Assessing current state of nursing in Mari El Republic and developing approaches for its improvement

Cover Page


Cite item

Abstract

Aim. Improving the nursing management based on a comprehensive socio-hygienic assessment. Methods. Analytical, statistical, retrospective and prospective analysis, data copying, opinion poll. Results. Positive changes in nursing service development in Mari El Republic were revealed during the period from 2000 to 2011. By January, 1, 2012, 7458 nurses with secondary medical education were employed in 50 medical institutions run by Ministry of Healthcare and in 306 village first-aid stations. The majority were certified and had a qualifying category - 97% and 67% respectively. The average value of nursing provision was 107.1 nurses per 10 000 of population, staffing - 95.5%, staffing based of the number of employed nurses - 72%. Ratio of job combining among nursing staff was 1.3, the «doctor-nurse» ratio was 1:3.6. Recently a tendency of nursing personnel outflow from nursing practice was revealed in the region. Since 2000 the number of working nursing specialists decreased by 380. The share of «young» specialists was only 7.9% of all the employed nurses, the share of nursing staff of pre-retirement and retirement age was 19%. Conclusion. According to the forecast data for the near-term outlook it is possible to expect decrease of nursing staff rates in the region. The creation of «nursing service management school» may solve the problem.

Full Text

В условиях модернизации здравоохранения, реализации национального проекта «Здоровье» и целевых программ по приоритетным проблемам общественного здоровья нельзя не отметить возрастающую роль сестринского персонала в оказании медицинской помощи населению Российской Федерации (РФ). Как отмечено в Программе развития сестринского дела в РФ на период 2010-2020 гг., специалисты сестринского дела рассматриваются как ценный ресурс отрасли по удовлетворению потребности населения в доступной, качественной и экономически эффективной медицинской помощи. Современное состояние сестринского дела непосредственно зависит от степени его развития, уровня профессиональной компетентности сестринского персонала, мотивации к труду, корпоративной принадлежности, умения планировать и прогнозировать свою деятельность, нести ответственность за принимаемые решения [1, 4]. Основные задачи по развитию сестринского дела - развитие новых организационных форм и технологий сестринской помощи, совершенствование системы управления сестринскими службами, повышение профессионального и социального статуса медицинской сестры [1]. Цель исследования - совершенствование управления сестринским делом. Проведена комплексная оценка состояния сестринского дела в Республике Марий Эл. Определяли степень готовности специалистов сестринского дела к осуществлению управленческой деятельности, разрабатывали подходы по повышению уровня компетентности руководителей сестринской службы лечебно-профилактического учреждения. При проведении исследования применяли аналитический, статистический методы, выкопировку данных, ретроспективный и проспективный анализ, метод социологического опроса [2, 3]. Объектами исследования были специалисты сестринского дела муниципальных лечебно-профилактических учреждений Республики Марий Эл. В 50 лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), подчинённых Министерству здравоохранения Республики Марий Эл, и 306 фельдшерско-акушерских пунктах на 01.01.2012 работали 7458 специалистов сестринского дела, в сравнении с 2010 г. их количество уменьшилось на 204 человека. Как показал анализ выкопировки данных из личных листков учёта кадров, состав сестринского персонала представлен медицинскими сёстрами (70,8%), фельдшерами (11,4%), акушерками (6,3%) и другими специалистами со средним медицинским образованием, на долю которых приходилось 11,6%. Большинство (97,0%) специалистов имели сертификат, а у 67,0% была квалификационная категория (по РФ соответственно 90,0 и 64%). За последние 5 лет темпы роста квалификационных категорий у сестринского персонала в среднем выросли на 10,2%, а за период реализации национального проекта «Здоровье» число аттестованных в службе первичной медико-санитарной помощи возросло на 14,3% [4]. В республике удерживается относительно благоприятная ситуация по обеспеченности населения сестринским персоналом: в среднем 107,1 человек на 10 тыс. населения (2009 г. - 108,5; 2010 г. - 110,3; 2011 г. - 109,7). В Республике Марий Эл этот показатель остаётся несколько выше (95,5%), чем в РФ (94,4%). Показатель укомплектованности кадрами, коэффициент совместительства сестринским персоналом в регионе составлял 1,3, соотношение «врач/медсестра» - 1:3,6 (по РФ 1:2,1). Несмотря на благоприятную кадровую ситуацию, в республике наметилась тенденция оттока кадров из отрасли, которая в ближайшей перспективе может стать серьёзной проблемой для здравоохранения региона (рис. 1). Уже сейчас молодые специалисты составляют всего 7,9% общего количества медицинских сестёр, а доля сестринского персонала предпенсионного и пенсионного возраста составляет 19,9%. В связи с наметившейся тенденцией ежегодного снижения укомплектованности ЛПУ специалистами сестринского дела в республике предложено к рассмотрению несколько проектов: повышение квалификации - «накопительная система баллов»; заключение договора между ЛПУ и медицинским колледжем (закрепление выпускников за рабочим местом в медицинском учреждении); проект финансовой поддержки студентов колледжа при прохождении медицинских осмотров перед началом производственной практики. С целью развития сестринской профессии и поддержания престижа специалистов в республике в 2002 г. создано Региональное общественное отделение Ассоциации медицинских сестёр России «Ассоциация средних медицинских работников Республики Марий Эл». Членами Ассоциации являются около 5 тыс. специалистов со средним и высшим медицинским образованием, что составляет 60,2% общего количества работающих. В Ассоциации функционирует 14 профессиональных секций. Одно из приоритетных направлений работы Ассоциации - решение профессиональных проблем медицинских сестёр. Региональное общественное отделение «Ассоциация средних медицинских работников Республики Марий Эл» входит в состав Ассоциации медицинских сестёр России и принимает активное участие в международных проектах по развитию сестринского дела. Анализ образовательного уровня руководящего состава сестринских служб ЛПУ показал, что большинство (68,0%) имели многоуровневое образование. Однако следует отметить, что всего 7,2% главных медицинских сестёр имели высшее сестринское образование. Исследование оценки готовности сестринского персонала к осуществлению управленческой функции проводили с использованием специального теста, который содержал 127 вопросов. В соответствии с методикой для оценки компетентности использовали шкалу баллов от 1 до 7. По каждой базовой компетенции производили расчёт средних арифметических величин. Социологическим опросом были охвачены 185 специалистов сестринского дела, все женщины. Большинство опрошенных относились к возрастным группам 31-40 и 41-50 лет. Средний возраст составил 41,2±2,4 года. Базовое профессиональное образование имели 85,3%, углублённый уровень и высшее сестринское образование соответственно 10,1 и 4,6%. Руководители сестринских служб в отличие от практикующих медицинских сестёр имели более высокий уровень компетентности, особенно в отношении управленческих функций (в среднем 4,5 балла против 3,2). Наиболее слабой компетенцией специалистов было умение организации и контроля своей деятельности и деятельности подчинённых, что обосновало необходимость проведения эксперимента по созданию «Школы руководителя» (далее «Школа»). Для оценки эффективности работы «Школы» были сформированы две группы - наблюдения и сравнения. В группу наблюдения вошли 35 медицинских сестёр, пожелавших пройти обучение в «Школе» без отрыва от производства. Группу сравнения составили 55 специалистов, которые работали в режиме выполнения своих профессиональных функций. Для проведения занятий были созданы необходимые для обучения условия. В группе наблюдения занятия проводили 1-2 раза в неделю по методике малых групп (6-8 человек) с использованием структурированной программы. При обучении применяли различные методы: лекции, семинары, деловая игра, кейс-метод, работа в малой группе и др. Занятия по разделу «Профессиональная психология» проходили в виде тренингов, что располагало к обмену опытом и получению поддержки от коллег. Контроль профессионального уровня во время обучения осуществляли по специально разработанным заданиям в тестовой форме. Результат мониторирования, которое проводили трижды, показал положительную динамику в уровне знаний группы наблюдения. Знания же медицинских сестёр в группе сравнения остались практически на прежнем уровне (рис. 2). Возросший после обучения в «Школе» уровень профессиональных знаний отразился на личностной компетентности специалистов. Так, 14,3% слушателей выполнили исследовательские работы по сестринскому делу и защитили высшие квалификационные категории, сформировалась мотивация к самообразованию и созданию учебно-методических пособий у 63,4 и 92,5% соответственно. Медицинские сёстры в своих ответах указали, что после обучения у них «появилось желание заниматься», «пробудился интерес к занятиям», «сформировалось желание общаться с группой», «возникло желание передать свои знания коллегам по работе»: соответственно 88,4; 83,7; 76,7 и 72,1% опрошенных. ВЫВОДЫ 1. Сестринское дело в Республике Марий Эл развивается в соответствии с общегосударственной политикой реформирования отрасли и получает поддержку от Министерства здравоохранения и Региональной ассоциации медицинских сестёр. 2. Анализ обеспечения ЛПУ специалистами сестринского дела показал кадровый дефицит. Отсутствие в регионе собственной многоуровневой модели образования сестринского персонала не позволяет проводить подготовку руководителей сестринских служб на современном уровне. 3. На наш взгляд, разработанный нами эксперимент по созданию «Школы руководителя» позволил подойти к решению проблемы, связанной с кадровым обеспечением отрасли. Подготовленные в «Школе» руководители сестринских служб ЛПУ смогут принимать адекватные управленческие решения, связанные с дальнейшим совершенствованием сестринского дела и повышением качества медицинской помощи жителям региона. Рис. 1. Динамика количества специалистов сестринского дела за 2000-2011 гг. и прогноз до 2015 г. (абс. число). Пайбактова.tif Рис. 2. Динамика знаний на этапах аттестации (%). Пайбактова_2.tif
×

About the authors

T A Paybaktova

Republican blood transfusion center, Yoshkar-Ola, Russia; Izhevsk State Medical Academy, Izhevsk, Russia

Email: tanya_pabaktova@mail.ru

G M Zlobina

Izhevsk State Medical Academy, Izhevsk, Russia

References

  1. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. - М.: Новое знание, 2005. - 335 с.
  2. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения / Под ред. Ю.П. Лисицына. - Казань: Медикосервис, 1998. - 698 с.
  3. Управление здравоохранением / Под. ред. В.З. Кучеренко. - М.: ТЕИС, 2001. - 448 с.
  4. Шляфер С.И. Кадровый потенциал сестринской службы Российской Федерации // Глав. мед. сестра. - 2011. - №7. - С. 10-12.

© 2013 Paybaktova T.A., Zlobina G.M.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies