On the possibility of treating edema by the method of "dry" immersion

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The results of the use of therapeutic "dry" immersion (LSI) in the complex therapy of 10 patients with refractory edematous syndrome of various etiologies are presented, and the effect of the method on some indicators of central hemodynamics is studied. It has been established that LSI sessions lasting from 2 to 6 hours potentiate the action of diuretic drugs and help compensate for the condition of patients. LSI session has a positive effect on central hemodynamic parameters.

Full Text

В клинической практике нередки случаи отечного синдрома, рефрактерного к медикаментозной терапии [1, 3], что оправдывает поиск немедикаментозных способов лечения. Известно, что при моделировании состояния невесомости «сухой» иммерсией в организме человека вызываются эффекты полиурии и артериальной гипотензии [4, 7]. Эти данные позволили разработать модель лечебной «сухой» иммерсии (ЛСИ).

В работе приводится опыт использования ЛСИ в комплексной терапии отеков различной этиологии.

ЛСИ проводят в специально изготовленной ванне емкостью до 1 м3, которую заполняют обычной водой (34— 36°) и поддерживают температуру среды при помощи автоматической системы подогрева. Больной погружается в водную среду на эластичной водонепроницаемой ткани (см. рис.). В отличие от классического способа «сухой» иммерсии изголовье больного приподнято. Продолжительность сеанса зависит от тяжести состояния больного, переносимости условий ЛСИ и колеблется от 2 до 6 ч. При необходимости сеансы можно повторять через 5—7 дней (курс — 1—3 сеанса).

 

 

Под наблюдением находилось 10 больных (мужчин — 6, женщин — 4) с отечным синдромом различной этиологии. Больные были в возрасте от 45 до 68 лет. У 2 больных отечный синдром был обусловлен алкогольным циррозом печени, у 5 — была недостаточность кровообращения IIБ степени на фоне постинфарктного кардиосклероза и артериальной гипертонии, у 3 — экзогенное ожирение III степени с синдромом Пиквика. У всех больных наблюдались периферические отеки стоп, голеней, у 3 — асцит. Все больные получали комплексную терапию с включением мочегонных препаратов (фуросемид, гипотиазид, урегит, верошпирон). У всех больных был «малый» диурез, недостаточная эффективность комплексной терапии и длительно сохранялись периферические отеки (от 2 нед до 1 —1,5 мес). Для оценки эффективности способа использовали контрольный период, во время которого больные в течение 3—5 дней как до, так и после сеанса ЛСИ принимали индивидуальную стандартизированную терапию с включением диуретиков на фоне диеты №10 с суточным потреблением NaCl не более 5—8 г и жидкости до 1,2—1,5 л в сутки. До лечения и после него, а также во время сеанса ЛСИ измеряли АД, ЧСС, ЧД, суточный диурез и массу тела больных. Исследовали также показатели центральной гемодинамики методом интегральной реографии.

Клинические наблюдения показали, что во время сеансов ЛСИ имела место положительная динамика в субъективном статусе больных. У всех исчезала гипотермия кожных покровов, было ощущение удобства в условиях мягкой опоры и комфортной температуры. У 2 больных с недостаточностью кровообращения IIБ степени в первый час ЛСИ усилилась одышка, которая у одного больного прошла самостоятельно, и он находился после адаптации к ЛСИ до 4 ч без нарушения самочувствия. У другого дважды использовали нитроглицирин под язык, после этого одышка не повторилась. В остальных случаях ЧД существенно не изменялась. У 2 больных через час после начала сеанса имелось учащение ЧСС на 4—6 уд./мин. В остальных случаях было урежение ЧСС на 2—8 в мин. АД имело тенденцию к снижению (у 3) через 40—60 мин после пребывания в условиях ЛСИ. У всех больных через 1,5—3 ч от начала сеанса появились позывы к мочеиспусканию. Среднесуточная скорость диуреза в день проведения ЛСИ была существенно выше (Р<0,05), чем в контрольном периоде, то есть до ЛСИ (1,71±0,22 мл /мин). Среднесуточная скорость диуреза в контрольном периоде колебалась от 0,96 до 1,1 мл/мин. Суточный диурез в контрольном периоде составлял 1300±290 мл, а в день иммерсии — 2800±320 мл, то есть возрос более чем на 100% (Р<0,01). В последующие 2—3 дня скорость диуреза уменьшилась до 1,58±0,32 мл/мин, а суточное количество мочи — до 1700±301 мл. Эти показатели были существенно выше, чем в контрольном периоде, что способствовало уменьшению отеков и снижению массы тела больных от 3 до 5 кг после однократного сеанса ЛСИ.

Повторные сеансы ЛСИ (от 2 до 3 сеансов) применяли у 4 больных. Во всех случаях была получена положительная динамика, и больные были выписаны в состоянии субкомпенсации.

Результаты показали, что наибольшие сдвиги в суточном диурезе наблюдались в день проведения ЛСИ. В последующие дни диурез снижался, но оставался положительным, что существенно отличало ответную реакцию больных с отеками и здоровых лиц на сеанс «сухой» иммерсии. Исследования на добровольцах (здоровых) показали, что увеличение диуреза происходит только в условиях «сухой» иммерсии [4, 6]. После сеанса чаще имел место отрицательный диурез в отличие от пролонгированного диуреза больных. «Последействие» полиурического эффекта ЛСИ у больных продолжалось от 3 до 5 дней. При анализе показателей центральной гемодинамики методом интегральной реографии отмечались разнонаправленные изменения. Несмотря на неоднозначность данных, видно, что средние показатели (см. табл. 1) имели положительные сдвиги в виде тенденции к увеличению УО, МО и снижение ОПС на протяжении всего сеанса ЛСИ.

 

Динамика показателей центральной гемодинамики у больных с отечным синдромом под влиянием сеанса лечебной «сухой» иммерсии

ПоказателиФонПродолжительность иммерсии (ч)Через 20 ч после иммерсии

1

2

3

4

УО, мл

57±6

61±7

68±5

72±6

70±5

60±5

ЧСС, уд/мин

84±9

82±8

79±9

78±9

78±9

80±10

МО, л/мин

5,0±0,4

5,0±0,4

5,0±0,4

5,0±0,4

5,0±0,5

5,0±0,8

АДср., кПа

17,1±0,7

16,0±0,7

15,9±0,6

16,1±0,6

18,3±0,9

16,7±0,5

АДд., кПа

10,5±0,3

9,7±0,3

10,0±0,2

10,0±0,3

10,9±0,4

10,5±

СГД, кПа

13,5±0,5

12,5±0,5

12,4±0,4

12,7±0,4

14,3±0,7

13,2±0,3

ОПС, кПа∙л∙с-1

164,9±14,1

149,6±16,4

139,6±17,1*

139,5±18,9*

156,6±14,8

164,7±24,4

Примечание. *Р>0,05, рассчитано по отношению к фону.

 

Использование сеансов ЛСИ в комплексной терапии больных с отечным синдромом способствовало уменьшению и исчезновению периферических отеков, уменьшению одышки, асцита и других признаков недостаточности кровообращения, что позволило добиться состояния субкомпенсации у большинства больных. Изложенные выше данные позволяют утверждать, что сеансы ЛСИ существенно потенцируют действие диуретиков и способствуют оптимизации проводимой терапии. Проблема лечения больных методом иммерсии возникла сравнительно недавно и связана с интенсивными исследованиями в рамках решения проблем космонавтики по изучению эффектов невесомости.

По данным литературы [8, 9], полиурический эффект иммерсии связан с перераспределением жидких сред организма, изменением гемодинамики: увеличением УО, МО сердца, расширением почечных артерий, что влечет за собой перестройку нейрогуморальных механизмов, ответственных за регуляцию водно-электролитного обмена. Было показано снижение уровня альдостерона, ренина, изменение синтеза антидиуретического гормона в условиях водной иммерсии, что, по-видимому, способствует усилению диуреза и потенцированию мочегонных препаратов [8, 9]. Аналогичные гемодинамические изменения имеют место и в условиях «сухой» иммерсии [2], что свидетельствует о близости этих двух моделей (водной и «сухой» иммерсии). Тем не менее в водной иммерсии имеется риск существенного увеличения объема циркулирующей крови из-за проницаемости кожных покровов человека к воде [9]. К недостаткам ее следует отнести и мацерацию кожных покровов, возможность инфицирования и трудности инструментального мониторинга больного, находящегося в воде. В этом отношении ЛСИ выгодно отличается от водной: здесь действующим фактором является физическое свойство воды с феноменом «эффекта потери веса». В воде действующая сила, вертикально направленная вверх, равна численно вытесненной жидкости (закон Архимеда): человек массой тела 70 кг в воде во взвешенном состоянии весит от 0,5 до 5 кг [5]. ЛСИ существенно отличается и от традиционных ванн не только из-за малой продолжительности последних (10—15 мин); лечебный эффект общих ванн чаще рассчитан не столько на температуру, сколько на минеральный состав воды. При ЛСИ кожные покровы изолированы от водной среды и действие оказывают только ее физические свойства. Внедрение ЛСИ в клинику расширяет горизонты физиотерапевтического или немедикаментозного воздействия на больных с рефрактерным отечным синдромом.

ЛСИ не имеет существенных побочных действий, а в случае нарушения самочувствия лечебный сеанс можно прервать в любой момент.

×

About the authors

M. A. Yunusov

Moscow Medical Dental Institute named after N. A. Semashko

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Department of Therapy of the Faculty of Postgraduate Medical Education

Russian Federation, Moscow

T. V. Vinokhodova

Moscow Medical Dental Institute named after N. A. Semashko

Email: info@eco-vector.com

Department of Therapy of the Faculty of Postgraduate Medical Education

Russian Federation, Moscow

G. A. Gerasimov

Moscow Medical Dental Institute named after N. A. Semashko

Email: info@eco-vector.com

Department of Therapy of the Faculty of Postgraduate Medical Education

Russian Federation, Moscow

References

  1. Заруба А. Ю., Куценко А. И., Кухарчук В. В., Малыкова В. П. // Кардиология. — 1989. — № 9. — С. 46—49.
  2. Катков В. Н., Каккурин Л. И., Честухин В. В., Николаенко Э. Л/. // Вестн. АМН СССР. — 1987. — № 6. — С. 70—77.
  3. Молдаташев И. К. // Кардиология. — 1988. — № 12. — С. 102—103.
  4. Орлов В. Н., Юнусов М. А. // От медицины космической к медицине земной. — М., 1986.
  5. Панферова H. Е. // Гиподинамия и сердечно-сосудистая система. — М., Наука, 1977.
  6. Шульженко Е. Б., Орлов В. Н., Юнусов М. А. // В кн.: Материалы Вторых Чтений им. академика В. В. Парина. — М., 1982.
  7. Юнусов М. А., Орлов В. Н., Радзевич А. Э. и др. // В кн.: Материалы VII Всесоюзной конференции по космической биологии и авиационной медицине. — Калуга, 1982. —Ч. 1. — С. 50—51.
  8. Coruzzi P., Novarini A. // Cardiologia (ita). — 1987.—Vol. 32.- P. 759—762.
  9. Greenleaf J. E., Shvartz E., Keil L. C. // Aviat. Space., Env. Med. — 1981. — Vol. 52. — P. 329—336.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig.

Download (249KB)

© 1991 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies