Концепция реформирования здравоохранения республики Татарстан

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлены данные о социально-экономическом состоянии здравоохранения Республики Татарстан в условиях перехода к рыночной экономике. Изложена концепция реформирования финансово-бюджетной политики здравоохранения, органов управления, системы ценообразования подготовки кадров, первичного медико-санитарного обслуживания, совершенствования лечебно-диагностического процесса и профилактики массовых заболеваний.

Полный текст

Современное состояние здравоохранения Республики Татарстан определяется процессами реформирования в системе здравоохранения Российской Федерации, с одной стороны, и в самой республике — с другой. Опрос общественного мнения, проведенный в республике в 1991 г., показал, что 80% из числа опрошенных в разных районах не были удовлетворены деятельностью органов здравоохранения, лишь 70% пациентов считали себя юридически защищенными, 90% — выступали за право выбора ЛПУ и врача, 65% — предлагали ввести частную практику. Все это было связано с возросшим дефицитом медикаментов, низким уровнем лабораторно-технического оснащения, снижением качества и доступности медицинской помощи, расширением объема платных услуг.

Бюджет здравоохранения республики на сегодня составляет не более 50% от минимального необходимого уровня. Функция некоторых ведущих больниц г. Казани и участковых больниц в районах из-за недостатка средств редуцирована. Финансовый дефицит, резкий рост стоимости поддержания лечебно-диагностического процесса в медицинских учреждениях, трудности в лекарственном и материально-техническом обеспечении привели к уменьшению во многих районах РТ объема медицинской помощи населению. Это существенным образом отразилось на здоровье жителей республики.

В последние пять лет в РТ имеет место резкое снижение уровня здоровья населения. Демографические показатели начиная с 1989 г. неуклонно ухудшаются. Так, если показатель рождаемости в 1989 г. составлял 17, то в 1994 г. — 10,3 на 1000 населения, причем смертность за это время увеличилась с 9,5 до 12 на 1000 населения, младенческая же смертность — с 15,9 до 19,9 на каждые 1000 родившихся.

Ежегодно происходит более 16000 смертельных случаев среди людей трудоспособного возраста. Число произведенных абортов на 1000 женщин в возрасте от 15 до 49 лет достигает в РТ  (на одни роды приходится 2 аборта), в то время как в экономически развитых стран102ах, например в Нидерландах, —5,6, в Канаде — 10,2, во Франции — 14,9, в США — 27,4. Число бесплодных браков в РТ составляет 12%. Существует еще одна социальная проблема — внебрачная рождаемость (13,7%). Материнская смертность в нашей республике выше аналогичного показателя в США и Канаде в 7 раз. Так, если в 1989 г. он составил 51,4 на 100 000 родов живыми, то в 1991 г. — 73,8, в 1993 г. — 82,6. В США и Канаде зарегистрировано лишь 12 подобных случаев на те же 100000 родов.

Если в 1987 г. ожидаемая продолжительность жизни в РТ впервые достигла 70,5 лет, то в 1992 г. она стремительно снизилась до 68 лет, в 1994 г. — до 65,5 лет, при этом у мужчин не превышала 59 лет. Таким образом, разрыв между продолжительностью жизни Мужчин и женщин составляет около 10 лет, что ведет к деформации в демографическом отношении структуры трудовых ресурсов.

За последние 3 года значительно возросли заболеваемость и смертность от туберкулеза. Если заболеваемость активной формой туберкулеза в 1990 г. достигла 29,0, то в 1993 г. — уже 33,8 на 100000 населения, а смертность выросла с 3,8 до 6,7%. Распространенность туберкулеза в целом по республике составляет 142,3 на 100000 населения (1993).

Крайнюю тревогу вызывает статистика венерических заболеваний. Частота гонореи возросла более чем в 2 раза, сифилиса — почти в 7 раз, причем среди детей и подростков — более чем в 2 раза.

Наблюдается рост первичного выхода на инвалидность среди лиц трудоспособного возраста в РТ (51,1 в 1992 г., 53,9 в 1993 г. на 10 тысяч населения): по поводу болезней системы кровообращения — 11,9 на 10000 населения, психических расстройств — 6,2, травм — 6,1.

Республика Татарстан обладает мощным медицинским научным потенциалом: это врачебные кадры, широкая сеть амбулаторно-поликлинических учреждений и стационаров, развитая сеть специализированных ЛПУ. Так, только с 1991 г. число врачебных кадров увеличилось с 38,3 до 40,5 на 10000 населения по состоянию на 1993 г. Вместе с тем надо отметить низкое соотношение числа врачей и средних медицинских работников (1:3). Общая обеспеченность койками на 10000 населения в 1993 г. составила 118,1. По европейским же стандартам оптимальной считается обеспеченность врачами в пределах 29,5 на 10000 населения, а койками — не более 98 —100. Низка и энерговооруженность одной койки. Следовательно, в РТ недостаточно рационально используются коечный фонд, кадровые и финансовые ресурсы. До настоящего времени отсутствуют фундаментально разработанные, научно обоснованные приоритетные комплексные программы здоровья, базирующиеся на солидных доказательствах необходимости и целесообразности их ресурсного обеспечения. В связи с этим невозможно эффективно управлять органами здравоохранения на республиканском и региональном уровнях.

В 1993 г. был принят Закон о медицинском страховании населения РТ. Однако переход к бюджетно-страховой медицине в республике осуществляется крайне медленно. Кроме Набережных Челнов и Казани, районы фактически не перешли к этой системе оказания медицинской помощи населению.

Необходимы кардинальные меры для устранения указанных негативных явлений в системе здравоохранения. Во-первых, показатели здоровья населения РТ должны по-настоящему стать критерием общественного благополучия. Целесообразно предусмотреть практику ежегодного отчета президента и правительства перед народом о состоянии здоровья нации, как это принято в цивилизованных странах. Во-вторых, Министерству здравоохранения РТ в связи с переходом к рынку следует заняться законотворческой деятельностью, составлением национальных интегральных программ по основным направлениям охраны здоровья населения, разработкой научно обоснованных стандартов, нормативов, аудиторской деятельностью, обеспечением лечебных учреждений медикаментами, оборудованием и аппаратурой, координированием вопросов капитального ремонта и строительства ЛПУ, подготовкой кадров, координацией научно-практических усилий в системе охраны здоровья населения. В-третьих, необходимо обеспечить законодательным путем право всех граждан РТ на здоровье, определить меру ответственности государства за здоровье населения и роль в этом здравоохранения. В-четвертых, целесообразно срочное создание под эгидой президента республиканского национального института здоровья.

В целях реформирования системы здравоохранения в первую очередь необходимо перестроить финансовую и бюджетную политику здравоохранения в РТ:

  • провести медико-социальное обоснование финансирования учреждений здравоохранения городов и районов с учетом уровня здоровья населения;
  • организовать при Кабинете министров РТ, а также при главах городских и районных администраций фонд здравоохранения;
  • обосновать ресурсное обеспечение учреждений здравоохранения РТ в условиях перехода к медицинскому страхованию;
  • разработать законодательные и нормативные акты и подготовить проект государственной программы по разгосударствлению и приватизации медицинских учреждений;
  • пересмотреть в сторону снижения политику налогообложения лечебно- профилактической и оздоровительной деятельности в целях стимулирования развития конкурентоспособности лечебных учреждений, оказывающих медицинскую помощь.

На данном этапе развития общества важно реформировать деятельность органов управления здравоохранением. Для этой цели необходимо разработать следующее:

  • законы об охране здоровья населения, психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании, трансплантации органов, донорстве, фармакологической деятельности, функциях Министерства здравоохранения РТ в условиях перехода к рыночной экономике;
  • положение о проведении лицензирования и аккредитации медицинских учреждений, аптек и учреждений системы медицинского страхования граждан в Республике Татарстан;
  • правовые основы деятельности медицинских учреждений предприятий, аптек в условиях перехода к рыночной экономике;
  • республиканскую программу реформирования деятельности первичного звена здравоохранения;
  • республиканскую программу перехода к трехуровневой структуре оказания стационарной помощи.

При этом органы управления здравоохранением как часть исполнительного аппарата государственной власти должны нести ответственность за организацию медицинской помощи на соответствующей территории.

В системе подготовки кадров здравоохранения в РТ необходимо следующее:

  • создание единой системы непрерывной подготовки врачебных кадров, соответствующей общеевропейским мировым стандартам (школа—колледж — медицинский университет—ГИДУВ);
  • формирование банка паспортных данных о каждом враче и среднем медицинском работнике, уровне подготовки, аттестации, степени социальной защиты и рациональном использовании в соответствии с дипломом;
  • открытие центров передового опыта по важнейшим методам диагностики и лечения;
  • создание баз передового опыта с целью оказания больничной и внебольничной помощи;
  • организация факультета подготовки средних медицинских работников с высшим образованием.

Таким образом, реформирование системы здравоохранения в РТ требует мониторного наблюдения за здоровьем населения, разработки медицинских и медико-экономических стандартов, а также стандартов профессиональной деятельности и медицинской этики определением единого требования к подготовке специалистов, отработки экономических механизмов, выравнивания ресурсной обеспеченности и технологической оснащенности здравоохранения районов, развития структуры здравоохранения, координации научной деятельности в области медицинской науки и здравоохранения, реализации региональной политики и стратегического планирования здравоохранения в сельских районах и городах РТ.

×

Об авторах

А. Н. Галиуллин

Казанский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия, Казань

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 1996 Эко-Вектор


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах