Social pediatrics: scientometric analysis

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Aim. To identify trends of further development, priorities, challenges and vectors of further research in social pediatrics. Methods. Interpretive content analysis of dissertations in the field of public health and healthcare for the period from 1991 to 2012 was performed. 4194 items were analyzed. Results. At the first stage of the research, it was found that 14.8% of public health dissertations presented during the research period addressed pediatric problems. The next stage included qualitative and quantitative analysis of top-priority topics of social pediatrics in public health dissertations. The analysis of social pediatrics areas included the following categories: (1) studies of social (psychosocial) determinants of children’s health; (2) studies of health condition of children and adolescents in a stressful situation; (3) organization of medical and social aid to children. Studies of social (psychosocial) determinants of children’s health were the most common (35.9 %). Studies of health status of vulnerable children and adolescents had a share of 15% of all studies. 7.6% of studies were devoted to pediatric medical and social aid organization. Conclusion. It is important to facilitate the research in social pediatrics to optimize the scientific data and improve pediatric medical and social aid.

Full Text

В нашей стране социальная педиатрия (несмотря на то, что термин этот известен широкому кругу специалистов - педиатрам и организаторам здравоохранения) до сих пор не занимает соответствующего своему значению положения как в научных исследованиях, так и в практическом здравоохранении. Обучение по вопросам социальной педиатрии на до- и пос­ледипломном этапе практически не проводится, издано крайне мало учебников и учебных пособий, отсутствует фундаментальное руководство по данному предмету, а в практичес­- ком здравоохранении до настоящего времени не сформирована эффективная система медико-социальной помощи детскому населению [1]. В представленной работе для определения тенденций развития социальной педиатрии, приоритетных направлений, актуальных задач и векторов дальнейших исследований в этой области в качестве основного использован метод интерпретативного контент-анализа [5, 6]. Были проанализированы докторские и кандидатские диссертационные работы по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение», защищённые в России за период 1991-2012 гг. (до 2000 г. специальность именовалась «Социальная гигиена и организация здравоохранения»). Источниками единиц информации служили: брошюра В.В. Степанова «Перечень докторских и кандидатских диссертаций по специальности 14.00.33 «Общественное здоровье и здравоохранение», защищённых в Российской Федерации за 1995-2009 гг.» (2010); фонды Центральной научной медицинской библиотеки, Российской национальной библиотеки и биб­лиотек Национального НИИ общественного здоровья РАМН и Научного центра здоровья детей РАМН; публикации в Бюллетене Высшей аттестационной комиссии (ВАК) России о предстоящей защите докторской диссертации (пуб­ликуются с 4-го выпуска 2002 г.); публикации на сайтах диссертационных советов о предстоящих защитах кандидатских диссертаций (пуб­ликуются с 2006 г.); сведения с электронного ресурса ВАК России (vak.ed.gov.ru); личные архивы авторефератов членов экспертного совета ВАК и диссертационных советов. На первом этапе исследования среди общего пула диссертаций, защищённых по общественному здоровью и здравоохранению (4194 единицы информации), были отобраны диссертационные работы в области проблем детского населения. Кроме диссертационных работ, напрямую касающихся здоровья детей (до 18 лет) и организации детского здравоохранения, в исследование включались работы, изучающие семью, мать или отца, если в них косвенно затрагивались проблемы детской категории населения. В результате выборка исследования составила 621 (14,8%) единицу информации. На следующем этапе проанализировано, какие направления социальной педиатрии и в каком количестве представлены в диссертационных исследованиях по общественному здоровью и здравоохранению детского населения за изучаемый период. Анализ диссертаций по направлениям социальной педиатрии проводился по следующим категориям: (1) изучение социальных (социально-психологических) причин нарушений здоровья детского населения; (2) состояние здоровья детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации; (3) организация медико-социальной помощи детскому населению. Наиболее широко исследованным направлением социальной педиатрии, представленным в диссертациях, оказалось изучение социальных детерминант нарушений здоровья. Были зафиксированы основные ключевые словосочетания, определяющие изучение социальных факторов, влияющих на здоровье детского населения: «социально-гигиеническ*1 исследование/характеристика/аспекты»; «медико-социальн* исследование/характеристика/аспекты»; «клинико-социальн* исследование/аспекты»; «социально-*». Выявлено, что указанные словосочетания присутствуют в 35,9% диссертаций, причём преобладают словосочетания, содержащие слова «медико-социальн*» (20,8%). Определение «социально-гигиеническ*» встречалось в 9,3% работ. Следующей рассмотрена категория социальной педиатрии «состояние здоровья детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Научное обоснование необходимости выделения в особую группу контингента детей из семей высокого социального риска было представлено ещё на излёте существования Советского Союза [2, 4]. В то время предложены наиболее часто используемые словосочетания, обозначающие контингент детей, нуждающийся в особом внимании: «дети из семей медико-социального/социального риска»; «дети группы риска»; «дети из социопатических семей». Современный термин «дети в трудной жизненной ситуации», если руководствоваться ст. 1 Федерального закона РФ №124-ФЗ от 24.07.1998 (ред. от 02.07.2013) «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», включает более широкий контингент детского населения, чем понятие «семьи/дети группы риска». Вместе с тем словосочетание «дети в трудной жизненной ситуации» ещё не приобрело широкого распространения, оно используется в единичных научных исследованиях. Анализ особенностей формирования и состояния здоровья уязвимых контингентов детского населения, разработка моделей оказания им эффективной медико-социальной помощи признаны актуальными задачами науки и практического здравоохранения. Стоит учитывать, что для оценки потребностей детского контингента в медико-социальной помощи важен не столько характер психотравмирующей ситуации, сколько степень выраженности её отрицательного воздействия на жизнь и здоровье ребёнка. Для определения векторов диссертационных исследований контингента детей в трудной жизненной ситуации были предложены следующие определения: - «дети из семей медико-социального риска», если научная работа сосредоточена на факторах социального риска семьи - употребление психоактивных веществ (ПАВ) родителями, их асоциальный образ жизни, бедность, миграция, ненадлежащее исполнение родительских обязанностей и др.; - «дети группы риска», если в диссертационных исследованиях рассматривается контингент детей и подростков, обнаруживающих признаки социального неблагополучия: девиантное поведение, правонарушения, употребление ПАВ, безнадзорность и беспризорность. Такие уязвимые группы детского населения, как дети-инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не включаются в представленные выше термины, так как являются отдельными самостоятельными объектами диссертационных исследований. Этому есть объяснение: дети-инвалиды и дети-сироты (оставшиеся без попечения родителей) представляют специальные контингенты, определяющие особую инфраструктуру учреждений, где им оказываются различные виды медико-социальной помощи (реабилитационные центры для детей-инвалидов, дома ребёнка, дома-интернаты и т.п.). В результате структура контингента детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в диссертационных исследованиях представлена следующим образом: - дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей; - дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями; - дети из семей группы риска; - дети группы риска. Проведение интерпретативного контент-анализа информационного пула диссертаций по проблемам общественного здоровья и здравоохранения детского населения зафиксировало 15% исследований различных контингентов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В структуре исследуемого контингента преобладающими были работы в отношении детей-инвалидов - 34,4%, а также детей-сирот (оставшихся без попечения родителей) - 30,1% (рис. 1). Исследования детей из семей группы социального риска представлены как работами, изучающими этот контингент в целом («неблагополучные семьи», «семьи медико-социального риска» и др.), так и диссертациями, в которых анализируются конкретные социальные проблемы семьи (семьи с отцом-алкоголиком, мигранты, вынужденные переселенцы, бедные, многодетные, безработные и др.). В таких работах анализируется риск развития медико-социальных последствий трудной жизненной ситуации. Диссертации, объектом исследования которых являются дети «группы риска», сосредоточены на детском контингенте со сформированными медико-социальными последствиями трудной жизненной ситуации (несовершеннолетние заключённые, употребляющие ПАВ, юные беременные и др.). Следует обратить внимание, что за период с 1991 по 2012 гг. проводится недостаточное количество исследований, посвящённых проб­лемам этого контингента детского населения. Так, если работы по детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам и детям с отклоняющимся поведением исчисляются десятками, то изучение таких глобальных социальных проблем, как бедность, миграция, безработица, проводится в единичных диссертациях. Недостаток научных данных серьёзно снижает возможности по оказанию этим контингентам эффективной медико-социальной помощи. Полностью отсутствуют, например, исследования детей-жертв насилия, хотя научное обоснование алгоритма выявления пострадавших детей (в случае обращения в медицинские организации, при профилактических осмотрах и диспансеризации) и организация медико-социальной помощи востребованы современным обществом. Вышеприведённые материалы свидетельствуют о том, что для оценки системы детского здравоохранения, здоровья детского населения и определения его медико-социальных потребностей представляется важным активизировать исследования в этой области. Актуален и другой момент - необходимость проведения популяционного исследования контингента детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а именно нужно изучить распространённость, структуру, состояние здоровья и оказание помощи с акцентом на региональные и федеральный аспекты. Осуществление крупномасштабных мультицентровых национальных исследований, отвечающих этим целям, было бы возможным при создании специальной структуры (федерального центра), регулирующей проведение таких научно-исследовательских работ. Анализ исследований, посвящённых важной составляющей социальной педиатрии - организации медико-социальной помощи - требует определения используемой терминологии. Так, понятия, включающие словосочетание «медико-социальн*» (медико-социальн* помощь/работа/сопровождение/обеспечение и др.), к настоящему времени не имеют однозначной трактовки. В нашем исследовании при анализе третьего направления социальной педиатрии - организации медико-социальной помощи - мы исходили из следующего определения: медико-социальная помощь детскому населению - междисциплинарный (мультидисциплинарный) подход к охране и укреплению здоровья детского населения с привлечением специалистов немедицинского профиля, направленный на выявление и максимально возможное устранение неблагоприятных социально-психологических (психосоциальных) детерминант здоровья [3]. Интерпретативный контент-анализ диссертационных исследований в области общественного здоровья и здравоохранения детского населения позволил выявить 7,6% работ, изучающих медико-социальную помощь детскому населению в соответствии с представленным выше контекстом. В качестве ключевых словосочетаний зафиксированы: «медико-социальн* помощь/обеспечение/реабилитация/сопровождение», «межсекторальн* подход/взаимодействие» и др. На рис. 2 представлены векторы социальной педиатрии, зафиксированные при проведении интерпретативного контент-анализа диссертаций в области общественного здоровья и здравоохранения. Основное направление социальной педиатрии в диссертационных исследованиях - изучение различных социально-психологических детерминант здоровья детского населения (35,9% всех работ). Исследование особенностей контингента детей в трудной жизненной ситуации представлено значительно меньшим количеством исследований (15%), а проблемам организации медико-социальной помощи посвящено 7,6% диссертационных работ, что не может удовлетворить в полной мере потребности практического здравоохранения в научно-методическом обеспечении таких организационных форм и, вероятно, является одной из причин недостаточной эффективности системы медико-социальной помощи в стране. Таким образом, преобладающее направление социальной педиатрии в диссертационных исследованиях в области общественного здоровья и здравоохранения - изучение социальных детерминант здоровья детей и подростков. В то же время количество исследований контингентов детей в трудной жизненной ситуации нельзя признать достаточным для осуществления дифференцированного подхода к оказанию им медицинской и медико-социальной помощи, а также профилактических мероприятий и формирования здоровья с учётом вида неблагоприятной социальной ситуации. Исследования организации медико-социальной помощи, рассматриваемой с позиции мультидисциплинарного подхода с обязательным привлечением специалистов немедицинского профиля, представлены небольшим количес­твом исследований, что отражает сложившуюся ситуацию в практическом здравоохранении с междисциплинарным и межсекторальным взаимодействием. Однако эффективной сис­тема охраны и укрепления здоровья детского населения сможет быть только при организации медицинской помощи, учитывающей воздействие социальных и психологических детерминант на здоровье детей и подростков, то есть при создании системы медико-социальной помощи. Это подтверждается как неослабевающим интересом исследователей к социально-психологическим детерминантам здоровья (35,9% диссертаций по общественному здоровью и здравоохранению детского населения), так и результатами диссертационных исследований по направлениям социальной педиатрии «контингенты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» и «организация медико-социальной помощи». Небольшое количество диссертаций по двум последним направлениям связано, по-видимому, именно с отсутствием сформированной системы медико-социальной помощи детскому населению и, в особенности, детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, что приводит к методологическим и организационным трудностям при проведении исследований в этой области. ВЫВОДЫ 1. Доля диссертационных исследований проблем детского населения среди всех работ по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение» за период 1991-2012 гг. составляет 14,8%. С учётом того, что приоритетным направлением государственной политики является охрана здоровья и оптимизация здравоохранения детского населения, количество научных исследований в этой области следует признать недостаточным. 2. Преобладающее направление социальной педиатрии в диссертационных исследованиях в области общественного здоровья и здравоохранения детского населения - изучение социальных детерминант здоровья детей и подростков (35,9%). Количество исследований контингентов детей в трудной жизненной ситуации (15%) и организации медико-социальной помощи (7,6%) не обеспечивает полноценную научную базу для формирования эффективной системы охраны и укрепления здоровья детского населения. 3. В целях оптимизации научного знания и совершенствования системы медико-социальной помощи детскому населению необходимо активизировать исследования в области социальной педиатрии.
×

About the authors

V Yu Albitskiy

Scientific Centre of Children Health of Russian Academy of Medical Sciences, Moscow, Russia

N V Ustinova

Scientific Centre of Children Health of Russian Academy of Medical Sciences, Moscow, Russia

Email: ust-doctor@mail.ru

References

  1. Альбицкий В.Ю. Социальная педиатрия как область научного знания, сфера практического действия и предмет преподавания. - М.: Союз педиатров России, вып. 13, 2011. - 24 с.
  2. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А. Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты. - Саратов, 1986. - 184 с.
  3. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Устинова Н.В. и др. О неотложных мерах по организации медико-социальной помощи детскому населению // РАМН. Бюлл. Нац. науч.-исслед. инст. обществ. здоров. - 2013. - №2. - С. 24-27.
  4. Веселов Н.Г. Социальная педиатрия. Актуальные вопросы. - Уфа, 1992. - С. 13-14.
  5. Семёнова А.В., Корсунская М.В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / Под ред. В.А. Мансурова. - М.: Институт социологии РАН, 2010. - 324 с.
  6. Krippendorff K. Content Analysis: An Introduction to Its Methodology (2nd ed.). - Thousand Oaks, CA: Sage, 2004. - 413 р.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2014 Albitskiy V.Y., Ustinova N.V.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies