Основные (жизненно важные) лекарства для всеобщего охвата медицинской помощью

Обложка
  • Авторы: Wirtz V.J1, Hogerzeil H.V2, Gray A.L3, Bigdeli M.4, Joncheere C.d.5, Ewen M.A6, Gyansa-Lutterodt M.7, Jing S.8, Luiza V.L9, Mbindyo R.M10, Möller H.11, Moucheraud C.12, Pécoul B.13, Rägo L.14, Rashidian A.15,16, Ross-Degnan D.17,18,19, Stephens P.N20, Teerawattananon Y.21, ‘t Hoen E.2, Wagner A.K17,18, Yadav P.22, Reich M.R23
  • Учреждения:
    1. Department of Global Health/Center for Global Health and Development, Boston University School of Public Health, Boston, MA, USA
    2. Global Health Unit, Department of Health Sciences, University Medical Centre Groningen, University of Groningen, Groningen, Netherlands
    3. Division of Pharmacology, Discipline of Pharmaceutical Sciences, University of KwaZulu-Natal, Durban, South Africa
    4. World Health Organization, Geneva, Switzerland
    5. Department of Essential Medicines and Health Products, Geneva, Switzerland
    6. Health Action International, Amsterdam, Netherlands
    7. Ministry of Health, Accra, Ghana
    8. Peking Union Medical College School of Public Health, Beijing, China
    9. National School of Public Health Sergio Arouca, Oswaldo Cruz Foundation, Rio de Janeiro, Brazil
    10. World Health Organization, Country Office, Nairobi, Kenya
    11. United Nations Children’s Fund, Supply Division, Copenhagen, Denmark
    12. UCLA Fielding School of Public Health, University of California, Los Angeles, CA, USA
    13. Drugs for Neglected Diseases initiative, Geneva, Switzerland
    14. Regulation of Medicines and other Health Technologies, Geneva, Switzerland
    15. Department of Information, Evidence and Research, Eastern Mediterranean Region, World Health Organization, Cairo, Egypt
    16. School of Public Health, Tehran University of Medical Sciences, Tehran, Iran
    17. Research, Eastern Mediterranean Region, World Health Organization, Cairo, Egypt
    18. Harvard Medical School, Boston, MA, USA
    19. Harvard Pilgrim Health Care Institute, Boston, MA, USA
    20. IMS Health, London, UK
    21. Health Intervention and Technology Assessment Program (HITAP), Thai Ministry of Public Health Nonthaburi, Thailand
    22. William Davidson Institute at the University of Michigan, Ann Arbor, MI, USA
    23. Harvard T H Chan School of Public Health, Boston, MA, USA
  • Выпуск: Том 100, № 1 (2019)
  • Страницы: 4-111
  • Раздел: Специальный доклад
  • Статья получена: 08.02.2019
  • Статья опубликована: 08.02.2019
  • URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/11010
  • DOI: https://doi.org/10.17816/KMJ2019-4
  • ID: 11010


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Основные лекарства удовлетворяют приоритетные потребности населения в области здравоохранения. Политика, основанная на концепции основных лекарств, имеет решающее значение в улучшении здоровья и достижении устойчивого развития. Цель устойчивого развития 3.8 конкретно упоминает важность «доступности безопасных, эффективных, качественных и доступных по цене основных лекарств и вакцин для всех» в качестве центрального компонента всеобщего охвата медицинской помощью (ВОМП), а цель устойчивого развития 3.b подчёркивает необходимость разработки лекарств для устранения постоянно возникающих пробелов в отношении лечения. Признание важности основных лекарств - не новость. В 1985 г. на конференции в Найроби по рациональному использованию лекарств представители правительств и другие заинтересованные стороны предложили всеобъемлющий комплекс мер по разработке политики в области основных лекарств. Через 30 лет была созвана «Комиссия журнала Ланцет (Lancet) по основным лекарствам» (далее Комиссия) для изучения следующих вопросов: Какого прогресса удалось достичь? Какие проблемы ещё остаются для решения? Какие уроки были извлечены для информирования будущих подходов? И как можно использовать политику в области основных лекарств для продвижения ВОМП и внесения вклада в повестку глобального устойчивого развития? В настоящем докладе рассмотрены эти вопросы с намерением репозиционировать политику в области основных лекарств в повестке глобального развития. Комиссия определила пять областей, имеющих решающее значение для политики в области основных лекарств: оплата корзины основных лекарств, обеспечение ценовой доступности основных лекарств, гарантия их качества и безопасности, мероприятия, способствующие их качественному использованию, и разработка недостающих (отсутствующих) основных лекарств. Комиссия позиционировала политику в области основных лекарств в контексте текущих глобальных дебатов о балансировании политики в области торговли и интеллектуальной собственности с правами человека, об обеспечении безопасности здравоохранения, укреплении систем здравоохранения, ориентированных на людей, и улучшении доступности основных технологий. Во всех областях политики особое внимание было уделено совершенствованию принципов равенства и справедливости в доступе, укреплению соответствующих институтов и созданию подотчётности. В каждой из определённых областей Комиссия сформулировала рекомендации к действию, подтвердив тем самым позицию политики в области основных лекарств в качестве центрального компонента глобального здоровья и здравоохранения и повестки развития.

Об авторах

Veronika J Wirtz

Department of Global Health/Center for Global Health and Development, Boston University School of Public Health, Boston, MA, USA

Автор, ответственный за переписку.
Email: vwirtz@bu.edu

Hans V Hogerzeil

Global Health Unit, Department of Health Sciences, University Medical Centre Groningen, University of Groningen, Groningen, Netherlands

Email: vwirtz@bu.edu

Andrew L Gray

Division of Pharmacology, Discipline of Pharmaceutical Sciences, University of KwaZulu-Natal, Durban, South Africa

Email: vwirtz@bu.edu

Maryam Bigdeli

World Health Organization, Geneva, Switzerland

Email: vwirtz@bu.edu

Cornelis de Joncheere

Department of Essential Medicines and Health Products, Geneva, Switzerland

Email: vwirtz@bu.edu

Margaret A Ewen

Health Action International, Amsterdam, Netherlands

Email: vwirtz@bu.edu

Martha Gyansa-Lutterodt

Ministry of Health, Accra, Ghana

Email: vwirtz@bu.edu

Sun Jing

Peking Union Medical College School of Public Health, Beijing, China

Email: vwirtz@bu.edu

Vera L Luiza

National School of Public Health Sergio Arouca, Oswaldo Cruz Foundation, Rio de Janeiro, Brazil

Email: vwirtz@bu.edu

Regina M Mbindyo

World Health Organization, Country Office, Nairobi, Kenya

Email: vwirtz@bu.edu

Helene Möller

United Nations Children’s Fund, Supply Division, Copenhagen, Denmark

Email: vwirtz@bu.edu

Corrina Moucheraud

UCLA Fielding School of Public Health, University of California, Los Angeles, CA, USA

Email: vwirtz@bu.edu

Bernard Pécoul

Drugs for Neglected Diseases initiative, Geneva, Switzerland

Email: vwirtz@bu.edu

Lembit Rägo

Regulation of Medicines and other Health Technologies, Geneva, Switzerland

Email: vwirtz@bu.edu

Arash Rashidian

Department of Information, Evidence and Research, Eastern Mediterranean Region, World Health Organization, Cairo, Egypt; School of Public Health, Tehran University of Medical Sciences, Tehran, Iran

Email: vwirtz@bu.edu

Dennis Ross-Degnan

Research, Eastern Mediterranean Region, World Health Organization, Cairo, Egypt; Harvard Medical School, Boston, MA, USA; Harvard Pilgrim Health Care Institute, Boston, MA, USA

Email: vwirtz@bu.edu

Peter N Stephens

IMS Health, London, UK

Email: vwirtz@bu.edu

Yot Teerawattananon

Health Intervention and Technology Assessment Program (HITAP), Thai Ministry of Public Health Nonthaburi, Thailand

Email: vwirtz@bu.edu

Ellen ‘t Hoen

Global Health Unit, Department of Health Sciences, University Medical Centre Groningen, University of Groningen, Groningen, Netherlands

Email: vwirtz@bu.edu

Anita K Wagner

Research, Eastern Mediterranean Region, World Health Organization, Cairo, Egypt; Harvard Medical School, Boston, MA, USA

Email: vwirtz@bu.edu

Prashant Yadav

William Davidson Institute at the University of Michigan, Ann Arbor, MI, USA

Email: vwirtz@bu.edu

Michael R Reich

Harvard T H Chan School of Public Health, Boston, MA, USA

Email: vwirtz@bu.edu

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения в год, когда страна приняла свой первый национальный перечень основных лекарств страны. Систематический поиск национальных списков основных лекарств был осуществлён с использованием следующих хранилищ данных: Центр документации Департамента Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по основным лекарствам и продуктам здравоохранения в Женеве; Национальные фармацевтические проекты ВОЗ за 1997, 2003, 2007 и 2011 гг.; литературный поиск, поиск с использованием Google и по веб-сайтам программ по основным лекарствам; конкретный призыв через рассылку E-DRUG. В случае противоречивой информации, особенно в отношении даты публикации, первоначальный документ был идентифицирован и изучен во всех возможных случаях. Эта подборка данных включает 101 страну, для которой смогли идентифицировать хотя бы один национальный список основных лекарств. Исключены списки институциональных, региональных и национальных бюджетов по возмещению затрат. Для каждой страны был определён год публикации первого национального списка основных лекарств и ВВП на душу населения в этом году по данным Всемирного банка. Рисунок демонстрирует национальный ВВП (выраженный в долларах США в ценах 2015 г.) в год публикации первого национального списка основных лекарств. Каждая точка представляет собой одну страну с первым национальным списком основных лекарств.

Скачать (21KB)
3. Рис. 2. Количество стран разных экономических категорий с первой Национальной лекарственной политикой (НЛП) в год. Систематический поиск всех опубликованных документов по НЛП был проведён с использованием следующих хранилищ данных: Центр документации Департамента Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по основным лекарствам и продуктам здравоохранения в Женеве; информация из национальных фармацевтических проектов ВОЗ за 1997, 2003, 2007 и 2011 гг.; литературный поиск, поиск с использованием Google и веб-сайтов программ по основным лекарствам; конкретный призыв через рассылку E-DRUG. В случае противоречивой информации, особенно в отношении статуса или даты публикации, идентифицировали и изучали первоначальный оригинальный документ во всех возможных случаях. Эта подборка данных включает 95 стран, для которых смогли идентифицировать хотя бы один официальный документ по НЛП. Исключены проекты документов по лекарственной политике и документы с неясным статусом. Для каждой страны определены год издания первого документа по НЛП и уровень экономического развития (низкий, средний, средний и высокий) в соответствии с классификацией Всемирного банка в каждом году. В то время как общее количество стран с первым документом по НЛП увеличивается со временем, число стран в экономической категории может уменьшаться при переходе страны в другую категорию.

Скачать (60KB)
4. Рис. 3. Зависимость между общими фармацевтическими расходами на душу населения и общими расходами на здравоохранение на душу населения в 2010 г. Страны обозначены в соответствии с кодированием по ISO Alpha-3 коду. *Минимальный порог основан на ценовой модели (см. раздел 1). А — страны с низким уровнем дохода. В — страны со средним уровнем дохода ближе к низкому. † — страны на или под порогом: BTN, LAO, GHA, SLV, PNG, STP, SEN, SLB, SDN, TLS, VUT, ZMB. С — страны со средним уровнем дохода ближе к высокому. D — страны с высоким уровнем доходов. Пунктиром обозначен минимальный порог в 13 долларов США. BTN — Бутан; LAO — Лаос; GHA — Гана; SLV — Сальвадор; PNG — Папуа Новая Гвинея; STP — Сан Томе и Принципе; SEN — Сенегал; SLB — Соломоновы Острова; SDN — Судан; TLS — Тимор-Листе; VUT — Вануату; ZMB — Замбия; AFG — Афганистан; AGO — Ангола; ALB — Албания; AND — Андорра; ARE — Объединённые Арабские Эмираты; ARG — Аргентина; ARM — Армения; ATG — Антигуа и Барбудос; AUS — Австралия; AUT — Австрия; AZE — Азербайджан; BDI — Бурунди; BEL — Бельгия; BEN — Бенин; BFA — Буркина Фасо; BGD — Бангладеш; BGR — Болгария; BHR — Бахрейн; BHS — Багамы; BIH — Босния и Герцеговина; BLR — Беларусь; BLZ — Белиз; BRA — Бразилия; BRB — Барбадос; BRN — Бруней; BWA — Ботсвана; CAF — Центральная Африканская Республика; CAN — Канада; CHE — Швейцария; CHL — Чили; CHN — Китай; CMR — Камерун; COD — Демократическая Республика Конго; COK — Острова Кука; COL — Колумбия; COM — Коморы; CPV — Капе Верде; CRI — Косте Рико; CYP — Кипр; CZE — Чешская Республика; DEU — Германия; DJI — Джибути; DMA — Доминиканы; DNK — Дания; DOM — Доминиканская Республика; DZA — Алжир; ECU — Эквадор; EGY — Египет; ERI — Эритрея; ESP — Испания; EST — Эстония; ETH — Эфиопия; FIN — Финляндия; FJI — Фиджи; FRA — Франция; FSM — Федеральные Штаты Микронезии; GAB — Габон; GBR — Великобритания; GEO — Грузия; GIN — Гвинея; GMB — Гамбия; GNQ — Экваториальная Гвинея; GRC — Греция; GRD — Гренада; GTM — Гватемала; GUY — Гайана; HND — Гондурас; HRV — Хорватия; HTI — Гаити; HUN — Венгрия; IND — Индия; IRL — Ирландия; IRQ — Ирак; IRN — Иран; ISL — Исландия; ISR — Израиль; ITA — Италия; JAM — Ямайка; JOR — Иордания; JPN — Япония; KAZ — Казахстан; KEN — Кения; KGZ — Кыргызстан; KHM — Камбоджа; KIR — Кирибати; KNA — Сан Китс и Невис; KOR — Южная Корея; KWT — Кувейт; LBR — Либерия; LBN — Ливан; LCA — Сан Люсия; LSO — Лесото; LTU — Литва; LUX — Люксембург; LVA — Латвия; MAR — Марокко; MDA — Молдова; MDG — Мадагаскар; MDV — ­Мальдивы; MEX — Мексика; MHL — Маршалловы Острова; MKD — Македония; MLI — Мали; MLT — Мальта; MMR — Мьянма; MNE — Черногория; MOZ — Мозамбик; MRT — Мавритания; MWI — Малави; MUS — ­Маврикий; MYS — Малайзия; NAM — Намибия; NER — Нигерия; NIC — Никарагуа; NLD — Нидерланды; NOR — Норвегия; NPL — Непал; NRU — Науру; NZL — Новая Зеландия; OMN — Оман; PAN — Панама; PER — Перу; PHL — Филиппины; PLW — Палау; POL — Польша; PRT — Португалия; PRY — Парагвай; QAT — Катар; ROU — Румыния; RUS — Россия; RWA — Руанда; SAU — Саудовская Аравия; SGP — Сингапур; SLE — Сере Лионе; SMR — Сан Марино; SRB — Сербия; SUR — Суринам; SVK — Словакия; SVN — Словения; SWE — Швеция; SWZ — Швейцария; SYC — Сейшелы; SYR — Сирия; TCD — Чад; TGO — Того; THA — Таиланд; TJK — Таджикистан; TON — Тонга; TTO — Тринидад и Тобаго; TUN — Тунис; TUR — Турция; TUV — Тувалу; TZA — Танзания; UGA — Уганда; UKR — Украина; URY — Уругвай; USA — Соединённые Штаты Америки; VCT — Сен Винсент и Гренадины; VEN — Венесуэла; VNM — Вьетнам; WSM — Самоа; ZAF — Южная Африка

Скачать (91KB)
5. Рис. 4. Распределение населения мира (A) и общих фармацевтических расходов на (B) в разных экономических категориях в 2010 г.

Скачать (24KB)
6. Рис. 5. Процентный вклад в изменение доли рынка по типам продукции в странах со средним и высоким уровнем дохода в 2005–2015 гг. Новое представление данных агентства IМS Health data (для получения более подробной информации по этой классификации и по включённым странам см. приложение 2.3)

Скачать (30KB)
7. Рис. 6. Качество таблеток мизопростола в 15 странах с низким и средним уровнем дохода. Адаптировано из Hall и Tagontong.231 Дату производства не смогли установить у двух образцов. Каждому из этих образцов была присвоена условная дата производства в 0 дней. LA — обозначенное количество; generic — генерик; pl/alu — блистерная упаковка, состоящая из пластмассы и алюминиевого компонента; alu/alu — блистерная упаковка, состоящая целиком из алюминиевых компонентов; SRA — строгий регуляторный орган; ERP — Экспертная группа глобального фонда; PQd — программа преквалификации ВОЗ; falsified/no miso — фальсифицированный продукт, не содержащий мизопростола

Скачать (28KB)
8. Рис. 7. Число сообщений о некондиционной / поддельной / ложно маркированной / фальсифицированной / контрафактной медицинской продукции в базе данных быстрого сигнала тревоги Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Всего сообщений 1166. Данные глобальной системы быстрого сигнала тревоги ВОЗ за период с июля 2013 г. по август 2016 г.

Скачать (35KB)
9. Рис. 8. Подтверждённая информация Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) о фальсифицированной продукции из шести регионов. Цифры на столбиках отражают количество сообщений о подтверждённых фальсифицированных продуктах, полученных в период с июля 2013 г. по август 2016 г. Всего сообщений 604. Данные глобальной системы быстрого сигнала тревоги ВОЗ. Innovator product — инновационный продукт; generic — генерик; vaccine — вакцина; diagnostic — средства диагностики; blood product — продукт компонента крови; traditional medicine — продукт традиционной медицины

Скачать (31KB)
10. Рис. 9. Доля нарушений качества по данным MEDS (Найроби, 1997–2015). Рисунок адаптирован из MEDS (Найроби, Кения, 2015), с разрешения. Красная линия на графике отображает снижение частоты сбоев в качестве лекарств, закупаемых MEDS, показывая, что хорошо опубликованная и принудительная программа обеспечения качества может привести к улучшению качества продуктов. Зелёная линия демонстрирует результаты качества внешних образцов, которые были представлены в лабораторию MEDS для проверки, где заметна схожая тенденция. Частота сбоев качества менее 3–5% всех испытанных образцов свидетельствует от том, что система проверки качества хорошо функционирует. MEDS (от англ. Mission for Essential Drugs and Supplies) — Миссия по основным лекарствам и расходным материалам

Скачать (19KB)
11. Рис. 10. Количество сообщений о неблагоприятных реакциях на лекарства в СВУД и СНСУД. Данные Уппсальского центра мониторинга. HIC (СВУД) — страны с высоким уровнем дохода; LMIC (СНСУД) — страны с низким и средним уровнем дохода

Скачать (25KB)
12. Рис. 11. Свидетельства об эффективности различных мер, направленных на применение лекарств медицинскими работниками, полученные из высококачественных систематических обзоров

Скачать (36KB)
13. Рис. 12. Свидетельства об эффективности различных мер, направленных на пациентов или потребителей, полученные из высококачественных систематических обзоров

Скачать (28KB)
14. Рис. 13. Общее и парентеральное амбулаторное применение антибиотиков в стационарах третьего уровня в Китае (2005–2012). Данные адаптированы с разрешения Sun и соавт.325 Комплексная программа управления антибиотиками в больницах, нацеленная на амбулаторное лечение антибиотиками (частота назначения <20% пациентов) и назначение в стационаре (<60% пациентов); антибиотикопрофилактику следует проводить до разреза тканей, а не через >24 ч; общее потребление антибиотиков в стационаре <400 определяемых суточных доз на 1000 стационарных дней. К декабрю 2012 г. потребление антибиотиков снизилось до половины своего самого высокого уровня, и использование парентеральных антибиотиков в амбулаторных условиях стало сокращаться.

Скачать (37KB)
15. Рис. 14. Участие Farmacia Popular и доля охваченных дней. Эти данные получены после того, как в соответствии с принятой политикой сначала увеличили расходы пациентов, а затем сделали лекарства доступными для пациентов бесплатно. В 2011 г. основные лекарства от артериальной гипертензии, сахарного диабета и бронхиальной астмы стали поступать в государственные и частные аптеки с нулевой доплатой пациентов. Это изменение привело к резкому увеличению участия в программе у пациентов с сахарным диабетом — от 400 тыс. до >1–4 млн рецептов, выписанных в месяц. Доля охваченных дней (мера приверженности) увеличилась приблизительно до 80%, что близко к оптимальному значению для лечения хронических заболеваний. А — участие в Farmacia Popular; B — доля охватываемых дней. HGM (от англ. home glucose meters) — домашние глюкометры

Скачать (62KB)

© , 2019


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.