Социальная педиатрия: наукометрический анализ

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Определить тенденции развития социальной педиатрии, приоритетных направлений, актуальных задач и векторов дальнейших исследований в этой области. Методы. С использованием интерпретативного контент-анализа проведено исследование диссертационных работ по специальности «общественное здоровье и здравоохранение» за период 1991-2012 гг. Было проанализировано 4194 единицы информации. Результаты. На первом этапе исследования было выявлено, что проблемам детского населения посвящено 14,8% диссертаций, защищённых по специальности «общественное здоровье и здравоохранение» за указанный период. Следующий этап включал проведение качественного и количественного анализа приоритетных направлений социальной педиатрии в диссертационных исследованиях по общественному здоровью и здравоохранению. Анализ диссертаций по направлениям социальной педиатрии проводился по следующим категориям: (1) изучение социальных (социально-психологических) детерминант здоровья детского населения; (2) состояние здоровья детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации; (3) организация медико-социальной помощи детскому населению. Наиболее активно проводятся научные исследования по направлению «изучение социальных (социально-психологических) причин нарушений здоровья детского населения» (35,9%). Изучение состояния здоровья детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, как направление социальной педиатрии зафиксировано в 15% диссертаций, анализ организации медико-социальной помощи детскому населению - в 7,6% диссертационных исследований. Вывод. В целях оптимизации научного знания и совершенствования системы медико-социальной помощи детскому населению необходимо активизировать исследования в области социальной педиатрии.

Полный текст

В нашей стране социальная педиатрия (несмотря на то, что термин этот известен широкому кругу специалистов - педиатрам и организаторам здравоохранения) до сих пор не занимает соответствующего своему значению положения как в научных исследованиях, так и в практическом здравоохранении. Обучение по вопросам социальной педиатрии на до- и пос­ледипломном этапе практически не проводится, издано крайне мало учебников и учебных пособий, отсутствует фундаментальное руководство по данному предмету, а в практичес­- ком здравоохранении до настоящего времени не сформирована эффективная система медико-социальной помощи детскому населению [1]. В представленной работе для определения тенденций развития социальной педиатрии, приоритетных направлений, актуальных задач и векторов дальнейших исследований в этой области в качестве основного использован метод интерпретативного контент-анализа [5, 6]. Были проанализированы докторские и кандидатские диссертационные работы по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение», защищённые в России за период 1991-2012 гг. (до 2000 г. специальность именовалась «Социальная гигиена и организация здравоохранения»). Источниками единиц информации служили: брошюра В.В. Степанова «Перечень докторских и кандидатских диссертаций по специальности 14.00.33 «Общественное здоровье и здравоохранение», защищённых в Российской Федерации за 1995-2009 гг.» (2010); фонды Центральной научной медицинской библиотеки, Российской национальной библиотеки и биб­лиотек Национального НИИ общественного здоровья РАМН и Научного центра здоровья детей РАМН; публикации в Бюллетене Высшей аттестационной комиссии (ВАК) России о предстоящей защите докторской диссертации (пуб­ликуются с 4-го выпуска 2002 г.); публикации на сайтах диссертационных советов о предстоящих защитах кандидатских диссертаций (пуб­ликуются с 2006 г.); сведения с электронного ресурса ВАК России (vak.ed.gov.ru); личные архивы авторефератов членов экспертного совета ВАК и диссертационных советов. На первом этапе исследования среди общего пула диссертаций, защищённых по общественному здоровью и здравоохранению (4194 единицы информации), были отобраны диссертационные работы в области проблем детского населения. Кроме диссертационных работ, напрямую касающихся здоровья детей (до 18 лет) и организации детского здравоохранения, в исследование включались работы, изучающие семью, мать или отца, если в них косвенно затрагивались проблемы детской категории населения. В результате выборка исследования составила 621 (14,8%) единицу информации. На следующем этапе проанализировано, какие направления социальной педиатрии и в каком количестве представлены в диссертационных исследованиях по общественному здоровью и здравоохранению детского населения за изучаемый период. Анализ диссертаций по направлениям социальной педиатрии проводился по следующим категориям: (1) изучение социальных (социально-психологических) причин нарушений здоровья детского населения; (2) состояние здоровья детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации; (3) организация медико-социальной помощи детскому населению. Наиболее широко исследованным направлением социальной педиатрии, представленным в диссертациях, оказалось изучение социальных детерминант нарушений здоровья. Были зафиксированы основные ключевые словосочетания, определяющие изучение социальных факторов, влияющих на здоровье детского населения: «социально-гигиеническ*1 исследование/характеристика/аспекты»; «медико-социальн* исследование/характеристика/аспекты»; «клинико-социальн* исследование/аспекты»; «социально-*». Выявлено, что указанные словосочетания присутствуют в 35,9% диссертаций, причём преобладают словосочетания, содержащие слова «медико-социальн*» (20,8%). Определение «социально-гигиеническ*» встречалось в 9,3% работ. Следующей рассмотрена категория социальной педиатрии «состояние здоровья детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Научное обоснование необходимости выделения в особую группу контингента детей из семей высокого социального риска было представлено ещё на излёте существования Советского Союза [2, 4]. В то время предложены наиболее часто используемые словосочетания, обозначающие контингент детей, нуждающийся в особом внимании: «дети из семей медико-социального/социального риска»; «дети группы риска»; «дети из социопатических семей». Современный термин «дети в трудной жизненной ситуации», если руководствоваться ст. 1 Федерального закона РФ №124-ФЗ от 24.07.1998 (ред. от 02.07.2013) «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», включает более широкий контингент детского населения, чем понятие «семьи/дети группы риска». Вместе с тем словосочетание «дети в трудной жизненной ситуации» ещё не приобрело широкого распространения, оно используется в единичных научных исследованиях. Анализ особенностей формирования и состояния здоровья уязвимых контингентов детского населения, разработка моделей оказания им эффективной медико-социальной помощи признаны актуальными задачами науки и практического здравоохранения. Стоит учитывать, что для оценки потребностей детского контингента в медико-социальной помощи важен не столько характер психотравмирующей ситуации, сколько степень выраженности её отрицательного воздействия на жизнь и здоровье ребёнка. Для определения векторов диссертационных исследований контингента детей в трудной жизненной ситуации были предложены следующие определения: - «дети из семей медико-социального риска», если научная работа сосредоточена на факторах социального риска семьи - употребление психоактивных веществ (ПАВ) родителями, их асоциальный образ жизни, бедность, миграция, ненадлежащее исполнение родительских обязанностей и др.; - «дети группы риска», если в диссертационных исследованиях рассматривается контингент детей и подростков, обнаруживающих признаки социального неблагополучия: девиантное поведение, правонарушения, употребление ПАВ, безнадзорность и беспризорность. Такие уязвимые группы детского населения, как дети-инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не включаются в представленные выше термины, так как являются отдельными самостоятельными объектами диссертационных исследований. Этому есть объяснение: дети-инвалиды и дети-сироты (оставшиеся без попечения родителей) представляют специальные контингенты, определяющие особую инфраструктуру учреждений, где им оказываются различные виды медико-социальной помощи (реабилитационные центры для детей-инвалидов, дома ребёнка, дома-интернаты и т.п.). В результате структура контингента детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в диссертационных исследованиях представлена следующим образом: - дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей; - дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями; - дети из семей группы риска; - дети группы риска. Проведение интерпретативного контент-анализа информационного пула диссертаций по проблемам общественного здоровья и здравоохранения детского населения зафиксировало 15% исследований различных контингентов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В структуре исследуемого контингента преобладающими были работы в отношении детей-инвалидов - 34,4%, а также детей-сирот (оставшихся без попечения родителей) - 30,1% (рис. 1). Исследования детей из семей группы социального риска представлены как работами, изучающими этот контингент в целом («неблагополучные семьи», «семьи медико-социального риска» и др.), так и диссертациями, в которых анализируются конкретные социальные проблемы семьи (семьи с отцом-алкоголиком, мигранты, вынужденные переселенцы, бедные, многодетные, безработные и др.). В таких работах анализируется риск развития медико-социальных последствий трудной жизненной ситуации. Диссертации, объектом исследования которых являются дети «группы риска», сосредоточены на детском контингенте со сформированными медико-социальными последствиями трудной жизненной ситуации (несовершеннолетние заключённые, употребляющие ПАВ, юные беременные и др.). Следует обратить внимание, что за период с 1991 по 2012 гг. проводится недостаточное количество исследований, посвящённых проб­лемам этого контингента детского населения. Так, если работы по детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам и детям с отклоняющимся поведением исчисляются десятками, то изучение таких глобальных социальных проблем, как бедность, миграция, безработица, проводится в единичных диссертациях. Недостаток научных данных серьёзно снижает возможности по оказанию этим контингентам эффективной медико-социальной помощи. Полностью отсутствуют, например, исследования детей-жертв насилия, хотя научное обоснование алгоритма выявления пострадавших детей (в случае обращения в медицинские организации, при профилактических осмотрах и диспансеризации) и организация медико-социальной помощи востребованы современным обществом. Вышеприведённые материалы свидетельствуют о том, что для оценки системы детского здравоохранения, здоровья детского населения и определения его медико-социальных потребностей представляется важным активизировать исследования в этой области. Актуален и другой момент - необходимость проведения популяционного исследования контингента детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а именно нужно изучить распространённость, структуру, состояние здоровья и оказание помощи с акцентом на региональные и федеральный аспекты. Осуществление крупномасштабных мультицентровых национальных исследований, отвечающих этим целям, было бы возможным при создании специальной структуры (федерального центра), регулирующей проведение таких научно-исследовательских работ. Анализ исследований, посвящённых важной составляющей социальной педиатрии - организации медико-социальной помощи - требует определения используемой терминологии. Так, понятия, включающие словосочетание «медико-социальн*» (медико-социальн* помощь/работа/сопровождение/обеспечение и др.), к настоящему времени не имеют однозначной трактовки. В нашем исследовании при анализе третьего направления социальной педиатрии - организации медико-социальной помощи - мы исходили из следующего определения: медико-социальная помощь детскому населению - междисциплинарный (мультидисциплинарный) подход к охране и укреплению здоровья детского населения с привлечением специалистов немедицинского профиля, направленный на выявление и максимально возможное устранение неблагоприятных социально-психологических (психосоциальных) детерминант здоровья [3]. Интерпретативный контент-анализ диссертационных исследований в области общественного здоровья и здравоохранения детского населения позволил выявить 7,6% работ, изучающих медико-социальную помощь детскому населению в соответствии с представленным выше контекстом. В качестве ключевых словосочетаний зафиксированы: «медико-социальн* помощь/обеспечение/реабилитация/сопровождение», «межсекторальн* подход/взаимодействие» и др. На рис. 2 представлены векторы социальной педиатрии, зафиксированные при проведении интерпретативного контент-анализа диссертаций в области общественного здоровья и здравоохранения. Основное направление социальной педиатрии в диссертационных исследованиях - изучение различных социально-психологических детерминант здоровья детского населения (35,9% всех работ). Исследование особенностей контингента детей в трудной жизненной ситуации представлено значительно меньшим количеством исследований (15%), а проблемам организации медико-социальной помощи посвящено 7,6% диссертационных работ, что не может удовлетворить в полной мере потребности практического здравоохранения в научно-методическом обеспечении таких организационных форм и, вероятно, является одной из причин недостаточной эффективности системы медико-социальной помощи в стране. Таким образом, преобладающее направление социальной педиатрии в диссертационных исследованиях в области общественного здоровья и здравоохранения - изучение социальных детерминант здоровья детей и подростков. В то же время количество исследований контингентов детей в трудной жизненной ситуации нельзя признать достаточным для осуществления дифференцированного подхода к оказанию им медицинской и медико-социальной помощи, а также профилактических мероприятий и формирования здоровья с учётом вида неблагоприятной социальной ситуации. Исследования организации медико-социальной помощи, рассматриваемой с позиции мультидисциплинарного подхода с обязательным привлечением специалистов немедицинского профиля, представлены небольшим количес­твом исследований, что отражает сложившуюся ситуацию в практическом здравоохранении с междисциплинарным и межсекторальным взаимодействием. Однако эффективной сис­тема охраны и укрепления здоровья детского населения сможет быть только при организации медицинской помощи, учитывающей воздействие социальных и психологических детерминант на здоровье детей и подростков, то есть при создании системы медико-социальной помощи. Это подтверждается как неослабевающим интересом исследователей к социально-психологическим детерминантам здоровья (35,9% диссертаций по общественному здоровью и здравоохранению детского населения), так и результатами диссертационных исследований по направлениям социальной педиатрии «контингенты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» и «организация медико-социальной помощи». Небольшое количество диссертаций по двум последним направлениям связано, по-видимому, именно с отсутствием сформированной системы медико-социальной помощи детскому населению и, в особенности, детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, что приводит к методологическим и организационным трудностям при проведении исследований в этой области. ВЫВОДЫ 1. Доля диссертационных исследований проблем детского населения среди всех работ по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение» за период 1991-2012 гг. составляет 14,8%. С учётом того, что приоритетным направлением государственной политики является охрана здоровья и оптимизация здравоохранения детского населения, количество научных исследований в этой области следует признать недостаточным. 2. Преобладающее направление социальной педиатрии в диссертационных исследованиях в области общественного здоровья и здравоохранения детского населения - изучение социальных детерминант здоровья детей и подростков (35,9%). Количество исследований контингентов детей в трудной жизненной ситуации (15%) и организации медико-социальной помощи (7,6%) не обеспечивает полноценную научную базу для формирования эффективной системы охраны и укрепления здоровья детского населения. 3. В целях оптимизации научного знания и совершенствования системы медико-социальной помощи детскому населению необходимо активизировать исследования в области социальной педиатрии.
×

Об авторах

Валерий Юрьевич Альбицкий

Научный центр здоровья детей РАМН, г. Москва

Наталия Вячеславовна Устинова

Научный центр здоровья детей РАМН, г. Москва

Email: ust-doctor@mail.ru

Список литературы

  1. Альбицкий В.Ю. Социальная педиатрия как область научного знания, сфера практического действия и предмет преподавания. - М.: Союз педиатров России, вып. 13, 2011. - 24 с.
  2. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А. Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты. - Саратов, 1986. - 184 с.
  3. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Устинова Н.В. и др. О неотложных мерах по организации медико-социальной помощи детскому населению // РАМН. Бюлл. Нац. науч.-исслед. инст. обществ. здоров. - 2013. - №2. - С. 24-27.
  4. Веселов Н.Г. Социальная педиатрия. Актуальные вопросы. - Уфа, 1992. - С. 13-14.
  5. Семёнова А.В., Корсунская М.В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / Под ред. В.А. Мансурова. - М.: Институт социологии РАН, 2010. - 324 с.
  6. Krippendorff K. Content Analysis: An Introduction to Its Methodology (2nd ed.). - Thousand Oaks, CA: Sage, 2004. - 413 р.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 2014 Альбицкий В.Ю., Устинова Н.В.

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах