республике предложено к рассмотрению несколько проектов: повышение квалификации - «накопительная система баллов»; заключение договора между ЛПУ и медицинским колледжем (закрепление выпускников за рабочим местом в медицинском учреждении); проект финансовой поддержки студентов колледжа при прохождении медицинских осмотров перед началом производственной практики. С целью развития сестринской профессии и поддержания престижа специалистов в республике в 2002 г. создано Региональное общественное отделение Ассоциации медицинских сестёр России «Ассоциация средних медицинских работников Республики Марий Эл». Членами Ассоциации являются около 5 тыс. специалистов со средним и высшим медицинским образованием, что составляет 60,2% общего количества работающих. В Ассоциации функционирует 14 профессиональных секций. Одно из приоритетных направлений работы Ассоциации - решение профессиональных проблем медицинских сестёр. Региональное общественное отделение «Ассоциация средних медицинских работников Республики Марий Эл» входит в состав Ассоциации медицинских сестёр России и принимает активное участие в международных проектах по развитию сестринского дела. Анализ образовательного уровня руководящего состава сестринских служб ЛПУ показал, что большинство (68,0%) имели многоуровневое образование. Однако следует отметить, что всего 7,2% главных медицинских сестёр имели высшее сестринское образование. Исследование оценки готовности сестринского персонала к осуществлению управленческой функции проводили с использованием специального теста, который содержал 127 вопросов. В соответствии с методикой для оценки компетентности использовали шкалу баллов от 1 до 7. По каждой базовой компетенции производили расчёт средних арифметических величин. Социологическим опросом были охвачены 185 специалистов сестринского дела, все женщины. Большинство опрошенных относились к возрастным группам 31-40 и 41-50 лет. Средний возраст составил 41,2±2,4 года. Базовое профессиональное образование имели 85,3%, углублённый уровень и высшее сестринское образование соответственно 10,1 и 4,6%. Руководители сестринских служб в отличие от практикующих медицинских сестёр имели более высокий уровень компетентности, особенно в отношении управленческих функций (в среднем 4,5 балла против 3,2). Наиболее слабой компетенцией специалистов было умение организации и контроля своей деятельности и деятельности подчинённых, что обосновало необходимость проведения эксперимента по созданию «Школы руководителя» (далее «Школа»). Для оценки эффективности работы «Школы» были сформированы две группы - наблюдения и сравнения. В группу наблюдения вошли 35 медицинских сестёр, пожелавших пройти обучение в «Школе» без отрыва от производства. Группу сравнения составили 55 специалистов, которые работали в режиме выполнения своих профессиональных функций. Для проведения занятий были созданы необходимые для обучения условия. В группе наблюдения занятия проводили 1-2 раза в неделю по методике малых групп (6-8 человек) с использованием структурированной программы. При обучении применяли различные методы: лекции, семинары, деловая игра, кейс-метод, работа в малой группе и др. Занятия по разделу «Профессиональная психология» проходили в виде тренингов, что располагало к обмену опытом и получению поддержки от коллег. Контроль профессионального уровня во время обучения осуществляли по специально разработанным заданиям в тестовой форме. Результат мониторирования, которое проводили трижды, показал положительную динамику в уровне знаний группы наблюдения. Знания же медицинских сестёр в группе сравнения остались практически на прежнем уровне (рис. 2). Возросший после обучения в «Школе» уровень профессиональных знаний отразился на личностной компетентности специалистов. Так, 14,3% слушателей выполнили исследовательские работы по сестринскому делу и защитили высшие квалификационные категории, сформировалась мотивация к самообразованию и созданию учебно-методических пособий у 63,4 и 92,5% соответственно. Медицинские сёстры в своих ответах указали, что после обучения у них «появилось желание заниматься», «пробудился интерес к занятиям», «сформировалось желание общаться с группой», «возникло желание передать свои знания коллегам по работе»: соответственно 88,4; 83,7; 76,7 и 72,1% опрошенных. ВЫВОДЫ 1. Сестринское дело в Республике Марий Эл развивается в соответствии с общегосударственной политикой реформирования отрасли и получает поддержку от Министерства здравоохранения и Региональной ассоциации медицинских сестёр. 2. Анализ обеспечения ЛПУ специалистами сестринского дела показал кадровый дефицит. Отсутствие в регионе собственной многоуровневой модели образования сестринского персонала не позволяет проводить подготовку руководителей сестринских служб на современном уровне. 3. На наш взгляд, разработанный нами эксперимент по созданию «Школы руководителя» позволил подойти к решению проблемы, связанной с кадровым обеспечением отрасли. Подготовленные в «Школе» руководители сестринских служб ЛПУ смогут принимать адекватные управленческие решения, связанные с дальнейшим совершенствованием сестринского дела и повышением качества медицинской помощи жителям региона. Рис. 1. Динамика количества специалистов сестринского дела за 2000-2011 гг. и прогноз до 2015 г. (абс. число). Пайбактова.tif Рис. 2. Динамика знаний на этапах аттестации (%). Пайбактова_2.tif
×

Об авторах

Татьяна Александровна Пайбактова

Республиканская станция переливания крови, г. Йошкар-Ола; Ижевская государственная медицинская академия

Email: tanya_pabaktova@mail.ru

Галина Максимовна Злобина

Ижевская государственная медицинская академия

Список литературы

  1. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. - М.: Новое знание, 2005. - 335 с.
  2. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения / Под ред. Ю.П. Лисицына. - Казань: Медикосервис, 1998. - 698 с.
  3. Управление здравоохранением / Под. ред. В.З. Кучеренко. - М.: ТЕИС, 2001. - 448 с.
  4. Шляфер С.И. Кадровый потенциал сестринской службы Российской Федерации // Глав. мед. сестра. - 2011. - №7. - С. 10-12.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 2013 Пайбактова Т.А., Злобина Г.М.

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах