For the restructuring of the scientific front. (Editorial from Pravda of 20/III 31)

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Resolution of the Central Committee of the CPSU(b) on the Communist Academy, published in Pravda dated March 18 of this year, should attract the attention of all communist scientists. It should form the basis of their work, its restructuring, which must be carried out as soon as possible.

Full Text

Постановление ЦК ВКП(б) о Коммунистической академии, опубликованное в „Правде“ от 18 марта с. г., должно привлечь к себе внимание всех научных работников-коммунистов. Оно должно лечь в основу их работы, ее перестройки, которую необходимо провести в кратчайший срок.

Подготовка научных работников расширяется с каждым годом. С каждым годом увеличиваются кадры научных работников.

Но это расширение кадров пока не дает достаточных результатов в смысле эффективности научной работы, главным образом потому, что научная работа строится по-старинке, что она, как это отмечено т. Сталиным, резко отстает от практики социалистического строительства.

Правда, теоретический фронт имеет ряд заслуг в борьбе с буржуазными и социал-демократическими теориями. Эта борьба велась и ведется с особым напряжением теперь, когда СССР завершает построение фундамента социалистической экономики, когда кулачество, ликвидируемое как класс, контрреволюционные круги интеллигенции, при поддержке империалистов с ожесточением сопротивляются развернутому наступлению социализма.

За последнее время на теоретическом фронте, как указывается в резолюции ЦК, это „буржуазное влияние сказалось в форме ряда антимарксистских и ревизионистских теорий: меньшевистский идеализм рубинщины в экономике, механистические теории в философии, политэкономии и других областях, меньшевиствующий идеализм группы Деборина в философии и естествознании, переверзевщина в литературоведении“.

Было бы большой ошибкой считать, что с разоблачением этих теорий борьба с буржуазными и социал-демократическими влияниями уже закончена. Ни в коем случае! Эти влияния еще существуют, они неизбежно еще будут возникать. И наши научные работники должны быть во всеоружии марксистской критики для борьбы с этими влияниями.

Тем более, что враждебные теории лишь в редких случаях выступают теперь в своем настоящем, неприкрытом виде. Нет, они маскируются, они выступают иногда в качестве тончайших, изощреннейших фальсификаций марксизма-ленинизма, разоблачение которых стоит большого труда.

Научные работники-коммунисты должны помнить слова т. Сталина о том, что „только в борьбе с буржуазными предрассудками в теории можно добиться укрепления позиций марксизма-ленинизма".

Одной из форм социал-демократического извращения марксизма является отрыв теории от классовой борьбы пролетариата.

Пример т. н. „марксоведа" Рязанова, предавшего партию, показывает, куда может завести этот отрыв, это игнорирование и непонимание ленинизма, как „марксизма эпохи империалистических войн и пролетарских революций“. Этот отрыв марксизма от практики классовой борьбы и социалистического строительства, превращение марксизма в мертвую догму—ведет в болото контрреволюционного меньшевизма.

„Наше учение,--говорил Энгельс про себя и про своего знаменитого друга—не догма, а руководство для действия. В этом классическом положении с замечательной силой и выразительностью подчеркнута та сторона марксизма, которая сплошь да рядом упускается из виду.

А упуская ее из виду, мы делаем марксизм односторонним, уродливым, мертвым, мы вынимаем из него его душу живую, мы подрываем его коренные теоретические основания—диалектику, учение о всестороннем и полном противоречий историческом развитии; мы подрываем его связь с определенными практическими задачами эпохи, которые могут меняться при каждом новом повороте истории“ (Ленин).

Вот эта сторона марксизма, она и сейчас должна быть подчеркнута со всей силой, она и сейчас имеет самое непосредственное значение для теоретического фронта.

Наш теоретический фронт, и Комакадемия, которая возглавляет, имеет несомненные заслуги в разработке ряда проблем социалистического строительства.

Но, в целом, Комакадемия еще не перестроилась в соответствии с новыми задачами и темпами строительства, еще продолжает отставать от хода и задач социалистического строительства. Особенно это относится к экономическому и аграрному институтам.

Это обстоятельство является самым слабым местом нашей теоретической работы.

Этим объясняется, что иногда теоретические дискуссии идут на „холостом ходу“, иногда превращаются в „схоластические словопрения“.

„Исходя из ленинского принципа партийности научной работы и непримиримой борьбы с враждебными теориями, научные работники- коммунисты должны вместе с тем давать отпор упрощенству в теоретических дискуссиях, подмене их схоластическими словопрениями“. (Из резолюции ЦК).

Значение теории для нас заключается в том, что она „дает практикам силу ориентировки, ясность перспективы, уверенность в работе, веру в победу нашего дела“ (Сталин). Теперь, в период невиданного и все увеличивающегося размаха социалистического строительства, такое освещение всех линий нашей работы, анализ социалистической перестройки, ее глубин и ее деталей, взаимных сцеплений отдельных частей, разрыва старых связей и возникновения новых,—особенно необходим.

И надо со всей откровенностью сказать, что работа коммунистов- теоретиков ни по размеру, ни по темпам не соответствует еще этим задачам. В чем же дело? Возможно, что у нас нет научных кадров?

Этого сказать нельзя. Правда, наши научные работники загружены практической работой, но ведь их теперь тысячи. Только Комакадемия и ИКП насчитывают в своих институтах полторы тысячи аспирантов- коммунистов.

И вместе с тем количество научных работ—в особенности, посвященных проблемам соцстроительства,—ничтожно. И вместе с тем у нас постоянные затруднения даже с составлением учебников для сети партийного, общего и технического образования.

Дело в том, что научные работники и учреждения еще не перестроили своей работы. Дело в том, что они еще не привели ее в соответствие с задачами нынешнего этапа. Дело в том, что они не сумели по- новому эту работу организовать и развернуть боевые темпы этой работы.

Комакадемия должна обратить особое внимание на разработку вопросов техники и технической политики, на расширение и политическое заострение всей работы ассоциации естествознания.

„Внимание и силы научных работников,—говорит резолюция ЦК ВКП(б),—должны быть сосредоточены на теоретической разработке проблем социалистического строительства и классовой борьбы пролетариата“.

Нужно не только усвоить это положение и отразить его в своих планах, но и всю научную работу построить таким образом, чтобы добиться—в смысле научной продукции—научных работ, учебников, максимальной эффективности и темпов.

Мы на сможем добиться больших темпов и результатов, если будем надеяться только на научного работника, который действует методами „ кустаря-одиночки“.

Необходимо в большей степени практиковать коллективный метод разработки проблем, составления учебников и проч.

Почему аспирантура старших курсов и слушатели ИКП должны по традиции составлять такого рода учебные, зачетные работы, которые годятся только затем, чтобы их класть в архивные шкафы?

Почему и здесь работа не может строиться коллективно, под углом проработки определенной проблемы, составление учебника—так, чтобы она давала ощутимый результат в нашей научной работе?

Разработка проблемы, для которой требуется срок в несколько лет, если работа ведется методами „кустаря-одиночки“, может быть выполнена в несколько месяцев коллективом научных работников.

Пора перестать работать по-старинке, по-кустарному в наших научных учреждениях. Пора и здесь не только составлять свой производственный план, но и организовать его выполнение, но и бороться за него с той энергией и напором, как борется партия на всех участках социалистического строительства. Пора и в научной работе взять боевые темпы.

Эти задачи партия ставит перед Комакадемией, перед всеми научными учреждениями и перед всеми коммунистами.

И под этим знаком она будет проверять и оценивать их работу.

×

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1931 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies