Energy-frequency electroencephalogram parameters of diabetic patients depending on morphotype

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In diabetic patients the physique is characterized by android distribution of subcutaneous fat, i.e. excess in the neck, chin, back, abdomen and decrease in the extremities. Obviously, the characteristic morphotype is a particular manifestation of the general constitution.

Full Text

У больных сахарным диабетом телосложение отличается андроидным распределением подкожного жира, то есть избытком в области затылка, подбородка, спины, живота и уменьшением его на конечностях [1, 9—11]. Очевидно, что характерный морфотип является частным проявлением общей конституции [8].

Ряд особенностей имеет у больных сахарным диабетом и высшая нервная деятельность. ЭЭГ больных диабетом в 10—80% случаев характеризуется пониженной амплитудой биоэлектрической активности, недостаточной выраженностью α-ритма, преобладанием либо ß-ритма, либо низкоамплитудной Θ- или Δ-активности. Указанные изменения ЭЭГ связывают с нарушениями метаболизма при диабете, частыми гипогликемическими состояниями, сосудистыми осложнениями [5, 7]. В то же время подобные особенности ЭЭГ обнаруживаются у больных диабетом легкой формы и даже у их родственников, а также при стабильном диабете без сосудистых осложнений [7]. Эти факты позволяют допустить, что особенности нервной деятельности можно выявить у лиц, предрасположенных к диабету, задолго до его манифестации.

Работами В. С. Горожанина [2, 3] показано существование двух полярных вариантов организации нервной системы. При первом варианте на ЭЭГ отмечаются низкая амплитуда α-ритма, выраженная активность Θ и Δ-диапазонов, при втором — доминирующий, хорошо модулированный α-ритм с высокой амплитудой. Согласно концепции упомянутого автора, первый вариант обусловлен преобладанием активирующих влияний гипоталамуса, ретикулярной формации и миндалевидного ядра над тормозными неокортекса, стриатума, септогиппокампальной системы, эпифиза. При втором варианте имеются противоположные соотношения.

Мы предположили, что больные диабетом могут различаться по свойствам нервной системы в зависимости от морфотипа. Для оценки типологических особенностей нервной системы было решено использовать результаты определения энергочастотных показателей ЭЭГ машинным анализом, так как они являются в существенной мере стабильными и индивидуально характерными [6]. Такую возможность подтверждают и другие исследователи [2, 3].

Морфотип и энергочастотные показатели ЭЭГ были изучены у 102 больных сахарным диабетом. У 29 из них был инсулинозависимый диабет, у 73 — инсулинонезависимый. У 19 больных мы провели психологическое обследование по методике MMPI. Все больные находились в состоянии стойкой компенсации.

Тип распределения подкожного жира изучали калиперометрией. ЭЭГ регистрировали, как правило, после предварительного ознакомления больного с данным методом для исключения нежелательной реакции активации. Запись производили монополярно, с наложением электродов по схеме «10— 20%». По каждому из 5 основных ритмов определяли интегрированную амплитуду («энергию») за 10 с. Анализировали лобные, теменные, центральные, затылочные отведения, вычисляли также индексы каждого из 5 ритмов. Обрабатывали данные на ЭВМ типа ЕС с применением пакета прикладных программ СОМИ. Использовали однофакторный дисперсионный анализ, средние сравнивали по F-критерию.

В 1-ю группу вошли 82 пациента с туловищным распределением подкожного жира. 2-ю группу составили 20 больных с пропорциональным жироотложением. В 1-й группе инсулинозависимым диабетом страдали 12 больных, инсулинонезависимым — 70; во 2-й группе — соответственно 17 и 3. Данные об электрофизиологических характеристиках больных диабетом представлены в таблице.

 

Таблица. Электрофизиологические характеристики больных диабетом с разным морфотипом

Параметры

1 -я группа

2-я группа

Р

«Энергия», мв/сек

α-ритма

0,38±0,26

1,04±0,38

<0,001

ß1-ритма

0,28±0,12

0,33±0,09

0,1134

ß2-ритма

0,24±0,10

0,26±0,06

0,491

Θ-ритма

0,40±0,15

0,40±0,15

0,8560

Δ-ритма

0,41±0,16

0,35±0,09

0,1146

α-индекс, %

21,17±9,16

44,80±15,92

<0,001

ß1-индекс

16,41±3,65

13,73±3,22

<0,003

ß2-индекс

14,46±3,30

11,12±2,96

<0,001

Θ-индекс

24,01±6,33

16,65±4,72

<0,001

Δ-индекс

24,47±6,84

14,85±4,06

<0,001

 

Оказалось, что у больных сахарным диабетом с туловищным распределением подкожного жира преобладает низкий α-индекс (21,17±0,16%) в отличие от средних значений α-индекса во 2-й группе (44,8±15,92%; Р<0,001). По показателю интегрированной амплитуды α-ритма эти группы тоже достоверно различались. Что же касается ритмов других диапазонов, то различия по амплитуде были недостоверными, тогда как ß1 ß2, Θ, Δ-индексы были достоверно выше у больных 1-й группы.

В общей популяции первый вариант нервной системы (α-индекс < 38%) встречается у 15—20% людей, второй (α-индекс > 68%) — у 1,5—2%; у остальных имеет место промежуточный вариант [2]. Различия в индивидуальной организации нервной системы задаются, по мнению В. С. Горожанина, скорее всего, нейроморфологически (усиление гипоталамических влияний, характерное для слабой нервной системы, может быть обусловлено увеличением числа аксонных коллатералей на путях от гипоталамуса к коре либо уменьшением числа вставочных нейронов в кортикофугальных путях). По Л. Р. Зенкову и М. А. Ронкину [6], тип ЭЭГ с низким α-индексом (первый вариант по В. С. Горожанину) указывает на преобладание десинхронизирующих влияний. Он формируется постепенно, в процессе полового созревания, и связан с аутосомнодоминантным геном. К десинхронизации ЭЭГ приводит, как считают авторы, возбуждение активирующих ретикулокортикальных систем. Для высокого уровня функциональной активности мозга необходима большая автономия нейронов в осуществлении их функций — это повышение степеней свободы и автономности отдельных нейронов во времени, которое проявляется десинхронизацией в суммарной биоэлектрической активности.

Представление о том, что тип ЭЭГ с низкоамплитудным α-ритмом связан с десинхронизацией и соответственно с преобладанием активирующих восходящих систем, согласуется с данными психологических исследований [6]. С этими фактами коррелируют результаты наших наблюдений. Так, при анализе профилей MMPI у больных диабетом с разным распределением подкожного жира мы выявили следующие особенности: профили больных из 1-й группы отличались общим высоким уровнем. Имелись основные пики по шкалам «2» и «8», малый пик — по шкале «4». Низкие показатели отмечались по шкалам «9». Реже фиксировались пики по шкалам «1» и «6». Указанные особенности профиля MMPI могут свидетельствовать о выраженных депрессивных тенденциях, шизоидных чертах личности, отражать стрессогенность межличностного общения, соматизацию тревоги и ригидность аффекта. Интересно, что у женщин из 1-й группы были высокие значения по шкале мужественности. Во 2-й группе имели место пики «8» и «7», характеризующие шизоидные и психоастенические черты.

У больных диабетом с туловищным распределением подкожного жира и плоскими ЭЭГ была высокая частота диабетической макроангиопатии (в 87,7%), и формировалась она у них в более молодом возрасте по сравнению с группой больных с промежуточными вариантами ЭЭГ, у которых макроангиопатия развивалась лишь после 45 лет.

У больных 1-й группы констатированы следующие сопутствующие заболевания: артериальная гипертензия (84%), явления психической депрессии (68,4%), гипофункция железы различной выраженности (64,2%); частые явления дискинезии желчевыводящих путей по гипотоническому типу, гипоацидный гастрит, грыжи различные по локализации, аллергические реакции. 33,6% больных перенесли травму черепа, 28,8% — общий наркоз; у большинства больных были зафиксированы в анамнезе психосоциальные конфликты высокой личностной значимости: в 46,8% — острые, в 31,2% — хронические.

Больные диабетом второго типа из группы с перераспределением подкожного жира часто страдали ранней (с 32—43 лет) пресбиопией, 24,2% — катарактой; 33,4% пациента перенесли острое нарушение коронарного или мозгового кровообращения.

Частота ургентных диабетических состояний не имела достоверных отличий по группам.

С позиции оценки данных о превалировании первого варианта нервной системы по В. С. Горожанину у большинства больных сахарным диабетом интересен следующий факт. Низкоамплитудные ЭЭГ формируются только после пубертата, в основном после 50 лет, что, по-видимому, является отражением нейроэндокринной перестройки в процессе онтогенеза. В. М. Дильман [4] считает, что с возрастом происходит снижение концентрации биогенных аминов в ЦНС, в частности в гипоталамусе. Это обусловливает повышение порога восприятия гипоталамусом эндокринных сигналов с периферии, а значит, вызывает состояние стресса вне действия стрессов, то есть гиперадаптоз. Думается, что плоская ЭЭГ (первый вариант нервной системы) может быть проявлением данного процесса. В рамках такого подхода наличие десинхронной ЭЭГ у большинства больных сахарным диабетом следует расценивать как свидетельство интенсифицированного старения.

Пубертат, климакс, роды, травмы, операции, психические стрессы, другие экстремальные ситуации (возможно, и гипокликемии) приводят к формированию первого варианта нервной системы, по-видимому, посредством снижения уровня нейромедиаторов в ЦНС (тем раньше, естественно, чем больше выражены генетические особенности, определяющие нейроморфологические различия, обусловливающие склонность в организации нервной системы по первому варианту) .

В свете наших наблюдений интересны данные, полученные В. С. Горожаниным [3] при изучении гормонального профиля у здоровых людей с разными вариантами организации нервной системы. Им показано, что для лиц с первым вариантом нервной системы характерно повышение функции инсулярного аппарата, гипофизарно-надпочечниковой системы со снижением таковой щитовидной железы и гонад. С учетом этих результатов первый вариант нервной системы можно рассматривать как один из факторов, способствующих развитию диабета второго типа. В случае же ассоциации указанного варианта с определенными типами HLA-системы подобные особенности нервной системы могут явиться отягощающим фоном для развития диабета первого типа.

ВЫВОД

Больные сахарным диабетом с туловищным распределением подкожного жира имеют типологические особенности нервной системы, выражающиеся на ЭЭГ в низкой амплитуде α-ритма и низких значениях α-индекса с относительным преобладанием ß-, Θ-, Δ-ритмов.

×

About the authors

E. G. Nasyrova

Kurashov Kazan Order of the Red Banner of Labor Medical Institute; Kazan City Psychoneurological Dispensary; Republican Clinical Hospital of the TASSR Ministry of Health

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kazan; Kazan; Kazan

M. V. Lukina

Kurashov Kazan Order of the Red Banner of Labor Medical Institute; Kazan City Psychoneurological Dispensary; Republican Clinical Hospital of the TASSR Ministry of Health

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kazan; Kazan; Kazan

S. I. Nizamutdinov

Kurashov Kazan Order of the Red Banner of Labor Medical Institute; Kazan City Psychoneurological Dispensary; Republican Clinical Hospital of the TASSR Ministry of Health

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kazan; Kazan; Kazan

M. V. Smirnova

Kurashov Kazan Order of the Red Banner of Labor Medical Institute; Kazan City Psychoneurological Dispensary; Republican Clinical Hospital of the TASSR Ministry of Health

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kazan; Kazan; Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1989 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies