Актуальные вопросы медицинской деонтологии в подготовке врача-педиатра

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящее время вопросы медицинской деонтологии приобрели особую остроту и звучание в результате изменения социально-экономических отношений, модернизации системы здравоохранения, обусловленной интенсивным появлением новых действенных методов инструментального и лабораторного исследования, подходов к терапии, появления рыночных отношений в медицине. Целью представленной работы было освещение актуальных вопросов медицинской деонтологии в педиатрической практике. В статье детально изложены деонтологические принципы деятельности врача-педиатра. Обоснован дифференцированный подход к выбору интернов-педиатров, базирующийся не только на академической успеваемости, но и на профессионально нравственных качествах выпускников медицинского университета и преемственности их воспитания с первых лет обучения в вузе до завершения последипломного образования. Уже в студенческие годы формируется познавательно-нравственный облик будущего специалиста, который может служить критерием пригодности к работе с детьми. Подчёркнута важная роль в процессе обучения будущего врача-педиатра конкурсной системы с включением модульного подхода к оценке знаний, профессиональных компетенций и рейтинговой системы. С учётом современных требований к молодому специалисту сделан акцент на ключевой роли ведущего преподавателя в становлении будущего педиатра. Выделены требования, предъявляемые к вузовскому педагогу, и важность нравственного климата в лечебных организациях и коллективах кафедры для формирования деонтологических качеств будущего педиатра и совершенствования его профессионального уровня в соответствии с прогрессом медицины. Таким образом, преподавание педиатрии содержит множество особенностей, в числе которых усвоение основ медицинской деонтологии, которая в профессиональной подготовке врачей-педиатров приобретает исключительно важную роль для формирования молодого специалиста, отвечающего требованиям современной жизни.

Полный текст

Термин «деонтология» предложен английским философом Бентамом (J. Bentham) в XIX веке для обозначения теории нравственности. Однако основы медицинской деонтологии были заложены ещё в медицине древнего мира. В каждую историческую эпоху в соответствии с господствовавшей в данном обществе моралью принципы медицинской деонтологии имели характерные особенности, но тем не менее общечеловеческие, внеклассовые этические нормы медицинской профессии, определяемые её гуманной сущностью - стремлением облегчить страдания и помочь больному человеку, оставались незыблемыми. Принципы медицинской деонтологии определялись также уровнем развития медицинской науки, от которого во многом зависят действия врачей [1, 6]. Вопросам медицинской деонтологии посвящено колоссальное количество публикаций, и на первый взгляд обращение к данной проблеме в очередной раз вряд ли является целесообразным. Между тем в настоящее время вопросы медицинской деонтологии приобрели особую остроту и звучание в результате изменения социально-экономических отношений, модернизации системы здравоохранения, обусловленной интенсивным появлением новых действенных методов инструментального и лабораторного исследования, терапии, появления рыночных отношений в медицине [4]. Кроме того, в настоящий исторический период медицинской деонтологии угрожает расширяющаяся девальвация таких принципов, как гуманность, доброта, сострадание и милосердие. Эта тенденция проявляется в тех случаях, когда врачи усматривают в своих обязанностях не заботу о пациентах и их здоровье, а источник материального достатка [2, 3]. Деонтология - составная и неотъемлемая часть врачебной профессии, особенно в педиатрии. Врач-педиатр - особая профессия, суть которой состоит не только в диагностике, лечении и профилактике заболеваний у детей, но и прежде всего в осуществлении контроля над ростом и развитием ребёнка, предупреждении и раннем выявлении отклонений от нормы данных параметров [4]. Деонтологические принципы, присущие педиатру, включают следующие. - Педиатр обязан сделать всё возможное, чтобы помочь больному. - Педиатр должен избегать любых действий, которые могут повредить больному. - Педиатр должен уметь контактировать не только с больным ребёнком, но и с его родителями. Общаясь с врачом, родители больного ребёнка ожидают встречи с добросовестным тружеником и хорошим профессионалом [3]. - Педиатр должен быть корректным, доброжелательным и демократичным со своими коллегами. - Педиатр должен соблюдать врачебную тайну [8]. - Для каждого педиатра необходимы знания научных основ детской психологии [7]. Особую важность приобретает необходимость повышения профессионализма преподавания медицинской деонтологии при проведении как додипломной, так и последипломной подготовки врачей с учётом новых данных и современной трактовки прежних [4]. Не рассматривая всех вопросов деонтологии, остановимся на некоторых противоречиях, возникающих в процессе обучения педиатров. Прежде всего это касается дифференцированного подхода к выбору интернов-педиатров. Опыт показывает, что такая проблема существует. Речь идёт не о каких-то исключительных способностях будущего педиатра, а об элементарном наборе нравственных и профессиональных навыков, без которых педиатр не может обойтись в своей последующей практической деятельности. Известно, что педиатр обязан совершенствоваться всю жизнь. Для этого уже в студенческие годы он должен развивать свою познавательную активность, именно уровень которой может служить критерием пригодности студента к работе с детьми. Он не может быть распознан за цикл и даже за год, а вырисовывается на протяжении ряда лет, и не только в виде академической успеваемости. В последние годы в характеристике будущих интернов-педиатров наряду с академической успеваемостью учитывают работу студента на лекциях и практических занятиях, участие в научных кружках, работу в лечебных организациях в качестве волонтёра, среднего медицинского персонала, данные о поступлении в университет, внеучебные интересы студента и подробности трудовой биографии. Такое индивидуальное изучение личностных качеств будущих педиатров полностью себя оправдывает и подтверждает значимость проведения подобной работы с первых курсов обучения в вузе. Студенты, которые могут стать настоящими педиатрами, заметны в группах своей любознательностью, любовью к детям, ранним стремлением к овладению практическими навыками, самостоятельными попытками приобщения к клинической педиатрии в отделениях педиатрического профиля. Никакими аппаратами и самыми совершенными методами не заменить внимательного глаза, душевной теплоты и сердечности настоящего врача - друга больного [5]. Таким образом, для абитуриента поступление в университет должно быть не средством получения высшего образования, а иметь конечную цель - стать квалифицированным врачом-педиатром. Профессионально-нравственные качества, которые мы хотели бы видеть у своих выпускников - будущих педиатров, можно сформулировать следующим образом. - Владение широким кругом знаний и умений в избранной области педиатрии. - Умение находить достойный выход в самых сложных ситуациях. - Строгое соблюдение законов деонтологии в каждом действии педиатра, будь то взаимоотношение с пациентами, их родителями или медицинским персоналом. - Умение признавать свои ошибки, не редуцируя при этом своих результатов. В полной мере становление врача-педиатра происходит в интернатуре. Необходимо подчеркнуть, что на этом этапе безусловным критерием «педиатрической закалки» служит отношение интерна к так называемой черновой работе, которой так много в педиатрии. Если интерн под всяческими предлогами от такой работы уклоняется, то необходимо внимательно присмотреться к остальным его качествам характера на предмет определения пригодности его к педиатрической работе. Уместно говорить о деонтологических принципах преподавания педиатрии. Программы, учебники, методические разработки, дополнительная литература - это лишь вспомогательные пособия. Центральным носителем информации при обучении педиатрии является преподаватель, профессиональный долг которого заключается в том, чтобы, кроме выдачи студенту определённой суммы знаний, постоянно работать в следующих направлениях: - прививать студентам любовь к педиатрии; - развивать потребности в знаниях, считать интересы больного ребёнка превыше всего; - побуждать обучающегося педиатрии к постоянному усовершенствованию; - препятствовать проникновению в педиатрию нравственно незрелых людей. Реализация этого перечня возможна лишь при условии, что преподаватель сам отвечает требованиям, предъявляемым к вузовскому педагогу: - является всесторонне развитым человеком; - беззаветно любит свою специальность педиатра и педагога; - является педиатром высокого уровня, имеет весомый научный потенциал, требователен к себе и своим ученикам; - служит привлекательным объектом для подражания. Необходимо подчеркнуть, что деонтологическое воспитание не ограничивается «связкой» преподаватель-студент. В становлении молодого педиатра принимает самое активное участие весь коллектив кафедры и лечебной организации. Большое значение имеет овладение студентом-педиатром и интерном в совершенстве суммой практических умений, в том числе мануальными навыками обследования детей различного возраста. Кроме практической пользы, обретённые мануальные навыки на ранних этапах обучения свидетельствуют об осознанном желании студента, а в последующем интерна, стать педиатром. В обучении педиатра весьма важен фактор нравственного климата в педиатрическом отделении. Необходимо учитывать всё: и внешний вид педиатров, и простые деловые (не исключаются дружеские) отношения между врачами, отсутствие конфликтов, уважительное отношение молодого поколения к наставникам и наоборот. Огромное значение имеет подчёркнутое внимательное отношение к пациентам и их родителям, свободное обсуждение и разбор ошибок и, главное, высокий уровень квалификации преподавателей и врачей. Мотивацией стремления студентов к осознанному, качественному освоению педиатрии служит постоянная конкурсная система, которая заключается в том, что на всех этапах обучения проводится модульный подход к оценке знаний с оценкой общих и профессиональных компетенций в рамках предмета, что завершается подсчётом рейтинга студентов. Он ранжируется в зависимости от успехов (учебный балл, научная работа, общественная деятельность, волонтёрство, спортивные достижения). Необходимо отметить, что высокий рейтинг даёт студенту дополнительные права и возможности (индивидуальное повышение стипендии, выбор места работы, в том числе научной, командировки в клиники, включая и зарубежные). В воспитании студента и интерна значительную роль играет самостоятельная научная работа (или самостоятельное выполнение фрагмента научной работы), а также публикация завершённой студенческой работы в сборнике или журнале. Таким образом, размышляя о деонтологических принципах в преподавании педиатрии, необходимо отметить, что этот учебный процесс содержит множество особенностей, и их необходимо учитывать при подготовке врачей-педиатров и усовершенствовании их профессионального уровня в соответствии с прогрессом медицины.
×

Об авторах

Ольга Ивановна Пикуза

Казанский государственный медицинский университет

Альфия Мидхатовна Закирова

Казанский государственный медицинский университет

Email: azakirova@gmail.com

Наталья Константиновна Шошина

Казанский государственный медицинский университет

Список литературы

  1. Альбицкий В.Ю., Волгина С.Я. Современные этические проблемы педиатрии // Вопр. соврем. педиатрии. - 2004. - Т. 3, №5. - С. 98-99.
  2. Амиров Н.Х., Альбицкий В.Ю., Нежметдинова Ф.Т. Медицинская биоэтика как наука и предмет преподавания // Казан. мед. ж. - 1998. - №2. - С. 81-86.
  3. Герасимович Г.И. Медицинская этика // Здравоохранение. - 2008. - №3. - С. 44-49.
  4. Лисицин Ю.И. Медицинская этика, деонтология и биоэтика // Пробл. соц. гиг. и ист. мед. - 1998. - №2. - С. 7-13.
  5. Острополец С.С. Врачебная этика и медицинская деонтология в педиатрии // Здоровье ребёнка. - 2006. - №2. - С. 8-10.
  6. Саперов В.Н. Деонтологические аспекты взаимоотношения медицинских работников // Терапевт. - 2012. - №9. - С. 68-72.
  7. Силуянова И.В. Избранные. О призвании врача. - М.: Форма Т, 2008. - 256 с.
  8. Чумак А.А., Федоренко Д.Е. Медицинская этика и деонтология врача-педиатра // Вестн. Рос. гос. мед. ун-та. - 2006. - №2. - С. 330.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 2014 Пикуза О.И., Закирова А.М., Шошина Н.К.

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах