To the renewal and history of the Kazan Medical Journal

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Kazan Medical Journal is published after a long break caused by the Great Patriotic War.
The resumption of "Kazan Medical Journal" is a great event for wide circles of scientific and medical community not only in Kazan and Tatarstan, but also in our country.
For several decades - since 1901 - the medical Russia with unflagging interest read, loved and supported the "Kazan Medical Journal", the history of which is inseparable from the history of the medical faculty of Kazan University since the second half of XIX century.

Full Text

„Казанский медицинский журнал“ выходит в свет после продолжительного перерыва, вызванного Великой Отечественной войной.

Возобновление „Казанского медицинского журнала“ — большое событие для широких кругов научной и врачебной общественности не только Казани и Татарии, но и всей нашей страны.

На протяжении нескольких десятилетий — с 1901 года — врачебная Россия с неослабевающим интересом читала, любила и поддерживала „Казанский медицинский журнал“, история которого неотделима от истории медицинского факультета Казанского университета со второй половины XIX столетия.

В 1868 г. в Казани было создано по инициативе профессора медицинского факультета Государственного университета Н. А. Виноградова одно из первых научных обществ в России — „Общество врачей гор. Казани“.

С самого начала это общество выдвинуло совершенно необычную в условиях России того времени программу деятельности: „...всестороннее изучение в медицинском отношении местности с целью поднять в ней уровень общественного здоровья“ и в качестве ближайшей задачи — „...изучение болезненных форм в связи с местными условиями их происхождения и развития“1.

Это было ясно выраженное общественно-гигиеническое, санитарно-профилактическое направление деятельности объединяемых Обществом врачей, причем инициаторами этого новаторского направления были представители самых разнообразных отраслей медицинской науки: председатель Общества, проф. А. В. Петров (патолого-анатом), И. М. Догель (фармаколог), А. Я. Щербаков (физиолог-химик), Н. А. Виноградов (терапевт), Н. Ф. Высоцкий, Н. И. Студенский (хирург), Е. В. Адамюк (офталмолог), А. И. Якоби (судебный медик и гигиенист).

„Общество врачей гор. Казани“ развернуло обширную деятельность: были созданы Постоянная санитарная комиссия с отделами: изучения господствующих болезней, оспопрививания, ветеринарный, судебно-медицинский, физического воспитания. Обществом была разработана номенклатура болезней; налажено собирание сведений о заболеваемости и смертности населения; организованы санитарные осмотры общественных зданий, учебных заведений, ночлежных домов, рынков и базаров, частных домовладений, мест продажи продуктов; стала планомерно производиться борьба с эпидемическими заболеваниями, особенно с холерой, обращено внимание на источник венерических болезней — проституцию; значительное место заняли разборы судебно-медицинской казуистики и вопросы экспертизы по этим делам как имеющие сугубо важное социальное значение.

По поводу роли Казанского общества врачей в развитии профилактического направления в земской медицине профессор М. Я. Капустин на VIII съезде русских врачей в память Н. И. Пирогова, в 1902 году имел все основания с гордостью заявить в своей речи: „Возникло так называемое санитарное направление. Оно родилось на Волге, формулировалось в Казани, было сочувственно встречено и поддержано в Петербурге и в подготовленном виде возникло в Москве. Мне достаточно назвать имена Е. А. Осипова и Ф. Ф. Эрисмана, чтобы для большинства присутствующих стало ясно, во что может развиться, это санитарное направление, руководимое одной общей идеей, трудом и настойчивостью большой группы лиц, которые прониклись интересами деревни и с любовью и старанием идут по раз намеченному пути. Почти одновременно с Московским земством санитарное направление стало культивироваться в земствах Петербургском, Вятском, Пермском, Новгородском, Самарском, Херсонском и многих других...2

Естественно было, в условиях столь деятельной жизни, кроме заседаний Общества, его комиссий и отделов, искать еще одной, чрезвычайно действенной формы общения друг с другом, — это выпуска печатного органа, типа журнала или „Дневника“.

Уже в первые годы Общество издавало „Протоколы“, время от времени — „Труды“, а с 5 мая 1872 года стало выпускать периодический орган — „Дневник общества врачей гор. Казани“. Эту дату и следует считать днем рождения „Казанского медицинского журнала“, так как с годами „Дневник“ и по содержанию и по объему постепенно превратился в журнал, и не оставалось ничего другого, как переименовать его. Так, с января 1901 года начинает выходить „Казанский медицинский журнал“, а его предшественник — „Дневник общества врачей“ продолжает свое существование в виде „Приложения“ к журналу.

Начав со скромной задачи — публикации данных о заболеваемости населения, — „Дневник“ все более и более расширяет круг своих тем: вслед за материалами о заболеваемости появляются материалы о смертности; естественно стремление установить связь собираемых данных о заболеваемости и смертности с метеорологическими и санитарными условиями местности, — отсюда регулярное печатание на страницах „Дневника“ метеорологических наблюдений и систематических санитарных исследований (воды, воздуха, почвы, жилища).

Начинают печататься сведения о рождаемости, появляются краткие сообщения о результатах патолого-анатомических исследований (из кабинета патологической анатомии), о произведенных в клиниках операциях, о госпитальных заболеваниях, о судебно-медицинских вскрытиях и случаях врачебной экспертизы по некоторым делам, о поступивших в окружную лечебницу душевных больных, о движении эпидемий, обзоры такого типа, как движение перемежной лихорадки в Казани за 5 лет (1867—1871) с анализом 23.000 разработанных случаев (труд Н. И. Котовщикова).

Инициатором и первым составителем „Дневника“ был Н. И. Студенский, в дальнейшем его редактировали в разное время такие видные деятели медицинского факультета университета и Общества врачей, как H. М. Любимов, А. В. Вишневский, А. Я. Щербаков, Л. Л. Левшин, М. Я. Капустин, Н. А. Засецкий, H. Н. Феноменов, Л. О. Даркшевич. Принимал участие в „Дневнике“ в качестве одного из авторов и профессор В. М. Бехтерев, начавший в 1892 году издание в Казани нового органа научной мысли — „Неврологического вестника“.

„Казанский медицинский журнал“ по существу представлял лишь новую форму уже полностью сложившегося и идейно определившегося печатного органа Общества врачей гор. Казани. Увеличился его объем, до 6—8 печатных листов. Представилось возможным помещать на его страницах более солидные статьи, появился отдел рефератов, чаще стали печататься обзоры по вопросам теоретической медицины, расширился круг авторов, особенно из сельских врачебных участков; журнал откликался рецензиями на новые книги. По-прежнему живым отделом журнала оставалась хроника. Продолжали регулярно печататься протоколы заседаний научных обществ врачей Казани и других городов.

Особенностью „Казанского медицинского журнала“ явилось то, что постепенно он, несмотря на ограничивающее его наименование, становился общероссийским врачебным журналом: искусно, с должным чувством меры отображая местную жизнь и ее интересы, он в то же время поднимал свою аудиторию до масштабов общего движения всей медицинской науки, врачебной общественной мысли, что и определило признание его широкими кругами врачей всей страны.

Несомненно, большую роль в приобретении „Казанским медицинским журналом“ значения всероссийского органа печати сыграл состав его авторов, виднейших ученых Казани и других научных центров, а также привлечение к сотрудничеству в нем многочисленных врачей периферии.

До Октября 1917 года „Казанский медицинский журнал“ редактировался последовательно профессорами Л. О. Даркшевичем, А. Н. Казем-Беком, Н. А. Геркеном, Ф. Я. Чистовичем, Н. А. Миславским. Из ученых сил, участвовавших в журнале своими статьями, обзорами, корреспонденциями и т. п., были главным образом деятели науки Казани: уже перечисленные выше редакторы и — А. Г. Агабабов, В. Л. Боголюбов, Н. Д. Бушмакин, Н. Ф. Высоцкий, И. М. Догель, М. В. Казанский, Н. И. Котовщиков, H. М. Любимов, В. Н. Парин, В. П. Первушин, А. Ф. Фаворский и мн. др.

Из периферийных авторов можно назвать А. Д. Никольского (Самара), А. И. Шибкова (Спасский уезд, Казанской губ.), М. И. Ладыгина (Стерлитамак, Уфимской губ.), А. Десятова (водный транспорт), Е. М. Идельсон (военный врач), А. М. Пайкина (фабричный инспектор), К. Я. Илькевича (военный врач), Н. И. Дамперова и др.

Подводя итоги деятельности „Казанского медицинского журнала“ периода 1901—1917 гг., можно сказать, что это был, несомненно, передовой орган научной врачебной мысли, сочетавший высокий теоретический уровень с запросами практики лечебного и профилактического дела.

Однако, при всей своей прогрессивной направленности журнал все же был в стороне от политической борьбы своего времени, — на его страницах не получили отражения ни революция 1905 года, ни русско-японская война, ни ленские события, ни возникшая в 1914 году первая империалистическая война. Являясь органом Общества при „Императорском“ университете и возглавляясь почтенными профессорами, журнал стремился быть сугубо академичным и избегал „политики“. Печальный опыт разгона Общества врачей в 1875 году и закрытия „Дневника“ постоянно вставал перед глазами, и нет ничего удивительного в том, что ради сохранения журнала редакторы не рисковали вносить политические моменты на его страницы. К тому же, совершенно непреодолимыми были барьеры свирепой царской цензуры для легального органа периодической печати.

С 1916 до 1920 года был перерыв в выходе журнала. В 1921 журнал ожил, — вышли 3 номера; в 1923 году — 6, в 1924 году — 9, а с 1925 года журнал стал выходить ежемесячно, вплоть до 1941 года, когда по обстоятельствам Великой Отечественной войны вновь оборвалось его существование.

С победоносным завершением гражданской войны и окончательным укреплением в стране советского общественного строя наступил новый, качественно совершенно отличный этап в развитии „Казанского медицинского журнала“. Сохраняя и умножая лучшие традиции своего прошлого, обновленный „Казанский медицинский журнал“ становится советским журналом, со всеми свойственными советской печати чертами: четкой политической линией, духом воинствующего материализма, высокой принципиальностью в идеологических вопросах, борьбой за марксистско-ленинское единство теории и практики.

Надо прежде всего отметить, что „Казанский медицинский журнал“ выходит за рамки органа одного только общества врачей: в советские годы — это орган научно-медицинской ассоциации, объединяющей все врачебные научные общества Казани, Казанского медицинского института, института усовершенствования врачей имени В. И. Ленина, Министерства здравоохранения Татарской АССР. Таким образом, изменяется самая база журнала в сторону значительно большей его фундаментальности.

Журнал приобретает характер всесоюзного органа печати при сохранении в то же время своего неотъемлемого местного колорита. Как свидетельствует редактор журнала последних лет перед Великой Отечественной войной, профессор Е. М. Лепский, еще в 1924 году статьи иногородних авторов составляли 34% всех напечатанных материалов, в 1930 году иногородним авторам принадлежало уже 64% всего опубликованного текста, а в 1939 году — 72%.3

Врачи-практики, занимающиеся научной работой, находили самый радушный прием на страницах „Казанского медицинского журнала“, видели в нем своего близкого друга и составляли основную массу подписчиков журнала. С каждым годом возрастал тираж журнала, достигнув в 1939 году 5.300 экземпляров.

Редакторами „Казанского медицинского журнала“ в советские годы последовательно были: профессора В. С. Груздев, Т. И. Юдин, В. Л. Боголюбов, М. И. Мастбаум, Е. М. Лепский. В состав редакционной коллегии в разные годы входили виднейшие ученые Казани, Москвы, Ленинграда и других городов, врачи периферии, представители вузов и органов здравоохранения.

Совершенно не представляется возможным в краткой статье обозреть работу журнала за богатый событиями отрезок времени с 1921 по 1941 годы. Ограничимся поэтому упоминанием лишь наиболее важных и характерных моментов.

Журнал откликался на крупнейшие политические события, на решения партии и правительства по узловым вопросам народно-хозяйственной, культурной и идеологической жизни передовыми статьями в соответствующих номерах журнала, неизменно увязывая в них генеральные вопросы политики и идеологии с конкретными задачами в области медицинской науки и практики здравоохранения.

Много внимания уделялось статьям и материалам, освещающим вопросы гигиены, санитарии, теории и практики здравоохранения, демографии и статистики, санитарного просвещения. К сожалению, раздел здравоохранения оказывалось труднее всего обеспечить интересным и содержательным материалом, и некоторые номера журнала выходили без статей по этим вопросам.

Основное содержание „Казанского медицинского журнала“ составлял раздел, озаглавленный „Оригинальные статьи“, куда входили исследовательские работы из всех областей теоретической, клинической, санитарно-профилактической медицины; казуистика, новые методы исследования и лечения также находили должное отражение на страницах журнала.

Отводилось подобающее место заметкам из практики: небольшие по размерам статьи и сообщения представляли опыт главным образом местных практических врачей. Это была своего рода трибуна врача периферии, часто — первые его ворота в творческую, научную работу.

Редакция „Казанского медицинского журнала“ помещала весьма часто обстоятельные обзоры крупнейших представителей науки по наиболее интересующим врачей проблемам теоретической и практической медицины. Для примера назовем несколько таких обзоров: „Условные рефлексы и физиология больших полушарий“ проф. П. Н. Николаева (1923), „Современное состояние хирургии сердца в связи с некоторыми взглядами на современную хирургическую науку“ проф. В. Л. Боголюбова (1927), „Органотерапия при заболеваниях крови“ проф. Д. М. Российского (1933), „Бактериологическая война“ И. С. Грязнова (1941) и мн. др.

Журнал большое значение придавал отделу рефератов, считаясь с тем обстоятельством, что не всем его читателям доступны новинки медицинской литературы.

Печатались сообщения о заседаниях научных обществ, о работе съездов, о жизни вузов. Время от времени печатались вопросы читателей и ответы специалистов на них.

Отдел хроники неизменно освещал наиболее интересные и значимые факты врачебной жизни, новости в области здравоохранения, вопросы этики, персональные назначения и перемены и т. п. Журнал откликался на юбилейные даты, факты из истории отечественной и мировой медицины, печатал биографии выдающихся деятелей медицины и здравоохранения.

На страницах „Дневника общества врачей гор. Казани“ и „Казанского медицинского журнала“ впервые увидели свет выдающиеся исследования казанских ученых, вошедшие в сокровищницу отечественной и мировой медицины: выдающихся физиологов Н. О. Ковалевского, Н. А. Мысговского, фармаколога И. М. Догель, клиницистов Н. А. Виноградова, Е. В. Адамюка, А. Г. Ге и др. Из деятелей позднейшего времени печатались работы: В. С. Груздева, А. В. Вишневского, С. С. Зимницкого, А. Ф. Самойлова, В. М. Аристовского, В. А. Энгельгардта, В. Н. Разумовского, М. Н. Чебоксарова, Н. К. Горяева, И. Г. Савченко и др.

Особенно большие заслуги в редактировании „Казанского медицинского журнала“ принадлежат профессору В. С. Груздеву — выдающемуся представителю отечественного акушерства и гинекологии.

В журнале печатались И. П. Павлов, В. П. Филатов, К. М. Быков, А. А. Кисель, П. Ф. Здродовский и другие выдающиеся ученые нашей страны. Присылали статьи и крупные иностранные ученые — из Германии, Дании, Голландии, Японии и других стран.

В годы, предшествующие Великой Отечественной войне, редакция „Казанского медицинского журнала“ взяла курс на то, чтобы в каждом номере был свой тематический стержень — несколько ведущих статей, краткие сообщения и обзоры по актуальным проблемам (например, о раке, ревматизме, витаминах и т. п.), — остальные же статьи — по другим, разнообразным темам.

Редакция считает, что должны быть сохранены полностью традиции и профилактическое направление журнала в соответствии с директивами XX съезда КПСС.

Журнал должен по-прежнему крепко держать связь с практическими врачами, щедро предоставлять свои страницы для их статей, заметок, корреспонденций, внимательно прислушиваться к их запросам, требованиям, предложениям. В этом — залог успеха.

Он должен быть не только органом ученой мысли, но и идейно-политическим воспитателем своих читателей.

В журнале найдут себе место статьи по вопросам клинической и теоретической медицины, гигиены и санитарии, судебно-медицинской экспертизы, организации здравоохранения и истории медицины, тематические обзоры, рефераты, хроника, консультации и многое другое. Важно, чтобы избирались вопросы актуальные, отражающие нужды живой практики, чтобы материал подавался на современном теоретическом уровне, чтобы со страниц журнала звучал голос подлинной науки, синтезирующей завоевания отечественной и передовой зарубежной медицины.

Журнал будет иметь следующие разделы:

  1. Оригинальные работы по теории и практике медицины.

В публикуемых работах специалисты ведущих разделов медицины будут освещать кардинальные вопросы клиники, лечения и профилактики заболеваний человеческого организма.

  1. Обзорные работы по основным главам медицины, ее достижения как в СССР, так и за рубежом.
  2. Наблюдения из практики. В этом разделе журнала будут освещаться сложные клинические случаи, а также казуистический материал, представляющий интерес с точки зрения диагностики, лечения, трудоустройства и экспертизы.
  3. Рефераты наиболее интересных работ из отечественной и зарубежной литературы.
  4. Новости медицинской жизни. Настоящий раздел будет держать врачебную общественность в курсе достижений медицинского обслуживания населения. Имеется в виду обмен положительным опытом практических врачей и организаторов здравоохранения.
  5. Вопросы и ответы на темы, интересующие практических врачей.
  6. Информация о деятельности научных медицинских обществ, съездах, конференциях.

Редколлегия „Казанского медицинского журнала“ приглашает всех медицинских работников принять активное участие в журнале и просит сотрудничать на его страницах, обмениваясь знаниями и опытом практической деятельности.

 

1 Протоколы Общества врачей гор. Казани, 27 апреля 1870 года.

2 М. Я. Капустин. „Речь на VIII съезде русских врачей в память Н. И. Пирогова, 1902“.

3 „35-летие Казанского медицинского журнала“, „Казанский медицинский журнал“, 1940, № 5, стр. 6—10.

×

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1957 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies