Victor Alekseevich Perimov. Pages of life

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Lenin attached great importance to the formation of workers' historical consciousness, patriotism, and proletarian internationalism. The comprehension of modernity is inconceivable without reference to the revolutionary traditions, the people whose lives were given to the people. Gathering of Kazan University students on 4 (16) December 1887, where Lenin and other young men first stepped onto the path of revolutionary struggle, is an unforgettable page of history.

Full Text

В. И. Ленин придавал огромное значение формированию у трудящихся исторического сознания, патриотизма, пролетарского интернационализма. Осмысление современности немыслимо без обращения к революционным традициям, людям, чья жизнь была отдана народу. Сходка студентов Казанского университета 4(16) декабря 1887 г., где В. И. Ленин и другие молодые люди впервые вступили на путь революционной борьбы — незабываемая страница истории.

В пролетарский период революционного движения массовые антиправительственные выступления студентов, по выражению В. И. Ленина, приняли характер «общего пожара», охватившего все высшие учебные заведения страны. Причины такого нарастания студенческого протеста коренились в социально-экономических противоречиях русской действительности конца XIX века. В условиях нарастающей классовой борьбы в России жизнь демократической части студентов, полная лишений, не могла не порождать среди них ненависти к существующему строю. В условиях полицейской опеки учащаяся молодежь сохраняла свои организации — землячества.

В 1887 г. в Казанском университете существовали Симбирское, Самарское, Казанское, Уфимское и другие землячества [5, 6]. 1887/1888 учебный год начался в университете с появления в столах аудиторий записок следующего содержания: «Студенты, хорошо понимающие современные деморализующие условия университетской жизни, желающие и ныне быть последовательными в своих действиях, приглашаются засвидетельствовать перед обществом о своем пренебрежении к холопскому празднику (5 ноября). Большая часть студенчества уже изъявила свое согласие. Просим извещать незнающих». В результате актовый зал 5 ноября 1887 г., как и в 1886 г., вновь «блистал отсутствием студентов» [4]. 28 ноября 1887 г. студент-медик А. Шаровский получил письмо, в котором сообщалось об избиении полицией студентов Московского университета. На собрании университетских судей была назначена сходка на 4 или 5 декабря. 4 декабря 1887 г. в 12 часов дня в актовом зале университета состоялась революционная сходка, собравшая 350 студентов. Они потребовали решительной демократизации университетского устава. Узнав о возможности ввода войск и во избежание кровопролития, студенты покинули актовый зал. Уходя со сходки, Владимир Ильич Ульянов вместе с другими 98 студентами положил на стол свой входной билет. Среди них был и студент 4-го курса медицинского факультета Виктор Перимов. Расправа над студентами не заставила себя долго ждать. Исключению, увольнению из Казанского университета, различного рода репрессиям подверглось более половины участников сходки. Поэтому в списках студентов университета второго полугодия 1887 г. Виктор Алексеевич Перимов не значится [8].

Профессора и преподаватели медицинского факультета стремились спасти студентов от расправы. Декану А. Я. Щербакову профессора В. М. Бехтерев, А. Г. Ге, С. В. Левашов подали заявления о присутствии у них 4 декабря на лекциях и занятиях студентов, занесенных в списки бывших на сходке. Профессор А. Я. Щербаков заявил на правлении университета, что представленный господином инспектором список участвовавших в сходке студентов верным считаться не может. Он ходатайствовал перед ректором И. А. Кремлевым о возвращении в университет студентов-медиков Кищука, Кубышкина, Вышенского. В августе 1888 г. Виктору Перимову удалось восстановиться в университет, но осеннее полугодие 1887 г. так и не засчитали до конца обучения [8]. Позднее, вспоминая студенческие годы, Виктор Алексеевич отмечал: «Невольно вспомнил о товарищах, которые не по своей вине оставили университет, одни из них были исковерканы тюрьмой и ссылкой, другие не выдержали тяжелой борьбы с правдой жизни. Недаром из 24 поступивших со мной в университет кончили пятеро... Все эти люди были бы солью земли...»1 Ясное сознание необходимости борьбы с существующим режимом привело В. А. Перимова в 1892 г. в Казанский центральный революционный кружок, который занимался печатанием революционной литературы[2]. В 90-х годах на путь борьбы с самодержавием вступили такие последовательные революционеры, бывшие казанские студенты, как Н. Э. Бауман, Н. А. Семашко, В. В. Адоратский. Они стали соратниками В. И. Ленина, видными деятелями партии.

В стенах университета В. Перимов учился у выдающихся профессоров — терапевта Н. А. Виноградова, гистолога К. А. Арнштейна, физиологов Ф. В. Овсянникова и Н. О. Ковалевского, всемирно известного офтальмолога Е. В. Адамюка, крупнейшего ученого — физиолога,. невропатолога, психолога и социолога В. М. Бехтерева. Лекции этих ученых посещал весь университет. 30 мая 1893 г. Виктор Алексеевич Перимов получил свидетельство за № 272 от медицинского факультета императорского Казанского университета о присуждении ему специальности врача3. Началась работа в должности ординатора Казанской губернской земской больницы. Достижения казанцев в области медицины способствовали тому, что в 1899 г. в Казани был созван VII Пироговский съезд врачей, осветивший все стороны русской научной и практической медицины и положивший начало организации деятельности Пироговского общества по борьбе с голодом. Казанское отделение особенно широко развило тогда свою деятельность. Вместе с коллегами В. А. Перимов занимался организацией питательных пунктов [7]. В 1905—1907 гг. Виктор Алексеевич работал в комитете общественной помощи голодающим.

В марте 1906 г. в газете «Волжский листок» были опубликованы статьи, освещавшие положение в деревне. Одна корреспонденция от 18 февраля была подписана «врач П.», другая — от 14 марта «В. П.». Автором этих публикаций был В. А. Перимов. Резко и аргументированно обличал он политику царского правительства, его равнодушие к судьбам народных масс. «На языке официальном в Казанской губернии по отношению к неурожаю и связанному с ним голоду обстоит чуть ли не вполне благополучно, мне кажется, что широкие слои населения недостаточно знакомы с истинным положением вещей. Если бы общественное мнение казанцев в этом отношении было резко и определенно, то, по нашему глубокому убеждению, невозможны были бы такие, например, факты, как закрытие комитетской столовой самовольным распоряжением земского начальника в Большой Серде. Чтобы по достоинству оценить этот случай, надо видеть хлеб, который ест крестьянин Б. Серды. Он напоминает скорее кусок засохшего чернозема...» Далее автор привел выдержки из писем и отчетов врачей, уехавших в деревни Казанской губернии для оказания помощи больным и организации общественных пунктов питания. Так, медсестра Богоявленская сообщала, что в одной семье из 5 человек лежат четверо. В заключение В. А. Перимов призвал всех граждан помочь голодающим. Пожертвования можно было направить через редакцию или на имя председательницы комитета Н. П. Куприяновой4. К сожалению, общество действовало надолго — до 28 февраля 1906 г. Почему? Ответ на этот вопрос Виктор Алексеевич дал в следующей корреспонденции «На местные темы. О голоде». Врач Ш. (автор не назвал его имени полностью) рассказал В. А. Перимову о своих впечатлениях от посещения одной татарской деревни. Деревня состояла из 8—10 дворов, и в каждой избе врач застал людей, корчившихся в судорогах. Случай этот злой корчи встречался в Казанском, Лаишевском, Спасском, Царевококшайском уездах, делал обобщение В. А. Перимов. «Как мы реагируем на это?— спрашивал автор.— Земство молчит. 28 февраля комитет общественной помощи голодающим, кормивший уже 1500 человек и собиравшийся открыть столовые еще на 2500 человек, прекратил свое существование, так как председательнице его Н. П. Куприяновой было предложено немедленно прекратить деятельность комитета, запретить собрания и заседания»5.

Социал-демократ В. А. Перимов, прекрасно владея приемами конспирации, вел активную и многогранную работу в составе Казанской партийной организации, входил в его руководящее ядро. Жандармы постоянно доносили, что В. Перимов ведет дело крайне осторожно, благодаря чему не представляется возможность получить о нем достаточный для обвинения материал. По заданию комитета РСДРП Виктор Алексеевич занимался организацией профсоюзов, входил в его центральное бюро.

В 1905—1907 гг. в России стали возникать первые профессиональные организации рабочих и служащих. Большевики не могли оставаться в стороне. Постоянно работая в массах, они стремились влить профсоюзы в политическую армию революции, воспитать рабочих «в духе широкого понимания классовой борьбы». На собрании секретариата 30 мая 1907 г., где присутствовал В. А. Перимов, среди других обсуждался вопрос о медицинской помощи. Бюро наметило следующие практические шаги: «поручить секретарю бюро составить доклад, затем созвать совещание из нескольких врачей, представителей центрального бюро и юриста, чтобы обсудить вопрос о легализации общества врачей для оказания помощи членам профсоюзов»6. В квартире Виктора Перимова проходили заседания ЦБ профсоюзов, комитета РСДРП, она служила явкой для связников социал-демократических организаций Казани, других городов страны; у него укрывались революционеры, преследовавшиеся полицией. Так, в 1906 г. его адресом пользовался бывший сельский учитель И. И. Самойлов, разыскиваемый полицией7. В 1907 г. большевики организовали предвыборную агитацию во Вторую Государственную думу. В. А. Перимов выступил кандидатом от Казанской социал-демократической организации и группы «левых беспартийных»8. К сожалению, большевикам не удалось собрать преимущественного количества голосов избирателей. Но сам факт выдвижения его кандидатом в депутаты показателен и свидетельствует об авторитете и влиянии В. А. Перимова. Являясь членом казанского Красного Креста, он организовывал помощь политическим заключенным денежными средствами, конспиративными явками. Один из немногих В. Перимов мог знать о судьбе потемкинцев. В феврале 1906 г. на имя его жены Е. И. Перимовой пришло письмо из Одессы от близкого знакомого их семьи. Автор корреспонденции, врач по профессии, в то время, когда «Потемкин» был в Феодосии, заведовал перевязочным пунктом. К нему несли расстрелянных в воде матросов, и среди них был студент Фельдман, который при активном содействии автора письма бежал из севастопольской тюрьмы и был направлен в Лозанну9.

Будучи действительным членом общества врачей при императорском Казанском университете, В. А. Перимов неоднократно выступал с научными докладами: «Еще к вопросу о постоянном подкожном дренаже при асците», «К казуистике подкожных разрывов внутренностей живота», «Косметическая хирургия носа», «Об организации врачебной помощи рабочим» [3].

На заседании Казанского общества врачей 18 марта 1895 г. В. А. Перимов сообщил о двух операциях, произведенных профессором факультетской хирургической клиники Казанского университета В. И. Кузьминым при его участии по поводу ложного сустава, в одном случае бедренной, в другом — большеберцовой кости [7]. Эти операции были одними из первых в мировой практике, когда для скрепления костных отломков были применены металлические никелированные гвозди, введенные в костно-мозговой канал [2]. В 1911 —1916 гг. он являлся активным деятелем Казанского отдела «Лиги борьбы с туберкулезом», неоднократно выступал в открытой печати об организации врачебной помощи рабочим. В 1913 г. В. Перимов вошел в состав комиссии по организации врачебной помощи членам больничных касс и выработке устава врачей.

К сожалению, многим его мечтам не суждено было сбыться. В 1917 г. в возрасте 48 лет В. А. Перимов скончался. Сегодня, как всегда, высока общественная значимость людей, мужественных и смелых, готовых бороться за социализм. Такова была жизнь В. А. Перимова, большевика-ленинца, до последнего часа служившего революции.

 

1 Волжский листок, 14 марта 1906 г.

2 ЦГА ТАССР. ф. 199. оп. 2, д. 682, л. 110.

3 Там же, ф. 977, м. ф., д. 1999, л. 136.

4 Волжский листок, 18 февраля 1906 г.

5 ЦГА ТАССР, ф. 199, оп. 2, д. 682, л. 167.

6 Волжский листок, 14 марта 1906 г.

7 ЦГА ТАССР, ф. 199, оп. 1, д. 1062, л. 188.

8 Там же, д. 1248. лл. 49-52.

9 Там же, д. 1061, л. 471.

×

About the authors

R. G. Petrova

Kazan Kurashov Order of the Red Banner of Labor Medical Institute

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1987 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies