Neuropsychiatric abnormalities in pulmonary tuberculosis patients and their correction during treatment

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

We examined tuberculosis patients with the Minnesota Multiple Personality Inventory (MMPI) to determine whether this technique could be used by phthisiatricians untrained in psychiatry to assess personality features and detect psychiatric disorders in patients.

Using the MMPI, modified by L.N. Sobchik, 149 patients (146 men and 3 women) with pulmonary tuberculosis aged 20 to 59 years were examined. Results of the examination were interpreted according to 3 evaluation and 10 clinical scales. Quantitative data were converted to T-points, and the personality profile was determined on the basis of their graphic representation.

Full Text

Мы обследовали больных туберкулезом с помощью Миннесотского многопрофильного личностного опросника (MMPI) с целью определения возможности применения этой методики фтизиатрами, не имеющими подготовки в области психиатрии, для оценки особенностей личности больных и выявления у них психических расстройств.

С помощью MMPI в модификации Л. Н. Собчик [3] было обследовано 149 больных (мужчин — 146, женщин — 3) туберкулезом легких в возрасте от 20 до 59 лет. Интерпретацию результатов обследования проводили по 3 оценочным и 10 клиническим шкалам. Количественные данные переводили в Т-баллы и по их графическому изображению определяли профиль личности.

118 из 149 больных были из IA группы диспансерного учета, их обследовали в самом начале основного курса лечения; остальные страдали хроническим деструктивным туберкулезом (IБ группа учета).

Среди больных со свежими формами туберкулеза очаговый процесс был обнаружен у 5 человек, инфильтративный — у 105, диссеминированный — у 4, туберкулома — у 3, экссудативный плеврит — у одного. Фаза распада установлена у 85 больных, бацилловыделение — у 98. 47 больных выявлены при обращении, 71 — при профилактической флюорографическом обследовании. У 57 больных в момент поступления в стационар были отмечены симптомы интоксикации, у остальных болезнь протекала инапперцептно. Контрольную группу составили 46 здоровых людей.

При сравнении усредненных показателей профиля личности у лиц контрольной группы и больных туберкулезом у последних имели место значительные отклонения, лишь у 12,1% обследованных профиль личности не превышал норму (30—70 Т-баллов). Обращала на себя внимание частота повышения показателей по шкале депрессии (68,7%), индивидуалистичности (58,4%), тревожности (50,3%), психопатии (44,9%), ипохондрии (42,9%). Однако полученные данные требуют дифференциации, так как среди больных туберкулезом часто встречаются лица с хроническим алкоголизмом [5], который также сопровождается изменениями профиля личности по данным MMPI. В связи с этим все больные были разделены на 3 группы. В 1-ю группу (79 чел.) были включены больные со свежими формами туберкулеза легких, не состоящие на учете у нарколога; во 2-ю (39) — с такими же формами туберкулеза и сопутствующим хроническим алкоголизмом, установленным наркологом; в 3-ю (31) — с хроническим туберкулезом, не состоящие на учете у нарколога.

Мы не смогли установить достоверных различий профиля личности больных, выявленных при обращении и профосмотре, а также зависимости психических расстройств от наличия тубинтоксикации.

При оценке выраженности психических расстройств в каждой группе нами выделены 3 подгруппы: с компенсированным состоянием психики (профиль не превышает нормы — 30—70 Т-баллов), субкомпенсированным (профиль выше 70 Т-баллов по 2 шкалам, но не более 80 Т-баллов) и декомпенсированным (профиль выше 80 Т-баллов по 3 и более шкалам).

Среди впервые выявленных больных туберкулезом редко встречалось компенсированное состояние нервной системы, значительно чаще отмечалось субкомпенсированное и, особенно, декомпенсированное (Р<0,05). При этом выраженность психических расстройств находилась в зависимости от тяжести туберкулеза и распространенности деструктивных изменений в легких. Однако если бы психические расстройства зависели от формы заболевания, то на их возникновение наибольшее влияние оказывал бы синдром тубинтоксикации. Между тем связи между тубинтоксикацией и психическими расстройствами не обнаружено ни нами, ни Ю. Г. Степановым [4]. Следовательно, можно предполагать, что не психические расстройства зависят от тяжести задевания туберкулезом, а, наоборот, наиболее тяжелые формы туберкулеза возникают у лиц с выраженными психическими расстройствами. Это подтверждается и тем фактом, что распространенный деструктивный туберкулез чаще имеет место у алкоголиков, у которых, как будет показано ниже, психические расстройства наиболее выражены.

Среди больных 1-й группы нервно-психическое состояние было компенсированным у 17,7%, субкомпенсированным — у 24%, декомпенсированным — у 58,3%, во 2-й группе — соответственно у 7,7%, 7,7% и 84,6% (Р < 0,05). При этом у больных 1-й группы изменения чаще выявлялись по шкале депрессии (51,9%), что было расценено нами как результат реакции больного на свое заболевание, сомнений в исходе болезни, а также как следствие отрыва от семьи и привычного окружения.

Мы не встретили в литературе данных обследования с помощью MMPI больных туберкулезом с сопутствующим хроническим алкоголизмом. При сравнении профиля личности больных 1 и 2-й групп была обнаружена высокая частота и выраженность психических расстройств у страдавших алкоголизмом по всем шкалам, особенно по шкалам депрессии (84,6%)у тревожности и индивидуалистичности (693%), психопатии (51,3%). У 75% больных 2-й группы было зарегистрировано пикообразное повышение показателей по шкале депрессии и психопатии, характерное для лиц с пониженным настроением и склонностью к асоциальным поступкам, причем в 1-й группе намного реже (Р < 0,05). Следовательно, такое обследование может помочь в выявлении алкоголизма у лиц, скрывающих его. Неврозоподобные и психопатоподобные нарушения, диагностированные у алкоголиков, были обусловлены как реакцией личности на обнаружение у них туберкулеза, так и отрывом от возможности употребления спиртного в стационаре.

Больных туберкулезом, особенно страдающих алкоголизмом, или лиц с асоциальным поведением, нередко выписывают из стационара преждевременно за нарушение режима. При анализе профилей личности больных, выписанных по показаниям, у 18,9% пациентов 1-й группы установлено повышение показателей по шкале активности и оптимизма, характерное для лиц с высоким уровнем жизнелюбия и активности. Среди выписанных преждевременно оно встречалось всего в 3,8% случаев (Р < 0,01), что свидетельствовало о пассивной позиции личности в большинстве случаев. Как в 1, так и во 2-й группе среди выписанных преждевременно у 54,9% больных обнаружено повышение показателей по шкале психопатии, типичное для лиц с асоциальным поведением. И действительно, часть этих больных ранее находилась в местах лишения свободы. Среди больных, выписанных по показаниям, такое повышение констатировано в 2 раза реже (Р<0,01).

Частота и выраженность психических расстройств среди больных хроническим туберкулезом оказались еще более значительными, чем у больных 2-й группы. Компенсированное состояние выявлено у 3,2% пациентов; субкомпенсированное — у 9,7%, декомпенсированное — у 87,1%, причем отмечена явная тенденция к ипохондризации личности, что логично увязывалось с выраженными депрессивными расстройствами. Таким образом, у больных 3-й группы выявленные невротические расстройства были обусловлены пребыванием в стационаре с явлениями госпитализма, тяжелыми соматическими нарушениями, бесперспективностью лечения и неверием в исцеление. Данными факторами объясняется и асоциальность поведения ряда больных данной группы.

В отечественной литературе имеются сообщения о проведении психотерапии больным туберкулезом [2, 4, 6], но лишь на санаторном этапе лечения, когда туберкулезный процесс уже близок к излечению. Между тем большинство больных деструктивным туберкулезом с выраженными психическими расстройствами длительно лечатся в больницах. В связи с этим заслуживает внимания предложение о необходимости введения в штатное расписание крупных противотуберкулезных больниц должности психолога [7].

Нарушения нервно-психической сферы, диагностированные у больных туберкулезом легких, побудили нас испытать метод рациональной психотерапии, направленной на устранение невротических наслоений, коррекцию психических расстройств, вызванных болезнью, формирование правильных установок на пребывание в стационаре. Психологическое обследование с последующим обсуждением его результатов с больным носило психокорригирующий характер, способствуя реконструкции личностных установок, помогало планировать психотерапевтическую работу [1].

Рациональная психотерапия была проведена 57 больным 1 и 2-й групп, из них 15 алкоголикам. Оставшиеся больные (61 чел.) составили контрольную группу. Обе группы были идентичны по характеру туберкулезного процесса и типу психических расстройств.

Всем больным было назначено комплексное противотуберкулезное лечение с включением в показанных случаях рифампицина, глюкокортикоидных и анаболических гормонов, туберкулинотерапии, пирогенала, УЗ, коллапсотерапии. Через 3—4 мес пребывания в стационаре обследованы повторно с помощью MMPI 45 больных, получавших психотерапию, и 18 больных контрольной группы. Анализ показал достоверное уменьшение как частоты, так и выраженности психических расстройств по всем шкалам в группе больных, которые прошли психотерапию (Р < 0,01). Компенсированное состояние среди больных, не состоящих на учете у нарколога, было достигнуто в 50% случаев, субкомпенсированное — в 31,5% (Р < 0,001). В группе больных, леченных с применением психотерапии, достоверного улучшения не было выявлено. При сравнении усредненного профиля больных, получавших психотерапию, с таковым у лиц контрольной группы выявленные различия оказались недостоверными, что свидетельствовало об эффективности проведенных мероприятий.

В результате психотерапии больные реже нарушали больничный режим и чаще выдерживали необходимые сроки пребывания в стационаре, что благоприятно отражалось на результатах лечения. Из 57 больных, получавших психотерапию, по показаниям были выписаны 77,1%, в группе без психотерапии — 32,8% (Р < 0,001). Среди больных 1-й группы частота закрытия полостей распада к моменту выписки из стационара составляла 84,9%, а абацилирование — 94,5%. В группе без психотерапии чаще имела место преждевременная выписка из больницы, упомянутые показатели излечения были равны соответственно 48% и 64,3%. Среди алкоголиков эффективность психотерапии была ниже: по показаниям были выписаны 6 больных из 15; в группе алкоголиков, не получавших психотерапии — 19 из 24 (Р<0,01). По-видимому, больным этой группы недостаточно назначать только психотерапию, нужны и психотропные средства.

В свете изложенных выше данных очевидна необходимость пересмотра концепции реабилитации во фтизиатрии, введения в комплекс лечения больных туберкулезом легких системы психотерапевтических и психокоррекционных мероприятий с предварительным психологическим обследованием. Такие экспериментально-психологические методы могут быть применены в работе каждым практическим фтизиатром.

×

About the authors

R. Sh. Valiev

Lenin Kazan Institute for Advanced Medical Education

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1988 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies