Роль гигиенических знаний, умений и навыков в формировании здорового образа жизни студентов

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Учебно-воспитательный процесс в высших учебных заведениях характеризуется рядом особенностей, которые могут приводить к изменению функционального состояния организма студентов и даже к болезненным состояниям. К основным особенностям вузовской системы обучения и воспитания можно отнести следующие:

— для большинства студентов отрыв от семьи, вхождение в новый коллектив;

— самостоятельное освоение нового учебного материала и отсутствие ежедневного контроля за учебными достижениями, появление новых форм обучения и контроля;

— необходимость самим организовывать быт, планировать трудовой день.

Полный текст

Учебно-воспитательный процесс в высших учебных заведениях характеризуется рядом особенностей, которые могут приводить к изменению функционального состояния организма студентов и даже к болезненным состояниям. К основным особенностям вузовской системы обучения и воспитания можно отнести следующие:

— для большинства студентов отрыв от семьи, вхождение в новый коллектив;

— самостоятельное освоение нового учебного материала и отсутствие ежедневного контроля за учебными достижениями, появление новых форм обучения и контроля;

— необходимость самим организовывать быт, планировать трудовой день.

Адаптация к новым условиям жизни проходит у студентов неодинаково. Легче и быстрее адаптируются к новым условиям обучения те студенты, которые соблюдают рациональный режим труда, отдыха и питания, владеют навыками работы с научной и учебной литературой, не имеют вредных привычек. У них менее выражены функциональные сдвиги при экзаменационном стрессе, быстрее восстанавливается работоспособность. Поэтому, наряду с совершенствованием вузовской педагогики, актуальными задачами в деле повышения эффективности учебно-воспитательного процесса являются его гигиеническая рационализация и формирование здорового образа жизни студентов, что будет способствовать укреплению их здоровья и повышению интенсивности умственного труда.

Целью исследования было изыскание методов укрепления здоровья и оптимизации умственного труда студентов путем совершенствования системы гигиенического воспитания и привития им навыков здорового образа жизни.

Изучены гигиеническая воспитанность, а также наличие гигиенических навыков у студентов 1 и 3-го курсов медицинского университета (юношей — 322, девушек — 642). Для этих целей был разработан и составлен перечень гигиенических умений, навыков и привычек (ГУНП), обязательных для студентов-медиков, наряду с перечнем вредных для здоровья (антигигиенических) привычек (АГП). Для сравнения гигиенической воспитанности студенческих коллективов мы сопоставляли частотную структуру положительных умений, навыков, привычек (ПГП) отдельных групп студентов. Частоты ПГП по полу и факультету ранжировали. При оценке влияния (наличие или отсутствие) навыков на показатели здоровья и работоспособности использовали методы вариационного, корреляционного и дисперсионного анализов.

Отношение к вредным привычкам 1065 студентов медицинского и технического вузов, обучающихся на 1, 3, 5-м курсах, изучали с помощью специально разработанных анонимных анкет, включавших 35 вопросов, касающихся курения, употребления алкогольных напитков, интимной жизни. По каждому из трех аспектов утверждения группировали в три шкалы: 1) осведомленность (о вреде курения и употребления алкогольных напитков, венерических заболеваниях); 2) активность в борьбе с курением, пьянством и алкоголизмом, случайными половыми связями; 3) отношение к антиникотиновой, антиалкогольной и противовенерической пропаганде. Паспортная часть анкеты предлагала отметить половую и возрастную принадлежность, семейное положение, курс, занятие до поступления в институт, размеры населенного пункта, в котором опрашиваемый родился, место его жительства. Данные, полученные для каждой анкеты по девяти шкалам, обрабатывали методом дисперсионного анализа.

Двигательную активность изучали методом экспертных оценок в баллах. Физическую работоспособность оценивали с помощью теста PWC170, уровень академической успеваемости — по экзаменационным баллам.

Наиболее частыми гигиеническими навыками у студентов 1-го курса были поддержание чистоты тела, выполнение элементарных правил личной гигиены, планирование рабочего дня, систематическая самоподготовка, занятия спортом, привычка к 7—8-часовому ночному сну. У юношей сформировано от 15 до 40 ПГП (в среднем — 31,520±0,430), у девушек — от 20 до 42 ПГП (в среднем — 28,575±0,488). Сравнение частотной структуры ПГП юношей и девушек показало, что первые более склонны к занятиям в спортивной секции (соответственно 56,48% и 47,70%), ежедневному выполнению утренней зарядки (67,60% и 50,98%), использованию закаливающих процедур, соблюдению режима дня, рациональному использованию внеаудиторного времени и перерывов во время занятий. Наиболее редкими оказались среди первокурсников навыки работы с учебной и научной литературой, соблюдения режима четырехразового питания, гигиены умственного труда, психогигиенической саморегуляции. Студентки менее способны владеть собой в стрессовых ситуациях, у них более часты нарушения в режиме питания. Студентов лечебного и педиатрического факультетов по сравнению со студентами медико-профилактического факультета отличают меньшая двигательная активность и более редкое использование закаливающих процедур.

При сравнительной оценке частотной характеристики ГУНП студентов 3-го курса оказалось, что те навыки и привычки, которые у первокурсников были редкими, еще в меньшей степени встречаются у третьекурсников. Так, в 2,5 раза реже, чем у первокурсников, у них наблюдается привычка к выполнению утренней зарядки и занятиям в спортивной секции. Юноши 3-го курса реже соблюдают режим четырехразового питания и используют закаливающие процедуры, у девушек же частота последнего навыка на 3-м курсе выше, чем у первокурсниц. Кроме того, третьекурсники лучше владеют собой в стрессовых ситуациях, в частности у девушек частота навыка аутотренинга в 10 раз выше, чем у первокурсниц. В то же время и юноши и девушки 3-го курса менее склонны к систематическому самообучению и самовоспитанию. Наблюдаемую у них более низкую частоту навыка конспектирования лекций и умения распределять свое внеаудиторное время можно объяснить тем, что ответы первокурсников на эти вопросы отражают, скорее, их намерения и желания, чем реальное положение.

Значение каждого из 45 ГУНП для здоровья и работоспособности неравнозначно; отсутствие одного может быть допустимо, другого — крайне нежелательно. Долю влияния отдельных ГУНП на трудоспособность и здоровье мы определяли методом дисперсионного анализа. Оценивали влияние некоторых ГУНП у студентов 1-го курса медико-профилактического факультета на сумму баллов на вступительных экзаменах, считая ее одной из характеристик умственной работоспособности. Обнаружены положительные изменения этого показателя, обусловленные привычкой к ежедневным закаливающим процедурам у девушек, окончивших школу не более двух лет назад и отнесенных по результатам медосмотра к подготовительной и специальной группам. В иных случаях у девушек и у всех юношей эта привычка оказывает достоверное или недостоверное отрицательное влияние на академические успехи. У девушек привычка ежедневно делать утреннюю зарядку на умственную работоспособность влияет положительно, у юношей — отрицательно, но связь достоверна не во всех случаях. При оценке влияния привычки систематически посещать спортивную секцию обнаружена тенденция к наилучшим результатам у студентов, занимающихся эпизодически, по сравнению с теми, кто занимается регулярно или вообще не увлекается спортом. Привычка к рациональному отдыху в выходной день также в большинстве случаев отрицательно сказывается на успеваемости: у девушек до 20 лет это влияние достоверно (Р<0,05). Для оценки связи между конкретными ГУНП и состоянием здоровья студентов вычисляли коэффициент взаимной сопряженности А. А. Чупрова. В качестве интегрального показателя состояния здоровья использовали результаты первичного медицинского осмотра студентов, на основании которого студентов включали в основную, подготовительную или специальную группу. В большинстве случаев коэффициент А. А. Чупрова не превышал 0,3; в разных возрастных группах выявлены противоположные тенденции. Студенты, имеющие серьезные заболевания, относятся к своему здоровью более внимательно, чем здоровые. Пренебрежение элементарными гигиеническими навыками приводит к различным состояниям, не обозначенным определенными нозологическими формами, но характеризующимся нарушением физического развития, выносливости, что соответствует критериям отбора в подготовительную группу.

При выяснении отношения студентов к вредным привычкам оценивали влияние следующих факторов: возраста, семейного положения, занятия до поступления в институт, места рождения и проживания и их парных взаимодействий. В результате анализа анкет 1065 студентов медицинского и технического университетов обнаружено следующее.

У студенток величина почти всех 9 показателей (осведомленность о вреде, активность в борьбе с вредной привычкой, отношение к пропаганде против вредных привычек) выше, чем у студентов (Р<0,05—0,01). Исключение составили 2 показателя: а) отношение к противоалкогольной пропаганде у юношей и девушек практически одинаково; б) эффективность противовенерической пропаганды студентки оценивали достоверно ниже, чем студенты (Р<0,05).

У девушек влияние социальных факторов на отношение их к вредным привычкам проявлялось более значительно, чем у юношей. Так, целый ряд показателей, например активность в борьбе с курением, осведомленность о вреде случайных половых связей, отношение к противоалкогольной и противовенерической пропаганде, у них вообще достоверно не зависели от социально-демографических факторов.

Более высокая информированность студентов-медиков благоприятно сказывалась практически на всех 9 показателях, которые в большинстве случаев были достоверно выше, чем у студентов технического вуза. Однако не исключено и влияние социальной роли медицинского работника, осознаваемой студентами-медиками: отмеченная закономерность наблюдалась и на младших курсах медицинского университета, где еще не имеется больших преимуществ в информированности. Исключение составил показатель «отношение к противовенерической пропаганде» (у девушек он был ниже, чем у юношей), причем студентки-медики оценивали ее эффективность более пессимистично, чем студентки технического вуза.

Семейное положение и год обучения оказывали достоверное влияние (Р<0,01) на противоалкогольную активность и осведомленность о вреде алкоголя: у холостых студентов эти показатели с годами снижались, у женатых — становились выше.

У студентов-медиков осведомленность о венерических заболеваниях улучшается от курса к курсу, у студентов же технического вуза она не изменяется. Общей закономерностью является и снижение от курса к курсу активности в борьбе со всеми вредными привычками у студентов обоих вузов и обоих полов. Исключение составили студентки-медики, у которых активность в борьбе со случайными половыми связями возрастает параллельно с ростом осведомленности о венерических заболеваниях.

Достоверным оказалось влияние возраста, года обучения и рода занятий до поступления в вуз на противоалкогольную и антиникотиновую активность: у студентов до 20 лет она была выше, если они поступили в вуз после окончания школы, и ниже, если до поступления работали на производстве (не более 2 лет). В более старшем возрасте активнее бывшие производственники или служившие в армии. У них же менее выражено снижение активности в борьбе с вредными привычками от курса к курсу.

Отмечено влияние фактора проживания в общежитии и характера вуза. Так, большинство изучавшихся показателей оказалось выше у студентов, проживающих в общежитии, особенно в медицинском университете; в техническом университете подобная взаимосвязь была не столь очевидна, а порой наблюдалась и обратная тенденция.

При изучении влияния двигательной активности студентов на физическую работоспособность, академическую успеваемость и частоту простудных заболеваний было выявлено следующее.

Существует умеренная прямая взаимосвязь (r=0,4) у девушек до 20 лет между двигательной активностью и физической работоспособностью по тесту PWC170. У юношей этого же возраста коэффициент корреляции составил 0,6. В возрасте старше 20 лет эта взаимосвязь более значительна (соответственно r=0,86 и r=0,43).

Взаимосвязь между двигательной активностью и академической успеваемостью студентов до 20 лет слабая (у девушек r=0,18, у юношей r=0,27), однако в возрасте старше 20 лет она более выражена у студенток (r=0,36). У юношей такого же возраста обнаружена значительная обратная взаимосвязь между этими показателями (r=0,51), то есть с возрастанием двигательной активности (занятия спортом и др.) наблюдается устойчивое снижение академической успеваемости.

При изучении взаимосвязи между двигательной активностью и частотой простудных заболеваний (как показателем соматического здоровья) было выявлено, что у студентов в возрастной группе старше 21 года между этими показателями существует значительная взаимосвязь (r=0,66—0,75): студенты, ведущие более активный образ жизни, реже болеют простудными заболеваниями. Такая же тенденция обнаружена у студенток в возрасте до 20 лет. У студентов до 20 лет имеет место обратная тенденция: с ростом двигательной активности растет частота простудных заболевания, но взаимосвязь слабая (r=−0,27).

Выводы

1. Все студенты медицинского университета независимо от пола, возраста и семейного положения имеют недостаточную гигиеническую воспитанность.

2. Несмотря на большую осведомленность студентов-медиков о вреде вредных привычек по сравнению со студентами технического вуза, активность в борьбе с ними во время обучения в вузе снижается, что является подтверждением необходимости повышения качества гигиенического воспитания.

3. Существует положительное влияние двигательной активности на физическую работоспособность, здоровье и академическую успеваемость у студенток-медиков.

4. Воспитание навыков здорового образа жизни у студентов остается актуальной задачей учебно-воспитательного процесса в медицинских и других вузах.

5. Выбор конкретных точек приложения усилий по гигиеническому воспитанию должен определяться с учетом существующей гигиенической воспитанности отдельных студентов и студенческих коллективов, а также с учетом психологических особенностей личности студентов, типичных схем их поведения в различных ситуациях учебной и внеучебной деятельности.

×

Об авторах

А. Б. Газетдинова

Казанский медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com

Кафедра общей гигиены и экологии с курсами радиационной и военной гигиены

Россия, Казань

А. Т. Гончаров

Казанский медицинский университет

Email: info@eco-vector.com

Кафедра общей гигиены и экологии с курсами радиационной и военной гигиены

Россия, Казань

Т. И. Андреева

Казанский медицинский университет

Email: info@eco-vector.com

Кафедра общей гигиены и экологии с курсами радиационной и военной гигиены

Россия, Казань

А. Б. Галлямов

Казанский медицинский университет

Email: info@eco-vector.com

Кафедра общей гигиены и экологии с курсами радиационной и военной гигиены

Россия, Казань

В. Ф. Чупрун

Казанский медицинский университет

Email: info@eco-vector.com

Кафедра общей гигиены и экологии с курсами радиационной и военной гигиены

Россия, Казань

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 1995 Эко-Вектор


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах