Организационная структура аптечной службы республики Татарстан и пути ее совершенствования
- Авторы: Сафиуллин Р.С.1,2, Яркаева Ф.Ф.1,2, Нужнова Т.И.1,2
-
Учреждения:
- ГП «Татарстанфармация»
- Казанский медицинский университет
- Выпуск: Том 76, № 3 (1995)
- Страницы: 188-189
- Раздел: Фармация
- Статья получена: 12.02.2022
- Статья одобрена: 12.02.2022
- Статья опубликована: 15.05.1995
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/100583
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj100583
- ID: 100583
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящее время стоит задача разработать стратегию и нормативную базу для развития организационно-экономической деятельности аптечной службы с целью адаптации ее к новым социально-экономическим условиям и обеспечения дальнейшего повышения качества лекарственной помощи населению [1, 2]. В различных регионах ведется активный поиск новых и совершенствование существующих организационных форм лекарственного обеспечения населения с учетом местной специфики, а также современных требований формирующегося фармацевтического рынка.
Ключевые слова
Полный текст
В настоящее время стоит задача разработать стратегию и нормативную базу для развития организационно-экономической деятельности аптечной службы с целью адаптации ее к новым социально-экономическим условиям и обеспечения дальнейшего повышения качества лекарственной помощи населению [1, 2]. В различных регионах ведется активный поиск новых и совершенствование существующих организационных форм лекарственного обеспечения населения с учетом местной специфики, а также современных требований формирующегося фармацевтического рынка.
Система лекарственного обеспечения в Республике Татарстан функционирует как неотъемлемая часть государственной системы здравоохранения и осуществляется ГП «Татарстанфармация», которое является единым оптово-розничным комплексом, выполняющим производственные, снабженческо-сбытовые, а также функции государственного управления по организации лекарственного обеспечения здравоохранения и населения республики. ГП «Татарстанфармация» объединяет в своем составе Республиканскую аптечную базу, играющую значительную роль в процессе медикаментозного снабжения аптечных и лечебных учреждений, Центр по контролю за производством и качеством лекарственных средств, Республиканский центр фармацевтической информации, а также 298 хозрасчетных аптек, в том числе 139 сельских, 5 межбольничных и 3 больничные аптеки.
Наряду с государственными структурами в республике появляются альтернативные аптечные учреждения, то есть учреждения и предприятия различных организационно-правовых форм собственности и подчиненности, занятые изготовлением и реализацией лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Это, с одной стороны, способствует удовлетворению потребности населения в лекарственных препаратах, с другой — повышает возможность снижения их качества и требует детальной разработки системы мероприятий, гарантирующей высококачественную лекарственную помощь. Процесс разгосударствления и приватизации аптечной службы не должен быть самоцелью; его следует рассматривать как механизм, позволяющий повысить самостоятельность и инициативу аптечных работников для улучшения снабжения лекарственными препаратами населения и лечебно-профилактических учреждении.
В целях обеспечения высокого качества лекарственных средств в Республике Татарстан, одной из первых территорий Российской Федерации, введено лицензирование фармацевтической деятельности учреждений и предприятий аптечной сети независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Во избежание случаев реализации некачественной продукции запрещено приобретение аптечными и лечебными учреждениями лекарственных средств и изделий медицинского назначения от частных лиц или коммерческих структур, не имеющих лицензии Министерства здравоохранения РТ и разрешения лицензионной комиссии на реализацию каждой оптовой партии лекарственных средств.
К сожалению, на территории Российской Федерации нет единой системы лицензирования, не определен механизм взаимодействия лицензий различных регионов России, что сдерживает решение вопросов, связанных с обеспечением высококачественной лекарственной помощи.
Дальнейшей разработки требует введение государственной контрольной разрешительной системы в Республике Татарстан, которая стала бы надежной гарантией повышения качества лекарственных средств и изделий медицинского назначения. С учетом высокого научно-технического потенциала республики эта задача является вполне разрешимой.
Актуален вопрос об обеспечении контроля за достоверностью финансовой отчетности аптек, сохранностью товарно-материальных ценностей, соответствием организации медикаментозного снабжения существующим законодательным документом. Необходимо усилить аудиторский контроль за деятельностью аптечных учреждений. Упорядочению процессов, связанных с организацией лекарственной помощи населению и ЛПУ, способствовало бы решение на федеральном уровне вопросов о создании и развитии законодательной базы в части требований к производству и реализации лекарственных средств, к разработке стандартов лекарственного обеспечения.
Наряду с появлением альтернативных структур, осуществляющих лекарственное снабжение населения и здравоохранения республики, идет активный процесс реформирования существующей аптечной сети. В целях расширения каналов поступления лекарственных препаратов, придания большей самостоятельности, улучшения экономических показателей работы аптечной службы распоряжением Госкомимущества РТ ГП «Татарстанфармация» предоставлено право выступать учредителем государственных аптечных учреждений, выделяемых из состава госпредприятия в качестве самостоятельных юридических лиц, утверждать их уставы. Одновременно расширяется аптечная сеть республики. Так, в 1993—1994 гг. по титулу ГП «Татарстанфармация» осуществлялось строительство 8 объектов, в том числе склада термолабильных лекарственных средств г. Казани; отремонтированы 34 аптеки, дооснащена 21 аптека республики.
Таким образом, в настоящее время в аптечной службе Республики Татарстан активно формируются новые рыночные структуры, ведутся поиски их взаимодействия и разделения функций. Сложившаяся структура управления аптечной службой республики видоизменяется и совершенствуется с учетом новых социально-экономических условий, что обеспечивает дальнейшее развитие и повышение качества лекарственного обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений.
Об авторах
Р. С. Сафиуллин
ГП «Татарстанфармация»; Казанский медицинский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Кафедра организации и экономики фармации
Россия, Казань; КазаньФ. Ф. Яркаева
ГП «Татарстанфармация»; Казанский медицинский университет
Email: info@eco-vector.com
Кафедра организации и экономики фармации
Россия, Казань; КазаньТ. И. Нужнова
ГП «Татарстанфармация»; Казанский медицинский университет
Email: info@eco-vector.com
Кафедра организации и экономики фармации
Россия, Казань; КазаньСписок литературы
- Борисенко Л.В. //Фармация.—1993.—№6-С.27—29
- Уздеников А.Н.// Фармация.—1993.—№1-С.8—11
Дополнительные файлы
