Actual aspects of medical ethics in training of the pediatrician

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Nowadays the problems of medical ethics are gaining the special significance as a result of changes in social and economic relations, healthcare modernization due to appearance of new effective methods for instrumental and laboratory examinations, treatment approaches, development of market relations in medicine. The aim of the presented paper is to cover the actual aspects of medical ethics in pediatrics. The paper reviews the ethical aspects of the work of a in detail. Differentiated approach in choosing pediatrician interns, which is based not only on academic progress, but also on professional and moral qualities of the medical university alumni and continuity in their upbringing starting form the first years of the medical school until the end of post-graduate education, seems rationale. It is during the student years when the cognitive and moral values of a forthcoming specialist are formed, which may be a criterion of a suitability of working with children. The roles of the competition, including the modular approach to knowledge evaluation, professional competencies and rating system are stressed. Considering the modern requirements to a young professional, the accent is made on the role of the leading tutor in a forthcoming specialist formation. The requirements to a higher education teacher and the importance of the moral atmosphere in hospitals and faculties for forming the ethical features of a forthcoming pediatrician and improving his/her professional level according to the medical progress are outlined. Thus, teaching pediatrics has a lot of particularities, including teaching the basics of medical ethics, having an extremely important role in professional education of pediatricians for proper forming of the young professional according to contemporary life requirements.

Full Text

Термин «деонтология» предложен английским философом Бентамом (J. Bentham) в XIX веке для обозначения теории нравственности. Однако основы медицинской деонтологии были заложены ещё в медицине древнего мира. В каждую историческую эпоху в соответствии с господствовавшей в данном обществе моралью принципы медицинской деонтологии имели характерные особенности, но тем не менее общечеловеческие, внеклассовые этические нормы медицинской профессии, определяемые её гуманной сущностью - стремлением облегчить страдания и помочь больному человеку, оставались незыблемыми. Принципы медицинской деонтологии определялись также уровнем развития медицинской науки, от которого во многом зависят действия врачей [1, 6]. Вопросам медицинской деонтологии посвящено колоссальное количество публикаций, и на первый взгляд обращение к данной проблеме в очередной раз вряд ли является целесообразным. Между тем в настоящее время вопросы медицинской деонтологии приобрели особую остроту и звучание в результате изменения социально-экономических отношений, модернизации системы здравоохранения, обусловленной интенсивным появлением новых действенных методов инструментального и лабораторного исследования, терапии, появления рыночных отношений в медицине [4]. Кроме того, в настоящий исторический период медицинской деонтологии угрожает расширяющаяся девальвация таких принципов, как гуманность, доброта, сострадание и милосердие. Эта тенденция проявляется в тех случаях, когда врачи усматривают в своих обязанностях не заботу о пациентах и их здоровье, а источник материального достатка [2, 3]. Деонтология - составная и неотъемлемая часть врачебной профессии, особенно в педиатрии. Врач-педиатр - особая профессия, суть которой состоит не только в диагностике, лечении и профилактике заболеваний у детей, но и прежде всего в осуществлении контроля над ростом и развитием ребёнка, предупреждении и раннем выявлении отклонений от нормы данных параметров [4]. Деонтологические принципы, присущие педиатру, включают следующие. - Педиатр обязан сделать всё возможное, чтобы помочь больному. - Педиатр должен избегать любых действий, которые могут повредить больному. - Педиатр должен уметь контактировать не только с больным ребёнком, но и с его родителями. Общаясь с врачом, родители больного ребёнка ожидают встречи с добросовестным тружеником и хорошим профессионалом [3]. - Педиатр должен быть корректным, доброжелательным и демократичным со своими коллегами. - Педиатр должен соблюдать врачебную тайну [8]. - Для каждого педиатра необходимы знания научных основ детской психологии [7]. Особую важность приобретает необходимость повышения профессионализма преподавания медицинской деонтологии при проведении как додипломной, так и последипломной подготовки врачей с учётом новых данных и современной трактовки прежних [4]. Не рассматривая всех вопросов деонтологии, остановимся на некоторых противоречиях, возникающих в процессе обучения педиатров. Прежде всего это касается дифференцированного подхода к выбору интернов-педиатров. Опыт показывает, что такая проблема существует. Речь идёт не о каких-то исключительных способностях будущего педиатра, а об элементарном наборе нравственных и профессиональных навыков, без которых педиатр не может обойтись в своей последующей практической деятельности. Известно, что педиатр обязан совершенствоваться всю жизнь. Для этого уже в студенческие годы он должен развивать свою познавательную активность, именно уровень которой может служить критерием пригодности студента к работе с детьми. Он не может быть распознан за цикл и даже за год, а вырисовывается на протяжении ряда лет, и не только в виде академической успеваемости. В последние годы в характеристике будущих интернов-педиатров наряду с академической успеваемостью учитывают работу студента на лекциях и практических занятиях, участие в научных кружках, работу в лечебных организациях в качестве волонтёра, среднего медицинского персонала, данные о поступлении в университет, внеучебные интересы студента и подробности трудовой биографии. Такое индивидуальное изучение личностных качеств будущих педиатров полностью себя оправдывает и подтверждает значимость проведения подобной работы с первых курсов обучения в вузе. Студенты, которые могут стать настоящими педиатрами, заметны в группах своей любознательностью, любовью к детям, ранним стремлением к овладению практическими навыками, самостоятельными попытками приобщения к клинической педиатрии в отделениях педиатрического профиля. Никакими аппаратами и самыми совершенными методами не заменить внимательного глаза, душевной теплоты и сердечности настоящего врача - друга больного [5]. Таким образом, для абитуриента поступление в университет должно быть не средством получения высшего образования, а иметь конечную цель - стать квалифицированным врачом-педиатром. Профессионально-нравственные качества, которые мы хотели бы видеть у своих выпускников - будущих педиатров, можно сформулировать следующим образом. - Владение широким кругом знаний и умений в избранной области педиатрии. - Умение находить достойный выход в самых сложных ситуациях. - Строгое соблюдение законов деонтологии в каждом действии педиатра, будь то взаимоотношение с пациентами, их родителями или медицинским персоналом. - Умение признавать свои ошибки, не редуцируя при этом своих результатов. В полной мере становление врача-педиатра происходит в интернатуре. Необходимо подчеркнуть, что на этом этапе безусловным критерием «педиатрической закалки» служит отношение интерна к так называемой черновой работе, которой так много в педиатрии. Если интерн под всяческими предлогами от такой работы уклоняется, то необходимо внимательно присмотреться к остальным его качествам характера на предмет определения пригодности его к педиатрической работе. Уместно говорить о деонтологических принципах преподавания педиатрии. Программы, учебники, методические разработки, дополнительная литература - это лишь вспомогательные пособия. Центральным носителем информации при обучении педиатрии является преподаватель, профессиональный долг которого заключается в том, чтобы, кроме выдачи студенту определённой суммы знаний, постоянно работать в следующих направлениях: - прививать студентам любовь к педиатрии; - развивать потребности в знаниях, считать интересы больного ребёнка превыше всего; - побуждать обучающегося педиатрии к постоянному усовершенствованию; - препятствовать проникновению в педиатрию нравственно незрелых людей. Реализация этого перечня возможна лишь при условии, что преподаватель сам отвечает требованиям, предъявляемым к вузовскому педагогу: - является всесторонне развитым человеком; - беззаветно любит свою специальность педиатра и педагога; - является педиатром высокого уровня, имеет весомый научный потенциал, требователен к себе и своим ученикам; - служит привлекательным объектом для подражания. Необходимо подчеркнуть, что деонтологическое воспитание не ограничивается «связкой» преподаватель-студент. В становлении молодого педиатра принимает самое активное участие весь коллектив кафедры и лечебной организации. Большое значение имеет овладение студентом-педиатром и интерном в совершенстве суммой практических умений, в том числе мануальными навыками обследования детей различного возраста. Кроме практической пользы, обретённые мануальные навыки на ранних этапах обучения свидетельствуют об осознанном желании студента, а в последующем интерна, стать педиатром. В обучении педиатра весьма важен фактор нравственного климата в педиатрическом отделении. Необходимо учитывать всё: и внешний вид педиатров, и простые деловые (не исключаются дружеские) отношения между врачами, отсутствие конфликтов, уважительное отношение молодого поколения к наставникам и наоборот. Огромное значение имеет подчёркнутое внимательное отношение к пациентам и их родителям, свободное обсуждение и разбор ошибок и, главное, высокий уровень квалификации преподавателей и врачей. Мотивацией стремления студентов к осознанному, качественному освоению педиатрии служит постоянная конкурсная система, которая заключается в том, что на всех этапах обучения проводится модульный подход к оценке знаний с оценкой общих и профессиональных компетенций в рамках предмета, что завершается подсчётом рейтинга студентов. Он ранжируется в зависимости от успехов (учебный балл, научная работа, общественная деятельность, волонтёрство, спортивные достижения). Необходимо отметить, что высокий рейтинг даёт студенту дополнительные права и возможности (индивидуальное повышение стипендии, выбор места работы, в том числе научной, командировки в клиники, включая и зарубежные). В воспитании студента и интерна значительную роль играет самостоятельная научная работа (или самостоятельное выполнение фрагмента научной работы), а также публикация завершённой студенческой работы в сборнике или журнале. Таким образом, размышляя о деонтологических принципах в преподавании педиатрии, необходимо отметить, что этот учебный процесс содержит множество особенностей, и их необходимо учитывать при подготовке врачей-педиатров и усовершенствовании их профессионального уровня в соответствии с прогрессом медицины.
×

About the authors

O I Pikuza

Kazan State Medical University, Kazan, Russia

A M Zakirova

Kazan State Medical University, Kazan, Russia

Email: azakirova@gmail.com

N K Shoshina

Kazan State Medical University, Kazan, Russia

References

  1. Альбицкий В.Ю., Волгина С.Я. Современные этические проблемы педиатрии // Вопр. соврем. педиатрии. - 2004. - Т. 3, №5. - С. 98-99.
  2. Амиров Н.Х., Альбицкий В.Ю., Нежметдинова Ф.Т. Медицинская биоэтика как наука и предмет преподавания // Казан. мед. ж. - 1998. - №2. - С. 81-86.
  3. Герасимович Г.И. Медицинская этика // Здравоохранение. - 2008. - №3. - С. 44-49.
  4. Лисицин Ю.И. Медицинская этика, деонтология и биоэтика // Пробл. соц. гиг. и ист. мед. - 1998. - №2. - С. 7-13.
  5. Острополец С.С. Врачебная этика и медицинская деонтология в педиатрии // Здоровье ребёнка. - 2006. - №2. - С. 8-10.
  6. Саперов В.Н. Деонтологические аспекты взаимоотношения медицинских работников // Терапевт. - 2012. - №9. - С. 68-72.
  7. Силуянова И.В. Избранные. О призвании врача. - М.: Форма Т, 2008. - 256 с.
  8. Чумак А.А., Федоренко Д.Е. Медицинская этика и деонтология врача-педиатра // Вестн. Рос. гос. мед. ун-та. - 2006. - №2. - С. 330.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2014 Pikuza O.I., Zakirova A.M., Shoshina N.K.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies