К вопросу о социально-гигиенических последствиях эксплуатации грузовых автомобилей
- Авторы: Амиров Н.Х.1, Галлямов А.Б.1, Башкирева А.С.1
-
Учреждения:
- Казанский медицинский университет
- Выпуск: Том 76, № 4 (1995)
- Страницы: 300-301
- Тип: Гигиена
- Статья получена: 23.02.2022
- Статья одобрена: 23.02.2022
- Статья опубликована: 15.07.1995
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/101495
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj101495
- ID: 101495
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Интенсивное развитие автомобильных перевозок, их существенное значение в обеспечении жизни общества определяют актуальность проблемы безопасности дорожного движения, разрешение которой зависит от оптимального функционирования системы «водитель—автомобиль—среда движения» [3, 4, 5]. Важнейшим фактором этой системы является водитель, ограничение надежности физиологических и психологических функций которого обусловлено индивидуальными особенностями организма, состоянием здоровья, степенью адаптации к условиям профессиональной деятельности и другими причинами.
Ключевые слова
Полный текст
Интенсивное развитие автомобильных перевозок, их существенное значение в обеспечении жизни общества определяют актуальность проблемы безопасности дорожного движения, разрешение которой зависит от оптимального функционирования системы «водитель—автомобиль—среда движения» [3, 4, 5]. Важнейшим фактором этой системы является водитель, ограничение надежности физиологических и психологических функций которого обусловлено индивидуальными особенностями организма, состоянием здоровья, степенью адаптации к условиям профессиональной деятельности и другими причинами.
В исследованиях, проведенных нами ранее [1, 2], установлено достоверная значимость влияния комплекса неблагоприятных факторов производственной среды на организм водителей как пассажирского, так и грузового автотранспорта, причем на фоне более высокой заболеваемости водителей предприятий пассажирского автотранспорта были выявлены значительное превышение средних темпов роста ЗВУТ и существенное различие в ее структуре на одном из грузовых автопредприятий.
С целью подтверждения и дополнения полученных данных нами проведено социально-гигиеническое исследование условий труда, быта, отдыха и состояния здоровья водительского персонала грузового АТП-6 при помощи специально разработанной анкеты, включающей 46 вопросов. Цифровой материал обработан с помощью общепринятых методов вариационной статистики. Достоверность различий между сравниваемыми величинами установлена по критериям Фишера и Стьюдента.
Анализ результатов анкетного опроса 230 водителей, обслуживающих городские грузовые перевозки на автомобилях марки «ЗИЛ», «КамАЗ» и «ГАЗ-53», показал, что одной из особенностей труда водителей автотранспорта является работа по скользящему графику (у 45,2% опрошенных, составляющих преимущественно 3 и 5-й автоотряды), в том числе рано утром, поздно вечером и в ночное время. Длительность рабочего дня при этом у 95,7% респондентов превышает 10 часов, очевидно, за счет нерационального режима труда и сверхурочных работ, к которым привлекаются 82,6% водителей.
Трудовая деятельность в непривычное для человека время приводит к сложным биоритмологическим перестройкам в организме, направленным на повышение активности физиологических функций, что сопровождается напряжением системы суточной регуляции деятельности организма [6]. В связи с этим нами была изучена зависимость уровня утомления от сменности работы. В ходе исследования было установлено, что у водителей, работающих по скользящему графику, по сравнению с водителями, выходящими в первую смену, утомление и переутомление развиваются чаще (Р<0,05). На вопрос: «В какой смене работа Вас больше устраивает?», 71,6% опрошенных ответили: «В первую смену».
Неприспособленность к работе по сменам, раннему их началу или позднему окончанию в сочетании со сверхурочной работой является одной из главных причин различных нарушений сна, отмеченных в среднем по АТП у 32,2% опрошенных, в том числе у 53,4% работающих по скользящему графику.
На надежность и эффективность работы водителей автотранспорта влияет не только сменность работы, но и определенное функциональное состояние организма. Известно, что наиболее высокая надежность наблюдается в состоянии оптимальной работоспособности. Вместе с тем в силу целого ряда причин, обусловленных особенностями профессиональной деятельности, в динамике рабочего дня у водителей развиваются нервно-эмоциональное перенапряжение, состояние моногонии, утомление и переутомление, приводящие к снижению работоспособности, высокой вероятности нарушения правил дорожного движения и возникновения ДТП. Сравнительное обследование водителей, испытывающих переутомление к I концу рабочей смены, выявило достоверное его превышение в 3 и 5-м автоотрядах (Р<0,05), что, возможно, объясняется преобладанием лиц, работающих по скользящему графику с длительностью вождения автомобиля на протяжении 12 часов за смену и более, и необходимостью выполнения погрузочных и разгрузочных работ, характерных для этих автоотрядов. На наш взгляд, снижение работоспособности может быть вызвано также недостаточностью восстановительного периода: усталость после работы сохранялась у 36,2% водителей, после выходных дней — у 32,7%.
Исследования показали, что 32% водителей АТП-6 считают свою работу эмоционально напряженной, 34,3% —средней по тяжести, 25% — тяжелой, 8,7% — тяжелой с эмоциональным напряжением.
Длительный и напряженный трудовой день приводит к ухудшению самочувствия к концу рабочей смены, что проявляется в большом количестве жалоб (у 94,8%). Преобладают жалобы на общую слабость и усталость (49,6%), боли в пояснице (12,6%), сонливость (10,5%), головную боль и головокружение (7,7%), отечность и боли в ногах (6,0%).
Ведущим фактором в возникновении жалоб на ухудшение самочувствия, по мнению опрошенных, являются шум и нервно-эмоциональное напряжение, а в 3 и 5-м автоотрядах — нерациональный режим труда и отдыха вследствие работы по скользящему графику. У 44,4% (3-й автоотряд) и 41,4% (5-й) водителей обеденный перерыв отсутствует, а 14,8% (3-й автоотряд) и 32,7% (5-й) опрошенных вынуждены использовать обеденный перерыв не по назначению. Кроме того, 24,7% (3-й автоотряд) и 10,3% (5-й) водителей не имеют возможности принимать горячую пищу. В других автоотрядах эти показатели ниже (Р<0,05).
Выполнение погрузочных и разгрузочных работ у водителей 3 и 5-го автоотрядов и трудности, возникающие при адаптации к новому режиму работы по скользящему графику, приводят к тому, что первые признаки утомления появляются в первые два года работы, тогда как в других автоотрядах — после 10—15 лет стажа.
Значимость социально-гигиенических и производственных факторов выявляется при анализе причин неудовлетворенности водителей своей профессией: 25,1% (3-й автоотряд) и 17,6% (5-й) опрошенных хотели бы сменить профессию (для сравнения: 1-й автоотряд — 0%).
Данные, полученные в результате анкетирования, используются для разработки практических рекомендаций по стабилизации и подбору кадров, профилактике ДТП. Их следует учитывать при регламентации режима труда и отдыха водителей.
Об авторах
Н. Х. Амиров
Казанский медицинский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Кафедра гигиены труда и профессиональных заболеваний, кафедра общей гигиены и экологии с курсами радиационной и военной гигиены
Россия, КазаньА. Б. Галлямов
Казанский медицинский университет
Email: info@eco-vector.com
Кафедра гигиены труда и профессиональных заболеваний, кафедра общей гигиены и экологии с курсами радиационной и военной гигиены
Россия, КазаньА. С. Башкирева
Казанский медицинский университет
Email: info@eco-vector.com
Кафедра гигиены труда и профессиональных заболеваний, кафедра общей гигиены и экологии с курсами радиационной и военной гигиены
Россия, КазаньСписок литературы
- Башкирева А. С. Актуальные проблемы медицины транспорта: Тезисы докл. Укр. межвед. научно-практич. конфер. 22—24 сентября 1993 г.— Одесса, 1993.— С. 14
- Башкирева А. С., Галлямов А. Б. Актуальные проблемы гигиены: Труды научной конференции, посвященной 125-летию кафедры общей гигиены.— Казань, 1994.— С. 164—166
- Вайсман А. И. Гигиена труда водителей.— М., 1988
- Сиденко А. Т., Зезюля О. Г., Клебанов Р. Д. Автодорожная медицина: Тез. докл. междунар. симпозиума./Под ред. проф. Вайсмана А. И.— Нижний Новгород, 1991
- Эльгаров А. А., Инарокова А. М., Князев Р. П. Автодорожная медицина: Тез. докл. междунар. симпоз./Под ред. Вайсмана А. И.— Нижний Новгород, 1991
- Калъгюхунъ В. П. Биологические ритмы./Под ред. Ю. Ашоф.— М., 1984
Дополнительные файлы
![](/img/style/loading.gif)