Duodenogastric reflux and features of its treatment in chronic gastroduodenitis in children

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In the clinical picture of duodenogastric reflux, established during endoscopic examination in 88 patients with chronic gastroduodenitis (age from 5 to 15 years), two different variants were identified - hyperkinetic and hypokinetic with pyloric insufficiency. Duodenogastric reflux is preferably treated with acupuncture. If this is not possible, it is advisable to combine drug treatment with courses of laser reflexology.

Full Text

В последнее время внимание исследователей привлекают моторно-эвакуаторные нарушения пилородуоденальной зоны, проявляющиеся в виде дуодено-гастрального рефлюкса (ДГР). По данным различных авторов, частота ДГР при хроническом гастродуодените (ХГД) варьирует в широких пределах— от 28,1 до 85,7% [1, 16], в то время как у здоровых лиц — от 0,5 до 15,5% [1, 3, 16].

Для диагностики ДГР существует множество лабораторных и инструментальных исследований. Лабораторные методы основаны на обнаружении желчи в желудочном содержимом при проведении фракционного желудочного зондирования [1], рентгенологические — на регистрации заброса контрастного вещества из двенадцатиперстной кишки в желудок [7, 15]. Однако наибольшее значение придается эндоскопической диагностике, при которой наличие ДГР определяют визуально по примесям желчи в желудочном содержимом и по видимому забросу желчи в желудок во время исследования [5, 8].

О значении ДГР при заболеваниях гастродуоденальной зоны до настоящего времени нет однозначного мнения. Одни авторы рассматривают ДГР как физиологическое явление, выполняющее защитную функцию в ответ на поступление в двенадцатиперстную кишку желудочного сока с высокой кислотно-пептической активностью [16]. Однако большинство других считают заброс дуоденального содержимого в желудок причиной повреждения слизистой оболочки желудка [1—3, 6, 10, 11].

В литературе также нет единого мнения и о клинических проявлениях ДГР. Часть исследователей [2] указывают, что патогномоничных симптомов ДГР не существует. Другие [3, 9, 13, 15] считают, что клинически он может проявляться упорными схваткообразными болями в эпигастрии, тошнотой, отрыжкой.

Недостаточно четко представлена в литературе тактика лечения ДГР. Рекомендуют диету с ограничением жиров [4, 9], желчегонные средства [2, 4, 12], препараты, ликвидирующие дискинезию двенадцатиперстной кишки,— метоклопрамид, малые дозы бензогексония [1, 7, 10], метилксантины (теофилин, теобромин), способствующие восстановлению защитных свойств слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки [1], панангин, глюконат кальция, ликвидирующие дефицит калия и магния в слизистой оболочке желудка и препятствующие обратной диффузии ионов водорода [1, 7, 9], десенсибилизирующие средства [14, 17]. Некоторые авторы [4] пропагандируют хирургическое лечение антирефлюксные операции с целью Ликвидации дуоденальной гипертензии. По мнению других [1], вряд ли хирургический метод лечения получит широкое распространение. В доступной литературе мы не нашли работ по изучению влияния игло- и лазерной рефлексотерапии, а также сочетанных методов лечения на течение и исход ДГР.

Таким образом, несмотря на большое число исследований, многие аспекты этого синдрома нуждаются в дальнейшем изучении.

Цель работы — исследовать особенности клинического течения ДГР при ХГД у детей и изыскать наиболее оптимальные варианты его лечения.

Под нашим наблюдением находились 244 пациента с ХГД в возрасте от 5 до 15 лет, из них у 88 (36,1%) детей при эндоскопическом исследовании был установлен ДГР. У остальных 156 (63,9%) больных ХГД протекал без ДГР. Больные с ХГД без ДГР и с наличием ДГР не различались существенно по возрасту, полу либо по давности заболевания.

Клиническая картина ХГД с ДГР характеризовалась приступообразными болями, связанными с приемом пищи. В пилородуоденальной области боль локализовалась чаще, чем при ХГД без ДГР (соответственно у 48,8% и 35,2%), а из диспептических симптомов чаще выявлялась тошнота (у 71,5% и 58,7%) и рвота (у 39,7% и 26,1%). При детальном анализе течения болезни была установлена неоднородность клинической симптоматики, что позволило выделить среди 88 больных ХГД с ДГР 2 подгруппы.

К 1-й подгруппе были отнесены 58 больных с ДГР, у которых в жалобах превалировали болевой синдром в сочетании с тошнотой и рвотой. У них, как правило, отмечалось гиперацидное состояние либо нормальная секреторная функция. Электрогастрография показала наличие гиперкинетических форм гастродуоденальной дисмоторики. Частота колебаний в 1 мин составляла 3,6±0,05 (норма—2,7±0,01), средняя амплитуда колебаний — 0,31±0,012 мВ (норма — 0,25±0,015), максимальная амплитуда колебаний — 0,5±0,03 мВ (норма — 0,34±0,04).

Во 2-ю подгруппу вошли 30 больных, у которых в отличие от детей 1-й подгруппы в клинической картине доминировали чувство тяжести в эпигастральной области, распирание, тошнота. При рентгенологическом исследовании у них обнаруживался дуоденостаз, а при эндоскопии заброс желчи отмечался на фоне зияния пилорического сфинктера. При исследовании двигательной функции желудка чаще (61,3%) определялся гипокинетический тип электрогастограммы, при котором частота колебаний в 1 мин составляла 1,8±0,05, средняя амплитуда колебаний — 0,21±0,015 мВ, максимальная амплитуда колебаний — 0,29±0,02 мВ.

При изучении вегетативной нервной системы в обеих подгруппах у всех больных было установлено наличие синдрома вегетативной дистонии. Исследование исходного тонуса вегетативной нервной системы не выявило существенных различий между больными 1 и 2-й подгрупп. Имела место исходная ваготомия (соответственно у 82,7% больных 1-й подгруппы и у 76,6% больных 2-й подгруппы) либо нормотония (соответственно у 17,3% больных 1-й подгруппы и у 23,4% больных 2-й подгруппы). Большинство (72%) больные 1-й подгруппы проявляли гиперсимпатикотоническую реактивность, а у детей 2-й подгруппы чаще (67%) отмечалась асимпатикотоническая реактивность. Изучение соотношения уровней активности вегетативной нервной системы при проведении изадрин-атропиновой пробы позволило установить, что у больных 1-й подгруппы ваготония развивалась за счет повышения активности холинергического отдела на фоне нормальной активности адренергической системы, тогда как у больных 2-й подгруппы ваготония была обусловлена понижением адренергической активности при нормальной либо высокой активности холинергической системы.

Для сравнительной оценки эффективности различных методов лечения ДГР при ХГД у детей больные были разделены на 5 групп. Во всех группах режим и диету назначали в соответствии с основным заболеванием — хроническим гастродуоденитом. Больным рекомендовали спать на 2—3 подушках, под углом не менее 30°. Последний прием пищи осуществляли за 2 ч до сна. В диете ограничивали жиры.

Больные 1-й группы получали медикаментозное лечение метоклопрамидом (синонимы: церукал, реглан). Детям в возрасте от 5 до 7 лет назначали по 1/ таблетки (5 мг) 3 раза в день, от 8 до 15 лет — по 1 таблетке (10 мг), которую больные запивали небольшим количеством воды, 3 раза в день за 30 мин до еды. Курс лечения длился 14 дней. Поддерживающую терапию проводили каждые 6 мес. Метоклопрамид оказывает стимулирующее действие на дистальный отдел пищевода, в том числе на его сфинктеры, способен усиливать перистальтику желудка, координировать нарушенные соотношения тонуса и кинетики, нормализовать выброс химуса из желудка и его пассаж по двенадцатиперстной кишке.

Больным 2-й группы в отличие от больных 1-й группы вместо медикаментов назначали иглорефлексотерапию иглами отечественного производства в корпоральных и аурикулярных точках с учетом данных клинического обследования. Акупунктурную рецептуру составляли на основе классических законов чжень-цзю-терапии с использованием сегментарного подбора точек и показателей теста Омуры [18, 19].

Больным 3-й группы была предписана лазерная рефлексотерапия, которую осуществляли отечественным гелий-неоновым лазерным аппаратом ЛГ-75 (длина волны — 632,8 нм, выходная мощность — 25 мВт, плотность потока на одну точку — 5 мВт/см2). Время воздействия лазерного луча на одну корпоральную точку составляло 15 с, на аурикулярную — 5 с.

В 4-й группе больных медикаментозную терапию сочетали с иглорефлексотерапией, а в 5-й — с лазерной рефлексотерапией.

Сравнение результатов различных методов лечения ДГР показало наиболее слабое влияние лазерной рефлексотерапии (см. табл.) — через 3 года лечения ДГР сохранялся у 10 больных (частота—0,56). Медикаменты достоверно лучше влияли на течение ДГР у больных 1-й группы. Через один год медикаментозного лечения ДГР исчез у 3 больных (частота выздоровления — 0,18), а через 3 года — у 12 (частота выздоровления — 0,71; Р1-3<0,05).

 

Сравнительная оценка эффективности различных методов лечения дуоденогастрального рефлюкса у детей с хроническим гастродуоденитом

Группы больных

Число больных

Число выздоровевших

до лечения

после курса лечения

через один год после лечения

через 3 года после лечения

1-я

17

3 (0,18)

8 (0,47)

12 (0,71)

2-я

17

11 (0,65)

17 (1,0)

16 (0,94)

3-я

18

2 (0,11)

4 (0,22)

8 (0,44)

4-я

18

3 (0,17)

7 (0,39)

12 (0,67)

5-я

18

6 (0,33)

12 (0,67)

14 (0,78)

Примечание. В скобках — частота выздоровления.

 

Наилучший эффект был выявлен у больных, получавших иглорефлексотерапию. После курса лечения ДГР исчез у 11 больных (частота выздоровления— 0,65), что достоверно лучше результатов медикаментозного лечения (Р2-1<0,05). Через 3 года он был диагностирован лишь у одного (частота выздоровления— 0,94). Результаты лечения больных 4-й группы не отличались от таковых в 1-й группе. Сочетание медикаментозной и лазерной рефлексотерапии (5-я группа) оказалось результативнее только медикаментозного лечения (1-я группа), что свидетельствовало о способности лазерных лучей усиливать действие метоклопрамида.

Таким образом, исследования позволили установить, что частота дуоденогастрального рефлюкса при хроническом гастродуодените у детей не зависит от возраста и пола больных. Не выявлено корреляции и с давностью заболевания. При хроническом гастродуодените у детей можно выделить две формы дуоденогастрального рефлюкса с характерными для них клиническими симптомами и данными лабораторных и инструментальных исследований — гиперкинетическую и гипокинетическую, протекающую с недостаточностью функции привратника. На течение и исход ДГР наибольшее влияние оказывает иглорефлексотерапия, что позволяет рекомендовать более широкое ее применение. При невозможности проведения иглорефлексотерапии целесообразно медикаментозное лечение сочетать с лазерной рефлексотерапией.

×

About the authors

A. V. Mazurin

2nd Moscow Medical Institute named after I. I. Pirogov; medical institute; Tbilisi Order of the Red Banner of Labor Medical Institute

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Department of Propaedeutics of Children's Diseases, Department of Children's Diseases No. 2

Russian Federation, Moscow; Tbilisi

R. G. Vasadze

2nd Moscow Medical Institute named after I. I. Pirogov; medical institute; Tbilisi Order of the Red Banner of Labor Medical Institute

Email: info@eco-vector.com

Department of Propaedeutics of Children's Diseases, Department of Children's Diseases No. 2

Russian Federation, Moscow; Tbilisi

References

  1. Акимов Н. П., Бацков С. С.//Тер. арх. — 1982. — № 4. — С. 137—139.
  2. Амиджанов С. А., Фирсов Е. П.//Тер. арх. — 1978. — № 12. — С. 49—52.
  3. Апостолов Б. Г., Мельникова И. Ю.//Педиатрия. — 1986. — № 3. — С. 36—38.
  4. Витебский Я. Д.//Хронические нарушения дуоденальной проходимости и язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. — Челябинск, 1976.
  5. Гершман Г. Б.//Особенности эзофагогастродуоденоскопии у детей с некоторыми гастроэнтерологическими заболеваниями. — Автореф. канд. дисс. — М., 1980.
  6. Григорьев П. Я., Исаков В. А., Яковенко Э. П.//Тер. арх. — 1989. — № 2. — С. 142—153.
  7. Грищук В. К.//Клинико-рентгенологические исследования при дуоденогастральном рефлюксе. — Автореф. канд. дисс. — М., 1982.
  8. Долецкий С. Я., Стрекаловский В. П., Климанская Е. В. и др.//Эндоскопия органов пищеварительного тракта у детей. — М., Медицина, 1984.
  9. Запрудноd А. М.//Гастродуоденит у детей. — Автореф. докт. дисс. — М., 1985.
  10. Ковалив Ю. М., Троценко О. В., Темник Н. В. и др.//Вопр. охр. мат. — 1989. — № 5.- С. 69—73.
  11. Мазурин А. В., Гершман Г. Б., Боксер В. О.//Вопр. охр. мат. — 1985. — № 12. — С. 12—18.
  12. Михаськив И. Н.//Сов. мед. — 1979 — № 2. — С. 32—37.
  13. Новик А. В., Мельникова И. Ю.//Вопр. охр. мат. — 1987. — № 3. — С. 30—34.
  14. Помелов В. С., Сальман М. М., Барамидзе Г. Г.//Клин. мед. — 1984. — № 2. — С. 81 — 85.
  15. Соломатин В. Г.//Дуоденогастральный рефлюкс и его влияние на течение и исход гастродуоденита у детей. — Автореф. канд. дисс. — Куйбышев, 1986.
  16. Сакс Ф. Ф.//В кн.: Физиология и патология сфинктерных аппаратов пищеварительной системы. — Томск, 1984.
  17. Barbier P., Dumont A., Abramovici et al.//Acta gastroent. belg. — 1984. — Vol. 47. — P. 267—274.
  18. Omura I.//Acupuncture Medicine. — Tokyo, 1982.
  19. Omura I.//Practice of «Bi-Digital О-Ring Test» — Tokyo, 1986.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1991 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies