Средневековые врачи у волжских булгар и их дунайско-болгарские параллели
- Авторы: Халиков А.Х.1
-
Учреждения:
- Институт языка, литературы и истории имени Г. Ибрагимова Казанского филиала АН СССР
- Выпуск: Том 70, № 5 (1989)
- Страницы: 388-389
- Тип: Статьи
- Статья получена: 23.02.2022
- Статья одобрена: 23.02.2022
- Статья опубликована: 15.10.1989
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/101514
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj101514
- ID: 101514
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В IX — XIII вв. в Европе оформились и развивались два государства, носившие одинаковое имя Булгария, или България, то есть Волжская Булгария в Волго-Камье и Дунайская България в Подунавье. Несмотря на значительную удаленность этих стран друг от друга, разные исторические судьбы и этно-культурное окружение многие особенности культуры и быта народов, также именовавшихся булгарами, или българами, были сходны.
Ключевые слова
Полный текст
В IX — XIII вв. в Европе оформились и развивались два государства, носившие одинаковое имя Булгария, или България, то есть Волжская Булгария в Волго-Камье и Дунайская България в Подунавье. Несмотря на значительную удаленность этих стран друг от друга, разные исторические судьбы и этно-культурное окружение многие особенности культуры и быта народов, также именовавшихся булгарами, или българами, были сходны [7].
В Волжской Булгарии, тесно связанной в IX — XIII вв. как со странами Востока (Багдадский халифат, Средняя Азия, Кавказ и др.), так и с Западом (Русь, Прибалтика и Скандинавия, Центральная и Южная Европа), наряду с народной медициной в XI—XII вв. развивается и профессиональная медицина. Об этом, в частности, свидетельствует наличие у булгар медиков, имевших свои сочинения и трактаты. К их числу следует отнести булгарского ученого XII века Бурхан эддина Ибрагима Ибн Юсуфа Булгари, автора книг о медицине, в том числе «о простых лекарствах» [8], которого считали «билером», знатоком [2].
Кроме местных врачей-билеров булгарская знать, особенно высшая, иногда приглашала известных медиков-лекарей из других стран, что, возможно, практиковалось еще в раннем периоде функционирования Булгарии. В этом отношении интересное сообщение оставил Абу Хамид ал-Гарнати — арабоязычный купец из Гренады, побывавший в Булгарии в 1133—1136 гг. Так, опираясь на книгу булгарского историка XI — XII вв. Нугмана ал-Булгари, он сообщал, «что один человек из мусульманских купцов приехал к ним (булгарам — А. X.) из Бухары, а был он факихом, хорошо знавшим медицину. И заболела жена, и заболел царь тяжелой болезнью. И лечили их лекарствами, которые у них приняты. И усилился их недуг, так что стали они оба опасаться смерти. И сказал им этот мусульманин: «Если я стану лечить вас и вы поправитесь, то примите мою веру?» Оба они сказали: «Да». Он их лечил, и они поправились и приняли ислам, и принял ислам народ их страны. И пришел к ним царь хазар во главе большого войска, и сражался с ними... и сразились с этим царем, и обратили его войско в бегство, так что этот царь заключил с ними мир... А ученый у них называется балар (билер)» [6].
Указанное сведение относится к IX—X вв., когда Булгария воевала с хазарами, сумела их победить и освободиться от хазарского доминанта. В некоторых булгаро-татарских легендах сообщается, что это лечение было произведено при помощи парной бани и веников из веток камских берез. Еще в домонгольское время булгары широко пользовались в лечебно-гигиенических целях банями, в том числе и общественными. Хамид ал-Гарнати, например, сообщает о трех таких больших банях, имевшихся в Булгаре — столице Булгарии, называвшейся тогда и Биляром [6]. Археологические остатки одной из таких бань, построенных из кирпича в XI — XII вв., выявлены на Билярском городище.
Широкое использование бань, в том числе и каменно-кирпичных, в лечебно-гигиенических целях было характерно и для дунайских болгар IX—X вв. Об этом свидетельствуют археологически изученные остатки таких бань в столицах Первого Болгарского царства — Плиске и Преславле [1], причем на Волге и Дунае указанные бани имели подпольно-гипокаусную систему отопления и примерно одинаковую продольно-параллельную планировку.
Показательно, что профессиональные врачи-медики и в Дунайской [4] и Волжской [6] Българии назывались одинаково — «билер», то есть знаток. Данное название не следует считать арабским словом [5]. Этимология слова «билер» достаточно прозрачна. Это древнетюркское слово с корневым понятием «bil», что означает «знать», «ведать» [3]. Между прочим, до сих пор в болгарском языке лекарственные травы называются «билк» [2]. Таким образом, в области медицины у болгар на Дунае и булгар на Волге в IX—XII вв. было много родственного.
Об авторах
А. Х. Халиков
Институт языка, литературы и истории имени Г. Ибрагимова Казанского филиала АН СССР
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия, Казань
Список литературы
- Бояджиев Ст.//Архитсктурата на Първавта и Втората Българска държава.— С., 1975.
- Българско-руски речник.— С., 1986.
- Древнетюркский словарь.— Л., 1969.
- Етнография на България.— С., 1985.— Т. III.
- Кристанов П.//Развитие на естествознаниете и медицината в нашите земи.— С., 1966.
- Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131 — 1153 гг.).— М., 1971.
- Халиков А. Х.//Шуманска заря.— Шумен, 1976, брой 181, 182, 183.
- Хвольсон Д. А.//Известия о хозарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русских Ибн Даста.— СПб, 1869.